Методическая копилка
учебно-методический материал по русскому языку по теме

материалы по педагогическм технологиям

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon refleksiya_v_nachale_uroka.doc28 КБ
Microsoft Office document icon pedtekhnologii.doc139.5 КБ
Microsoft Office document icon vidy_obrazovat_tekhnologiy.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приемы организации ситуации успеха на уроке

1.Эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

2. «Слова».

Учитель детям раздаёт листы бумаги и просит написать их за пять минут все слова, которые относятся к теме, которую предстоит изучать. За пять минут все учащиеся выполнят задание и подсчитают, сколько слов им удалось написать. Их количество на каждом из листочков будет разным, потому что у каждого учащегося разная степень готовности усваивать новый материал. (Некоторые списки можно зачитать).

3. «Угадай сказку» (или рассказ). По опорным словам отгадай название рассказа из раздела.

4. Методика «Настроение».

-Здравствуйте, кто, может быть, не выспался. Здравствуйте те, у кого плохое настроение. Здравствуйте те, кто с нетерпением ждет каникул. Здравствуйте те, кто сегодня будет хорошо, активно работать на уроке.

- Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, передайте теплоту своего сердца друг другу. Возьмитесь за руки и мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом, любви, радости и успеха.

- Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Садитесь.

5. “Букет настроения”. В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока я говорю: “ Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой”.

6.Стихотворение, настройка на активную работу на уроке:

Прозвенел уже урок,                                Итак, не будем бить баклуши.

Начинаем наш урок.                                 Вы засучите рукава.

Мы друг к другу повернемся                  Задания приготовьтесь слушать,

И, конечно, улыбнемся.                           Чтоб не кружилась голова.

Пожелаю вам, друзья,

Я ни пуха ни пера!

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Снова сесть за парты рады.

Приступать к учебе надо.

С добрым утром! Начат день,  

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

В поисках смысла

В каждом параграфе, в каждом рассказе,

В сказке и в песне, даже во фразе –

Ты только вдумайся,

Только всмотрись –

Кроется самая главная мысль.

Строчка за строчкой,

Фраза за фразой –

Ты только вдумайся,

Только всмотрись –

Откроется самая главная мысль!

Первым делом гоним лень.                                

На уроке не молчать                            

Всем работать, отвечать!    

Так скорей, друзья, за дело!

Начинается урок

Он пойдет ребятам впрок

Постарайтесь все понять,

Интересное узнать.



Предварительный просмотр:

Педагогические технологии

                Новаторские технологии направляют процесс обучения на поисковую, творческую деятельность детей. Это значит, что учителя больше внимания уделяют не репродуктивным заданиям, рассчитанным в основном на восприятие и память, а заданиям, в выполнении которых принимают участие мышление и воображение.

Гуманитарные технологии:

  • Личностно – ориентированный подход (методы: дифференциация, индивидуализация обучения);
  • Интегративные курсы;
  • Проектное и модульное обучение;
  • Здоровьесберегающий подход (саморегуляция, самооценка, самоконтроль в деятельности учащихся, снятие перегрузки, утомляемости, изучение психолого-физиологических особенностей);
  • Расширение информационного пространства (экскурсии, театры, походы, усиление роли дополнительного образования, исследовательская деятельность).

Продуктивная технология

Основные методы обучения и воспитания: объяснение, инструктаж, работа с книгой, упражнения, тестирование.

Вспомогательные: лекция, демонстрация, видеометод.

Технология сотрудничества

Основные методы: беседа, обсуждение, дискуссия, познавательная игра, методы программированного обучения, методы проблемного обучения, практический метод, обучающий контроль.

Вспомогательные: иллюстрация, демонстрация, работа с книгой.

Щадящая технология

Основные методы: рассказ, дискуссия, диспут, игра, видеометод, наблюдения.

Вспомогательные: ситуационный метод, нетрадиционные методы.

