Бессоюзное сложное предложение
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Кумлякская СОШ»

Уйского района

Челябинской области

Портфолио

профессиональной деятельности

Резепиной Галины Юрьевны

учителя русского языка и литературы

Истинное назначение человека именно то, чтоб делать добро.

Владимир Иванович Даль

Раздел 1.  Общие сведения о педагоге

Ф.И.О. Резепина Галина Юрьевна

Образование: высшее, Магнитогорский государственный педагогический институт, 1987 г.

Специальность: учитель начальных классов

Занимаемая должность: учитель русского языка и литературы

Общий стаж: 24 года

Педагогический стаж: 19 лет

Учебно-воспитательная деятельность: классный руководитель 7 класса

Адрес: Уйский район, с. Кумляк, ул.60 лет СССР, д.1, кв. 1.

Телефон: дом. 5-21-71

Повышение квалификации за последние 5 лет

Сведения о повышении квалификации: 01.02.2006г.-30.06.2006г., Областное государственное учреждение «Областной центр информационного и материально-технического обеспечения ОУ» по программе «Информационно-коммуникационные технологии» (72 часа) с 9.01 по 31.03. 2006 г., № 1103

ЧИППКРО курс «Современные педагогические технологии» (72 часа по накопительной системе) с 12.12 2011 г. по 19.05. 2012 г., № 5387

ЧИППКРО курс по теме «Педагогическая деятельность учителя русского языка и литературы в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования» (108 часов по накопительной системе) с 10.09.2012 по 30.11. 2012 г., № 6520 выдан 2013 г.

ЧИППКРО Модульный курс «Современные образовательные технологии в школе» (24 часа) выдан 14 декабря 2011 г.

ЧИППКРО Модульный курс «Диагностика новых образовательных результатов у учащихся в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования» (24 часа) выдан 17 декабря 2011 г.

ЧИППКРО Модульный курс «Развитие интеллектуально-творческой и академической одаренности обучающихся в условиях организации образовательной профессиональной среды» (8 часов) выдан 28 февраля 2012 г.

ЧИППКРО Модульный курс «Изучение истории религий и воспитание духовно-нравственной культуры школьников» (16 часов) с 30.03 по 31.03 2012 г.

ЧИППКРО Модульный курс «Одаренные дети. Организация и содержание работы с одаренными детьми» (24 часа) выдан 19 мая 2012 г.

ЧИППКРО Модульный курс «Переход на ФГОС: достижение образовательных результатов на личностном, предметном и метапредметном уровнях» (36 часов) выдан 30 ноября 2012 г.

ЧИППКРО Модульный курс «Профессиональная подготовка в сфере образования» Подготовка членов предметной комиссии по русскому языку для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования (24 часа) выдан 27 февраля 2013 г.

ЧИППКРО курс по теме «Теория и методика инклюзивного обучения детей с особыми образовательными потребностями» (40 часов очно, 32 часа заочно) с 16.09.2013 по 16.10.2013 г., № 5592, выдан 2013 г.

Раздел 2. Документы для проведения процедуры аттестации

  • экспертное заключение (для работы экспертов);

Раздел 4. Вклад в повышение качества образования, распространение собственного опыта

год

Содержание

Уровень

2011

Творческий отчёт по теме: «Развитие устной и письменной речи на уроках русского языка»

ШМО

2012

Открытый урок в 9 классе по теме «Кто такой Чичиков: «подлец», «приобретатель или…?»

ШМО

2012

Предметная неделя к 75-летию творчества В.Г. Распутина

ШМО

2013

Открытый урок в 6 классе по теме «Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных»

ШМО

2013

Открытый урок в 9 классе по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»

ШМО

2013

Открытый урок в 11 классе по теме «Невозможность забвения» по творчеству А.Т. Твардовского

ШМО

2013

Открытый урок в 7 классе по теме «Причастие как часть речи»

РМО

2013

Открытый урок в 8 классе интеллектуальная игра «Умники и умницы» по поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»

