Урок по русскому языку в 5 классе Правописание букв И-Ы после Ц.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Данный материал представляет собой конспект урока по русскому языку с мультимедийным приложением в виде презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока. Правописание букв И-Ы после Ц. | 24.53 КБ |
Презентация к уроку. Правописание букв И-Ы после Ц. | 2.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в 5 классе МОУ ООШ пст.Русаново
Учитель: Шестакова Валентина Ивановна
Тема урока: Правописание букв И-Ы после Ц.
Цели урока:
1.Обучающие: познакомить учащихся с правилом правописания букв И-Ы после Ц ,
повторить правописание О-Ё после шипящих.
2.Развивающие: развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация, а также внимание, память, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.
3. Воспитательные: вызвать интерес к урокам русского языка; воспитание коллективизма; ответственное отношение к выполнению полученного задания.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы и приёмы урока: создание проблемной ситуации, беседа, коллективная и индивидуальная работа, создание кластера,
игровая форма (физическая минутка), кроссворд.
Оборудование: компьютерная презентация, раздаточный материал, доска.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Проверка пройденного материала, создание проблемной ситуации
3. Формулирование темы и цели урока.
4. Изучение нового материала.
5. Физкультурная минутка.
6. Закрепление изученного.
7. Итоги урока.
8. Рефлексия.
9. Домашнее задание.
Ход урока:
1.Организационный момент. Зарядка для успешности. Пожелайте себе успехов и скажите себе: "Я буду внимательным! Буду думать, думать, думать! Буду сосредоточенно размышлять! Буду догадлив, старателен!" За каждую верно выполненную работу я буду вручать вам жетон с буквой. В конце урока вы сможете составить ключевое слово.
2.Проверка пройденного материала, создание проблемной ситуации.
а). Словарный диктант «Проверь себя» (слайды 2-5)
На экране поочерёдно появляются рисунки, учащимся необходимо записать слово, выделить орфограмму (правописание О-Ё после шипящих).
Способ проверки: взаимопроверка (слайд 6)
Какое слово вы не смогли проверить? Почему? (другая орфограмма). Прочитайте это слово (циркуль). Какую ошибку вы могли допустить в слове циркуль? Сможем ли мы сейчас проверить? (Нет, потому что не знаем правила)
Первый жетон с буквой вы заработали.
3.Формулирование темы и цели урока. (слайд 7)
а). Представьте, что нам предстоит написать такую надпись: «Ц…ГАН НА ЛЕКЦ…И ЛИСТАЛ СТРАНИЦ…, А СИНИЦ…Н ЧИТАЛ Ц…ТАТЫ».Какой звук после Ц слышится на месте пропуска? (звук [ы]).Перед нами встаёт выбор написания букв – И или Ы. Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока (правописание букв И-Ы после Ц). Запишите число и тему. Итак, в словах на лекции, цитаты пишется буква И, а в словах цыган, страницы, Синицын – буква Ы. В чём мы должны сегодня разобраться? Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему (познакомиться с правилами написания И-Ы после Ц).
б). Работа по карточкам со словами: 1).цирк, цифра, цитата.2).синицын, ученицы, круглолицый.
В данных словах найдите общее, т.е. определите в какой части слова находится орфограмма. Выполните морфемный разбор у доски. Итак, что является общим в каждом слове? В какой части слова находится орфограмма? Сформулируйте правило написания И-Ы после Ц. (Каждый учащийся проговаривает правило: в корне после Ц пишется И, в суффиксах и окончаниях- Ы). А теперь посмотрите на слово ЦЫГАН. В какой части слова находится орфограмма? (в корне) Какая буква после Ц? (Ы) Почему? (слово-исключение).
Берите второй жетон, отправляемся за третьим.