Технология создания учебного сообщества в начальной школе

                     Для создания учебного сообщества учитель:

1. формулирует ценность совместной работы: « мы учимся все делать вместе: советоваться, помогать друг другу, спорить друг с другом и находить общее решение»;

2. подтверждает делом декларируемую ценность:

А) подбирает задания, с необходимостью требующие прямого обращения детей друг к другу;

Б) вводит первые правила совместной работы (например: « Когда я задаю вопрос, ты имеешь право повернуться к соседу и посоветоваться». «К доске можно выходить вдвоем или группой, если вы заранее договорились об ответе». «Отвечать с места тоже можно вместе, предварительно посоветовавшись друг с другом»);

В) вводит первые правила «этикета» совместной работы: поворачиваться к говорящему и смотреть на собеседника, обращаться по имени, говорить «мы считаем», а не «я считаю»;

3. постепенно наращивает число, длительность и сложность заданий, которые выполняют сообща. В первую очередь это должно быть собственно учебные задания на уроках математики и родного языка;

4. постепенно переходит от работы вдвоем к работе в малых группах (4-6 учеников);

5. постоянно наращивает навыки сотрудничества: учит детей, как можно узнать точку зрения другого человека, как соглашаться и не соглашаться друг с другом, как возражать, как просить о помощи, как предлагать помощь, как помогать, не унижая, как поддерживать хорошее настроение партнеров, как приглашать к сотрудничеству, как отказываться от сотрудничества;

6. умение слушать и проверять свое понимание составляет основу человеческого общения и взаимодействия и должно воспитываться особо средствами всех учебных предметов.

Технология анализа

Общие требования к анализу:

  • Четкость построения по блокам или разделам плана работы урока;
  • Логическая последовательность изложения;
  • Аргументированность;
  • Точность и аргументированность оценок;
  • Доказательность выводов;
  • Четкость и педагогическая обоснованность предложений;
  • Обязательное привлечение наглядности: графики, таблицы, диаграммы.

Цели анализа:

  • Обосновать цели и задачи;
  • Вычленить факторы и условия, положительно или отрицательно повлиявшие на результаты деятельности;
  • Вскрыть взаимосвязь между деятельности и факторами и условиями их формирования;
  • Оценить качество педагогического процесса в целом, осознать общие и частные задачи;
  • Показать роль педагогической науки, инновационного опыта в достижении полученных результатов;
  • Стимулировать каждого участника педагогического процесса на основе собственной оценки и оценки его коллективом;
  • Установить преемственность между результатами.

Источники анализа:

  • Систематизированные данные контроля и оперативная информация;
  • Школьная документация;
  • Запись анализов уроков и воспитательных мероприятий;
  • Анализ результатов итоговых контрольных работ, учебного мониторинга, итоговой аттестации учащихся;
  • Обзор материалов опроса учащихся, учителей, родителей;
  • Статистические документы.

Выводы анализа:

  • Полнота достижения поставленных целей.
  • Факторы, повлиявшие положительно на достижение целей.
  • Факторы, повлиявшие отрицательно на достижение целей.

Как мы работаем каждый день?

Приемы деятельности учителя по созданию

ориентировочной основы на занятиях

Непродуктивные приемы

Продуктивные приемы

  • Сообщается только тема занятия, цель и задача не ставятся или ставятся нечетко;
  • Выдача готовой инструкции;
  • План лекции не сообщается;
  • План сообщается, но лектор ему не следует;
  • Полученные результаты не обсуждаются или обсуждаются наспех;
  • В конце выводы не делаются или делаются после звонка;
  • Частое повторение сказанного одними и теми же словами;
  • Непрерывный монолог;
  • Ответы на вопросы нечеткие, вопросы остаются без ответа;
  • Однообразие способов представления информации;
  • Неиспользование или однообразие средств наглядности;
  • Чрезмерная детализация информации.
  • Четко ставится цель и задача;
  • Обсуждение плана деятельности
  • Сообщается тема и план;
  • Количество обсуждаемых узловых вопросов, не более 3;
  • Подробный анализ результатов;
  • Обязательные выводы в конце занятия, обобщение, выделение главного;
  • Использование материалов из других областей;
  • Материал не повторяет учебник;
  • Наличие четкой позиции преподавателя;
  • Свободное владение материалом (ответы на вопросы, отсутствие привязанности к конспекту);
  • Разнообразие средств наглядности;
  • Свертывание, уплотнение информации;
  • Информация представляется на языке слов, формул, образов.

Как мы работаем каждый день?