ШМО

2013

Общешкольная предметная неделя по русскому языку

ШМО

Раздел 5. Результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений

Результаты экзаменов

год

класс

кол-во чел

средний балл

min

2008

9

13

3,2

2009

11

4

52,3

37

2010

11

5

56,8

36

2011

11

6

56,5

36

2012

-

2013

11

3

65,3

36

2013

9

12

3,5

36

Работа по предмету

Март 2012 г неделя по литературе к 75-летнему  юбилею В.Г.  Распутина

Апрель 2013 г общешкольная предметная неделя по русскому языку

Участие в олимпиадах

Учебный год

Название олимпиады

Уровень

кол-во участников

результат

2010-2011

Всероссийская олимпиада школьников

муниципальный

3

1 призёр

2011-2012

Южноуральская  олимпиада

региональный

6

участие

2011-2012

Русский

Медвежонок

муниципальный

3

участие

2012-2013

Всероссийская олимпиада школьников

муниципальный

2

1 призёр

2012-2013

Русский

Медвежонок

муниципальный

4

сертификат участника

2013-2014

Всероссийская олимпиада школьников

муниципальный

3

2013-2014

Русский

Медвежонок

муниципальный

Раздел 6. Награды и поощрения за успехи в профессиональной деятельности

Грамота РОО (2008г.)

Благодарность Администрации Уйского муниципального района (2009г.)

Благодарственное письмо от Законодательного собрания Челябинской области (2013 г.)



Предварительный просмотр:

Тема урока: Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

( 1 урок, по программе 2 урока)

Цель урока: повторение и обобщение сведений о бессоюзном сложном предложении; формирование навыков синтаксического разбора бессоюзного сложного предложения; закрепление пунктуационных умений учащихся.

Задачи:

  • формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями БСП, определять смысловые особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания, составлять схемы БСП;
  •  подготовка к ЕГЭ;
  • совершенствование организационных, коммуникативных  навыков;
  • формирование сознательного отношения к делу и формирование активного динамического стереотипа поведения.

Этапы комбинированного урока.

1

Психологический настрой на деятельность

2 мин.

2

Фронтальный опрос.

5 мин.

3

Самостоятельная работа с текстом параграфа

7 мин.

4

Задания по осмыслению содержания параграфа (групповая форма работы) проверка

7мин.

5

Первичное закрепление материала (Самостоятельная работа) проверка

7мин.

6

Работа по вариантам

(Самостоятельная работа)

10 мин.

7

Подведение итогов. Рефлексия.

3 мин.

1. Психологический настрой на деятельность.

Приветствие. Визуальный контроль готовности к уроку.

Выбор формы работы (индивидуально, в парах, в группах).

Постановка учебной задачи.

Определение цели и задач урока.

2. Фронтальный опрос.

  • Что вы знаете о сложном предложении?
  • Что связывает части сложного предложения?
  • Всегда ли порядок частей сложного предложения одинаковый (закреплённый)?
  • Сколько простых предложений может быть в сложном?
  • Какими способами присоединяются части в сложного предложения?
  • Какие виды союзов вы знаете? Какие типы сложных предложений имеются?

Анализ и сравнение предложений, записанных на доске, расстановка знаков препинания, построение схем. Найдите «третье лишнее».

  • Слышно было как ветер трепал кусты деревьев как неистовствовало море и   лаяли в селении собаки.
  • Когда у меня в руках новая книга я чувствую что в мою жизнь вошло что-то новое говорящее чудесное.
  • Море вдали уже покрылось багрянцем навстречу солнцу поднималось дымчатое облако мягких очертаний.

(Анализируя предложения, ученики приходят к выводу, что «третьим лишним» является третье предложение, т.к. оно БСП).

Актуализация уже имеющихся знаний.

  • Какое предложение называется бессоюзным?
  • Какие знаки разделяют части бессоюзного сложного предложения?

  1. Самостоятельная работа. Задания по осмыслению содержания. Групповая работа с позиционным разделением.

В помощь параграфы учебника, тетрадки – памятки.

Задание: рассказать о постановке определенного знака препинания в БСП (ответить на вопросы, привести примеры).

1-я группа.

1) Когда ставится запятая между частями БСП?

2) Найдите и прочитайте БСП, в которых простые предложения разделяются запятыми из упр. 191 (зелён), упр.217 (розов).

3) Рассмотрите смысловые отношения между частями данных предложений.

4) Объясните знаки препинания в этих предложениях.

2-я группа.

 1) Когда ставится точка с запятой между частями БСП?

 2) Найдите и прочитайте БСП, в котором между его частями ставится точка с запятой из упр. 192 (зелён), упр.217 (розов).

