Конкурс по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие для 5–6-х классов
"Конкурс русской словесности”
Оборудование:
- Плакат с названием игры (Приложение 1);
- Высказывания известных людей о языке, о знаниях;
- Поговорки о словах (Приложение 2);
- Карточки с заданиями.
Оформление класса:
- Расставляются столы и стулья для двух команд и жюри;
- На доске размещаются заранее приготовленные названия игры и команд;
- На столах, за которыми сидят участники игры, ставятся таблички с названиями команд.
Форма проведения: познавательная игра для учащихся 5-6 классов по русскому язык.
О нас судят на основании того,
Что мы делаем,
Как мы выглядим,
Что мы говорим,
Как мы говорим.
Д. Карнеги
Ход игры
1-й ведущий:
Великий, могучий, правдивый, свободный,
Народной живительной силы родник!
Тебе посвящаем игру мы сегодня,
Наш гордый, наш русский, родной наш язык!
2-й ведущий: С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека непрерывно связана с языком. Русский язык для человека – примерно то-же, что воздух для его тела. На нем мы думаем, общаемся, творим.
1-й ведущий:
Оттенков множества в себе тая,
Звучание не больше, чем одежа…
У каждого из слов душа своя;
На душу говорящего похожа.
2-й ведущий: Слова – это одежда наших мыслей, и нашим мыслям хочется иметь красивую одежду. А красивая одежда для мыслей – это красивые слова. В каждом слове есть сила. В добром – добрая, в плохом – злая. И она никуда не улетает, а ходит за своим хозяином, живет в его доме.
1-й ведущий:
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести!
Словом можно продать и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
2-й ведущий:
Вы подумайте, сколько же слов
Всяких разных бывает на свете!
Мы сегодня игру посвятим
Тем словам, что людей окружают,
1-й ведущий: Мы рады вас приветствовать на сегодняшнем конкурсе знатоков русского языка.
2-й ведущий: Сегодня участникам встречи предстоит пройти через увлекательные задания. А состязаться будут две команды – 5 и 6 класса (Представление команд)
1-й ведущий: А судить, кто лучше справится с заданием, будет наше уважаемое жюри, в состав которого вошли…. (представляет членов жюри).
2-й ведущий:
Мы слова из русской речи,
Из родного языка!
Одинаково нас пишут,
Одинаково нас слышат.
1-й ведущий:
Но важна не только внешность,
Потому не торопись,
Не всегда нужна поспешность,
Ты до смысла доберись.
2-й ведущий:
Наподобие начинки,
Смысл запрятан в серединке,
Сходным лицам вопреки
Мы по смыслу – далеки.
1-й ведущий: Среди слов, как и среди людей много однофамильцев. И называются они ОМОНИМЫ. Слова звучат одинаково, но различаются по значению. Поэтому омонимы нередко служат материалом для загадок – шуток. Конкурс называется «Загадки-шутки»
- В какую бочку не нальешь воды? (В бочку – фигуру высшего пилотажа)
- В какой клетке не держат птиц и зверей? (В тетрадной клетке)
- Из какого крана не берут воду? (Из подъемного крана)
- Каким патроном не зарядишь ружье? (Патроном для лампочки)
- В каких лесах не водится дичь? (В строительных лесах)
- Каким поясом нельзя подпоясаться? (Географическим)
- Из какого сосуда не напьешься? (Из сосудов в теле человека)
- Какой вид литературного произведения обозначается мужским именем? (Роман)
Время выполнения задания – 3 минуты. Высшая оценка – 6 баллов.
2-й ведущий: Пока команды работают над первым заданием, я поближе познакомлюсь со зрителями. Ребята, вы сегодня не просто зрители, но и полноправные участники нашей игры. Пока команды выполняют задания, а вы в это время будете отвечать на вопросы. За правильные ответы вы будете получать баллы. На столе у каждой команды вы видите ящики. В конце игры вы можете отдать жетоны – голоса той команде, за которую вы болеете. Болейте за свою команду, помогайте своими ответами.
(Ответы команд на первое задание. Слово жюри)
1-й ведущий:
И нам пришел теперь черед
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь: (низко)
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь: (близко)
Скажу я слово потолок,
А ты ответишь: (пол)
Скажу я слово: потерял,
И скажешь ты: (нашел)
2-й ведущий: Вот такую игру подарил нам американский поэт Джон Чиарди! Следующее задание – «Антонимы». К предлагаемому слову нужно подобрать антоним. Например, БОЛЬШОЙ – маленький.
Добрый – злой,
Трусливый – смелый,
Толстый – тонкий,
Чёрный – белый.
Вверх – вниз,
Внутри – снаружи,
Над – под,
Жара – стужа.
Чистить – пачкать,
День – ночь,
Все сюда! – ступайте прочь!
Труд – безделье,
Смех – рыданья…
Здравствуйте… и до свиданья!