Приемы деятельности учителя по активизации

познавательной деятельности учеников

Непродуктивно

Продуктивно

  • Проблемная ситуация ставится, но решается самим учителем;
  • Учитель мгновенно сам отвечает на поставленный им активизирующий вопрос;
  • Приемы познавательной деятельности не подчеркиваются и не осознаются учителем;
  • Даются только самые общие рекомендации («работать», «быть внимательным»), перечисляются номера заданий;
  • Отсутствие приемов активизации деятельности или неумелое их использование;
  • Частые паузы в ожидании тишины;
  • Активность преподавателя превышает ученическую
  • Однообразие способов активизации познавательной деятельности;
  • Деятельность носит репродуктивный характер;
  • Активно работает один у доски или сам учитель.
  • Проблемная ситуация ставится и решается совместно с учениками;
  • Активизирующий вопрос приводит к диалогу, дискуссии;
  • Подчеркиваются приемы познавательной деятельности;
  • Анализ конкретных ситуаций, игровые ситуации, соревнование;
  • Подчеркивание важности информации для жизни, профессии, развития;
  • Организация групповой и парной работы;
  • Целенаправленная ошибка;
  • Размышление вслух;
  • Выступления учащихся с докладами;
  • Удачная пауза, дающая время на обдумывание;
  • Активность учеников превышает активность учителя;
  • Разнообразие методов активизации деятельности;
  • Использование обучающих и контролирующих программ, работа с компьютером;
  • Стимулирование задания вопросов учениками;
  • Активно работает большинство.

Как мы работаем каждый день?

Приемы деятельности учителя по организации

контроля на занятиях

Непродуктивно

Продуктивно

  • Нецеленаправленность контроля;
  • Результаты контроля не обсуждаются;
  • Необъективная оценка результатов деятельности (завышение оценок сильным и занижение слабым);
  • Критерии оценок заранее не сообщаются;
  • Негативная оценка личности;
  • Однообразие форм контроля;
  • Полное отсутствие контролирующей деятельности;
  • Гипертрофия функции контроля (в ущерб обучению);
  • Самооценка и самоконтроль не практикуются и не поощряются;
  • Преобладание отрицательных оценок.
  • Целенаправленность контроля;
  • Обсуждение результатов контроля;
  • Объективность оценочных суждений учителя;
  • Требования к выполнению контрольных заданий, критерии оценок сообщаются заранее;
  • Оценка результатов деятельности, а не личности;
  • Разнообразие форм контроля;
  • Индивидуализация контроля;
  • Преобладание обучающей функции над контролирующей;
  • Самооценка и самоконтроль;
  • Преобладание положительных оценок.

Как мы работаем каждый день?

Приемы деятельности учителя по созданию положительного эмоционального настроя в учебном процессе

и регуляции поведения на занятиях

Непродуктивно

Продуктивно

  • Раздражение, неудовольствие;
  • Нотация; отсутствие похвалы;
  • Неэмоциональность учителя, пассивность;
  • Подчеркнутая эмоциональная окраска всех высказываний;
  • Недобрая снисходительная насмешка;
  • Замечания аудитории;
  • Частые отступления не связанные с темой занятия;
  • Ограниченный репертуар воздействий на поведение, а число их велико;
  • Ободрение, похвала;
  • Юмор, шутка, улыбка;
  • Умеренные жесты, мимика;
  • Призыв работать лучше, быстрее;
  • Направленное формирование
  • Преобладание прямых воздействий на поведение;
  • Преобладание негативных оценок деятельности, поведения;
  • Негативная оценка личности;
  • Перерывы в работе не соблюдаются;
  • Организация поведения (в ущерб деятельности)

Образовательные технологии:

  • Педагогика сотрудничества
  • Гуманно – личностная технология Ш.А. Амонашвили
  • Игровые технологии
  • Проблемное обучение
  • Групповые технологии
  • Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов)
  • Технология интенсификации обучения на основе схемных моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов)
  • Перспективно – опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С.Н. Лысенкова)
  • Технология уровневой  дефференциации обучения
  • Технология саморазвивающего обучения (Г.К. Селевко)
  • Технология совершенствования общеучебных умений в начальной щколе (В. Н. Зайцев)
  • Система развивающего обучения (Л.В. Занков)
  • Технология развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов)
  • Модель «Русская школа»
  • «Диалог культур» (В.С. Библер)
  • Коллективный способ обучения (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко)
  • Формационные технологии обучения
  • Личностно – ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская)

