Урок русского языка. Простые и составные союзы. 7 класс
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Марчук Ирина Николаевна

Разработка урока русского языка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Марчук Ирина Николаевна

Предмет: русский язык

Класс: 7

Тема: Простые и составные союзы

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок-путешествие

Техническое оснащение урока: мультимедийный проектор, экран, электронная презентация учителя.

Цели урока.

1. Обучающая: повторение и совершенствование знаний о союзе, закрепление знаний учащихся по теме «Простые и составные союзы», формирование умений различать союзы по структуре, правильно употреблять в речи.

 Повторить: синтаксический разбор простого предложения.

2. Развивающая: развитие умственных способностей: внимания, памяти, логики (производить анализ  по сходству, отличию), орфографической и пунктуационной зоркости; развитие устной монологической речи.

3. Воспитывающая: воспитание взаимоподдержки и самостоятельности.

Методы и приемы, применяемые на уроке.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся

1.Метод словесной передачи информации и слухового восприятия:

 беседа,  инструктаж, выступления учащихся, фронтальный опрос; элементы проблемного обучения (тему, цель  определяют уч-ся)

2.Методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации: презентация учителя, наблюдение учащихся, использование  карточек по периметру класса (метод ВФ Базарного)

3.Методы передачи информации с помощью практической деятельности: работа с книгой, карточкой-подсказкой (анализ таблиц)

Методы стимулирования и мотивации.

1.Эмоциональные (поощрения, создание ситуации успеха).

2.Познавательные (выполнение творческих заданий).

3.Социальные (создание ситуации взаимопомощи, заинтересованность в результатах своей работы).

Методы контроля и самоконтроля.

1.Устные (фронтальный опрос, индивидуальный опрос).

2.Письменные  (заполнение маршрутного листа: синтаксический разбор предложения, творческие задания: продолжи текст по началу, подведи итог урока в стихотворной форме)

3.Самоконтроль и взаимоконтроль (устная и письменная взаимопроверка, самоконтроль, проверка по методу ВФ Базарного - обучение учащихся в режиме смены динамических поз, моторной свободы. Работа с наглядным материалом, максимально удаленным от глаз ребенка (карточки по периметру класса).  

Методика сенсорно-координаторных упражнений «Четыре угла». Все упражнения выполняются в позе свободного стояния: дети совершают координированные движения головой, глазами и туловищем продолжительностью 1-1,5 мин.

Формы организации работы на уроке.

1.Индивидуальная.

2.Фронтальная.

4.Парная.

5. Методы, включающие активные и интерактивные формы (самостоятельная работа с учебником, текстом, «Броуновское движение»)

Цель использования ИКТ на уроке.

Побудить учащихся к самостоятельному, творческому поиску.

Электронная презентация к уроку  позволила:

  • представить учебный материал наглядно, красочно, образно;
  • сократить время, отведенное для объяснения нового материала;
  • сформулировать вывод урока.

План проведения урока:

Этапы урока

Временная реализация

  1. Организационный момент
  2. Синтаксическая пятиминутка
  3. Формулирование темы, цели урока («Броуновское движение»)
  4. Объяснение (Библиотека Хогвартса)
  5. Проверка домашнего задания (Урок профессора Макгонагал)
  6. Закрепление (Ученый совет)
  7. Итог урока
  8. Домашнее задание
  9. Рефлексия

2мин

4 мин

5 мин

8 мин

3 мин

15 мин

4 мин

2 мин

2 мин

Ход урока

  1. Здравствуйте, ребята! Я рада снова видеть вас! Вы, несомненно,  творческие люди, и поэтому сможете быстро мне ответить: что у меня в руках? Накидка? Нет, мантия.  Но не просто мантия, а мантия-невидимка. Она поможет нам с вами совершить небольшое путешествие во времени и пространстве вместе с известными вам героями, которых вы видите на экране. Узнали? Да, это они, персонажи историй о Гарри  Поттере.  Этапы путешествия мы будем фиксировать в маршрутном листе, обратите внимание: за каждый вид работы вы сможете себя оценить. А некоторые даже смогут поймать  волшебный мяч квидич.

Но чтобы мантия обрела свою волшебную силу, нам необходимо выполнить задание № 1. Обратите внимание, это задание находится в маршрутном листе.  Прочитайте предложение и выполните синтаксический разбор. Солнце озарило южный замок.         Оцените себя (слайд с полным синтаксическим разбором).

  1. Хорошо! Прочитайте первые буквы каждого слова в этом предложении. Какое слово получилось? О чем будем говорить?