 3) Рассмотрите смысловые отношения между простыми предложениями в составе данного БСП.

4) Объясните знаки препинания  в этом предложении.

3-я группа.        

1)Когда ставится двоеточие в БСП?

2) В каких смысловых отношениях находятся части БСП?

Какому типу союзного сложного предложения они синонимичны?

3) Заполните таблицу (на доске), используя примеры (устно) из упр. 197 (новый учебник зелёный), упр.223 (старый учебник розовый).

Пунктуационный

знак

Значение

Можно вставить

Двоеточие

а) Во втором предложении указана причина

Союз потому что

б) Второе предложение поясняет первое.

Союзы а именно, то есть

в) Второе предложение дополняет второе.

Союз что

г) Вторая часть представл. прямой вопрос.

                 

  4группа.

1) Когда ставится тире в БСП?

2) В каких смысловых отношениях находятся части предложений?

3) Заполните таблицу (на доске), используя примеры (устно) из упр. 199 (зелён), упр.232 (розов).

Пунктуационный

знак

Значение

Можно вставить

Тире

а) Противопоставление

Союзы а, но

б)Неожиданное присоединение, быстрая смена событий.

Союз   и

в) Следствие, вывод

Союз  так что

г) Время, условие

Когда, если

д) Сравнение

Как, словно, что, как будто.

е) Изъяснительное значение

Что

ж)Присоединительное предложение.

Это

  1. Выступление учащихся.

Каждая группа должна представить критерии, по которым определяется расстановка знаков препинания в БСП. После выступления групп на доске записывается таблица. Сравнить и откорректировать свои записи в тетрадках-памятках.

«Пунктуация в бессоюзном сложном предложении»

Значение

Можно вставить

1. Запятая: перечисление фактов

И

2.Точка с запятой: то же, но предложения отдалены по смыслу или внутри частей есть знаки препинания.

И

3. Двоеточие:

1) причина;

2) пояснение;

3) дополнение;

4) прямой вопрос.

Потому что

А именно, как…то

Что

4. Тире:

1) противопоставление;

2) условие;

3) время;

4) вывод, следствие;

5) сравнение;

6) быстрая смена явлений.

А, но

Если

Когда

Поэтому, следовательно

Как, словно.

5. Самостоятельная работа учащихся по выполнению фрагментов заданий.

Свободный выбор:

Задание №1.

Составить схему предложения, объяснить знаки препинания.

Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников.

Вспыхнул свет – я зажмурил глаза. ([   ] – [   ]. Быстрая смена событий.)

Задание № 2

Составьте схемы предложений, расставьте знаки препинания  

             Посмотрит рублём подарит.

(ответ: Посмотрит –  рублём подарит. [   ] – [   ]. Сравнение)

Татьяна в лес медведь за нею

Снег рыхлый по колено ей…                

(ответ:  Татьяна в лес; медведь за нею;

   Снег рыхлый по колено ей…                [   ] ; [   ] ; [   ] …)

Задание №3.

Синтаксический разбор сложного предложения с разными видами связи, составление схемы.

Голоса их были слабо слышны; посреди общего гула и по лицам их было видно, что они отчаивались в возможности остановить этот беспорядок. (бессоюзн, подчинит)

Задание №4.

Творческое. Придумайте и запишите бессоюзные сложные предложения, в основе которых лежали бы такие смысловые связи: читать – всё знать; отдохнуть – двигаться дальше; спокойное море – полный штиль.

              Проверка: на уроке, индивидуальные ответы. 

6. Работа по вариантам.

Тестовые задания по 3-м вариантам. Самостоятельно. Проверка учителем после урока.

7. Подведение итогов.

Какое утверждение является неверным? (устные ответы)

А.Смысловые отношения в бессоюзных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений.

Б. В бессоюзных сложных предложениях предикативные части связываются в устной речи интонацией.

В.Знаки препинания в БСП не зависят от характера смысловых отношений между его частями.

Г. В БСП смысловые отношения между предложениями выражаются менее чётко, чем в союзных предложениях.

8. Рефлексия.

Что на уроке показалось трудным? Какие формы работы понравились? Удовлетворены ли  вы своей работой?

 8. Задание на дом. Работа по карточкам (к.р. № 5 два варианта)



Предварительный просмотр:

Итоговая работа по теме "Бессоюзные сложные предложения"

I вариант

  1. Какое утверждение является неверным?

