урок русского языка "Повторение и обобщение знаний по разделу "Словообразование и орфография"
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе. Тип урока - повторительно-обобщающий, форма урока - игра "Умницы и умники 5 класса".

базовая технология - игровая

Цели урока:

- закрепление полученных  знаний  по морфемике, словообразованию и орфографии;

- формирование навыков  правильного определения способов словообразования, условий  выбора изученных орфограмм;

- развитие быстроты мышления, памяти, внимания;

- воспитание интереса к изучению русского языка через игровые технологии.

 

 

 

Ход урока:

I этап:

Организационный момент  1 мин.

приветствие учителя:

- Добрый день, ребята! Я вам сегодня доброго, лучшего в жизни желаю!

Этическая минутка:

Зеркальная комната

Во дворце одного очень богатого хана была зеркальная комната. Все стены, пол и потолок в ней были из зеркал. Однажды в этот зал попала собака и застыла, как вкопанная. Со всех сторон ее окружали собаки. Она оскалилась. Зеркала многократно отразили ее оскал, и собаки вокруг тоже показали клыки. Собака в ужасе залаяла, и эхо вновь многократно отразило ее лай. Всю ночь собака металась по залу, лаяла и кидалась на мнимых зеркальных врагов. Утром ее нашли бездыханной.
А все могло сложиться иначе, будь она немного дружелюбнее и протяни лапу и повиляй приветливо хвостом, вместо злобного оскала. 

Ребята, чему учит притча? Какую мысль хотел донести до нас автор?
 Мораль:
Мир — большое зеркало, которое отражает наш внутренний мир и возвращает нам  наше отношение к жизни. Хотите, чтобы вас окружали теплые и светлые люди и события, - самим надо стать теплым и светлым. Улыбнитесь, и весь мир вокруг улыбнется вам в ответ. Вот на такой позитивной ноте мы и начнём наш урок.

 

II этап.

Тема и целевая установка для уч-ся:

- Совсем недавно мы с вами прошли один такой интересный и серьёзный раздел лингвистики как «Словообразование и орфография». 

- Сегодня  на уроке мы с вами закрепим  понятия  морфемики  и словообразования; вспомним, как, с помощью чего  образуются слова в русском языке, вспомним правила на правописание а-о в корнях с чередованием, о-ё в корне после шипящих. Вспомним  все определения, связанные с изученным материалом, отточим морфемный и словообразовательный разборы. Урок наш так незатейливо и называется: «Повторение и обобщение знаний по разделу «Словообразование и орфография».  Вы получили опережающее задание: повторить  параграфы, связанные с разделом из 1 и 2 частей вашего учебника. Повторили?

 А чтобы нам было интересно, и урок прошёл динамично, предлагаю провести его  в форме  интеллектуальной ИГРЫ   «Умники и умницы».  

III этап.  2 мин.

Знакомство с правилами игры:

- наша игра будет состоять из отборочного тура,  которых содержит 19 вопросов. В ходе отборочного тура вы должны  дать как можно больше точных ответов, чтобы выйти в финал. За каждый правильный ответ вы получите орден.  После  отборочного тура те учащиеся, которые наберут наибольшее количество орденов,  выходят в  финал и вот на этих разноцветных дорожках  будут оспаривать звание Умника 5 класса по русскому языку в разделе «Словообразование и орфография».

- очень важно соблюдать дисциплину и дослушивать вопрос до конца;

- обратите внимание. У каждого из вас есть сигнальная карточка определённого цвета и номера. Запомните свой цвет и номер.

- Если вы знаете ответ на поставленный вопрос, то поднимаете вверх свою сигнальную карточку. Кто первый это сделает, тот и удостаивается права отвечать первым;

- ответы следует давать полные.

Воспитательный момент:    следуя морали прочитанной притчи, давайте сохраним атмосферу добра, взаимопонимания, дружбы, но при этом не забудем и про дух соревнования.

- Помогать оценивать правильность ваших  ответов будет  наше жюри: Худаева Л.А., Иванова Е.Г. и я.

