Методическая разработка по русскому языку в 5 классе по теме «Приставка».
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков!
Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них.
В разнообразии приставок таится разнообразие смысла.
К.Чуковский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pristavka_5_klass.docx | 25.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по русскому языку в 5 классе по теме «Приставка».
Цели:
Образовательные:
*подвести к пониманию приставки как значимой части слова;
*отработать навык выделения приставок в слове;
*продолжить формирование представления о морфемах.
Развивающие:
*развитие орфографической зоркости;
*развивать интерес к языку и речевому творчеству.
Воспитательные:
*воспитывать любовь к природе, ее обитателям;
*развивать умение контролировать себя во время работы (осанка).
Оборудование: презентация, карточки с заданиями для самостоятельной работы, учебник.
Ход урока.
1.Организационный момент. Мотивация к учебе.
Здравствуйте, ребята. Прежде чем начать работу, давайте вспомним правила вежливости на уроке.
1.На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
2.Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать.
В стране родного языка
Не все известно нам пока.
Но путешествовать начнем
И сами до всего дойдем.
Открыли тетради.
Слайд 1.
Двадцать первое января.
Классная работа.
2.Словарная работа.
Слайд 2.
(Изображения: конфета, корзина, костюм, пианино, гитара, велосипед).
-Записать слова в столбик.
-Поставить ударение, подчеркнуть непроверяемые гласные.
-Образовать с помощью суффикса однокоренные слова и записать их. Суффиксы выделить.
3. Проверка словарной работы.
4.Фронтальный опрос.
Слайд 3.
-Какие морфемы вы знаете?
-С помощью каких морфем образуются новые слова?
-Для чего служит окончание?
-В определениях корня и суффикса есть слово «значимый». Как вы понимаете это определение?
-Как вы думаете, приставка это значимая часть слова?
(Да, потому что с помощью приставки образуются новые слова). Правильно.
Давайте докажем это. Итак, над какой морфемой мы сегодня будем работать? (Над приставкой)
5.Сообщение темы урока.
Слайд 4.
Тема: Приставка.
Слайд 5.
Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла.
К.Чуковский
Обратимся к эпиграфу. О какой морфеме говорит К.Чуковский? Почему ее называют значимой частью слова? Как вы думаете, есть ли приставка у самого слова ПРИСТАВКА ? (Есть, она употребляется в значении «присоединения», приставляется к другой морфеме- корню).
6.Наблюдение над приставками.
Исследовательская работа по учебнику. Стр. 21, упр.416.
Прочитайте отрывки из сказки. Кто помнит, как называется эта сказка? Найдите и выпишите из упр.416 слово с приставкой В- .(входят) Как вы думаете, что обозначает эта приставка?(движение внутрь)Найдите слово с приставкой ВЫ-.(выезжают) Запишите . Какое она имеет значение?(движение откуда- либо, изнутри)
Слайд 6.
Сравните по лексическому значению слова с приставками ВЫ- и В- .
Вбежать- выбежать
Внести- вынести
Входить- выходить
Как называются такие слова?
Прочитайте слова 1столбика. Назовите приставку. Какое значение она придает словам? Прочитайте слова 2 столбика. Какая приставка в этих словах? Чем слова отличаются? (Разные приставки) Да, по составу эти слова отличаются только приставками. Значит, приставка может изменять значение слова на противоположное. Как называются такие слова? (Антонимы).
Обратимся к учебнику. Найдем в упр. 416 слово с приставкой ПРИ - .(Приближался) Что обозначает эта приставка? (Приближение). Запомните, если слово обозначает приближение, пишется приставка ПРИ- . Приведите 3 примера с этой приставкой и с этим значением. Запишите. Приставку выделите. (Проверить).
Многие приставки имеют 2 и более значений.
Слайд 7.
Отдежурить Оттащить
Отработать Отплыть
Отзвучать Отклеить
Давайте прочитаем слова по столбикам, назовем приставки и их значение.
(1-окончательное выполнение действия, 2- движение в сторону). Итак, какие выводы о приставке мы можем сделать? (Приставка- значимая часть слова. Она образует новые слова.)
-Ребята, где в слове стоит приставка?
-В начале слова.
-А вы знаете, что приставка иногда играет с нами в прятки.
Слайд 8.
Водопровод
Газопровод
Громоотвод
Что вы можете сказать об этих словах? (Сложные существительные, в них 2корня. Но кроме соединительной гласной перед 2 корнем стоит приставка).
Какой вывод сделаем?(Приставка может стоять в сложных словах перед 2 корнем)
Физминутка.
Я называю слова. Если в слове есть приставка, то вы встаете на носочки и поднимаете руки вверх. Если приставки нет- руки на пояс.
Подбежал, замок, унесла, дорога, запели, выход, лесной.
7. Закрепление.
Самостоятельная работа с текстом. (Текст у каждого на парте)
Наполняется жизнью зимний лес. Вот постучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик. Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрый бельчонок.
Задания к тексту:
1. Определите стиль речи.
2. Найдите глаголы с приставкой, приставку выделите.
3. В выделенном предложении подчеркните грамматическую основу.
Работы сдают на проверку в конце урока.
8. Игра «Найди приставки». Слова с приставками выписать в 1 столбик, без приставок во 2.
Слайд 9.
Ворваться, воевать, вогнать.
Добраться, домашний, доброта.
Предвидеть, предмет.
Заработок, зарево.
Сотрудник, соловей, соединит.
Работа проверяется.
9.Слайд 10. Закончи пословицы.
С кем поведешься, от того и… . (наберешься)
Что посеешь, то и … . (пожнешь)
Из песни слова не … . (выкинешь)
Выше головы не … . (прыгнешь)
Найдите слова с приставками, выделите их.
Пропущенные слова вставляем устно. По щелчку заканчиваем предложение.
Списать, выполнить задание.
10. Итог урока.
-Что такое приставка?
-Что нового вы узнали о приставках?
-Не ошибетесь ли при определении приставки?
11. Слайд 11.Д/з упр.417.
Слайд 12.
МОЛОДЦЫ.
Ход урока.
1.Организационный момент. Мотивация к уроку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".
Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....
Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.
Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...
Методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему: "Состав слова"
В данной методической разработке представлен конспект урока во втором классе на тему "Состав слова"....
Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме "Слитное/раздельное написание НЕ с прилагательными".
Комбинированный урок (изучение нового материала с элементами повторения)....
Методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме "Тире между подлежащим и сказуемым".
Комбинированный урок (изучение нового материала с элементами повторения)....
Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.
Тема: Обобщение знаний об имени существительном.Цель урока:Образовательная:· обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...
Методическая разработка урока русского языка и литературы по теме: "Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова" (http://metodisty.ru).
Комбинированный урок русского языка и литературы:обобщение и систематизация знаний обучающихся по теме «Жанры публицистического стиля» и изучениие нового материала по теме «Очерк жизни и творчества Н....