Наиболее интересные авторские методики, технологии,

реализуемые в школе                  

                                   Гимназия № 12 г. Липецк

ж. «Завуч» № 7, 2008 г. с. 135

  • Технология обучения говорению на основе проблемного аутентичного текста (обеспечение возможности для участия всех учеников в дискуссии, выделении и постановке важных проблем, задействование интеллектуальной и образной энергии учеников);
  • Технология реализации развивающих целей обучения математике (логическая цепочка действий по структурированию творческих заданий для учащихся, начиная с базовых «собственных», продолжая в экспериментальных и лабораторно-практических, заканчивая исследовательскими работами);
  • Технология использования дидактических игр на уроках математики (продуманная группа методов и приемов организации учебно – воспитательного процесса в форме дидактических игр, при этом особый акцент делается на познавательные, продуктивные, коммуникативные игры);
  • Технология формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе (использование различных типов заданий, выстроенных по степени усложнения с опорой на индивидуальные особенности и затруднения учащихся);
  • Технология использования информационных ресурсов на уроках истории (обучение видам самостоятельной поисковой работы с различными информационными источниками, построение структуры урока в виде презентационного материала);
  • Технология интегрированной проектной деятельности на уроках информатики (создание механизмов построения проектов учащихся в различных областях наук);
  • Технология моделирования воспитательных систем классных коллективов (определение структуры, концепции и плана реализации на основе проблемно – ориентированного анализа, применение цепочки управленческих действий классными руководителями);
  • Технология обучения смысловому чтению учащихся начальных классов (выстроенная логическая цепочка заданий, методических приемов, сюжетных игр);
  • Технология безотметочной системы контроля и оценки предметных знаний, умений и навыков (самостоятельное создание и применение учащимися знаковых символов в режиме самоконтроля).

Организация проектной деятельности

               Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватным является проектное обучение. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

               - Почему из разнообразия инновационных направлений выбирают метод проектов?

Причины:

  • Во-первых, потому что в условиях классно-урочной системы занятий он наиболее легко вписывается в учебный процесс.
  • Во-вторых, потому что этот метод гуманистический, обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг другу;
  • В-третьих, потому, что проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде и ответственность за совместную работу.

Проект – это буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта.

Цели проектного обучения:

  • Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии (проживание «ситуации успеха»; осознание себя, своих возможностей).
  • Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности. Важным является умение не только высказать свою точку зрения, но выслушать и понять другую, найти решение, удерживающее позитивы каждого предложения.
  • Развивать исследовательские умения (анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы).

Требования:

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания исследовательского поиска для ее решения
  2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.
  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время.
  4. Структуирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределения ролей).
  5. Использование исследовательских методов предполагает:
  • Определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;
  • Выдвижение гипотезы их решения;
  • Обсуждение методов исследования;
  • Оформление конечных результатов;
  • Анализ полученных данных;
  • Подведение итогов;
  • Корректировка;
  • Получение выводов (творческие отчеты, защита проекта).

Формы учебной деятельности:

1. Лабораторные занятия (исследовательская деятельность под руководством учителя-консультанта);

2. Коллективный урок (наличие проблемы, процесс обсуждения, совместное решение проблемы);

3. Классный урок (традиционный урок, но главное – поэтапная коллективная рефлексия);

4. Урок – конференция (межпредметного и предметного характера).

Результаты должны быть оформлены:

  • Видеофильм;
  • Альбом;
  • Бортжурнал «путешествий»;
  • Компьютерная газета;
  • Альманах;
  • Доклад;
  • Рекламный проспект;
  • Набор открыток;
  • Планшет;
  • Плакат и т.д.

Этапы работы над проектами

Этапы

Содержание работы

Деятельность учащихся

Деятельность педагога

1. Начинание

Определение темы, уточнение целей, исходного положения. Выбор рабочей группы.

Уточняют информацию. Обсуждают задание.

Мотивирует уч-ся. Объясняет цели проекта. Наблюдает.

2. Планирование

Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде.