Итак, внимание! Мы начинаем. Будьте предельно внимательны и точны!

 

 

IV этап   7 мин

  ОТБОРОЧНЫЙ ТУР

1.        Как называется наука, которая изучает язык?

( лингвистика)

2.С какими разделами лингвистики вы уже знакомы?

(фонетика,  морфемика, словообразование, орфография)

3.      Что изучает орфография?

(это раздел лингвистики, изучающий правила написания слов)

4.      С какими  правилами орфографии вы познакомились на предыдущих уроках?

(правописание А-О в корнях с чередованием, О-Ё после шипящих в корнях слов).

5.      Мы знаем, что правописание корней с чередованием подчиняется особому правилу. Какому? ( называют корни, объясняют условия выбора гласной)

6.      Что изучает морфемика?

 (морфемный состав слова)

7.      Как   научно называется часть слова?

( морфема)

 

8.      В каком порядке производится морфемный разбор?

(окончание, основа, приставка, суффикс, корень)

9.      С какой целью производится  морфемный разбор слова? (с целью выделения значимых частей, морфем, из которых состоит слово.)

10.  Назовите  словообразовательные морфемы.

                (приставка,  суффикс)

7. Назовите формообразующую морфему (окончание)

8.  Почему корень называют главной морфемой?

(без него слово не может существовать, от значения корня зависит лексическое значение слова. Именно в корне заключено значение, общее для всех однокоренных слов)

10. Что является основным путём пополнения словарного состава русского языка?

(словообразование)

11. Что изучает словообразование?

(это раздел лингвистики, изучающий законы образования слов)

Действительно, разве не интересно узнать, как появляются в языке новые слова?

12. Итак,  назовите основные способы словообразования. (суффиксальный, приставочный, сложение, приставочно-суффиксальный).

13.  Какой способ словообразования называется приставочным? Приведите пример. (например, доехать-------исходное слово ехать + приставка до-)

14. Какой способ словообразования называется суффиксальным? Приведите пример. (Бородач---- исходное слово борода+ суффикс -ач-)

15. Что представляет собой исходное слово?

(это часть слова, к которой присоединяется морфема)

16.  Что такое словообразовательная пара?

(два однокоренных слова, одно из которых непосредственно образовано от другого)

17.  Что представляет собой  словообразовательная цепочка?

(ряд однокоренных слов, которые последовательно образуются друг от друга)

18. Какой способ словообразования называется сложением? Приведите пример.

(такой способ словообразования, при котором происходит объединение исходных частей слов с помощью гласных О, Е или без них: )

19. Чем, на ваш взгляд, связаны словообразование и орфография?(правописанием морфем: есть правила правописания корней, суффиксов, приставок)

Молодцы!

Отборочный тур закончен! Подсчитываем количество заработанных  ОРДЕНОВ. В финал выходят те ребята, которые набрали 4-5 орденов.

V. Финал.  15мин.

Использование  интерактивной доски. Вопросы  воспроизводятся на экране.

Вопросы красной дорожки:

1.      В чём разница между морфемным и словообразовательным разбором?

2.      Перед вами морфемные модели. Подберите по одному существительному к каждой, определите способ словообразования  существительных:

 корень+ ист, за+корень, корень+иц-а. Ответы записываются на доске, определяется способ словообразования.

Вопросы зелёной дорожки:

1.      Перед вами фотоколлаж. Укажите названия изображённых предметов, произведите морфемный и словообразовательный разборы с двумя из них.

2.       Перед вами предложение:  Прикосновение солнца дарит тепло. Найдите в предложении слово с изученной орфограммой. Определите условие выбора пропущенной  орфограммы.

  1.    Как вы понимаете понятие «поморфемное письмо»? Запишите слова  радость, мудрейший  приёмом поморфемного письма

 (деление слова на морфемы по ходу его написания)

(рад-ость, мудр-ейш-ий)

  1. Перед вами слова с  «зашифрованными»  гласными в корне.  Расшифруйте их, определите   условия выбора изученной орфограммы:  . д…брота ,  счас…ливый, прик…снуться,  со…нце,  прил…гать, ж…знерадос…ный, ж…лтый.

