"Однородные члены предложения"
план-конспект урока (русский язык, 11 класс) по теме
В данном материале представлен конспект урока-повторения раннее изученных тем в средних классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odnorodnye_chleny_predlozheniya.docx | 30.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Однородные члены предложения
(11 класс)
Цели урока:
Обучающая: привести в систему ранее изученные материалы в предыдущих классах; формирование умений: опознавать однородные члены, правильно расставлять знаки препинания;
Развивающая: совершенствовать навыки работы с текстами стихотворного и прозаического характера; развивать познавательные интересы учащихся, самостоятельное мышление, умение анализировать языковой материал, обобщать, делать выводы;
Воспитательная: любовь к жизни, ведение здорового образа жизни; профилактика вредных привычек; формирование негативного отношения к курению, алкоголю, наркоманию.
Оборудование: 1) компьютерная презентация.
2) распечатки материалов для самостоятельной работы учащихся.
3) карточки.
Используемые педтехнологии: здоровьесберегающая, создание проблемной ситуации, критическое мышление (элементы)
Ход урока
Организационный момент.
Слово учителя:
Здравствуйте, ребята, садитесь. Мне очень приятно видеть вас на этом уроке. Надеюсь, что наша работа будет успешной, плодотворной. На данном уроке мы будем повторять, закреплять, обобщать, материал изученный в 5-8 классах. Вспомним пунктуацию, проведём синтаксический разбор предложений.
II Проверка домашнего задания
Фронтальный опрос:
-Что такое полное предложение?
-Какие предложения мы называем неполными? (Это предложения с пропущенными членами, которые легко восстанавливаются благодаря предыдущими предложениями или обстановке)
-Неполные предложения где и с какой целью используются? (Неполные предложения делают речь лаконичнее, экономнее без ущерба для смысла, позволяют достичь при этом большей выразительности, передать взволнованность говорящего)
-Сфера употребления неполных предложений? ( В живой разговорной речи. Среди пословиц и поговорок также можно встретить неполные односоставные предложения)
- Вспомните пословиц и поговорок, представляющих собой неполные предложения.(ответы).
Неполные предложения часто встречаются в стихотворных текстах. Есть небольшое очень красивое стихотворение замечательного писателя Расула Гамзатова. Некоторые из его стихотворений стали песнями. Например: "Журавли", где он поднимает тему родины, тему памяти.
Ребята, внимательно читаем стихотворение Расула Гамзатова. При чтении проследите, где какой член предложения пропущен, который легко восстанавливается.
- Откуда ты, молодость?
- Я отовсюду!
- Кем будешь ты миру?
- Днём завтрашним буду.
- А где ты гнездишься?
- На кручах надежды.
- А кто тебе чужды?
- Глупцы и невежды.
- А кто, твои, молодость,
в жизни герои?
- Всех стран вольнодумцы
Со времени Трои.
(Р.Гамзатов)
Задание:
1. Найти неполные предложения; члены предложения?
2.Определить, какие члены предложения пропущены? Как можно восстановить пропущенные члены предложения?
(Ответы)
III. Объяснение материала
Примеры предложений.
Мы разобрали предложения, расставили знаки препинания в них, делали синтаксический разбор. А как можно назвать тему нашего урока? Какую цель мы преследовали на этом этапе?
( Ответы учащихся: однородными называются члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же члену предложения, являются одним и тем же членом предложения, и не зависят друг от друга. Они связаны между собой с помощью особой, перечислительной интонации или с помощью интонации и сочинительных союзов.)
Слайд №1
Знаки препинания в предложениях с однородными членами
1. Повторяющиеся слова не являются однородными членами:
а) Если служат для выражения усиления:
Например: И между нами - дожди, дожди.
Повторяющиеся слова могут образовывать сложные слова, тогда в них ставится дефис : еле-еле синий-синий
б) При повторе двух глаголов в одинаковой форме. Такие глаголы образуют простое осложненное сказуемое. Запятая внутри такого сказуемого не ставится:
Пойду посмотрю. Хожу да и хожу.
в) При наличии повторяющихся союзов в составе фразеологизмов: о том о сем, ни рыба ни мясо. Запятая внутри таких фразеологизмов не ставится.
- Перечислим разряды сочинительных союзов по значению.
