Урок русского языка. Простые и составные союзы. 7 класс
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учитель: Марчук Ирина Николаевна
Предмет: русский язык
Класс: 7
Тема: Простые и составные союзы
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок-путешествие
Техническое оснащение урока: мультимедийный проектор, экран, электронная презентация учителя.
Цели урока.
1. Обучающая: повторение и совершенствование знаний о союзе, закрепление знаний учащихся по теме «Простые и составные союзы», формирование умений различать союзы по структуре, правильно употреблять в речи.
Повторить: синтаксический разбор простого предложения.
2. Развивающая: развитие умственных способностей: внимания, памяти, логики (производить анализ по сходству, отличию), орфографической и пунктуационной зоркости; развитие устной монологической речи.
3. Воспитывающая: воспитание взаимоподдержки и самостоятельности.
Методы и приемы, применяемые на уроке.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся
1.Метод словесной передачи информации и слухового восприятия:
беседа, инструктаж, выступления учащихся, фронтальный опрос; элементы проблемного обучения (тему, цель определяют уч-ся)
2.Методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации: презентация учителя, наблюдение учащихся, использование карточек по периметру класса (метод ВФ Базарного)
3.Методы передачи информации с помощью практической деятельности: работа с книгой, карточкой-подсказкой (анализ таблиц)
Методы стимулирования и мотивации.
1.Эмоциональные (поощрения, создание ситуации успеха).
2.Познавательные (выполнение творческих заданий).
3.Социальные (создание ситуации взаимопомощи, заинтересованность в результатах своей работы).
Методы контроля и самоконтроля.
1.Устные (фронтальный опрос, индивидуальный опрос).
2.Письменные (заполнение маршрутного листа: синтаксический разбор предложения, творческие задания: продолжи текст по началу, подведи итог урока в стихотворной форме)
3.Самоконтроль и взаимоконтроль (устная и письменная взаимопроверка, самоконтроль, проверка по методу ВФ Базарного - обучение учащихся в режиме смены динамических поз, моторной свободы. Работа с наглядным материалом, максимально удаленным от глаз ребенка (карточки по периметру класса).
Методика сенсорно-координаторных упражнений «Четыре угла». Все упражнения выполняются в позе свободного стояния: дети совершают координированные движения головой, глазами и туловищем продолжительностью 1-1,5 мин.
Формы организации работы на уроке.
1.Индивидуальная.
2.Фронтальная.
4.Парная.
5. Методы, включающие активные и интерактивные формы (самостоятельная работа с учебником, текстом, «Броуновское движение»)
Цель использования ИКТ на уроке.
Побудить учащихся к самостоятельному, творческому поиску.
Электронная презентация к уроку позволила:
- представить учебный материал наглядно, красочно, образно;
- сократить время, отведенное для объяснения нового материала;
- сформулировать вывод урока.
План проведения урока:
Этапы урока | Временная реализация |
| 2мин 4 мин 5 мин 8 мин 3 мин 15 мин 4 мин 2 мин 2 мин |
Ход урока
- Здравствуйте, ребята! Я рада снова видеть вас! Вы, несомненно, творческие люди, и поэтому сможете быстро мне ответить: что у меня в руках? Накидка? Нет, мантия. Но не просто мантия, а мантия-невидимка. Она поможет нам с вами совершить небольшое путешествие во времени и пространстве вместе с известными вам героями, которых вы видите на экране. Узнали? Да, это они, персонажи историй о Гарри Поттере. Этапы путешествия мы будем фиксировать в маршрутном листе, обратите внимание: за каждый вид работы вы сможете себя оценить. А некоторые даже смогут поймать волшебный мяч квидич.
Но чтобы мантия обрела свою волшебную силу, нам необходимо выполнить задание № 1. Обратите внимание, это задание находится в маршрутном листе. Прочитайте предложение и выполните синтаксический разбор. Солнце озарило южный замок. Оцените себя (слайд с полным синтаксическим разбором).
- Хорошо! Прочитайте первые буквы каждого слова в этом предложении. Какое слово получилось? О чем будем говорить?
- Но какое путешествие без денег? Перед нами банк Гринготтс. Монетки, столь нам необходимые, рассыпались, да к тому же на них наложено заклинание. Нам необходимы только те монетки, где есть Союзы. Принесите их мне. Но очень вас прошу, будьте внимательны. (Прием «Броуновское движение»: по периметру класса размещены карточки-надписи, которые необходимо собрать и распределить на две группы, оставив на месте «лишние надписи»). Карточки: В, НА, ИЗ-ЗА, И, А, НО, ЧТОБЫ, ОТТОГО ЧТО, КОГДА, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, В ТЕЧЕНИЕ, КАК БУДТО, ТАК КАК, ЧТО, ПО МЕРЕ ТОГО КАК…
Ребята, все ли правильно? А какие монетки остались? Почему?