Время выполнения задания – 3 минуты. Высшая оценка – 6 баллов.
(Команды выполняют задание, со зрителями проводится викторина. Вопросы для игры со зрителями даны в приложениях (Приложение 3, Приложение 4) . Слово жюри)
1-й ведущий:
Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нем есть и усмешка, и меткость, и ласка.
2-й ведущий: Богат наш русский язык. Одной из его ценностей является огромное количество пословиц и поговорок, которые пришли к нам из глубины веков и до сих пор остаются в обиходе.
1-й ведущий:
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
2-й ведущий:
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.
Пословица вовек не сломится –
Ведь с ней и горе не беда.
И наша речь красна пословицей!
Ну что ж, приступим, господа?
1-й ведущий: Какая же русская речь обходится без пословиц и поговорок?! Недаром в народе говорят: «Поговорка – цветочек, пословица – ягодка». Поэтому следующий наш конкурс называется «Знатоки народной мудрости». Он будет состоять из двух этапов. Первый этап – «Разгадайте перевертыши». Ответом будет служить пословица.
- У честного человека ботинки промокают. (На воре шапка горит)
- Отдых – ягненок, на поля побежит. (Работа не волк, в лес не убежит)
- Мужик на телегу – коню тяжелее. (Баба с возу – коню легче)
- Брезгливость пропадает, когда голодают. (Аппетит приходит во время еды)
- Ближе к полю – меньше деревьев. (Чем дальше в лес, тем больше дров)
2-й ведущий: Следующий этап – «Что это? Кто это?» Сейчас мы вам предлагаем ответить на вопросы, вспомнив соответствующие пословицы и поговорки и сформулировав их. В задании вы можете встретиться и с фразеологическими оборотами, которые приближаются к поговоркам.
- Она пуще неволи (Охота. Охота пуще неволи)
- Ненужная вещь в чужом монастыре (Устав. Со своим уставом в чужой монастырь)
- Он здоровый в здоровом теле. (Дух. В здоровом теле здоровый дух.)
- Часть одежды которую рекомендуют держать шире. (Карман. Держи карман шире)
- У него глаза велики. (Страх. У страха глаза велики.)
- Когда она своя, она владыка. (Рука. Своя рука владыка.)
- Она стоит свеч. (Игра. Игра стоит свеч.)
- Носитель горящей шапки. (Вор. На воре шапка горит.)
- Там с милым рай. (Шалаш. С милым рай и в шалаше.)
- Только там бывает бесплатный сыр. (Мышеловка. Бесплатный сыр бывает только в мышеловке.)
- Второе лицо привычки. (Натура. Привычка вторая натура.)
- Ее ждут сидя у моря. (Погода. Ждать у моря погоды.)
Вопросы задаются командам по очереди. Отвечать нужно сразу. Жюри оценивает конкурс по количеству правильных ответов
(Зрители отвечают на те вопросы, на которые не смогли ответить участники. В том случае, если команды ответили на все вопросы, со зрителями проводится викторина. Слово жюри.)
1-й ведущий:
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.
Гаснет устная словесность,
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
2-й ведущий: Язык – отражение культуры человека. Этого не понимают те, кто пренебрежительно относятся к языку своих высказываний, думая, что, мол, все равно поймут. А находятся некоторые, кто нарочно искажает язык, чтобы быть «оригинальным».
1-й ведущий: Жаргонизмы, сленговые словечки стали своего рода «модой», они звучат везде, беспримерно засоряя и обедняя речь современников, особенно молодежи, подростков: «Я хотел типа слинять…»; «За штуку ништяк оттопыримся…»; «Да мы чисто посмотреть…»
2-й ведущий: А сейчас – слушайте и трепещите!
Пиплы в умат, ринги заглохли,
Джинсы, дринки, батлы и проч.
И на флетах мэны умолкли,
Экстаз не в силах превозмочь.
1-й ведущий: Наш следующий конкурс называется «Переводчик». От каждой команды вызываются по одному человеку. Я буду говорить слово на сленге, а вам нужно перевести его на нормальный русский язык. Если участник не справляется сам, то команда может помочь ему. Оценка – 5 баллов.
- Локаторы – уши.
- Клешни – руки.
- Базар – разговор.
- Приколоться – посмеяться над чем-либо.
- Шнобель – нос.
- Костыли – ноги.
- Шнурки – родители.
- Бабки – деньги.
- Зависнуть – а) остаться где-то на долгое время; б) бездельничать.
- Шмотки – одежда.
- Круто – хорошо.
- Шланг – бездельник, лодырь.
- Прибабах – странная привычка.
- Откосить – уклониться от чего-либо.
- Пофигу – безразлично.
- Фиолетово – безразлично.
- Вьехать – понять, уяснить что-либо.
- Прикид – одежда.