Слайд№2
- Перечислим знаки препинания между однородными членами предложения. (Между однородными членами предложения может ставится запятая, точка с запятой. ; - разделяет однородные члены предложения, в случае если те распространены или осложнены обособленными членами предложения)
- Тире ставится, когда однородные члены предложения противопоставляются друг другу и не связаны.
Например:
И старичок, и я - мы оба веселились.
Обобщающие слова при однородных членах предложения.
- Какими членами предложения являются обобщающие слова при однородных членах предложения? (Обобщающие слова всегда являются тем же членом предложения, что и однородные члены)
- Какое значение в предложение вносят обобщающие слова? (Обобщающие слова обозначают более общее, родовое понятие по отношению к более частным, видовым, которые обозначаются однородными членами)
- Какие части речи могут употребляться в качестве обобщающих слов? (Местоимения и местоименные наречия)
Представьте в виде блоков (схем) обобщающие слова и однородные члены предложения.
Слайд№3
IY. Закрепление.
А теперь поработаем с текстом, автором которого является наш учитель.
Далек - далеко в одной сказочной стране живет волшебник. У него есть чудесный сад, в котором растут самые разные цветы, собранные со всего света. Среди цветов есть такие цветы, которые называются Красота, Богатство, Здоровье, Сила, Ум. Среди волшебных цветов есть самый главный. Он награждает человека качеством, от которого зависят все остальные. Этот цветок называется Здоровье. Тот, кто хочет сохранить своё здоровье, не должен знакомиться с братьями Алкоголь и Табак.
Ребята, дружите с сёстрами Красота, Сила, Физкультура и братьями Ум, Здоровье, Туризм, потому что они - ваши верные друзья.
1. Озаглавьте текст. ("Волшебный цветок")
2. Определите тему и идею.
3. Определите стиль речи.
4. Определите тип речи.
(Данный текст носит не только обучающий, но и воспитывающий характер. Автор этого текста Хомушку Мария Романовна. Это человек ведущий здоровый образ жизни. Наставник, турист. Она поднимает самые актуальные проблемы нашего времени. Раз мы говорим об этом, вы- будущее нашей страны. Поэтому от здоровья каждого человека зависит красота, сила, богатство и будущее страны. Почему? (Ответы: мини-рассуждения учащихся. С2).
Основная мысль этого текста - предостеречь каждого из вас от курения, которое является причиной многих болезней. Таких как, кариес, туберкулёз, цирроз и т.д. И от нас зависит какой выбор мы сделаем. Я думаю, что каждый из нас выберет здоровый образ жизни.
- Понравился ли вам текст? Почему? Чему он нас учит?
1.Найдите предложения с однородными членами.
2. Выпишите предложения с однородными членами. Охарактеризуйте предложения.
3. Объясните расстановку знаков препинания
4.Сделайте синтаксический разбор..
- Какой положительный заряд получил каждый из вас из этого урока?
Y. Итог урока.
YI. Домашнее задание. Упражнение . Работа по тексту
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
. Проверочная работа по темам «Однородные члены предложения»,«Обобщающие слова при однородных членах предложения», « Тире в простом предложении» 8 класс
Обобщающий контроль в двух вариантах...
"Однородные члены предложения.Знаки препинания при однородных членах предложения"
Однородные члены предложения - одно из проявлений структурно-семантической категории синтаксиса - однородности,которая обнаруживается и на уровне сложного предложения.В блоке однородных членов е...
Учебное занятие: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"
данное занятие предполагает закрепление знаний об однородных членах предложения;формирование умения находить однородные члены в предложении и ставить знаки препинания в предложениях с однородными...
презентация к учебному занятию: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"
данная презентация помогает сделать занятие более эффективным, усилить мотивацию обучающихся к изучению русского языка...
Учебное занятие по русскому языку "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами".Учебное занятие сопровождается мультимедийной презентацией.
Методическая цель: внедрение личностно ориентированных технологий обучения.Образовательные цели: - закрепление знаний об однородных членах предложения;- формирование умения находить однородные чл...
Конспект урока русского языка в 5 классе.ТЕМА: «РОЛЬ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ»
Конспект урока по ФГОС УМК Бунеев, "Школа 2100"...
8 класс Однородные члены предложения. Знаки препинания между однородными членами предложения.
8 класс Однородные члены предложения. Знаки препинания между однородными членами предложения....