1. |
Организационный момент, включающий: - постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной); - определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока; - описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учётом реальных особенностей класса, с которым работает педагог). | Цели урока. Предполагаемые результаты Учащиеся должны: - Знать корни с чередованием гласных, условия выбора а– о, е - и в известных корнях с чередующимися гласными.
- Уметь находить орфограммы с чередованием гласных в корнях слов, объяснять их правописание, приводить примеры с изученными орфограммами.
- Классифицировать корни с чередующимися гласными; отличать корни с чередующимися гласными от безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
Организационный момент. Актуализация знаний учащихся Цели: - для учителя: вызвать интерес к изучаемой теме, провести актуализацию знаний по теме, мотивировать учащихся для формулирования темы урока и целей своей деятельности; создать условия для успешного повторения изученного материала, положительного эмоционального настроя учащихся на работу; - для учащихся: формулировать цель, строить продуктивное речевое взаимодействие, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждений, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис, осмысливать цель чтения.
Метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, проблемно-поисковый. Приёмы:беседа, сравнение.
Слайд 1. Дата. Классная работа. (Оставляем место для записи темы урока)
-Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. У нас сегодня с вами, как вы видите, не совсем обычный урок. Давайте определим свое настроение, настрой на работу. (Отличное, хорошее, не совсем готовы). А теперь улыбнёмся друг другу и приступим к уроку. Надеюсь, что мы сегодня на уроке хорошо поработаем. Но сначала запишите в тетрадях дату.
Слайд 3. Лингвистическая игра «Третий лишний» - Огорчение, гора, загорать
- Блестеть, сверкать, сиять
- Коса, коснуться, косарь
Слайд 4. (Ответ: загорать, блестеть, коснуться) -Что объединяет эти слова? (Орфограмма – гласная в корнях с чередованием) - Как вы думаете, какой будет тема нашего урока? («Гласные в корнях с чередованием» или «Чередующиеся гласные в корнях слов». Дети сами формулируют тему урока.) - Запишите тему урока в тетради. Слайд 5. - Изучали ли мы эту орфограмму раньше? (Изучали в 5 классе и на предыдущих уроках.) - Что осталось вам непонятным? - Давайте подумаем, что мы будем делать сегодня на уроке, какие цели мы должны поставить на этом уроке? (Учащиеся пытаются самостоятельно поставить цели на сегодняшний урок: будем повторять корни с чередующимися гласными, объяснять их правописание, группировать их в зависимости от условия выбора написания гласной.) |
2.
3. | Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий: - определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися); - определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока; -описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач; -описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока; - определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удаётся достичь поставленных целей; - описание методов организации совместной деятельности учащихся с учётом особенностей класса, с которым работает педагог; - описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса; - описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.
Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает: - постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока); - определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока; - изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом); - описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала; - описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учётом особенностей класса, в котором работает педагог; - описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу; - описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала. | Подготовка к обобщению понятий, правил Цели: - для учителя: выявить пробелы в знаниях учащихся по данной теме, корректировать неверные утверждения. - для учащихся: знать условия выбора орфограммы в корнях с чередующимися гласными; уметь объяснять их правописание; подбирать примеры с изученными чередующимися гласными а – о, е – и в корнях слов, уметь перерабатывать и структурировать материал, соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи, осуществлять самоконтроль.
Методы: практический. Приёмы: выполнение упражнения, работа с таблицей, эвристическая беседа, работа по карточкам. Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
Методы оценивания: похвала Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса: обращение к ученикам по имени, поощрение в ребёнке независимости и уверенности в себе при ответе, словесное одобрение. - Ребята, мы с вами изучили много корней с чередующимися гласными в корнях слов. С каким чередованием гласных мы познакомились на предыдущих уроках? - Корней с чередованием гласных так много, что можно легко запутаться при их правописании. Как вы думаете, что нам нужно сделать, чтобы мы быстро и безошибочно писали слова с этой орфограммой, не путали их? (Заучить, сгруппировать.) - Как мы их будем группировать? (Правописание корней с чередующимися гласными а - о, е - и зависит от ударения, от суффикса а, от последующей согласной и от значения.) - Значит, на сколько групп можно разделить корни с чередованием гласных а – о, е – и? (На четыре группы.) - Сейчас мы с вами заполним таблицу с чередующимися гласными в корне слова, примеры вы приводите из домашней работы, объясняете их правописание. Приведите примеры слов с чередованием, которое зависит от ударения, затем от суффикса а, от согласной, от значения слова. (Домашнее задание – упр. 146, индивидуальные задания: 1ученик подбирает слова с чередующимися гласными а – о в корнях клан – клон, твар – твор, зар – зор, 2 ученик работает с корнями скак – скоч, плав -плов.)