  1. Но какое путешествие без денег? Перед нами банк Гринготтс. Монетки, столь нам необходимые, рассыпались, да к тому же на них наложено заклинание.  Нам необходимы только те монетки, где есть  Союзы. Принесите их мне. Но очень вас прошу, будьте внимательны. (Прием «Броуновское движение»: по периметру класса размещены карточки-надписи, которые необходимо собрать и распределить на две группы, оставив на месте «лишние надписи»). Карточки:  В, НА,  ИЗ-ЗА,  И,  А, НО, ЧТОБЫ, ОТТОГО ЧТО, КОГДА,  ПОТОМУ ЧТО,  ЕСЛИ,  В ТЕЧЕНИЕ,  КАК БУДТО,  ТАК КАК, ЧТО, ПО МЕРЕ ТОГО КАК…

Ребята,  все ли правильно? А какие монетки остались? Почему?

Мне кажется, что данные монетки-союзы можно разделить на две группы по строению. Какие это группы? Помогите мне.

 Так какая же тема сегодняшнего урока? Да, конечно же, это простые и составные союзы. Какова цель урока? Сформулируйте ее, начиная…. Я ХОЧУ…. (Ответы учащихся).

А я хочу, чтобы вы на уроке научились отличать  союзы от предлогов, различать простые и составные союзы, а также совершенствовать свои умения при работе с текстом.

Итак, цели поставлены, в путь! Запишем дату, классная работа и тему урока: «Простые и составные союзы».

  1.  А сейчас мы находимся в библиотеке Хогвартса.  Перед нами книга, текст которой скрыт. Нам необходимо его восстановить, выполнив задание № 2.  Заполните таблицу «Сходство и различия предлогов и союзов». Чем отличаются союзы от предлогов? (Таблица) Проверь по образцу (СЛАЙД)  Работайте в группах. Оцените себя!  (Проверка по методу В.Ф. Базарного)

Сходство с предлогом

Различие с предлогом

  • Не обозначает предметов, действий, признаков, но выражает смысловые отношения.
  • Не изменяется.
  • Не является членом предложения.
  • Бывают простыми и составными.
  • Предлог выражает зависимость одних слов от других слов в словосочетании и предложении.  
  •  Союз связывает  однородные члены, простые предложения в составе сложного, а также  предложения в тексте.

  1.  А теперь мы на уроке профессора Макгонагал,  которая очень любила проверять домашнее задание. Откройте  домашнее упражнение №317  (Русский язык. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.- М.: Просвещение, 2010).
    Назовите союзы: 1 вариант – простые, 2 вариант – составные.
    Ребята, назовите стиль, тип домашнего текста.  Почему вы так решили? Хорошо, молодцы. Работаем в парах: докажите, что слова ПОТОМУ ЧТО и ЧТОБЫ – союзы по следующему плану:

1. Общее значение.

2. Морфологические признак.

3. Синтаксическая роль.  

 7. Внимание!  Вы находитесь  в редакции газеты «Ежедневный пророк», ведущим репортером которой  является  Рита Скиттер. На её столе лежит недописанная статья, с текстом которой вам придется поработать. 

Текст статьи. (Материал для учителя)

 1 вариант.

Маленький домовой эльф или кто виноват?

 Маленький годовалый мальчик, оставленный на пороге дома родственников, был вынужден вступить в новую жизнь, где никто и никогда не будет его любить. Что могли бы рассказать нам стены дома, если бы могли говорить. Что маленький мальчик оказался закинут в чулан под лестницу, словно не нужная вещь? Что его забывали элементарно покормить? Что он никогда никому не был нужен? Что в доме его считали уродом…

2 вариант.

Рубеус Хагрид, преподаватель Ухода за Магическими Животными, просит вас дописать начатую им статью о самом любимом его животном  - фестрале. Дополните описание волшебного животного, сохраняя стиль. Измените данный  текст,  чтобы получилось рассуждение, используя, где возможно,  простые и составные союзы.
Согласно книге «Фантастические животные», фестралы - одна из пород крылатых коней. Это стадные и плотоядные животные. Они весьма умны, выносливы и летают с поразительной скоростью. Фестралов можно приручить.  Отличительной особенностью фестралов является их невидимость.

3вариант.
Воссоздайте отрывок из  текста, почувствуйте себя в роли Джоан Кэтлин Роулинг, автора книг о Гарри Поттере.