Вопросы жёлтой дорожки:                                                                 

1.      Какая морфема объединяет  данное словообразовательное гнездо свет, светлый, светить, освещать, светильник? Расскажите о ней.

2.      Расскажите, чем отличаются словообразующие и формообразующие морфемы?

3.       Назовите слова – исключения из орфограммы «А_О в корнях с чередованием».   

(Игра должна идти динамично. В игре важно думать и реагировать быстро).

VI. Определение победителей игры. Вручение дипломов.

VII. Рефлексия.  5 мин.

Понравился ли вам урок? Чем?  (Как вам кажется, такая форма урока позволяет лучше запоминать изученный материал?)

VIII. Выставление оценок: кто на дорожках получают «5».

IX. Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе: параграф №39, 40, 41.

 

 

 

 

 

 Ход урока:

I этап:

Организационный момент  1 мин.

приветствие учителя:

- Добрый день, ребята! Я вам сегодня доброго, лучшего в жизни желаю!

Этическая минутка:

Зеркальная комната

Во дворце одного очень богатого хана была зеркальная комната. Все стены, пол и потолок в ней были из зеркал. Однажды в этот зал попала собака и застыла, как вкопанная. Со всех сторон ее окружали собаки. Она оскалилась. Зеркала многократно отразили ее оскал, и собаки вокруг тоже показали клыки. Собака в ужасе залаяла, и эхо вновь многократно отразило ее лай. Всю ночь собака металась по залу, лаяла и кидалась на мнимых зеркальных врагов. Утром ее нашли бездыханной.
А все могло сложиться иначе, будь она немного дружелюбнее и протяни лапу и повиляй приветливо хвостом, вместо злобного оскала. 

Ребята, чему учит притча? Какую мысль хотел донести до нас автор?
 Мораль:
Мир — большое зеркало, которое отражает наш внутренний мир и возвращает нам  наше отношение к жизни. Хотите, чтобы вас окружали теплые и светлые люди и события, - самим надо стать теплым и светлым. Улыбнитесь, и весь мир вокруг улыбнется вам в ответ. Вот на такой позитивной ноте мы и начнём наш урок.

 

II этап.

Тема и целевая установка для уч-ся:

- Совсем недавно мы с вами прошли один такой интересный и серьёзный раздел лингвистики как «Словообразование и орфография». 

- Сегодня  на уроке мы с вами закрепим  понятия  морфемики  и словообразования; вспомним, как, с помощью чего  образуются слова в русском языке, вспомним правила на правописание а-о в корнях с чередованием, о-ё в корне после шипящих. Вспомним  все определения, связанные с изученным материалом, отточим морфемный и словообразовательный разборы. Урок наш так незатейливо и называется: «Повторение и обобщение знаний по разделу «Словообразование и орфография».  Вы получили опережающее задание: повторить  параграфы, связанные с разделом из 1 и 2 частей вашего учебника. Повторили?

 А чтобы нам было интересно, и урок прошёл динамично, предлагаю провести его  в форме  интеллектуальной ИГРЫ   «Умники и умницы».  

III этап.  2 мин.

Знакомство с правилами игры:

- наша игра будет состоять из отборочного тура,  которых содержит 19 вопросов. В ходе отборочного тура вы должны  дать как можно больше точных ответов, чтобы выйти в финал. За каждый правильный ответ вы получите орден.  После  отборочного тура те учащиеся, которые наберут наибольшее количество орденов,  выходят в  финал и вот на этих разноцветных дорожках  будут оспаривать звание Умника 5 класса по русскому языку в разделе «Словообразование и орфография».

- очень важно соблюдать дисциплину и дослушивать вопрос до конца;

- обратите внимание. У каждого из вас есть сигнальная карточка определённого цвета и номера. Запомните свой цвет и номер.

- Если вы знаете ответ на поставленный вопрос, то поднимаете вверх свою сигнальную карточку. Кто первый это сделает, тот и удостаивается права отвечать первым;

- ответы следует давать полные.

