«Совершенствование языковой и коммуникативной компетентности учащихся в ходе подготовки к итоговой аттестации»
статья по русскому языку по теме
«Роль учителя русского языка в создании условий для использования потенциала предметов нефилологического цикла в формировании и развитии языковой и коммуникативной компетенций учащихся в ходе подготовки к итоговой аттестации»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pri_podgotovke_k_ege.doc | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Совершенствование языковой и коммуникативной компетентности учащихся в ходе подготовки к итоговой аттестации»
Тема статьи, опубликованной на сайте: http://www.uchportal.ru/
«Роль учителя русского языка в создании условий для использования потенциала предметов нефилологического цикла в формировании и развитии языковой и коммуникативной компетенций учащихся в ходе подготовки к итоговой аттестации»
Автор материалов: Мельникова Наталья Игоревна, учитель русского языка и литературы МБОУ ПГО «СОШ №8» (Высшая квалификационная категория).
Несколько мыслей вслух: в эпоху ЕГЭ необходимо изменить психологию не только детей и их родителей (часы семейного чтения должны стать основным домашним заданием!), но и психологию учителей-предметников (орфоэпические пятиминутки, терминологические диктанты, работа над лексическим значением слова, сочинения-рассуждения и т.д.)
Так выглядит одно из обращений к учителям-предметникам после проведения словарных диктантов промежуточного контроля.
Уважаемые преподаватели изобразительного искусства, технологии, КБЖ, черчения и музыки!
Перед Вами тексты словарных диктантов, которые проведены по Вашим дисциплинам. Просим обратить внимание на допущенные детьми ошибки и принять меры по их устранению.
МУЗЫКА (6 КЛАСС)
Музыкальная пьеса, опера «Иван Сусанин», Михаил Иванович Глинка, симфоническая поэма, русские и французские композиторы, виды искусства, известный пианист, симфония «Богатырская», увертюра – оркестровое вступление, музыкальный цикл «Картинки с выставки» Мусоргского, преобразующая сила, программная музыка, объединить замыслом, сценарий пьесы, начало с аккордов, Сергей Васильевич Рахманинов, русский пианист, выехал в Америку, Пётр Ильич Чайковский, балет «Щелкунчик», умеренная динамика, резкий ритм, в сопровождении ударных инструментов, переплетаются минорный лад и мягкий тембр.
ИЗО (7КЛАСС)
Изобразительное искусство, простой карандаш, портрет друга, морской пейзаж, цветная иллюстрация, осенняя картина, изображение местности, художник Левитан, палитра красок, рисуем орнамент, строгая композиция, произведение живописи, мой автопортрет, чёрным карандашом, Фёдор Павлович Решетников «Опять двойка», альбом для рисования, ощущение глубины и пространства, дальнейшая перспектива, параллельные линии, бумага высокого качества, сделан акварелью, полная гармония, художественное произведение, эскиз с натуры, сочетание всех элементов.
КБЖ (8КЛАСС)
Аварийная ситуация, взрывоопасное вещество, гидроизоляция, чрезвычайная ситуация, зона химического заражения, ингаляционное воздействие, конъюнктива, локализация пожара, сильный ожог, опасный объект, срочная эвакуация, этот противогаз, организация эвакуации, обеспечение жизнедеятельности, хозяйственные постройки, пребывание в холодной воде, катастрофическое затопление, фаза восстановления, ранняя фаза аварии, характеристика очагов поражения, радиационные аварии, классификация веществ, группы возгораемости.
ТЕХНОЛОГИЯ (9КЛАСС)
Пришить пуговицы к изделию, боковые срезы и складки, наметать карман, распоролся шов, проектирование изделия, своевременное моделирование, машинные швы, композиционное построение, шерстяные и шёлковые ткани, свойства некоторых волокон, требования, предъявляемые к работе, металлическая стружка, правила техники безопасности, равнобедренная трапеция, построенный параллелограмм, параллельные прямые.
ЧЕРЧЕНИЕ (9КЛАСС)
Металлический циркуль, основная запись, штрихпунктирная линия, тщательное проецирование, местный вид, точная проекция, эллипс, вычерченный цилиндр, проекция шестиугольника, горизонтальная плоскость, коэффициент искажения, аксонометрические проекции, наглядные изображения, положение осей, параллельное проецирование, расстояние от контура чертежа, виды масштабов, некоторые правила доказательства мысли.