А.        В бессоюзных сложных предложениях простые предложения связываются в устной речи интонацией.

Б.         Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений.

В.         Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях не зависят от характера смысловых отношений между его частями.

  1. Из данных простых предложений составьте три сложных, используя различные средства связи.

Наступает время грибной охоты. Трудно усидеть дома. Лес зовет и манит.

  1. Допишите, образуя бессоюзные сложные предложения.

А.        Нас охватило чувство страха  (причина).

Б.         Я давно написал другу письмо … (противопоставление).

В.         Раздался удар грома … (быстрая смена событий).

  1. Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные. Запишите их, расставляя знаки препинания.

А.        Любите книгу, так как она откроет вам много интересного.

Б.         Я повторил приглашение, но он ничего не ответил.

  1. Продолжите предложение Даша задумчиво перелистывала страницы книги …, чтобы получились предложения следующих типов:

А.        простое с однородными членами (без союзов)

Б.         бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить запятую

В.         бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить точку с запятой

  1. Какова роль тире в предложении Высоко над нами зашумел ветер – предвестник бурана?

А.        разделяет подлежащее и сказуемое

Б.         обозначает пропуск члена предложения

В.         разделяет части сложного бессоюзного предложения

Г.         отделяет предложение

  1. Укажите, почему стоит тире в бессоюзном сложном предложении Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы.

А.        Содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого.

Б.         Предложения рисуют быструю смену событий.

В.         Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом предложении.

  1. Объясните, почему стоит двоеточие в бессоюзном сложном предложении Перебрав по пальцам знакомые села, я обнаружил: они все стояли на реке.

А.        Второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом.

Б.         Второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание.

В.         Второе предложение распространяет один из членов первого предложения.

  1. Запишите, расставляя знаки препинания, предложение

Карамзин свидетельствовал язык наш выразителен не только для высокого красноречия поэзии но и для звуков сердца.

  1.  Прочитайте предложения (знаки препинания не поставлены).
  1. Несмотря на теплые и даже жаркие дни в августе обычно заметны приметы наступления осени.
  2. Волнистые облака рассеялись и стало жарко.
  3. До войны в нашем колхозе был такой обычай косцам в луга носили завтрак.
  4. Русский язык открывается в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому кто кровно любит и знает свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.
  5. Дрозд ранняя перелетная птица появляющаяся в конце марта – первой половине апреля.

Заполните таблицу.

Виды предложений

Номер предложения

Простые

Сложносочиненные

Сложноподчиненные

Сложные бессоюзные


Итоговая работа по теме "Бессоюзные сложные предложения"

II вариант

  1. Какое утверждение является неверным?

А.         Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений.

Б.        В бессоюзных предложениях смысловые отношения между предложениями выражаются менее чётко, чем в союзных.

В.         Между частями бессоюзного предложения ставится тире, если второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом.

  1. Из данных простых предложений составьте три сложных, используя различные средства связи.

Ночью ударил первый морозец с ветерком. После теплого лета и дождливой осени он казался с непривычки задиристым и крепким. Всё вокруг побелело.

  1. Допишите, образуя бессоюзные сложные предложения.

А.        Мы хорошо отдохнули  (вывод или результат).

Б.         Я взглянул на небо … (следствие).

В.         Здесь нельзя проехать … (причина).

  1. Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные. Запишите их, расставляя знаки препинания.

А.        Было решено отправиться пораньше, и мы встали чуть свет.

Б.         Я подошёл к окну и увидел, что ночью снег запорошил весь сад.

  1. Продолжите предложение Юноша говорил мало …, чтобы получились предложения следующих типов:

А.        простое с однородными членами (без союзов)

Б.         бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить запятую

В.         бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить точку с запятой

  1. Какова роль тире в предложении Ребята – их было четверо – держались в стороне?

А.        разделяет подлежащее и сказуемое

Б.         обозначает пропуск члена предложения

В.         разделяет части сложного бессоюзного предложения

Г.         выделяет вводное предложение

  1. Укажите, почему стоит тире в бессоюзном сложном предложении Пробовал бежать – ноги от страха не двигались.

А.        Содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого.

Б.         Предложения рисуют быструю смену событий.

В.         Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом предложении.