Формируют задачи. Уточняют информацию (источники). Выбирают и обосновывают свои критерии успеха.

Помогает в анализе и синтезе (по просьбе). Наблюдает.

3. Исследование

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. Выполнение проекта.

Работают с информацией. Проводят синтез и анализ идей. Выполняют исследование и работают над проектом. Оформляют проект.

Наблюдает. Консультирует. Советует (по просьбе).

4. Защита проектов

Подготовка доклада; обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта. Оценка.

Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов проекта.

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

5. Рефлексия

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Анализ достижения поставленной цели.

Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке.

Наблюдает. Направляет процесс анализа (если необходимо).

6. Презентация

Рассказ о понимании проекта, о выбранном пути ее решения. Демонстрация результата продукта работы над проектом.

Выбирают вид и форму презентации проекта. Кратко, но достаточно полно рассказывают о постановке и решении задач проекта.

Наблюдает, обобщает, резюмирует.

ПАМЯТКА  УЧАЩИМСЯ ПО  РАБОТЕ  НАД  УЧЕБНЫМ  ПРОЕКТОМ

     Проект – это самостоятельная исследовательская деятельность учащихся по решению определенной проблемы; осуществляется с помощью учителя.

      В основе каждого проекта лежит значимая для его участников проблема. Нет проблемы – нет деятельности!

      Перед началом работы над проектом попытайтесь ответить на следующие вопросы.

      Почему участие в проекте важно для меня?

      Зачем мы делаем этот проект?

      Что потребуется сделать, чтобы осуществить проект?

       Как именно мы можем это сделать?

       С чего следует начать?

       Что получится в итоге?

Этапы работы над проектом

1.Погружение в проект.

Формулировка проблемы проекта.

2.Организация деятельности.

Организация рабочих групп.

Определение роли каждого в группе.

Планирование совместной и индивидуальной деятельности по решению задач проекта.

Определение возможных форм презентации проектного продукта.

3.Осуществление проектной деятельности.

Активная и самостоятельная работа учащихся.

Консультации учителя.

Оформление полученных результатов.

Репетиция предстоящей презентации.

4.Презентация результатов.

        Презентация – это наглядное представление окружающим того, каким был замысел и что получилось в результате совместного решения проблемы. В ходе презентации необходимо четко и ярко представить полученный проектный продукт, а также рассказать о том, какие идеи возникали в ходе работы  над проектом, с какими трудностями пришлось столкнуться и как они были преодолены.

Виды презентации

  1. Устное сообщение (возможно сопровождение устного доклада показом альбома, эскизов, чертежей, тематического стенда, коллажа).
  2. Защита проекта.
  3. Театрализованное представление.
  4. Показ видеофильма.
  5. Слайд-шоу.
  6. Презентация веб-сайта.
  7. Конференция.
  8. Тематический классный час и др.


Предварительный просмотр:

Виды образовательных технологий (по Г. Б. Селевко)

Тренинговые технологии

Технология «Дебаты».

Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре. (Е. И. Пассов)

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых материалов. (В. Ф. Шаталов)

Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования реконструирования материала

«Экология и диалектика». {Л. В. Тарасов) «Диалог культур». (В. С. Библер, С. Ю. Курганов) Укрупнение дидактических единиц. (П. М. Эрдниев) Реализация теории поэтапного формирования умственных действий. (П. Я. Талызина, М. Б. Воловин)

Технология модульного обучения. (77. И. Третьяков, И. Б. Сенновский)

Технологии интеграции в образовании:

  • Интегральная образовательная технология. (В. В. Гузеев)
  • Технология воспитания экологической культуры.
  • Концепция глобального образования.
  • Концепция холистической педагогики.
  • Концепция гражданского образования.

Модели интеграции содержания учебных дисциплин:

  • Модель «Интеграция естественнонаучных дисциплин».
  • Модель «синхронизации» параллельных программ, учебных курсов и тем.
  • Модель «Интегрированные занятия (уроки)».
  • Модель «Интегрированные дни».
  • Модель межпредметных связей.

Технологии концентрированного обучения:

  • Модель суггестивного погружения.
  • Модель современного погружения. (М. П. Щетин) Технология   концентрации  обучения  с  помощью

знаково-символических структур.

Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации процесса обучения

Технология программированного обучения. Технологии уровневой дифференциации:

  • Дифференциация по уровню развития способностей.
  • Модель «Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация». (Я. Я. Тузик)
  • Модель «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов».
  • Модель «Смешанная дифференциация» (предметно-урочная дифференциация, групп, «стартовая» дифференциация).
  • Технология дифференцированного обучения по интересам детей. (И. Я. Закатов)

Технология индивидуализации обучения (И. Унт, А. С. Траницкая, В. Д. Шадрин):

  • Модель индивидуальных образовательных программ в рамках технологии образования.
  • Модель индивидуальных образовательных программ в профильном обучении.
  • Коллективный способ обучения. (А. Т. Ривин, В. К. Дьяченко)

Технология групповой деятельности:

  • Модель «Групповая работа в классе».
  • Модель «Обучение в разновозрастных группах и классах».

Модели коллективного творческого решения проблем.

Перспективно-опережающее обучение с опорных схем при комментируемом управлении. (С Я. Лысенкова)

Частнопредметные педагогические технологии

Технология раннего и интенсивного обучения грамоте. (Н. А. Зайцев)

Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе.

Технология обучения математике на основе решения задач. (Р. Г. Хазанкин)

Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков.

Система поэтапного обучения физике. (Я. Н. Палтышев)

Технология музыкального воспитания школьников. (Д Б. Кабалевский)

Авторские педагогические технологии участников конкурса «Учитель года России».

Альтернативные технологии

Технология обучения детей с признаками одаренности.

Технология продуктивного образования.

Технология вероятностного образования. {А. М. Лобок)

Технология мастерских.

Технология эвристического образования. {А. В. Хуторской)

Природосообразные технологии

Природосообразные технологии обучения языку, чтению, письму. (А. М. Кушнир)

Технология свободной школы.

Педагогика выбора. {Л. Н. Толстой)

Вальдорфская педагогика. (Р. Штейнер)

Технология саморазвития. (Л/. Монтессори)

Технология «Дальтон-план».

Технология свободного труда. (С. Френе)

Школа-парк. (М. А. Балабан)

Целостная модель свободной школы. (Т. П. Вой-тенко)

Технологии развивающего образования

Система развивающего обучения. (Л. В. Занков)

Технология диагностического прямого развивающего обучения.

Система развивающего обучения с направленностью на развитие творческой личности. (И. П. Волков, Г. С. Альтшуллер, И. П. Иванов)

Личностно-ориентированное развивающее обучение. {И. С. Якиманская)

Технология саморазвития личности учащегося. (А. А. Ухтомский, Г. К. Селевко)

Школа авторизованного образования. (Н. Н. Ха-ладжан, М. Н. Халаджан)

Интегративная технология развивающего обучения. (Л. Г. Петерсон)

Педагогические технологии на основе применения новых и новейших информационных средств

Технология освоения информационной культуры:

  • Модель «Информатизация (компьютеризация) образовательных учреждений».
  • Технология применения информационно-компьютерных средств в предмете.
  • Технологии компьютерного урока.
  • Технология освоения и разработки средств компьютерной поддержки процессов обучения.

Технология использования 1п1егпе1 в учебно-воспитательном процессе:

. Модель ТОГИС. (В. В. Гузеев)

  • Технологии телекоммуникаций.
  • Воспитание и социализация средствами массовой информации и коммуникации.

Технология медиаобразования:

  • Модель «Медиаобразование» как учебный курс.
  • Модель «Медиаобразование, интегрированное с базовым».
  • Модель «Школьный Центр СМ К».

Социально-воспитательные технологии

Технология семейного воспитания.

Технологии дошкольного воспитания.

Технология «Школа — центр воспитания в социальной среде». (С. Т. Шацкий)

Технологии социально-педагогических комплексов.

Технологии дополнительного образования.

Технологии физического воспитания, сбережения и укрепления здоровья.

Технологии трудового и профессионального воспитания и образования.

Технология воспитания духовной культуры молодого поколения.

Технологии религиозного (конфессионального) воспитания.

