Урок – соревнование . Словообразование (повторение)
материал по русскому языку (5 класс) по теме

Мамончикова Елена Борисовна

Тема: Словообразование (повторение)

Цель урока---обобщить и систематизировать материал о составе слова и словообразовании;

                       --развивать умения проводить морфемный разбор  ;

                       --формировать орфографические навыки учащихся;

                       -- воспитывать чувство коллективизма и сотрудничества;

                       --  развивать логическое мышление.

Тип  урока : комбинированный.

Вид урока : урок-соревнование.

Знать : содержание блока « Морфемика и словообразование»

Уметь : грамотно решать лигвистические задачи , связанные с морфемикой и словообразованием.

Оборудование : карточки с заданиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-sorevnovanie.docx21.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – соревнование

5 класс

Тема: Словообразование (повторение)

Цель урока---обобщить и систематизировать материал о составе слова и словообразовании;

                       --развивать умения проводить морфемный разбор  ;

                       --формировать орфографические навыки учащихся;

                       -- воспитывать чувство коллективизма и сотрудничества;

                       --  развивать логическое мышление.

Тип  урока : комбинированный.

Вид урока : урок-соревнование.

Знать : содержание блока « Морфемика и словообразование»

Уметь : грамотно решать лигвистические задачи , связанные с морфемикой и словообразованием.

Оборудование : карточки с заданиями.

Ход урока

1. Класс делится на две  команды. В ходе урока выполнение заданий оценивается баллами, которые сообщаются командам и записываются  на табло (доску). После окончания урока подводятся итоги.

2. Эпиграф (читает учитель)       Слово делится на части.

                                                          Ах,  какое это счастье!

                                                          Может каждый грамотей

                                                          Сделать слово из частей !        

3. Сообщение  ученикам цели урока-соревнования

.                                                 1  тур

1. Назовите известные вам морфемы.

2. Как найти окончание в слове? Докажите .

1 команда

2 команда

Территория, путешествие, читал

Препятствие, артиллерия, горел

3 . Какие морфемы могут входить в основу ?

4.  Докажите, что суффикс и приставка являются значимыми частями слова.

                      ( Подведение итогов  1 тура )

II тур.

1. Задание командам: из текста выписать слова, состав которых соответствует данным схемам:        

͡͡͡͡͡  □  ;     ͡͡͡͡͡   ^□;     ¬  ͡͡͡͡͡   ^□.

Над прудом поземка вьется,

Тени длинные легли.

И негреющего солнца

Красный шар висит вдали.

2. Индивидуальные задания представителям команд, которые работают у доски:

Разобрать по составу слова:

1 команда

2 команда

Матросский, привычка, снежок, подъезд

Пустынный, смолистый, придорожный, дружок

 

                     ( Подведение итогов I I тура )

                                                            III  тур

1 . Какие вы можете назвать корни с чередованием гласных?(  На доске записаны слова. Нужно выписать слова с  чередующимися гласными в корне , обозначить  орфограмму)

       Сидеть, отпереть, глядеть, загорать. Половина, положение. Косичка, прикасаться, отрасти, росинка, зорька, убегать, зажигать, зарисовать. Блистать, расстелить.

2. В это время представители команд выполняют индивидуальные задания.

Вставить пропущенные буквы. Обозначить орфограммы.

Выр…щивать, приг…гореть. Р…сток, разл…жить, сл…гаемое, р…астительный, заг…р, отр…сль, уб…рать.

                           (   Подведение итогов iii тура )

                                                                  IV  тур

1. Как убедиться, что корень в слове найден правильно?

    Определите, одинаковые  ли корни  в словах гора-гореть, вода-водить, мирный-замирать ?

( К каждому слову в паре подобрать однокоренное .Как называются подобные корни?)

2. Игра « Кто больше ?»

Записать слова с корнями

Говор-( 1 команда)

Вод- (2 команда)

                                ( Подведение итогов IV тура )

 

                                                                   V тур

1. Как образуются сложные слова?

2. Решите кроссворд:

1

с

д

2

а

о

3

м

х

4

о

5

р

л

6

а

е

7

п

т

1. Специалист по разведению садов.

2. Локомотив с паровым двигателем.

3. Канал для выхода дыма из трубы.

4. Русская народная игра-пляска.

5. Лес, поваленный бурей.

6. Стихийное совершение какого-нибудь дела, работы

7. Огнестрельное оружие.

 

Подведение итогов соревнования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка "Повторение и обобщение знаний по разделу "Словообразование и орфография"

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе. Тип урока - повторительно-обобщающий, форма урока - игра "Умницы и умники 5 класса".базовая технология - игроваяЦели урока:- закрепление получе...

Конспект урока русского языка "Повторение изученного по морфемике и словообразованию в 9 классе"

Конспект урока русского языка по теме "Повторение изученного по морфемике и словообразованию в 9 классе" разработан в соответствии с требованиями "Программы" по русскому языку для учащихся общеобразов...

Урок-соревнование по теме «Повторение и обобщение по разделу “Синтаксис”» с презентацией

Урок-соревнование по теме"Синтаксис" позволит обобщить знания в нетрадиционной форме. Здесь использованы различные задания, активизирующие познавательную деятельность учащихся, воспитывающие интерес к...

Урок–соревнование по русскому языку Письмо. Орфография. Повторение изученного в начальных классах.

Цели урока:1. Обобщить и закрепить знания учащихся по теме урока.2. Способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся: речь, внимание, память, мышление, наблюдательность.3. Способствовать...