Мне кажется, что данные монетки-союзы можно разделить на две группы по строению. Какие это группы? Помогите мне.
Так какая же тема сегодняшнего урока? Да, конечно же, это простые и составные союзы. Какова цель урока? Сформулируйте ее, начиная…. Я ХОЧУ…. (Ответы учащихся).
А я хочу, чтобы вы на уроке научились отличать союзы от предлогов, различать простые и составные союзы, а также совершенствовать свои умения при работе с текстом.
Итак, цели поставлены, в путь! Запишем дату, классная работа и тему урока: «Простые и составные союзы».
- А сейчас мы находимся в библиотеке Хогвартса. Перед нами книга, текст которой скрыт. Нам необходимо его восстановить, выполнив задание № 2. Заполните таблицу «Сходство и различия предлогов и союзов». Чем отличаются союзы от предлогов? (Таблица) Проверь по образцу (СЛАЙД) Работайте в группах. Оцените себя! (Проверка по методу В.Ф. Базарного)
Сходство с предлогом | Различие с предлогом |
|
|
- А теперь мы на уроке профессора Макгонагал, которая очень любила проверять домашнее задание. Откройте домашнее упражнение №317 (Русский язык. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.- М.: Просвещение, 2010).
Назовите союзы: 1 вариант – простые, 2 вариант – составные.
Ребята, назовите стиль, тип домашнего текста. Почему вы так решили? Хорошо, молодцы. Работаем в парах: докажите, что слова ПОТОМУ ЧТО и ЧТОБЫ – союзы по следующему плану:
1. Общее значение.
2. Морфологические признак.
3. Синтаксическая роль.
7. Внимание! Вы находитесь в редакции газеты «Ежедневный пророк», ведущим репортером которой является Рита Скиттер. На её столе лежит недописанная статья, с текстом которой вам придется поработать.
Текст статьи. (Материал для учителя)
1 вариант.
Маленький домовой эльф или кто виноват?
Маленький годовалый мальчик, оставленный на пороге дома родственников, был вынужден вступить в новую жизнь, где никто и никогда не будет его любить. Что могли бы рассказать нам стены дома, если бы могли говорить. Что маленький мальчик оказался закинут в чулан под лестницу, словно не нужная вещь? Что его забывали элементарно покормить? Что он никогда никому не был нужен? Что в доме его считали уродом…
2 вариант.
Рубеус Хагрид, преподаватель Ухода за Магическими Животными, просит вас дописать начатую им статью о самом любимом его животном - фестрале. Дополните описание волшебного животного, сохраняя стиль. Измените данный текст, чтобы получилось рассуждение, используя, где возможно, простые и составные союзы.
Согласно книге «Фантастические животные», фестралы - одна из пород крылатых коней. Это стадные и плотоядные животные. Они весьма умны, выносливы и летают с поразительной скоростью. Фестралов можно приручить. Отличительной особенностью фестралов является их невидимость.
3вариант.
Воссоздайте отрывок из текста, почувствуйте себя в роли Джоан Кэтлин Роулинг, автора книг о Гарри Поттере.
Всходило солнце, над головой раскинулось огромное выцветшее небо во всей своей чистоте и беспредельности, равнодушное к Гарри и к его страданиям. Он сел у входа в палатку и глубоко вдохнул умытый воздух. Просто быть живым, смотреть, как солнце поднимается над блистающими снежными холмами, - это же величайшее сокровище на Земле, но Гарри сейчас был не способен его оценить. Все в нем онемело от сознания страшной беды – потери волшебной палочки. Перед ним лежала укутанная снегом долина, в сверкающей тишине разносился далёкий колокольный звон.
Задание. Вставьте пропущенные орфограммы и пунктограммы.
Определите стиль текста. Выделите простые и составные союзы.
Продолжите текст (пофантазируйте)!
8. Подведите итог урока в стихотворной форме:
Сочините синквейн либо стихотворение, можно пользоваться подсказкой-рифмой:
Союзы - Музы,
Предлоги - пороги,
Простые – составные,
Гарри Поттер и его друзья - герои удалые… (Проверка фронтальная)
9. Домашнее задание: Стр. 147, 149 (повторите правило); упражнение 318;
*Творческое задание (по выбору): выпишите из романа Дж.К.Ролинга «Гарри Поттер…» несколько сложных предложений, подчеркните грамматические основы, выделив простые и составные союзы).
10. Оценивание учащихся (в т.ч. самооценка).
Зал Достижений:
- От 8 и более баллов – 5 (отлично)
- От 6 до 7 баллов – 4 (хорошо)
- От 4 до 5 баллов –3 (удовлетворительно)
11. Рефлексия.