Воспитательный момент:    следуя морали прочитанной притчи, давайте сохраним атмосферу добра, взаимопонимания, дружбы, но при этом не забудем и про дух соревнования.

- Помогать оценивать правильность ваших  ответов будет  наше жюри: Худаева Л.А., Иванова Е.Г. и я.

Итак, внимание! Мы начинаем. Будьте предельно внимательны и точны!

IV этап   7 мин

  ОТБОРОЧНЫЙ ТУР

1.        Как называется наука, которая изучает язык?

( лингвистика)

2.С какими разделами лингвистики вы уже знакомы?

(фонетика,  морфемика, словообразование, орфография)

3.      Что изучает орфография?

(это раздел лингвистики, изучающий правила написания слов)

4.      С какими  правилами орфографии вы познакомились на предыдущих уроках?

(правописание А-О в корнях с чередованием, О-Ё после шипящих в корнях слов).

5.      Мы знаем, что правописание корней с чередованием подчиняется особому правилу. Какому? ( называют корни, объясняют условия выбора гласной)

6.      Что изучает морфемика?

 (морфемный состав слова)

7.      Как   научно называется часть слова?

( морфема)

 

8.      В каком порядке производится морфемный разбор?

(окончание, основа, приставка, суффикс, корень)

9.      С какой целью производится  морфемный разбор слова? (с целью выделения значимых частей, морфем, из которых состоит слово.)

10.  Назовите  словообразовательные морфемы.

                (приставка,  суффикс)

7. Назовите формообразующую морфему (окончание)

8.  Почему корень называют главной морфемой?

(без него слово не может существовать, от значения корня зависит лексическое значение слова. Именно в корне заключено значение, общее для всех однокоренных слов)

10. Что является основным путём пополнения словарного состава русского языка?

(словообразование)

11. Что изучает словообразование?

(это раздел лингвистики, изучающий законы образования слов)

Действительно, разве не интересно узнать, как появляются в языке новые слова?

12. Итак,  назовите основные способы словообразования. (суффиксальный, приставочный, сложение, приставочно-суффиксальный).

13.  Какой способ словообразования называется приставочным? Приведите пример. (например, доехать-------исходное слово ехать + приставка до-)

14. Какой способ словообразования называется суффиксальным? Приведите пример. (Бородач---- исходное слово борода+ суффикс -ач-)

15. Что представляет собой исходное слово?

(это часть слова, к которой присоединяется морфема)

16.  Что такое словообразовательная пара?

(два однокоренных слова, одно из которых непосредственно образовано от другого)

17.  Что представляет собой  словообразовательная цепочка?

(ряд однокоренных слов, которые последовательно образуются друг от друга)

18. Какой способ словообразования называется сложением? Приведите пример.

(такой способ словообразования, при котором происходит объединение исходных частей слов с помощью гласных О, Е или без них: )

19. Чем, на ваш взгляд, связаны словообразование и орфография?(правописанием морфем: есть правила правописания корней, суффиксов, приставок)

Молодцы!

Отборочный тур закончен! Подсчитываем количество заработанных  ОРДЕНОВ. В финал выходят те ребята, которые набрали 4-5 орденов.

V. Финал.  15мин.

Использование  интерактивной доски. Вопросы  воспроизводятся на экране.

Вопросы красной дорожки:

1.      В чём разница между морфемным и словообразовательным разбором?

2.      Перед вами морфемные модели. Подберите по одному существительному к каждой, определите способ словообразования  существительных:

 корень+ ист, за+корень, корень+иц-а. Ответы записываются на доске, определяется способ словообразования.

Вопросы зелёной дорожки:

1.      Перед вами фотоколлаж. Укажите названия изображённых предметов, произведите морфемный и словообразовательный разборы с двумя из них.

2.       Перед вами предложение:  Прикосновение солнца дарит тепло. Найдите в предложении слово с изученной орфограммой. Определите условие выбора пропущенной  орфограммы.