  1. Объясните, почему стоит двоеточие в бессоюзном сложном предложении Люди разделяются на два рода: одни прежде думают, а потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом думают.

А.        Второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом.

Б.         Второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание.

В.         Второе предложение распространяет один из членов первого предложения.

  1. Запишите, расставляя знаки препинания, предложение

Когда мы произносим какое-нибудь слово то соединяем с ним понятие о каком-нибудь предмете так например произнося слово огонь мы представляем себе эту стихию со всеми её признаками светом жгучестью и горением хотя бы в то время как мы говорим и не видели бы огня.

  1.  Прочитайте предложения (знаки препинания не поставлены).
  1. Не спится няня здесь так душно.
  2. Поля и луг обращенные росою и туманом в бесконечные озёра мало-помалу исчезли во мгле ночи звезды острым своим блеском отражались в реке.
  3. Обоз целый день простоял у реки и тронулся с места когда садилось солнце.
  4. Каждый цветок был похож на настоящий знакомый мне мак и от них пахло весной.
  5. Ветер дул с моря и город обдавал запахом водорослей.

Заполните таблицу.

Виды предложений

Номер предложения

Простые

Сложносочиненные

Сложноподчиненные

Сложные бессоюзные

Итоговая работа по теме "Бессоюзные сложные предложения"    ответ

I вариант

  1. Какое утверждение является неверным?

А.        В бессоюзных сложных предложениях простые предложения связываются в устной речи интонацией.

Б.         Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений.

В.         Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях не зависят от характера смысловых отношений между его частями.

  1.  Из данных простых предложений составьте три сложных, используя различные средства связи.

Наступает время грибной охоты. Трудно усидеть дома. Лес зовет и манит.

  1. Допишите, образуя бессоюзные сложные предложения.

А.        Нас охватило чувство страха  (причина).

Б.         Я давно написал другу письмо … (противопоставление).

В.         Раздался удар грома … (быстрая смена событий).

  1. Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные. Запишите их, расставляя знаки препинания.

А.        Любите книгу, так как она откроет вам много интересного.

Б.         Я повторил приглашение, но он ничего не ответил.

  1.  Продолжите предложение Даша задумчиво перелистывала страницы книги …, чтобы получились предложения следующих типов:

А.        простое с однородными членами (без союзов)

Б.         бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить запятую

В.         бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить точку с запятой

  1. Какова роль тире в предложении Высоко над нами зашумел ветер – предвестник бурана?

А.        разделяет подлежащее и сказуемое

Б.         обозначает пропуск члена предложения

В.         разделяет части сложного бессоюзного предложения

Г.         отделяет предложение

  1.  Укажите, почему стоит тире в бессоюзном сложном предложении Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы.

А.        Содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого.

Б.         Предложения рисуют быструю смену событий.

В.         Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом предложении.

  1.  Объясните, почему стоит двоеточие в бессоюзном сложном предложении Перебрав по пальцам знакомые села, я обнаружил: они все стояли на реке.

А.        Второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом.

Б.         Второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание.

В.         Второе предложение распространяет один из членов первого предложения.

  1. Запишите, расставляя знаки препинания, предложение

Карамзин свидетельствовал:  язык наш выразителен не только для высокого красноречия поэзии,  но и для звуков сердца.

  1.  Прочитайте предложения (знаки препинания не поставлены).

1)Несмотря на теплые и даже жаркие дни в августе обычно заметны приметы наступления осени.

2)Волнистые облака рассеялись и стало жарко.

3) До войны в нашем колхозе был такой обычай косцам в луга носили завтрак.

4)Русский язык открывается в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому кто кровно любит и знает свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.

5)Дрозд ранняя перелетная птица появляющаяся в конце марта – первой половине апреля.

Заполните таблицу.

Виды предложений

Номер предложения

Простые

Сложносочиненные

Сложноподчиненные

Сложные бессоюзные

1, 5

2

4

3


Итоговая работа по теме "Бессоюзные сложные предложения"         ответ

II вариант

  1. Какое утверждение является неверным?

А.         Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений.

Б.        В бессоюзных предложениях смысловые отношения между предложениями выражаются менее чётко, чем в союзных.

В.         Между частями бессоюзного предложения ставится тире, если второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом.

  1. Из данных простых предложений составьте три сложных, используя различные средства связи.