Технологии воспитания и обучения детей с проблемами:

  • Модель дифференциации и индивидуализации обучения.
  • Технологии компенсирующего обучения.
  • Технология работы с проблемными детьми в массовой школе.
  • Технологии коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР.
  • Технологии социально-педагогической реабилитации и поддержки детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности (инвалидов).
  • Технология работы с умственно отсталыми детьми.
  • Технология работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Технологии реабилитации детей с нарушением социальных связей и отношений

Модель «Центр социальной реабилитации несовершеннолетних».

Модель «Социальный приют».

Технология антиалкогольного и антинаркотического воспитания детей и подростков:

•        Модель «Исправительное (пенитенциарное) учреждение».

Технологии воспитания субъектной социальной активности человека.

Технология установления связей с общественностью.

Технология коммунистического воспитания советского периода.

Технология «жесткого» коллективного воспитания. (А. С. Макаренко)

Технология коллективной творческой деятельности. (И. П. Иванов)

Технология гуманитарного коллективного воспитания. (В. А. Сухомлинский)

Технология воспитания на основе системного подхода. (В. А. Караковский, Н. Л. Селиванова)

Технологии воспитания в современной массовой школе.

Технологии индивидуализированного воспитания:

  • Модель педагогической поддержки. (О. С. Газман)
  • Технология нейролингвистического программирования.
  • Технология организации самовоспитания. {А. Л. Кочетов, Л. И. Рувинский)

Школа адаптирующей  педагогики.  {Е. А. Ямбург, Б. А. Бройде)

Модель «Русская школа». (И. Ф. Гончаров) Технология  авторской  Школы самоопределения.

{А. Н. Тубельский)

Агрошкола. (А. А. Католиков)

Школа Завтрашнего Дня. (Д. Ховард)

Центр дистанционного образования «Эйдос».

Технологии внутришкольного управления

Технология управления школой в режиме развития. Технология управления  школой  по результатам. (Я. И. Третьяков)

Технология управления методической работой. (Г. К. Селевко)

Технология оптимизации управления образовательным учреждением. (Ю. К. Бабанский)

Технология педагогического эксперимента.

Технология внутришкольного мониторинга.

Технологии проектирования и освоения технологий.

Личностно-ориентированное обучение

Личностно-ориентированный подход — это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

Почему отдано предпочтение этой технологии обучения? Во-первых, личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий ее развития, реализацию ее природных способностей. Во-вторых, учащийся в рамках этой технологии не просто субъект приоритетный, он — цель образовательной системы, а не средство достижения чего-либо отвлеченного.

В рамках личностно-ориентированного обучения как самостоятельные технологии можно выделить разноуровневое обучение, сотрудничество, коллективное взаимообучение, модульное обучение.

Эти технологии позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, содержанию обучения различной сложности, специфическим особенностям каждого учебного заведения. Рассмотрим пути реализации личностно-ориентированных технологий в учебном процессе.

Технология разноуровневого обучения

Теоретическое обоснование этой технологии основывается на том, что различия основной массы учащихся по уровню обучаемости сводятся прежде всего ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала. Изучались способности учеников в ситуации, когда время на изучение материала не ограничивалось, и были выделены такие группы учащихся:

  • малоспособные, которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени;
  • талантливые (около 5%), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться все остальные;
  • учащиеся, составляющие большинство (около 90%), чьи способности к усвоению знаний и умений зависят от затрат учебного времени.

Если каждому ученику отводить необходимое ему время, соответствующее личным способностям и возможностям, то можно обеспечить гарантированное освоение базисного ядра учебной программы. Для этого нужны школы с уровневой дифференциацией, в которых ученический поток делится на подвижные по составу группы, овладевающие программным материалом на минимальном (государственный стандарт), базовом, вариативном (творческом) уровнях.

Организационная модель такой школы включает три варианта дифференциации обучения.

  1. Комплектование классов однородного состава с начального этапа обучения в школе на основе диагностики динамических характеристик личности и уровня овладения общеучебными умениями.
  2. Внутриклассная дифференциация в среднем звене, проводимая посредством отбора групп для раздельного обучения на разных уровнях (базовом и вариативном). При наличии устойчивого интереса группа становится классом с углубленным изучением отдельных предметов.

3. Профильное обучение в основной школе и старших классах, организованное на основе психодиагностики, экспертной оценки, рекомендации учителей и родителей, самоопределения школьников.