(Учитель выводит сначала «полуслепую» таблицу, затем после ответов учащихся в графах появляется перечень корней с чередующимися гласными и слова – исключения. Дети не перечерчивают таблицу в тетрадь.)
Слайды 6, 7.
Чередование о – а, е – и зависит от |
|
|
| ударения | суффикса а | последующего согласного | значения | гор - гар | бер - бир | раст – ращ - рос Искл.: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль | мак - мок | клон – клан | дер - дир |
| равн–ровн Искл: равнина | твор – твар Искл. - утварь | мер - мир | скак - скоч Искл.: скачок, скачу |
|
| пер - пир |
|
| зор - зар Искл.: зоревать, зорянка | тер - тир |
|
|
| блест - блист |
|
|
| жег - жиг |
|
|
| стел - стил |
|
|
| чет - чит |
|
|
| лаг - лож |
|
|
| кос - кас |
|
| Плав – плов – плыв: во всех словах пишется корень – плав -.Искл.: пловец, пловчиха, плывун |
|
|
|
|
4. | Закрепление учебного материала, предполагающее: - постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока); - определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока; описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учётом индивидуальныхособенностей учащихся, с которыми работает педагог; - описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала; - описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал. | Обобщение понятий и правил темы и определение их роли в речи. Цели: - для учителя: проверить умение учащихся находить орфограммы с чередованием гласных в корнях слов, объяснять их правописание, приводить примеры с изученными орфограммами, классифицировать корни с чередующимися гласными; отличать корни с чередующимися гласными от безударной гласной в корне, проверяемой ударением. - для учащихся: уметь применять свои знания на практике, точно, правильно, логично излагать свою точку зрения по поставленной проблеме, уметь перерабатывать, систематизировать информацию.
Методы: практический, проблемно-поисковый Приёмы: работа на компьютере, выразительное чтение, творческое списывание, объяснительный диктант, выборочно-распределительное письмо, работа с текстом, проверочная работа. Формы работы: индивидуальная работа, самостоятельная работа, коллективная, работа в парах. Формы оценивания: самооценка.
- А теперь, ребята, перейдём от теории к практике. - Прочитайте предложение на слайде. Что это такое? (Пословицы.) - Что вы знаете о пословицах? - Попробуйте объяснить их смысл, вставьте пропущенные чередующиеся гласные в корнях слов и объясните их правописание. В случае правильного ответа буква перемещается на место пропуска, появляется правильное обозначение орфограммы. (Коллективная устная работа. Дети отвечают по желанию.)
Работа на компьютере. Слайды 8 – 14. - За всё б..рётся, да не всё удаётся.
- Добрые ум..рают, да дела их остаются.
- Р..сточком с мышь, а храбрый малыш.
- Вёдрами разольёшь, так каплями не соб..рёшь.
- Как пост..лешь, так и выспишься.
- Дитятко что тесто: как замесил, так и выр..сло.
Творческое списывание. Слайд 15. - Замените глаголы в скобках синонимами, обозначьте орфограмму. - Какими синонимами мы будем заменять? -Какую орфограмму мы сегодня повторяем? (Чередующиеся гласные в корне.) -Следовательно, синонимы должны быть с этой орфограммой.
Ребята (устроились) на отдых у реки. Быстро (появились) на берегу палатки. Заря (угасала). Один за другим (вспыхивали) костры. Девочки вскипятили чай, а мальчики (протоптали) тропинку к ручью. (Коллективная работа. Ответы – расположились, выросли, догорала, разгорались или разжигались, проложили.) Самостоятельная работа с текстом. - Ребята, что вы видите на слайде? Просмотрите. (Текст.) - Что такое текст? Любое ли сочетание предложений можно назвать текстом? - Предложите работу с этим текстом. (Назвать тему, основную мысль, озаглавить.) - Выразительное чтение текста вслух. Определение темы текста, основной мысли. Заглавие – У озера. Отдых на озере и др. - Что ещё можно сделать с этим текстом? (Выписать слова с чередующимися гласными, разделить их по группам в зависимости от условия выбора гласной.) - Только ли чередующиеся гласные вызывают у нас сомнения. Какие есть ещё орфограммы гласные? ( Проверяемые и непроверяемые безударные гласные.) - Сколько колонок у нас получится? (Три) - Как вы назовёте первую колонку? (Проверяемые гласные.) - Вторую? (Непроверяемые гласные.) - Третью? (Чередующиеся гласные.) - Что вы будете делать? (Выписывать слова с пропущенными буквами и распределять их по колонкам.) (Работа в парах. Проверка - по 1 ученику называют записанные слова. Другие дополняют.) - А теперь проверьте себя, может быть вы что-то не выписали.) Слайд 16. Текст. (Текст на слайде и распечатан по одному на парту.) Мы предпол..гали выехать рано, но зад..ржались. Вдоль дороги, кроме кустарниковой поросли, не было видно никакой другой р..стительности. В полдень мы распол..жились на отдых у оз..ра, зар..сшего к..мышом. Заг..релые р..бята плавали на пл..ту. Солнце п..кло так, что к песку нельзя было прик..снуться. В лучах солнца озеро св..ркало, как зеркало. Догорала вечерняя з..рька, когда мы в..рнулись домой.