Ночью ударил первый морозец с ветерком. После теплого лета и дождливой осени он казался с непривычки задиристым и крепким. Всё вокруг побелело.

  1. Допишите, образуя бессоюзные сложные предложения.

А.        Мы хорошо отдохнули  (вывод или результат).

Б.         Я взглянул на небо … (следствие).

В.         Здесь нельзя проехать … (причина).

  1. Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные. Запишите их, расставляя знаки препинания.

А.        Было решено отправиться пораньше, и мы встали чуть свет.

Б.         Я подошёл к окну и увидел, что ночью снег запорошил весь сад.

  1. Продолжите предложение Юноша говорил мало …, чтобы получились предложения следующих типов:

А.        простое с однородными членами (без союзов)

Б.         бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить запятую

В.         бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить точку с запятой

  1. Каково роль тире в предложении Ребята – их было четверо – держались в стороне?

А.        разделяет подлежащее и сказуемое

Б.         обозначает пропуск члена предложения

В.         разделяет части сложного бессоюзного предложения

Г.         выделяет вводное предложение

  1. Укажите, почему стоит тире в бессоюзном сложном предложении Пробовал бежать – ноги от страха не двигались.

А.        Содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого.

Б.         Предложения рисуют быструю смену событий.

В.         Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом предложении.

  1. Объясните, почему стоит двоеточие в бессоюзном сложном предложении Люди разделяются на два рода: одни прежде думают, а потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом думают.

А.        Второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом.

Б.         Второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание.

В.         Второе предложение распространяет один из членов первого предложения.

  1. Запишите, расставляя знаки препинания, предложение

Когда мы произносим какое-нибудь слово, то соединяем с ним понятие о каком-нибудь предмете; так, например, произнося слово огонь, мы представляем себе эту стихию со всеми её признаками, светом, жгучестью и горением, хотя бы в то время, как мы говорим, и не видели бы огня.

  1.  Прочитайте предложения (знаки препинания не поставлены).

1) Не спится няня здесь так душно.

2)Поля и луг обращенные росою и туманом в бесконечные озёра мало-помалу исчезли во мгле ночи звезды острым своим блеском отражались в реке.

3)Обоз целый день простоял у реки и тронулся с места когда садилось солнце.

4)Каждый цветок был похож на настоящий знакомый мне мак и от них пахло весной.

5)Ветер дул с моря и город обдавал запахом водорослей.

Заполните таблицу.

Виды предложений

Номер предложения

Простые

Сложносочиненные

Сложноподчиненные

Сложные бессоюзные

5

4

3

1, 2



Предварительный просмотр:

1-я группа.

1) Когда ставится запятая между частями БСП?

2) Найдите и прочитайте БСП, в которых простые предложения разделяются запятыми из упр. 191 (зелён), упр.217 (розов).

3) Рассмотрите смысловые отношения между частями данных предложений.

4) Объясните знаки препинания в этих предложениях.

2-я группа.

 1) Когда ставится точка с запятой между частями БСП?

 2) Найдите и прочитайте БСП, в котором между его частями ставится точка с запятой из упр. 192 (зелён), упр.217 (розов).

 3) Рассмотрите смысловые отношения между простыми предложениями в составе данного БСП.

4) Объясните знаки препинания  в этом предложении.

3-я группа.        

1)Когда ставится двоеточие в БСП?

2) В каких смысловых отношениях находятся части БСП?

Какому типу союзного сложного предложения они синонимичны?

3) Заполните таблицу (на доске), используя примеры (устно) из упр. 197 (зелён), упр.223 (розов).

Пунктуационный

знак

Значение

Можно вставить

Двоеточие

                   4группа.

1) Когда ставится тире в БСП?

2) В каких смысловых отношениях находятся части предложений?

3) Заполните таблицу (на доске), используя примеры (устно) из упр. 199 (зелён), упр.232 (розов).

Пунктуационный

знак

Значение

Можно вставить

Тире

        Тема БСП

        Самостоятельная работа учащихся по выбору.

Задание №1.

Составить схему предложения, объяснить знаки препинания:

Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников.

Вспыхнул свет – я зажмурил глаза.

Задание № 2

Составьте схемы предложений, расставьте знаки препинания  

Посмотрит рублём подарит.

Татьяна в лес медведь за нею

 Снег рыхлый по колено ей…

Задание №3.

