« Урок Грамотности» 4 класс
план-конспект занятия по русскому языку по теме

Голенцова Наталья  Васильевна

Тема: «Грамоте учиться - всегда пригодиться».

  (Познавательная игра по русскому языку)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_gramotnosti_v_4_b_klasse.docx99.5 КБ

Предварительный просмотр:

                «  Урок    Грамотности»

                           4б класс

Тема: «Грамоте учиться –

                          всегда пригодиться».

 

                                                                           

               Классный  руководитель:  Голенцова Н. В.

                                   (Познавательная игра по русскому языку)

 Цели занятия:

- расширять активный словарь,                

  -- прививать любовь к русскому языку, развивать интерес к русскому языку как к учебному предмету.

-воспитывать чувство патриотизма, толерантности;

-расширять кругозор учащихся.  

                                                                                                   

     Задачи занятия:

-введение новых слов в лексику детей;

-формирование полного ответа на вопрос;

-формирование умения работать в группе.

                        - способствовать воспитанию нравственных качеств у учащихся;    

                        -- побуждать учащихся к самосовершенствованию;

Оформление: Плакаты с высказываниями о русском языке, записи классической музыки,

карточки.

Человек должен учиться, потому, что он человек.

В.А.Сухомлинский.

                                                      Ход мероприятия:

    Вступительное слово учителя.          

          С самого раннего детства и до старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а уже на слух ловит мамины песенки  и прибаутки, бабушкины сказки. Мы вырастаем, идём в школу, в институт, целое море слов, целый океан речи подхватывает нас. Через слова мы узнаём о том, чего ещё не видели. Через слова мы имеем возможность обратиться к нашим правнукам, которые будут жить спустя века после нас. И всё это благодаря словам. А слова составляют язык.

         Мы можем гордиться русским языком. Ведь именно на нём написаны замечательные памятники литературы и искусства, это язык науки, русской культуры.

        Пушкин и Лермонтов, Гоголь и Толстой, Тургенев и Чехов. Эти великие писатели прославили русский язык.

       Вы скажете, что русский язык непростой. Да. Но тем он и интересен, что богат множеством оттенков, значений и тайн. И сегодня мы проведём игру, которая поможет нам узнать о русском языке что-то новое. В игре принимают участие 2 команды: «Знайки» и «Грамотеи».  За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу. Итак, начинаем наш конкурс.

  1. Конкурс «Загадочный диктант»

Ведущий называет загадку, игроки молча записывают отгадку. Задача конкурса состоит не только в том, чтобы отгадать загадку, но и составит из первых букв ответов фразу

Закутан ребенок в сто пеленок.

(Капуста)

    По горам, по долам

    Ходят шуба да кафтан.

    (Овца)

На пяти проводах

Отдыхает стая птах.

(Ноты)

    Ох, не трогайте меня,

    Обожгу и без огня.

    (Крапива)

Две антенны на макушке,

А сама сидит в избушке,

На себе ее везет,

Очень медленно ползет.

(Улитка)

    Под водой живет народ,

    Ходит задом наперед.

    (Раки)

На сучках висят шары,

Посинели от жары.

(Сливы)

    Ящик на коленях скачет-

    То поет, то громко плачет.

    (Гармонь)

Зубов много, а ничего не ест.

(Расческа)

    Листья клена пожелтели,

    В страны юга улетели быстрокрылые стрижи.

    Что за месяц, подскажи?

    (Август)

Рогатый, а не бодается

(Месяц)

    Без крыльев летят,

    Без ног бегут,

    Без паруса плывут.

    (Облака)

Живет в нем вся Вселенная,

А вещь обыкновенная.

(Телевизор)

    Зимой и летом

    Одним цветом.

    (Ель)

Что же это за девица?

Ни швея, ни мастерица.

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

(Ежиха)

    Кто зимой голодной

    Бродит злой, голодный?

    (Волк)

2.Конкурс  «Знатоки ударений» (правильно расставить ударение; слова написаны на доске, по одному участнику от команды расставляют ударения в словах)

  1.     2

Агент                                           мельком

Гусеница                                     мусоропровод

Торты                                          свекла

Балуюсь                                       щавель

Комбайнер                                  силос

Тефтели                                       квартал

Цемент                                        алфавит

Каталог                                       новорожденный

                             3. Конкурс знатоков пословиц

       

     Перед вами на листах начало пословиц, а окончание в конвертах, которые вы получите. Нужно как можно быстрее правильно сложить поговорки.