  1.    Как вы понимаете понятие «поморфемное письмо»? Запишите слова  радость, мудрейший  приёмом поморфемного письма

 (деление слова на морфемы по ходу его написания)

(рад-ость, мудр-ейш-ий)

  1. Перед вами слова с  «зашифрованными»  гласными в корне.  Расшифруйте их, определите   условия выбора изученной орфограммы:  . д…брота ,  счас…ливый, прик…снуться,  со…нце,  прил…гать, ж…знерадос…ный, ж…лтый.

Вопросы жёлтой дорожки:                                                                 

1.      Какая морфема объединяет  данное словообразовательное гнездо свет, светлый, светить, освещать, светильник? Расскажите о ней.

2.      Расскажите, чем отличаются словообразующие и формообразующие морфемы?

3.       Назовите слова – исключения из орфограммы «А_О в корнях с чередованием».   

(Игра должна идти динамично. В игре важно думать и реагировать быстро).

VI. Определение победителей игры. Вручение дипломов.

VII. Рефлексия.  5 мин.

Понравился ли вам урок? Чем?  (Как вам кажется, такая форма урока позволяет лучше запоминать изученный материал?)

VIII. Выставление оценок: кто на дорожках получают «5».

IX. Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе: параграф №39, 40, 41.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тип урока: повторительно-обобщающий

Форма урока: урок-игра  

Базовая технология: игровая

Оборудование урока:

- мультимедиа проектор

- экран

- презентационный материал

Атрибутика урока: квадратные пронумерованные сигнальные карточки, круглые ордена

Тема урока: Игра «Умницы и умники 5 класса»

(Повторение и обобщение знаний  по разделу «Словообразование и орфография»)

Цели урока:

- закрепление полученных  знаний  по морфемике, словообразованию и орфографии;

- формирование навыков  правильного определения способа словообразования, условий  выбора изученных орфограмм;

- развитие быстроты мышления, памяти, внимания;

- воспитание интереса к изучению русского языка через игровые технологии.

Ход урока:

I этап:

Организационный момент  1 мин.

приветствие учителя:

- Добрый день, ребята! Я вам сегодня доброго, лучшего в жизни желаю!

Этическая минутка:

Зеркальная комната

Во дворце одного очень богатого хана была зеркальная комната. Все стены, пол и потолок в ней были из зеркал. Однажды в этот зал попала собака и застыла, как вкопанная. Со всех сторон ее окружали собаки. Она оскалилась. Зеркала многократно отразили ее оскал, и собаки вокруг тоже показали клыки. Собака в ужасе залаяла, и эхо вновь многократно отразило ее лай. Всю ночь собака металась по залу, лаяла и кидалась на мнимых зеркальных врагов. Утром ее нашли бездыханной.
А все могло сложиться иначе, будь она немного дружелюбнее и протяни лапу и повиляй приветливо хвостом, вместо злобного оскала. 

Ребята, чему учит притча? Какую мысль хотел донести до нас автор?
 
Мораль:
Мир — большое зеркало, которое отражает наш внутренний мир и возвращает нам  наше отношение к жизни.
Хотите, чтобы вас окружали теплые и светлые люди и события, - самим надо стать теплым и светлым. Улыбнитесь, и весь мир вокруг улыбнется вам в ответ. Вот на такой позитивной ноте мы и начнём наш урок.

II этап.

Тема и целевая установка для уч-ся:

- Совсем недавно мы с вами прошли один такой интересный и серьёзный раздел лингвистики как «Словообразование и орфография».  

- Сегодня  на уроке мы с вами закрепим  понятия  морфемики  и словообразования; вспомним, как, с помощью чего  образуются слова в русском языке, вспомним правила на правописание а-о в корнях с чередованием, о-ё в корне после шипящих. Вспомним  все определения, связанные с изученным материалом, отточим морфемный и словообразовательный разборы. Урок наш так незатейливо и называется: «Повторение и обобщение знаний по разделу «Словообразование и орфография».  Вы получили опережающее задание: повторить  параграфы, связанные с разделом из 1 и 2 частей вашего учебника. Повторили?