Синтаксический разбор сложного предложения с разными видами связи, составление схемы.

Голоса их были слабо слышны посреди общего гула и по лицам их было видно что они отчаивались в возможности остановить этот беспорядок.

Задание №4.

Творческое. Придумайте и запишите бессоюзные сложные предложения, в основе которых лежали бы такие смысловые связи: читать – всё знать; отдохнуть – двигаться дальше; спокойное море – полный штиль.

Тема БСП

Самостоятельная работа учащихся по выбору.

Задание №1.

Составить схему предложения, объяснить знаки препинания:

Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников.

Вспыхнул свет – я зажмурил глаза.

Задание № 2

Составьте схемы предложений, расставьте знаки препинания  

Посмотрит рублём подарит.

Татьяна в лес медведь за нею

 Снег рыхлый по колено ей…

Задание №3.

Синтаксический разбор сложного предложения с разными видами связи, составление схемы.

Голоса их были слабо слышны посреди общего гула и по лицам их было видно что они отчаивались в возможности остановить этот беспорядок.

Задание №4.

Творческое. Придумайте и запишите бессоюзные сложные предложения, в основе которых лежали бы такие смысловые связи: читать – всё знать; отдохнуть – двигаться дальше; спокойное море – полный штиль.



Предварительный просмотр:

Бессоюзные сложные предложения Тест № 5 (вариант 1)

  1. Сколько простых предложений в составе сложного предложения?

Дождь только что перестал, облака быстро бежали, глубоких просветов становилось все больше и больше на небе (Чехов).                         1)2;    2)3;        3) 4.

2.        Какое предложение является бессоюзным?

  1. Наступили те неустойчивые дни, когда зима еще не кончилась, а весна по-настоящему еще не начиналась (Осеева).
  2. В это время подъехала к крыльцу бричка, и из кареты вышел князь Андрей, высадил свою маленькую жену и пропустил ее вперед.
  3. Холодная вода Байкала похожа на жидкое стекло: сквозь нее весной видно вглубь на сорок метров. (Михайлов).

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?     Часы шли (1) был уже полдевятого (2) все уже уехали на тракторе в лес.

1) 1;            2)1,2;             3) 2.

4.        Какой знак должен стоять на месте цифры? Дед оказался прав (1) к вечеру пришла гроза. (Паустовский).

  1.  запятая;                        2)  двоеточие;                    3)  тире;                          4)  точка с запятой.

5. В каком предложении на месте пропуска нужно поставить двоеточие?

  1. Посередине улицы шагает ночной сторож с трещоткой в руке (...) рядом с ним трясется собака. (Горький)
  2. Он попробовал пошевелить левой рукой (...) она не двигалась. (Паустовский).
  3. Я любил бродить с ним по лесам (...) он знал все тропы, все глухие углы леса, все травы, кустарники. (Паустовский).

6. В каком предложении на месте пропуска нужно поставить тире?

1) Погода стояла сосем неблагоприятная (...) по временам шел мелкий осенний дождь и постоянно дул страшный ветер. (Арсеньев).

  1. Облако пройдет (...) озеро опять заблестит, нивы обольются точно золотом.. (Григорович).
  2. Обычно мы помогаем друг другу (...) один чистит картошку, другой растапливает печь. (Васильев).

7. В каком предложении есть обобщающее слово, после которого, ставится двоеточие?

  1. Выжженная трава глядит уныло и безнадежно: хоть и будет дождь, но уже не зеленеть ей. (Чехов).
  2. Все это: и ночь, и даль, и горы, и звезды, и туманы - казалось мне исполненным невиданной прелести. (Короленко).  
  3. Он смущенно оглядел комнату: в ней не было ни зеркала, ни полотенца. (Эренбург).

Бессоюзные сложные предложения    Тест № 5  ответы

Вариант 1            1-2, 2-3, 3-2, 4-2, 5-3, 6-2, 7-2.

Бессоюзные сложные предложения Тест № 5 (вариант 2)

1. Сколько простых предложений в составе сложного предложения?

Дубовые кусты разрослись по скатам оврага: около родника зеленеет короткая, бархатная трава; солнечные лучи почти никогда не касаются его холодной, серебристой влаги (Тургенев).

          1) 2;                     2) 3;              3) 4.

2.. Какое предложение является бессоюзным?