РЕКОМЕНДУЕМ: анализ ошибок, включение словарной работы в каждый свой урок, усиление орфоэпического режима (например, в слове «обеспечение» ударение падает на третий слог: обеспЕчение), кроссворды, словарные диктанты, терминологические пятиминутки, задания «Дай толкование слова», «Определи соответствие», сочинения-миниатюры и сочинения-рассуждения (например, «Как я понимаю слово «живопись»?»).
Всё сказано, лишь всё сказать осталось.
И.Гёте «Фауст»
«Главная роскошь на земле – роскошь человеческого общения», - мудро заметил когда-то А.Сент-Экзюпери. В наш век эти слова актуальны как никогда. Тревожная тенденция, свидетельствующая о том, что выпускники общеобразовательных школ не владеют связной монологической речью, заставляет по-иному расставлять приоритеты в системе преподавания русского языка в школе, используя потенциал предметов нефилологического цикла в формировании и развитии языковой и коммуникативной компетенций учащихся. Единый государственный экзамен по русскому языку содержит задания, направленные на работу с текстом и речеведческими понятиями. В связи с этим необходимо продумать и организовать систему работы, включающую формирование знаний речеведческих понятий и развитие умений грамотно и уместно оперировать ими. Эффективным приёмом работы над понятийной (речеведческой) основой обучения связной речи является принцип опоры на языковые модели и алгоритмы. Опорные конспекты, памятки для учащихся и таблицы помогают освоить трудный материал. Среди многообразия подходов к непростым методическим задачам предпочтительно использование дидактических материалов для организации коррекционной и индивидуальной работы. Всё это преследует одну цель: повышение эффективности работы над коммуникативными умениями путём усиления лингвистической основы обучения.
Русский язык и математика – базовые предметы всего школьного курса. Недостаточное их усвоение сильно сказывается на качестве знаний по другим предметам. Именно русский язык и математика играют решающую роль в развитии внутренней речи и логического мышления, а следовательно, и мышления вообще. Есть единственный способ изучения русского языка – много читать, писать, говорить; вдумываться в тонкости и структуру текстов, выявлять и формулировать смыслы. Сегодня же быстро растёт безграмотность, падает интерес к чтению, деградирует устная и письменная речь. По словам В.Агеносова, «четверть наших школьников вообще не читают книг…» Поэтому многие и относятся к ЕГЭ крайне критически, демонизируют ЕГЭ, превращают в «страшилку». Полемика вокруг ЕГЭ не затихает. Мне и моим коллегам по образовательному сообществу предельно понятно: на разговоры и эмоции силы лучше не тратить. Дорогу осилит идущий!
Главное направление методической работы нашей школы в 2008-2009 учебном году – подготовка учащихся к ЕГЭ. Проанализированы результаты ЕГЭ-2008 и годовых контрольных работ, изучены методические письма, посещены десятки уроков коллег, которые выявили основные проблемы нашего учебного заведения: нарушение орфоэпических норм, неточное толкование лексического значения слов-терминов, неумение вычленить и сформулировать проблему, неубедительность аргументов, отсутствие вывода или его несоответствие заявленной проблеме. Способствовать осознанию ответственности всего педагогического коллектива за подготовку к ЕГЭ, изменить психологию учителей-предметников всех дисциплин – главная задача методической службы школы. С этой целью усилен режим взаимопосещаемости уроков, проведены методические консультации: «Сочинение-рассуждение. Как его написать?», «Ещё раз о требованиях к сочинению-рассуждению», «В педагогическую копилку коллег» (самые необходимые шаблоны для высказывания мыслей), «Что такое Часть С Единого государственного экзамена и как к ней готовиться», «Поэтапная подготовка к написанию Части С», «Речеведческая основа обучения связной речи». Наряду с дидактическими, психологическими, гигиеническими требованиями к современному уроку, выдвигаются требования к технике проведения урока от эмоциональности урока, атмосферы доброжелательности до обеспечения единого орфографического режима школы. По инициативе ШМО учителей русского языка обновляются межпредметные связи в процессе обучения, приняты единые требования, предъявляемые к культуре речи и письма учащихся. При взаимопосещении уроков учитывается программа наблюдения: проводится ли словарная работа; развивается ли умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; требует ли учитель полных ответов; устраняются ли ошибки в ответах, предложениях, правописании.