 А чтобы нам было интересно, и урок прошёл динамично, предлагаю провести его  в форме  интеллектуальной ИГРЫ   «Умники и умницы».  

III этап.  2 мин.  

Знакомство с правилами игры:

- наша игра будет состоять из отборочного тура,  которых содержит 19 вопросов. В ходе отборочного тура вы должны  дать как можно больше точных ответов, чтобы выйти в финал. За каждый правильный ответ вы получите орден.  После  отборочного тура те учащиеся, которые наберут наибольшее количество орденов,  выходят в  финал и вот на этих разноцветных дорожках  будут оспаривать звание Умника 5 класса по русскому языку в разделе «Словообразование и орфография».

- очень важно соблюдать дисциплину и дослушивать вопрос до конца;

- обратите внимание. У каждого из вас есть сигнальная карточка определённого цвета и номера. Запомните свой цвет и номер.

- Если вы знаете ответ на поставленный вопрос, то поднимаете вверх свою сигнальную карточку. Кто первый это сделает, тот и удостаивается права отвечать первым;

- ответы следует давать полные.

Воспитательный момент:    следуя морали прочитанной притчи, давайте сохраним атмосферу добра, взаимопонимания, дружбы, но при этом не забудем и про дух соревнования.

- Помогать оценивать правильность ваших  ответов будет  наше жюри: Худаева Л.А., Иванова Е.Г. и я.

Итак, внимание! Мы начинаем. Будьте предельно внимательны и точны!

IV этап   7 мин

  ОТБОРОЧНЫЙ ТУР

  1.  Как называется наука, которая изучает язык?

( лингвистика)

2.С какими разделами лингвистики вы уже знакомы?

(фонетика,  морфемика, словообразование, орфография)

  1. Что изучает орфография?

(это раздел лингвистики, изучающий правила написания слов)

  1. С какими  правилами орфографии вы познакомились на предыдущих уроках?

(правописание А-О в корнях с чередованием, О-Ё после шипящих в корнях слов).

  1. Мы знаем, что правописание корней с чередованием подчиняется особому правилу. Какому? ( называют корни, объясняют условия выбора гласной)
  2. Что изучает морфемика?

 (морфемный состав слова)

  1. Как   научно называется часть слова?

( морфема)

  1. В каком порядке производится морфемный разбор?

(окончание, основа, приставка, суффикс, корень)

  1. С какой целью производится  морфемный разбор слова? (с целью выделения значимых частей, морфем, из которых состоит слово.)
  2. Назовите  словообразовательные морфемы.

                (приставка,  суффикс)

7. Назовите формообразующую морфему (окончание)

8.  Почему корень называют главной морфемой?

(без него слово не может существовать, от значения корня зависит лексическое значение слова. Именно в корне заключено значение, общее для всех однокоренных слов)

10. Что является основным путём пополнения словарного состава русского языка?

(словообразование)

11. Что изучает словообразование?

(это раздел лингвистики, изучающий законы образования слов)

Действительно, разве не интересно узнать, как появляются в языке новые слова?

12. Итак,  назовите основные способы словообразования. (суффиксальный, приставочный, сложение, приставочно-суффиксальный).

13.  Какой способ словообразования называется приставочным? Приведите пример. (например, доехать-------исходное слово ехать + приставка до-)

14. Какой способ словообразования называется суффиксальным? Приведите пример. (Бородач---- исходное слово борода+ суффикс -ач-)

15. Что представляет собой исходное слово?

(это часть слова, к которой присоединяется морфема)

16.  Что такое словообразовательная пара?

(два однокоренных слова, одно из которых непосредственно образовано от другого)

17.  Что представляет собой  словообразовательная цепочка?

(ряд однокоренных слов, которые последовательно образуются друг от друга)

18. Какой способ словообразования называется сложением? Приведите пример.

(такой способ словообразования, при котором происходит объединение исходных частей слов с помощью гласных О, Е или без них: )

19. Чем, на ваш взгляд, связаны словообразование и орфография?(правописанием морфем: есть правила правописания корней, суффиксов, приставок)

Молодцы!