Технология сотрудничества

В рамках этой технологии обучение проводится в малых группах. Основные идеи, присущие трем вариантам организации работы малых групп, — общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха.

Обучение в команде. Ставится групповая цель. Успех может быть достигнут только при постоянном взаимодействии всех членов группы (команды) при работе над темой, проблемой или вопросом. Задача состоит в том, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, умениями и навыками, причем чтобы вся команда знала, чего достиг каждый.

Оценка групповой деятельности зависит от вида работы и дидактических целей. После выполнения задания всеми группами учитель дает тест на проверку понимания нового материала. Задания теста учащиеся выполняют индивидуально. При выполнении каждой группой своего конкретного задания балл выставляется один на всех. При выполнении каждым членом индивидуального задания команде выставляется сумма баллов. В этом случае стимулируется оказание помощи товарищу по команде в понимании и усвоении материала.

«Пила». Учащиеся организуются в группы по 4—6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки). Каждый член группы выполняет свою часть работы. Затем учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по этому вопросу. Происходит так называемая встреча экспертов.

Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов груп-

пы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). Поскольку единственный путь освоить материал всей темы — это внимательно слушать своих партнеров по команде и делать записи в тетрадях, никаких дополнительных усилий со стороны учителя не требуется. Учащиеся заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свои задачи, ведь это отразится на их итоговой оценке. Отчитываются по всей теме каждый в отдельности и вея команда в целом. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме.

Учимся вместе. Класс разбивается на однородные по уровню подготовки группы по 3—5 человек. Каждая группа получает одно задание — часть какой-либо большой темы. В результате совместной работы отдельных групп и всех в целом достигается усвоение материала.

Внутри группы учащиеся сами распределяют роли для выполнения общего задания, и группа имеет двойную задачу: достижение познавательной, творческой цели и осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения и организации совместной деятельности. Группа получает награду в зависимости от достижения каждого ученика.

Технология коллективного взаимообучения

Название технологии имеет синонимы: организованный диалог, работа в парах сменного состава. При работе по этой технологии используют три вида пар: статическую, динамическую и вариационную.

Статическая пара. В ней по желанию объединяются два ученика, меняющиеся ролями «учитель» и «ученик». Так могут заниматься два слабых ученика, Два сильных, сильный и слабый при условии взаимной психологической совместимости.

Динамическая пара. Выбирают четырех учащихся и предлагают им задание, имеющее четыре части. После подготовки своей части задания и самоконтроля

школьник обсуждает задание трижды, т. е. с каждым партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и др., а значит, включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям собеседника.

Вариационная пара. В ней каждый из четырех членов группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.

Ход учебного занятия в зависимости от возраста, содержания занятия, объема учебного материала и времени, отведенного на его изучение, может быть организован по-разному.

Подготовка к занятию при такой технологии заключается в отборе учебного материала, дополнительной и справочной литературы, распределении и содержании единиц усвоения, разработке целевых заданий.

Преимущества технологии коллективного взаимообучения заключаются в том, что в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания; в процессе взаимного общения включается память, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний; каждый учащийся чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе; повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка

Разработки уроков...

Методическая копилка

Папка "Методическая работа" содержит следующие разделы:1.Грамоты2.Удостоверение о краткосросном повышении квалификации;3.Копия диплома;4.Выступления на педагогических советах;5.Награды учащихся;6.Испо...

Методическая копилка "Приемы развивающего обучения".

В копилке "Приемы развивающего обучения" мною собраны приемы преподаванипя географии, которыми я овладела за годы своей учительской деятельности и которые, надеюсь, могут быть полезными и интересными ...

Методическая копилка, разработки уроков.

Пояснительная записка Полещук Анатолий МихайловичУчитель английского языка МОУ «СОШ № 1»г.ЕмвыРазработка по английскому языку в 7 классе «Рекорды и достижения».  В ходе урок...

Учебно-образовательный, методический проект «Методическая копилка»

Современный преподаватель ДШИ обязан не только знать свой предмет, но и обладать набором профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Современный препод...

Методическая копилка. Методическая разработка экскурсии в осенний парк.

Вашему вниманию представляю свою методическую копилку....