Одним из «слабых звеньев» наших учеников является соблюдение орфоэпических норм. Решаем проблему так: над расписанием в учительской располагается материал «Говори правильно» (сменяемость 2 раза в месяц), сделаны распечатки «Под стекло» слов, которые требуют усвоения на конкретных дисциплинах:
генезис, коклюш, новорождённый, плесневеть, форзац, хвоя, щавель, свёкла, мизерный, творог, кашлянуть, санитария, анатом, арахис, истерия, ракушка, заплесневелый и др. (БИОЛОГИЯ);
пиццерия, сливовый, сабо, пуловер, шарф – шарфы, туфля, древко, козлы, цемент, шофёр, столяр, насадит (топор на топорище), берёста, торт – кусок торта, просверлит, оптовый, гастрономия, петля, откупорить, выкроенный, зубчатый, мастерски, маркетинг, скроенный, творог, маркировать, красивее, клеить, гренки, сверлишь, ассиметрия и др. (ТЕХНОЛОГИЯ);
запасник (военнослужащий запаса), призыв, бомбардировать, закупорить, обеспечение, средства, эксперт, безудержный, наискось, согнутый, сосредоточение, блокировать, боязнь, звонят, позвонить, осведомить, откупорить, ракурс, усугубить, формировать, хаос, ходатайство, мытарство, принудить, аналог и пр. (КБЖ);
оркестровый, танцовщица, партер, баритональный, бряцание, мастерский, завсегдатай, памятуя, премирование, феерия и т.п. (МУЗЫКА);
плато, газопровод, украинец, экскурс, вероисповедание, оптовый, путепровод и др. (ГЕОГРАФИЯ);
договор, созыв, аристократия, юродивый, еретик, патриархия, временщик, духовник, бюрократия, тирания и мн.др. (ИСТОРИЯ);
граффити, статуя, багроветь, крашение, феномен, мастерски, мастерский, ракурс и др. (ИЗО).
Потенциал учителей-предметников необходимо учитывать в работе с 8 и 9 классами (тексты, входящие в сборник изложений для итоговой аттестации, стали основой для подготовки к ГИА). Назначение интеграции – расширение области познания, выделяя связи между элементами знаний из разных учебных дисциплин в качестве специальных объектов усвоения. Осуществление межпредметных связей способствует приобщению школьников к системному методу мышления, формированию системы научных знаний, умений и мировоззрения учащихся обобщать знания по разным предметам, в единичном видеть общее и с позиций общего оценивать единичное. Так включены в уроки музыки беседы о Ф.Шаляпине, П.И.Чайковском, С.Рахманинове (именно об этих деятелях искусства в сборнике есть тексты), учитель музыки знакомит учащихся с книгами А.Седых «Далёкие, близкие», В.Астафьева «Постскриптум», К.Паустовского «Скрипучие половицы». На уроках физики учитель останавливается на личности Л.Ландау, рассказывает о книге А.Бессараба «Ландау. Страницы жизни» (отрывки из неё о великом физике приведены в сборнике), а 12 апреля проводится традиционный урок, посвящённый Дню Космонавтики, где отдельной страницей выделяется имя Ю.А. Гагарина, первого в мире космонавта; разговор продолжается на классных часах по страницам книги Л.Обухова «Любимец века». С помощью учителя географии углубляемся в познаниях о Байкале, о городах Москве, Коломне, Екатеринбурге, Полевском; без профессионала-географа сложно справиться с темой «Род несклоняемых существительных» (нормы в подарок: олимпийские Сочи и олимпийский Сочи (город); далёкий Осло (город); широкая Лимпопо (река); солнечная Брешиа (провинция); старинный Брюгге (город); неспокойное Онего (озеро); прибрежный Турку (город); независимая Гаити (страна) и независимое Гаити (государство): вариант независимый Гаити не считается верным, поскольку существительное мужского рода Гаити – это название острова, на котором расположены два государства: Гаити и Доминиканская Республика. По этой причине выражение независимый Гаити некорректно). От учителей истории дополнительная помощь оказывается по теме «Бородинская битва и её участники» через знакомство с книгой «1000 занимательных сюжетов из русской истории», также предусмотрена беседа по книге Е.Осетрова «Живая Древняя Русь».
Об Анне Павловой и других знаменитых балеринах ребята узнают на уроках хореографии (в школе есть эстетическое направление) или классных часах; о хохломе и народных промыслах на уроках технологии.
Самая большая нагрузка выпадает на долю учителя изобразительного искусства. Третьяков, Микеланджело, Суриков, Саврасов…Кроме работы над биографией и творчеством, учитель останавливается на книгах Л.Волынского «Лицо времени», Е.Каменева «Твоя палитра», В.Солоухина «Письма из «Русского музея»», О.Добровольского «Саврасов», К Паустовского «Горсть крымской земли».