Ключ. Слайд 17. Проверяемые безударные гласные | Непроверяемые безударные гласные | Чередующиеся безударные гласные | задержались | камышом | предполагали | у озера | ребята | растительности | на плоту | сверкало | расположились | пекло | вернулись | заросшего |
|
| загорелые |
|
| прикоснуться |
|
| зорька |
Тест. Чередующиеся гласные в корнях слов |
| 1 вариант 1. В каком ряду все слова имеют чередующуюся гласную в корне слова? 1) сохранился, задрожал 2) залив, заметка 3) движение, обращение 4) запереть, озарение 2. Найдите лишнее слово. 1) окрасить 2) отрастить 3) замереть 4) собирать 3. Найдите слово с чередующейся гласной в корне. 1) вспомнить 2) касание 3) броситься 4) откликнуться 4. Найдите слово с чередующейся гласной в корне. 1) расспрашивать 2) затосковать 3) прикоснуться 4) погостить 5. Найдите слово с чередующейся гласной в корне. 1) к..сить 2) к..стный 3) прик..сновение 4) к..силк 6. В каком слове пишется буква А? 1) отр..сль 2) подр..сли 3) к..снуться 4) разг..реться 7. В каком слове пишется буква И? 1) расст..лить 2) зат..реть 3) отп..реть 4) разб..рать 8. В каком слове пишется буква О? 1) з..рница 2) г..рящий 3) прик..саться 4) оз..рение 9. Из данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся гласной в корне. Пруды год от году мелели, зарастали зеленью, и высокие, густые камыши волновались, как море, на громадных болотах. (В.Г.Короленко.) 10. В слове ВЫГОРАТЬ выбор чередующейся гласной в корне зависит 1) от суффикса, стоящего после корня; 2) от ударения; 3) от согласной, на которую оканчивается корень; 4) от проверочного слова
| 2 вариант 1. В каком ряду все слова имеют чередующуюся гласную в корне слова? 1) загораживать, носились 2) выращивать, собирать 3) перемигивались, испекутся 4) пробивался, удивиться 2. Найдите лишнее слово. 1) зарастать 2) приложение 3) постелить 4) умножение 3. Найдите слово с чередующейся гласной в корне. 1) тянулись 2) остановиться 3) затирать 4) прибрежные 4. Найдите слово с чередующейся гласной в корне. 1) расспрашивать 2) затосковать 3) прикоснуться 4) погостить 5. Найдите слово с чередующейся гласной в корне. 1) к..смический 2) к..солапый 3) прик..снуться 4) к..стрище 6. В каком слове пишется буква А? 1) г..рение 2) р..сток 3) пор..сль 4) к..сание 7. В каком слове пишется буква И? 1) раст..рание 2) ст..литься 3) зам..реть 4) отт..реть 8. В каком слове пишется буква О? 1) к..сательная 2) оз..рять 3) перег..реть 4) соприк..саться 9. Из данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся гласной в корне. Потом он сел, усталым движением снял мешок, начал было вытирать кепкой лицо и вдруг, вцепившись в неё зубами, навзрыд расплакался. (В.П.Астафьев.) 10. В слове ПРИКОСНОВЕНИЕ выбор чередующейся гласной в корне зависит 1) от суффикса, стоящего после корня; 2) от ударения; 3) от согласной, на которую оканчивается корень; 4) от проверочного слова
|
Ответы: Вопрос | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 12 | Вариант |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| I | 4 | 1 | 2 | 3 | 3 | 1 | 4 | 2 | зарастали | 2 | II | 2 | 4 | 3 | 3 | 3 | 4 | 1 | 3 | вытирать | 1 |
Рефлексия. Слайд 18. Цели: - для учителя: мотивировать учащихся к дальнейшему самосовершенствованию; для учащихся: оценивать достигнутые результаты, делать выводы, адекватно формулировать их в устной и письменной форме. Методы: словесный. Приёмы: беседа - Что мы делали сегодня на уроке? (Мы обобщали и систематизировали материал по теме «Правописание корней с чередованием гласных о – а, е-и»). - Как мы это делали? ( Мы находили орфограмму, опознавали его в тексте, классифицировали , применяли изученную орфограмму.) - Зачем мы это делали? Пригодится ли вам это в жизни? Можно ли было бы обойтись без изучения этой орфограммы в школе? |