1) Мы знали, что под рыхлым снегом, если разгрести его руками, еще можно найти свежие лесные цветы. (Паустовский).

2) Лето выдалось сырое и холодное, деревья были мокрые, вес в саду глядело неприветливо, уныло. (Чехов).

3) Вековые теплые деревья сомкнулись над головами бойцом, и солнце не могло пробиться сквозь листву. (Гончар).

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Звонче жаворонков пенье (1) ярче вешние цветы (2) сердце полно вдохновенья (3)небо полно красоты (А. Толстой).

1) 1;                  2) 1,2,3;                     3) 2, 3;                    4) 1, 3.

4. Какой знак должен стоять на месте цифры?

Пароход не мог идти дальше (1) за туманом не видно ни бакенов, ни перевальных огней (Паустовский).

1) запятая;            2) двоеточие;                    3) тире;                4) точка с запятой.

5. В каком предложении на месте пропуска нужно поставить тире?

1) Куст заденешь плечом (...) на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая. (Никитин).

2) Я приехал как раз вовремя (...) поезд стоял у платформы. (Короленко).

3) Ястреб, неспешно махая крыльями, пролетел высоко над дальним лесом (...) другой точно так же пролетел в том же направлении и скрылся. (Тургенев).

6. В каком предложении на месте пропуска ставится двоеточие?

1) Вдруг мужики с топорами явились (...) лес зазвенел, застонал, затрещал. (Некрасов).

2) Я поднял голову (...) ни насмешки, ни гнева в ее лице, а была лишь ее свежая, веселая улыбка. (Достоевский)

3) Начальство узнает (...) не похвалит. (Короленко).

7. На месте какой цифры в предложении ставится тире?  Дунул  ветер (1) все дрогнуло (2) ожило и засмеялось.

1) 1;            2) 2;                3) 1,2.

Бессоюзные сложные предложения Тест № 5  ответы

Вариант 2

1-2, 2-2, 3-2, 4-2, 5-1, 6-2, 7-1.

Бессоюзные сложные предложения Тест № 5 (вариант 3)

1. Сколько простых предложений в составе сложного предложении? Был солнечный, прозрачный и холодный день выпавший за ночь снег  нежно лежал на улицах на крышах и на плешивых бурых горах

. 1) 2;                        2) 3;                        3) 4.

2. Какое предложение является бессоюзным?

1)  Дверь захлопнулась и послышался стук удаляющихся шагов. (Носов).

2) Благодаря тому, что мы ставили каждый день новые пьесы, театр наш довольно охотно посещался. (Куприн)

3) Ночи стояли прохладные приближалась осень. (Арсеньев).

3. На месте какой цифры в предложении нужно поставить точку с запятой? Солнце садилось (1) широкими багровыми полосами разбегались его последние лучи (2) золотые тучи расстилались по небу все мельче и мельче.

1)1;                 2) 2;                     3) 3.

4. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Я окончательно свалился с ног: меня трясла сильная лихорадка, и почему-то опухли лицо, руки и ноги.  (Арсеньев).

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.

5. В каком предложении не ставится тире?

1) Ты идешь по земле молодой зеленеет трава за тобой. (по Твардовскому).

2) Были листья стали почки почки  стали вновь листвой (Твардовский).

3) Солнце выглянуло она повеселела (Каверин).

6. Какая схема соответствует предложению? У собак есть рыцарское правило: собаку лежачую или на привязи не трогают. (Куприн).

1) [ ]: [причина];                     2) [ ]: [пояснение].

7. Какой знак ставится в предложении на месте пропуска?  Алеша  попытался уснуть, но не успел (...) внезапно налетела буря.

1) запятая;                     2) тире;                       3) двоеточие.

Бессоюзные сложные предложения Тест № 5  ответы

Вариант 3

1-1, 2-3, 3-2, 4-3, 5-1, 6-2, 7-3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."

Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."...

Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Презентация урока на тему: "Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении"....

Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Конспект урока на тему: «Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении»....

Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"

Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"...

«Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия, сравнения. Тире в бессоюзном сложном предложении».

Цель: развитие умений определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов; моделировать и употреблять в речи сложные бессоюзные предложения с разными смысловыми от...

«Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении».

Цель: развивать умения определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов; моделировать и употреблять в речи сложные предложения с разными смысловыми отношениями ...