Всходило солнце, над головой раскинулось огромное выцветшее небо во всей своей чистоте и беспредельности, равнодушное к Гарри и к его страданиям.  Он сел у входа в палатку и глубоко вдохнул умытый воздух. Просто быть живым, смотреть, как солнце поднимается  над блистающими снежными холмами, - это же величайшее сокровище на Земле, но Гарри сейчас был не способен его оценить. Все в нем онемело от сознания страшной беды – потери волшебной палочки. Перед  ним лежала укутанная снегом долина, в сверкающей тишине разносился далёкий колокольный звон.

Задание. Вставьте пропущенные орфограммы и пунктограммы.

Определите стиль текста. Выделите простые и составные союзы.

Продолжите текст (пофантазируйте)!

8. Подведите итог урока в стихотворной форме:

Сочините синквейн либо стихотворение, можно пользоваться подсказкой-рифмой:

Союзы - Музы,

Предлоги -  пороги,

Простые – составные,

Гарри Поттер и его друзья - герои  удалые…   (Проверка фронтальная)

9. Домашнее задание: Стр. 147, 149 (повторите правило); упражнение 318;

*Творческое задание (по выбору): выпишите из романа Дж.К.Ролинга «Гарри Поттер…» несколько сложных предложений, подчеркните грамматические основы, выделив простые и составные союзы).

10. Оценивание учащихся (в т.ч. самооценка).

Зал Достижений:

  • От 8 и более баллов – 5 (отлично)
  • От 6 до 7 баллов – 4 (хорошо)
  • От 4 до 5 баллов –3 (удовлетворительно)

11. Рефлексия.

  • Я вспомнил, что…
  • Я узнал…
  • Я понял…
  • Особенно понравилось…
  • Вызвало затруднение…

Приложение

Маршрутный лист №1

 Ученика (-цы)_______класса

  ФИ ___________________________________

Баллы

Задания

1

Синтаксический разбор предложения. 

Солнце озарило южный замок.

Самопроверка.

2

Библиотека Хогвартса.         Заполни таблицу.          Работа в парах.

СОЮЗ

Сходство с предлогом

Различие с предлогом

1 вариант

2 вариант

3

Урок профессора Макгонагал  (проверка домашнего задания).  Работа по вариантам. Самопроверка.

Докажите, что слова ПОТОМУ ЧТО и ЧТОБЫ – союзы. Подсказка:

  1. Общее значение.
  2. Морфологические признаки.
  3. Синтаксическая роль.
  4. В чем отличие этих  союзов?

4

Ученый совет (1вариант)

  Вы находитесь  в редакции газеты «Ежедневный пророк», ведущим репортером которой  является  Рита Скиттер. На её столе лежит недописанная статья, с текстом которой вам придется поработать.

Маленький домовой эльф или кто виноват?

 Маленький годовалый мальчик оставленный на пороге дома родственников был вынужден вступить в новую жизнь где (н_)кто и (н_)когда (не) будет его любить. Что могли бы ра(с,сс)казать нам стены дома если бы могли говорить. Что маленький мальчик ок_зался закинут в чулан под лестницу, словно (не) нужная вещь? Что он (ни)когда (ни)кому (не) был нужен? Что в доме его считали уродом?.. 

*Вставьте пропущенные орфограммы и пунктограммы.

Определите стиль текста. Выделите простые и составные союзы.

Продолжите текст (пофантазируйте)!

5

Итог урока в стихотворной форме (Подсказка: союзы – музы, предлоги – пороги, простые – составные…)

6

Отметка

Зал Достижений (самооценка)

  • От 8 и более баллов – 5 (отлично)
  • От 6 до 7 баллов – 4 (хорошо)
  • От 4 до 5 баллов –3 (удовлетворительно)

7

Башня Самопознания (рефлексия)

Я вспомнил, что…

Я узнал…

Я понял…

Особенно понравилось…

Вызвало затруднение…

Маршрутный лист №2

 Ученика (-цы)_______класса

  ФИ ___________________________________

Баллы

Задания

1

Синтаксический разбор предложения. 

Солнце озарило южный замок.

Самопроверка.

2

Библиотека Хогвартса.         Заполни таблицу.          Работа в парах.

СОЮЗ

Сходство с предлогом

Различие с предлогом

1 вариант

2 вариант

3

Урок профессора Макгонагал  (проверка домашнего задания).  Работа по вариантам. Самопроверка.

Докажите, что слова ПОТОМУ ЧТО и ЧТОБЫ – союзы. Подсказка:

  1. Общее значение.
  2. Морфологические признаки.
  3. Синтаксическая роль.
  4. В чем их отличие.