- Тормоз – а) глуповатый человек; б) человек без чувства юмора.
- Улет – а) восторг; б) что-либо отличное.
- Облом – неудача
- Тусовка – а) вечеринка; б) компания людей с общими интересами; в) толпа, большое скопление.
- Фишка – особенность, специфическая черта.
- Ништяк – хорошо, отлично.
Для конкурса можно брать не все слова, остальные слова объясняют болельщики.
(Команды выполняют задание, со зрителями проводится викторина. Слово жюри)
2-й ведущий:
Что такое идиома?
Если люди говорят,
Что У ВАС НЕ ВСЕ, мол, ДОМА…
Отвечайте:
– Я и брат!
В ГОЛОВЕ У ВАС СОЛОМА
Или КАША В ГОЛОВЕ –
Это тоже идиома.
А точнее, целых две.
1-й ведущий:
Фразу «ВЗЯЛИ НОГИ В РУКИ»
Умный правильно поймёт.
И хватать себя за брюки
Будет только сумасброд.
Кто-то долго ТЫКВУ ЧЕШЕТ:
Не поймёт, чудак, никак,
Что собак не надо вешать,
Чтоб НАВЕСИТЬ ВСЕХ СОБАК.
Идиомы – это фразы,
Смысл которых – МЕЖДУ СТРОК.
Вы поймёте это сразу,
Если ВАРИТ КОТЕЛОК.
2-й ведущий: Следующий конкурс называется «Идиомы».
Каждая команда должна дать объяснение тем идиомам, которые есть в стихотворении. Оценка – 5 баллов.
(Жюри подводит итоги конкурса).
1-й ведущий:
В чудетство откроешь окошки –
Счастливень стучит по дорожке,
Цветет веселютик у речки,
И звонко поют соловечки,
А где-то по дальним дорогам
Бредут носомот с бегеротом….
Мы сними в чудетство войдем –
Спешит тропинка под самым окном,
Зовет нас глядеть – заглядется:
Что там за окошком? Чу!...Детство!
2-й ведущий: В языке часто возникают новые слова. Некоторые писатели и поэты сами придумывают их. Но бывает и так, что у известных слов появляются новые значения.
1-й ведущий: Итак, наш заключительный конкурс называется «Словралик» Вам предстоит придумать словам шутливые толкования. Оценка – 1 балл за самое удачное толкование.
(Пока команды выполняют задание, зрители должны придумать новые слова с интересным обяснением. Каждое слово с самым удачным объяснением – 1 балл)
- Гуляш – каникулы
- Летучка – бумажный голубь
- Башмак – голова под дождем
- Зубровка – жвачка
- Показуха – школьный дневник
- Муляж - спящая корова
- Курцы – петухи
- Будда – будильник
- Потоп – привал
- Мимоза – девочка проходящая мимо
- Привратник – тот, кто любит приврать
- Глазунья – любопытная девочка.
2-й ведущий: Наш конкурс подошел к концу. Прошу жюри огласить итоги последнего конкурса и общий итог встречи.
(Жюри подводит итоги и награждает победителей).
1-й ведущий: Слова, пословицы, поговорки, с которыми мы сегодня познакомились, - это всего лишь капля в мире слов. Но возможно эта капля приведет нас к огромному океану слов русского языка, и вы сможете по достоинству оценить его красоту и многообразие.
2-й ведущий: Помните: слово ранит, но слово и исцеляет. Словом можно обласкать, можно обидеть. Думайте, прежде чем употреблять эти меткие, емкие, многозначные слова русского языка.
1-й ведущий:
Много слов на земле. Есть дневные слова, –
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть ночные слова, о которых мы днем
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.
Есть слова – словно раны, слова – словно суд,
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести….
2-й ведущий:
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши:
Оно бывает то свинцово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком в выси,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесил,
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить
И слово ядом отравить.
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздробить.
Оно ограбит иль одарит,
Пусть ненароком, пусть любя,
Подумай, как бы не ударить
Того, кто слушает тебя.
1-й ведущий: Всегда помните о том, что «… По-настоящему интеллигентный человек отвечает за каждое слово, независимо от того, написано оно, сказано вслух или про себя," – писал он в своих "Письмах о добром и прекрасном" [Лихачев, 1989, с.122-123].
2-й ведущий: В финале нашей встречи я предлагаю провести игру «Только хорошее». Вокруг человека, говорящего хорошие, чистые слова всегда сияние и красота. Давайте вместе попробуем увидеть эту красоту.
(Выносят воздушные шары, все по очереди называют красивые слова и перебрасывают друг другу шары, как бы передавая окружающим эстафету добра и красоты).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".
Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края ...
Интегрированный урок русского и французского языков"Заимствования (из русского языка фо французский, из французского в русский), их роль в межкультурном обогащении языков двух стран"
Конспект урока, проведенный с французскими и русскими детьми...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...