После очередной методической консультации о построении сочинения-рассуждения «Его Величество Логограф» учителя-предметники проводят письменные работы на такие темы:
«Как ты относишься к классической музыке?», «Какие выводы о личности Рахманинова можно сделать?», «Что ты можешь сказать об истории создания картины ____________»; Каким вы себе представляете __________?»; «Как ты думаешь, какую роль играла русская природа в жизни и творчестве композитора Чайковского?»; «Почему, по вашему мнению, музыка П.И.Чайковского «понятна и мила всем?», то есть во все формулировки заложено рассуждение: докажите…; какие выводы…; какую жизненную мудрость можно извлечь…; какие размышления вызвал…; дополните рассуждение мыслями о вашем понимании смысла творчества…; определить главную мысль текста…; озаглавьте текст…; определите принадлежность к стилю…Роль педагога как дирижёра диалога выявлять суждения, точки зрения, личностные позиции, отражающие аспекты понимания, оценку и эмоциональное отношение. Диалог – основа педагогического общения. Здесь к речи педагога предъявляются строгие требования:
- целенаправленность речи;
- связность и убедительность изложения мыслей;
- развёрнутость и доступность высказываний;
- логическая чёткость и завершённость мыслей;
- выразительность и образность речи;
- соблюдение речевых, грамматических, орфоэпических норм.
В образовательном учреждении работает клуб педагогического общения «Капитолина». Одна из встреч была посвящена методу проектов. Этот метод востребован временем, с его помощью не просто формируются умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряжённые с практической деятельностью. Организация проектно-исследовательской деятельности имеет следующую структуру: мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы, план действия, результаты, рефлексия. Проектирование – особый вид творческой деятельности субъектов педагогической практики. С методологической точки зрения это означает интеграцию междисциплинарных знаний. С дидактической – коммуникативное взаимодействие субъектов учебно-познавательного процесса (один из примеров: на технологии группа учащихся получает задание на изменение формы детали с учётом необходимых требований или задание после темы «Строительные чертежи» защитить свою работу по представлению дачного домика). Проектная деятельность может объединить одной темой сразу 2-3 предмета. Так проект «Единственная красота, которую я знаю – это здоровье» объединил ученика и учителей ОБЖ, биологии и технологии. Умение грамотно говорить, сформулировать и доказать свою идею, мысль очень ценно и ведёт к развитию коммуникативных навыков учащихся. Здесь подразумевается следующее: умение общаться со взрослыми, вступать в диалог, задавать вопросы и отвечать на них; умение отстаивать свою точку зрения; навыки устного опроса, интервьюирование; навыки монологической речи, умение операционного пользования основными информационно - компьютерными технологиями, составление презентаций собственных достижений (это возможно на любом предмете, так как в школе создана информационно-развивающая среда: 3 кабинета информатики, кабинеты с мультимедиа-установками, с интерактивными досками, с множительной техникой, комплекс электронных учебников). Как закономерность этого - широкое применение тестовых технологий. С 5 класса тестовые технологии применяются на всех учебных предметах (сначала тренируем заполнять пропуски, затем тесты на установление верного-неверного ответа, наконец, тест ГИА или ЕГЭ)
ОБРАЩЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ К РОДНОМУ КОЛЛЕКТИВУ.
Уважаемые коллеги!
В настоящее время на федеральном уровне никак не регулируется вопрос единого орфографического режима. В связи с утратой своей силы документов, регламентирующих деятельность учителей образовательных учреждений по соблюдению единого орфографического режима («Единые требования к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей». Методическое письмо просвещения РСФСР от 01.09.80г. №365-М утратило свою силу Приказом Министерства Просвещения РСФСР от 18 декабря 1987г. №224), назрела необходимость в единых требованиях к устной и письменной речи учащихся и к оцениванию знаний, умений и навыков школьников. На региональном уровне приводятся в соответствие ранее функционирующие документы, где учитывается лучший опыт, накопленный в этом направлении. Таким образом, на современном этапе развития школы призываем руководствоваться следующими едиными требованиями:
О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся в деятельности педагогического коллектива школы №8 г. Полевского
Гуманизация образования включает развитие коммуникативных умений, культуры устной и письменной речи при изучении всех учебных дисциплин, так как родной язык в школе не только предмет изучения, но и средство обучения основам всех наук. Поэтому необходима такая постановка преподавания всех предметов в школе, при которой воспитание речевой культуры учащихся осуществляется в единстве, общими силами всех учителей.