4.Изучение нового материала (слайд 8)
Буква Ц похожа на привередливую царицу, вот почему над ней изображена корона. В корнях слов и в словах на –ЦИЯ пишется буква И, в суффиксах и окончаниях – Ы. Получился «домик» для буквы Ы. Исключения можно запомнить фразой: «Цыган встал на цыпочки и цыкнул цыплёнку: «Цыц» (слайд 9)
(Хоровое проговаривание фразы, содержащей исключения).
5..Физкультурная минутка (слайд 10) А теперь немного поиграем-отдохнём. Встаньте. Я говорю слова с орфограммой И-Ы после Ц.Если в слове после Ц пишется И – прыгаем, если Ы – плывём, если в слове нет этой орфограммы – делаем хлопок.(цыкнуть, цифра, лисицы, зацепить, циркуль, дворцы, ценный, цыган, полиция, цитаты, центр, куцый, цемент). Молодцы.
6.Закрепление изученного.
а) Задание «Угадай словечко!»(слайд 11)
По лексическому значению угадай слово, запиши его, пояснив написание. Проверим.
Получайте жетон.
б). Задание «Проверь себя!» (слайд 12)
( Каждый получает текст с пропущенными буквами).
Задание: вставьте буквы И-Ы, вспоминая правило. Проверьте себя.
Вам жетон.
в). Разгадай кроссворд (слайд 13)
(Каждому по лексическому значению следует узнать слово и заполнить кроссворд.) Проверим.
Заработали следующий жетон.
7.Итоги урока.
а).(Слайд 14).
Задание «Неоконченное предложение»: устно закончить формулировку правила.
б). (Слайд 15).
Сейчас мы поработаем с кластером. Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово «кластер» в переводе означает «пучок, созвездие».
У вас на столе кластер. Вы должны заполнить его.
Посередине чистого листа находится ключевое слово или предложение, которое является ключевым в раскрытии темы; вокруг запишите слова или предложения, выражающие факты, подходящие для данной темы. В итоге у вас получится структура, которая графически отображает наши размышления и знания по данной теме.
Проверим, что у вас получилось. Молодцы.
Берите предпоследний жетончик. Скоро мы поймём, какое слово прячется здесь.
8.Рефлексия (слайд 16) Теперь оцените свою деятельность на уроке, свой вклад в достижение поставленной в начале урока цели. Закончите предложения (у каждого на столе карточки с незаконченными предложениями).
– Я узнал…
– Было интересно…
– Особенно понравилось…
– Оказалось неожиданным…
– Вызвало затруднение…
– Было сложно…
Получайте свой последний жетон. Какое слово у вас получилось? (МОЛОДЦЫ) (слайд 17) Спасибо всем! (Оценки за урок).
9.Домашнее задание. По учебнику: стр.116, выучить правило; упр.355.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 6 класс "Правописание приставок пре-при"
урок опубликован в электронном журнале"Учительский журнале он-лайн" Цель урока: отработка навыков правописания приставок пре-приЗадачи:Обучающие – закрепить знан...
Методическая разработка урока по русскому языку 5 класс «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова»
P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 115%; widows: 2; orphans: 2; }P.western { font-family: "Calibri",sans-serif; font-size: 11pt; }P.cjk { font-family: "Ti...
Технологическая карта урока по русскому языку 7 класс «Правописание НЕ с разными частями речи. Словообразование наречий»
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе к учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова....
Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс "Буквы Ы и И после приставок"
Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе с использованием технологии развития критического мышления.На уроке используются все этапы технологии критического мышления. Указываются фор...
Презентация к уроку русского языка, 5 класс (тема: "Буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных")
Материалы к уроку, представленные в данной презентации, подобраны на одну тему - "Весна"....
Конспект урока по русскому языку 4 класс "Правописание безударных гласных в корне слова"
Конспект урока...
Конспект урока по русскому языку 6 классе "Правописание сложных прилагательных"
Конспект урока по русскому языку 6 классе "Правописание сложных прилагательных" Тип урока: урок открытия новых знаний...