Отборочный тур закончен! Подсчитываем количество заработанных  ОРДЕНОВ. В финал выходят те ребята, которые набрали 4-5 орденов.

V. Финал.  15мин.

Использование  интерактивной доски. Вопросы  воспроизводятся на экране.

Вопросы красной дорожки:

  1. В чём разница между морфемным и словообразовательным разбором?
  2. Перед вами морфемные модели. Подберите по одному существительному к каждой, определите способ словообразования  существительных:

 корень+ ист, за+корень, корень+иц-а. Ответы записываются на доске, определяется способ словообразования.

Вопросы зелёной дорожки:

  1. Перед вами фотоколлаж. Укажите названия изображённых предметов, произведите морфемный и словообразовательный разборы с двумя из них.
  2.  Перед вами предложение:  Прикосновение солнца дарит тепло. Найдите в предложении слово с изученной орфограммой. Определите условие выбора пропущенной  орфограммы.
  3.    Как вы понимаете понятие «поморфемное письмо»? Запишите слова  радость, мудрейший  приёмом поморфемного письма

 (деление слова на морфемы по ходу его написания)

(рад-ость, мудр-ейш-ий)

  1. Перед вами слова с  «зашифрованными»  гласными в корне.  Расшифруйте их, определите   условия выбора изученной орфограммы:  . д…брота ,  счас…ливый, прик…снуться,  со…нце,  прил…гать, ж…знерадос…ный, ж…лтый.

Вопросы жёлтой дорожки:        

  1. Какая морфема объединяет  данное словообразовательное гнездо свет, светлый, светить, освещать, светильник? Расскажите о ней.
  2. Расскажите, чем отличаются словообразующие и формообразующие морфемы?
  3.  Назовите слова – исключения из орфограммы «А_О в корнях с чередованием».  

(Игра должна идти динамично. В игре важно думать и реагировать быстро).

VI. Определение победителей игры. Вручение дипломов.

VII. Рефлексия.  5 мин.

Понравился ли вам урок? Чем?  (Как вам кажется, такая форма урока позволяет лучше запоминать изученный материал?)

VIII. Выставление оценок: кто на дорожках получают «5».

IX. Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе: параграф №39, 40, 41.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 9 классе"Обобщение знаний о бессоюзных сложных предложениях"

Основной целью этого урока является развитие навыков пунктуационного анализа предложения, умение обобшать, сравнивать и делать выводы о бессоюзных сложных предложениях на примере отрывков из романа А....

Урок: Африка:контроль и обобщение знаний

Уроки обобщающего повторения позволя­ют учащимся приобретать новые знания на ба­зе систематизации и обобщения пройденного материала. Учитель, используя творческий под­ход, может провести эти уроки в н...

Урок-игра по теме "Обобщение знаний по теме "Химическая связь. Электролитическая диссоциация" 9 класс

Обобщение знаний в 9классе по теме "Химическая связь. Электролитическая диссоциация" по программе П.А. Оржековского предлагаю в виде урока-игры. На четырех станциях игроки четырех команд поочередно вы...

Урок в 9 классе: "Обобщение знаний по западным районам России"

Цель урока:закрепить знания об изученных экономических районах;повторить характерные черты каждого района....

Урок химии в 8классе Обобщение знаний по теме Первоначальные химические понятия

Сценарий урока химии в 8 классе. Тема - Обобщение знаний по теме первоначальные химические понятия. Урок систематизации, коррекции знанийи подготовке к контрольной работе...

Путешествие в город Местоимёнск (комплексный урок систематизации, повторения и обобщения знаний, умений и навыков по теме «Местоимение как часть речи»)

Данный урок, построенный на использовании в течение всего времени активных методов обучения, связан с предыдущими уроками как урок повторения и обобщения знаний теории по теме «Местоимение как часть р...

Бинарный урок-десант "Систематизация и обобщение знаний по теме "Причастие".

Давнный урок помогает систематизировать и проверить знания учащихся по теме "Причастие", а также помогает задуматься об отношении к окружающей среде. (экологизация учебного процесса)...