- Я вспомнил, что…
- Я узнал…
- Я понял…
- Особенно понравилось…
- Вызвало затруднение…
Приложение
Маршрутный лист №1
Ученика (-цы)_______класса
ФИ ___________________________________
Маршрутный лист №2
Ученика (-цы)_______класса
ФИ ___________________________________
№ | Баллы | Задания | ||||||
1 | Синтаксический разбор предложения. Солнце озарило южный замок. Самопроверка. | |||||||
2 | Библиотека Хогвартса. Заполни таблицу. Работа в парах.
| |||||||
3 | Урок профессора Макгонагал (проверка домашнего задания). Работа по вариантам. Самопроверка. Докажите, что слова ПОТОМУ ЧТО и ЧТОБЫ – союзы. Подсказка:
| |||||||
4 | Ученый совет (2вариант) Рубеус Хагрид, преподаватель Ухода за Магическими Животными, просит вас дописать начатую им статью о самом любимом его животном - фестрале. Дополните описание волшебного животного, сохраняя стиль. Измените данный текст, чтобы получилось рассуждение, используя, где возможно, простые и составные союзы. *Вставьте пропущенные орфограммы и пунктограммы. Определи стиль текста. Выдели простые и составные союзы. Продолжи текст (пофантазируй)! | |||||||
5 | Итог урока в стихотворной форме (Подсказка: союзы – музы, предлоги – пороги, простые – составные, Гарри Поттер и его друзья - герои удалые… ) | |||||||
6 | Отметка | Зал Достижений (самооценка)
| ||||||
7 | Башня Самопознания (рефлексия) Я вспомнил, что… Я узнал… Я понял… Особенно понравилось… Вызвало затруднение… |
Маршрутный лист №3
Ученика (-цы)_______класса
ФИ ___________________________________
№ | Баллы | Задания | ||||||
1 | Синтаксический разбор предложения. Солнце озарило южный замок. Самопроверка. | |||||||
2 | Библиотека Хогвартса. Заполни таблицу. Работа в парах.
| |||||||
3 | Урок профессора Макгонагал (проверка домашнего задания). Работа по вариантам. Самопроверка. Докажите, что слова ПОТОМУ ЧТО и ЧТОБЫ – союзы. Подсказка:
| |||||||
4 | Ученый совет (3вариант) Воссоздайте отрывок из текста, почувствуйте себя в роли Джоан Кэтлин Роулинг, автора книг о Гарри Поттере. Всходило солнце над головой раскинулось огромное _______небо во всей своей чистоте и беспредельности, _______ к Гарри и к его страданиям. Он сел у входа в палатку и _______ вдохнул _______ воздух. Просто быть живым, смотреть, как солнце поднимается над ___________ снежными холмами, - это же __________ сокровище на Земл_ но Гарри сейчас был не способен его оценить. *Вставьте пропущенные орфограммы и пунктограммы. Определи стиль текста. Выдели простые и составные союзы. Продолжи текст (пофантазируй)! | |||||||
5 | Итог урока в стихотворной форме (Подсказка: союзы – музы, предлоги – пороги, простые – составные…) | |||||||
6 | Отметка | Зал Достижений (самооценка)
| ||||||
7 | Башня Самопознания (рефлексия) Я вспомнил, что… Я узнал… Я понял… Особенно понравилось… Вызвало затруднение… |
Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка по теме "Предлог, союз, наречие", 5 класс
Цели:•научить опознавать служебные части речи, отличать их от самостоятельных, различать предлоги и приставки, писать предлоги отдельно от самостоятельных слов....
Конспект и презентация к уроку русского языка "Виды сказуемых. Составное именное сказуемое"
Разработка представляет собой конспект урока русского языка в 8 классе "Виды сказуемых. Составное именное сказуемое". Цель урока повторить и обобщить сведения о различных видах сказуемых; закрепить зн...
конспект по русскому языку "Простые и составные союзы" 7 класс
Объяснение нового материала по теме "Простые и составные союзы" в 7 классе...
Конспект урока по русскому языку "Простые и составные числительные" 6 класс
Открытый урок по теме: "Простые и составные числительные" 6 класс...
Презентация к уроку русского языка по теме "Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении", 9 класс
Данная презентация содержит комплекс заданий, позволяющих отработать особености союзных слов, их отличия от подчинительных союзов и роль в предложении....
Конспект урока русского языка "Простое предложение. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Способы выражения подлежащего".
Материалы данного урока предназначены учителям русского языка и литературы. ...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Составное глагольное сказуемое"
Урок разработан с использованием ИКТ с целью формирования функциональной грамотности обучающихся....