Собери фразеологический оборот (соедини стрелкой).
 
Волков бояться                                     чье мясо съела
 
Нет дыма                                               в лес не ходить
Знает кошка                                              без огня

Ждать у моря                                             погоды

Знает кошка,                                              чьё мясо съела

Чем бы дитя не тешилось,                       лишь бы не плакало

Кашу маслом                                                а неученье- тьма.                                                                                                            

Лес рубят,                                                 видит издалека

Рыбак рыбака                                              щепки летят

Ученье- свет                                               не испортишь

                ( Команды под музыку работают).

       

  1. Конкурс «Говори правильно».

  1. Как сказать правильно : кто последний или кто крайний?
  2. Я извиняюсь или извините, пожалуйста?
  3. Вы сходите на следующей остановке или вы выходите на следующей остановке?
  4. Я кладу или я ложу?

5. Конкурс.  Ребусы:

Разгадай  ребусы.

 

 

 

                         сорока, горох, груша, ласка, автор.

                             

                                    6.  Конкурс «О-О-О».

               Я загадываю загадку, а вы должны назвать отгадку, в которой из гласных только буква О.

                                                                                                                                    1.Драгоценный металл                                4. Лиственное дерево  (тополь) 

            (золото)                                                                                                                                                              

 2.Крупный населённый пункт                      5.Водоём (болото)

                      (город)

                                             

   3. Продукт, из которого                    6. Съедобный герой русской

      изготавливают масло                               народной сказки.

                                   (молоко)                                                 (Колобок)

7.Конкурс  « Весёлый привал».

Попробуй отгадать пары слов, отличающихся только одной буквой.

С буквой «А» - жужжу, верчусь,

С «Я» - девчонкой становлюсь.

                                 ( Юла – Юля)

С буквой «У» - на мне сидят,

С буквой «О» - за мной едят.

                                  ( Стул – стол)

С буквой «Б» - я одноногий,

И стою я у дороги.

А без «Б» - ног аж четыре,

И стою в твоей квартире.

                                  ( Столб – стол)

С буквой «Д» - вас в дом пускает,

С буквой «З» - рычит, кусает.

                                   (Дверь – зверь)

С буквой  «В» - я часть рубашки,

А без «В» - я часть Наташки.

                                  (Рукав – рука)

С буквой «Т» - это символ защиты,

А без «Т» - вам в тарелку налиты.

                                  (Щит – щи)

8. Конкурс  Долина « Орфоэпия».

Задание: написать отгадки с орфограммой «Непроверяемое написание». Кто правильно ответит, тот первый пришёл удачно к привалу «Оценка»

  1. Он на вокзалах есть всегда,

К нему подходят поезда,

Двойное р содержит он

И называется ………

  1. Загадка эта нелегка

Пишусь всегда через два к,

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

А называюсь я …..

  1. На большие расстояния

Мчится он без опоздания,

Пишется в конце два с;

Называется …..

  1. Во мне два к, не забывайте

Таким, как я, всегда бывайте.

Я точный, чистый и опрятный,

Иным же словом ……..

9. Конкурс «Фразеологический


 
Добавить недостающее слово – название животного.
 
Голоден как…(волк)
 
Труслив как…(заяц)
 
Колючий как…(еж)
 
Надут как…(индюк)
 
Болтлив как…(сорока)

10. конкурс «Наборщик»


Из букв слова ПРОСТОКВАША за 2 минуты составить слова.

                        11 . Конкурс « Слово спрятано в слове»

Команды получают карточки со словами, внутри которых тоже находятся слова. Их нужно увидеть и записать. У кого больше новых слов, тот и победил.

        (Раздаются карточки со словами. Звучит музыка).

 Задание:                                                     Ответы:

1. Уточка                                                     1. Точка

2. Столб                                                       2.Стол, лоб

3. Удочка                                                     3.Дочка

4. Драма                                                       4. Рама

5. Полк                                                         5. Пол, кол

         Ведущий: Это задание было очень простым. Последнее задание  и должно быть таким. 

Итог занятия.

Оценка работы команд, подсчёт баллов, обсуждение результатов, награждение, ободрение проигравшей команды.

Русский язык- один из самых живописных языков в мире. Но он не прост в изучении, в чём вы сегодня убедились. Я надеюсь, что ваши познания в области русского языка будут возрастать, что вы будете хорошо знать свой родной язык.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....