4

Ученый совет (2вариант) 

Рубеус Хагрид, преподаватель Ухода за Магическими Животными, просит вас дописать начатую им статью о самом любимом его животном  - фестрале. Дополните описание волшебного животного, сохраняя стиль. Измените данный  текст,  чтобы получилось рассуждение, используя, где возможно,  простые и составные союзы.
Согласно книге «Фантастические ж_вотные», фестралы - одна из пород крылатых коней. Это стадные и плотоядные ж_вотные. Они весьма умны выносливы и летают с поразительной скоростью. Фестралов можно пр_ручить.  Отличительной особенностью фестралов является их невидимость….

*Вставьте пропущенные орфограммы и пунктограммы.

Определи стиль текста. Выдели простые и составные союзы.

Продолжи текст (пофантазируй)!

5

Итог урока в стихотворной форме (Подсказка: союзы – музы, предлоги – пороги, простые – составные,  Гарри Поттер и его друзья - герои  удалые…   )

6

Отметка

Зал Достижений (самооценка)

  • От 8 и более баллов – 5 (отлично)
  • От 6 до 7 баллов – 4 (хорошо)
  • От 4 до 5 баллов –3 (удовлетворительно)

7

Башня Самопознания (рефлексия)

Я вспомнил, что…

Я узнал…

Я понял…

Особенно понравилось…

Вызвало затруднение…

Маршрутный лист №3

 Ученика (-цы)_______класса

  ФИ ___________________________________

Баллы

Задания

1

Синтаксический разбор предложения. 

Солнце озарило южный замок.

Самопроверка.

2

Библиотека Хогвартса.         Заполни таблицу.          Работа в парах.

СОЮЗ

Сходство с предлогом

Различие с предлогом

1 вариант

2 вариант

3

Урок профессора Макгонагал  (проверка домашнего задания).  Работа по вариантам. Самопроверка.

Докажите, что слова ПОТОМУ ЧТО и ЧТОБЫ – союзы. Подсказка:

  1. Общее значение.
  2. Морфологические признаки.
  3. Синтаксическая роль.
  4. В чем их отличие?

4

Ученый совет (3вариант) Воссоздайте отрывок из  текста, почувствуйте себя в роли Джоан Кэтлин Роулинг, автора книг о Гарри Поттере.

Всходило солнце  над головой раскинулось огромное _______небо во всей своей чистоте и беспредельности, _______ к Гарри и к его страданиям.  Он сел у входа в палатку и _______ вдохнул _______ воздух. Просто быть живым, смотреть, как солнце поднимается  над ___________ снежными холмами, - это же __________ сокровище на Земл_  но Гарри сейчас был не способен его оценить.

*Вставьте пропущенные орфограммы и пунктограммы.

Определи стиль текста. Выдели простые и составные союзы.

Продолжи текст (пофантазируй)!

5

Итог урока в стихотворной форме (Подсказка: союзы – музы, предлоги – пороги, простые – составные…)

6

Отметка

Зал Достижений (самооценка)

  • От 8 и более баллов – 5 (отлично)
  • От 6 до 7 баллов – 4 (хорошо)
  • От 4 до 5 баллов –3 (удовлетворительно

7

Башня Самопознания (рефлексия)

Я вспомнил, что…

Я узнал…

Я понял…

Особенно понравилось…

Вызвало затруднение…

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме "Предлог, союз, наречие", 5 класс

Цели:•научить опознавать служебные части речи, отличать их от самостоятельных, различать предлоги и приставки, писать предлоги отдельно от самостоятельных слов....

Конспект и презентация к уроку русского языка "Виды сказуемых. Составное именное сказуемое"

Разработка представляет собой конспект урока русского языка в 8 классе "Виды сказуемых. Составное именное сказуемое". Цель урока повторить и обобщить сведения о различных видах сказуемых; закрепить зн...

конспект по русскому языку "Простые и составные союзы" 7 класс

Объяснение нового материала по  теме "Простые и составные союзы" в 7 классе...

Конспект урока по русскому языку "Простые и составные числительные" 6 класс

Открытый урок по теме: "Простые и составные числительные" 6 класс...

Презентация к уроку русского языка по теме "Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении", 9 класс

Данная презентация содержит комплекс заданий, позволяющих отработать особености союзных слов, их отличия от подчинительных союзов и роль в предложении....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Составное глагольное сказуемое"

Урок разработан с использованием ИКТ с целью формирования функциональной грамотности обучающихся....