Мы, учителя русского языка и литературы, готовы помогать администрации школы направлять, координировать и контролировать работу по осуществлению единого речевого режима в школе (вопросы о требованиях к устной и письменной речи должны звучать на педагогических советах, на совместных заседаниях методических объединений, посвященных повышению культуры речи учащихся). Воспитание речевой культуры школьников может успешно осуществляться только в результате целенаправленных и квалифицированных действий всего педагогического коллектива.
С этой целью рекомендуется учителям всех школьных дисциплин:
- При подготовке к уроку тщательно продумывать ход изложения материала, правильность и точность всех формулировок, вопросов; грамотно оформлять все виды записей (на доске, в журнале, в дневниках учащихся и т.п.); писать разборчивым почерком.
- Не допускать в своей речи неправильно построенных предложений, нарушения норм произношения, небрежности в выборе слов и неточности в формулировке определений, заданий. Выбирать соответствующий тон речи (спокойный, доброжелательный, но не резкий, раздражительный…), темп речи, делать акцент на самых главных по значению словах, логические паузы, следить за жестами, мимикой.
- Систематически проводить работу по обогащению и конкретизации словаря учащихся, по ознакомлению с терминологией изучаемого предмета. При объяснении материала чётко произносить и записывать слова-термины, постоянно проверять усвоение их значения и правильное употребление, использовать таблицы, плакаты с трудными по написанию и произношению словами.
- Большое внимание уделять формированию умений анализировать, сравнивать, сопоставлять; при ответе приводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения.
- Шире использовать выразительное чтение вслух как один из приёмов формирования культуры устной речи учащихся, как средство эмоционального и логического осмысления текста. Усилить внимание к интонационной, произносительной культуре речи учащихся.
- Настойчиво учить школьников работать с книгой, пользоваться разнообразной справочной литературой, каталогом и картотекой, подбирать литературу по определённой теме, правильно оформлять результаты самостоятельной работы с книгой, обучать составлению конспектов.
Результаты ЕГЭ – это итог целенаправленной работы по формированию мыслительных навыков, функциональной грамотности, правильного произношения с 5 класса. Главная задача итоговой аттестации – наличие навыков самостоятельной работы с информацией, дополнительными источниками ее получения, опора на умения выявлять закономерности, обобщать, делать выводы, формулировать личную позицию. Поэтому необходимо создание организационных условий педагогами всех образовательных областей, направленных на формирование функционально-грамотной речи, навыков общения, а обозначенные проблемы должны стать предметом личного осмысления каждого, регулярного обсуждения на методсовете и целенаправленной работы всего педагогического коллектива.
Отрадно отмечать подвижки в работе коллег нефилологических дисциплин: всё чаще даются в качестве проверки знаний мини-рассуждения, например, «Что для тебя значит слово «Родина»?», «Где бы ты хотел жить?» (ГЕОГРАФИЯ); « Нужно следить за здоровьем, потому что…» (КБЖ); « «Лунная соната» Бетховена – произведение о любви?» (МУЗЫКА); «Почему художника Шишкина называли «богатырём русского леса»?» (ИЗО); «Что такое информатика?»; «Для чего предназначен накопитель на жёстком магнитном диске?» (ИНФОРМАТИКА); кроссворды (заполнение их требует хорошего владения навыками грамотного чтения, безошибочного введения терминологии); задания «Дополни фразу», например, «При землетрясениях происходит ________________, вибрация грунтовых пород, от___________волн и ______________движений земной коры, что приводит к возникновению___________» (КБЖ); «Биологический прогресс характеризуется…» (БИОЛОГИЯ). Контроль качества знаний обеспечивает «обратную» связь от ученика к преподавателю, преподаватели всех дисциплин овладели методикой разработки и применения заданий тестового типа, а учащихся важно овладеть методикой выполнения тестовых заданий, кроме того, необходимо научить детей правильно определять «цену» задания и самостоятельно оценивать свои успехи в познании основ курса предметов «нефилологического цикла» при самоконтроле. Важно помнить, что тестовое задание – это задание строго определённой формы, обязательно включающее в себя 3 компонента:
- собственно задание в строго определённой, сильно формализованной форме;
- «цены» задания в виде указания числа «существенных операций» или количества баллов;
- эталона, т.е. правильного ответа. (используются памятки «Рекомендации по составлению тестовых заданий», «Как выполнять тест», «Как оценить свои успехи» и др.)
Весь коллектив готовится к «открытым дебатам», запланированным на апрель 2009г., по теме «Уровень языковой грамотности и речевой компетентности учащихся и педагога. Достаточен ли он для организации современного образовательного процесса». В течение февраля проводится взаимопосещение уроков в среднем звене (5-8классы), кроме программы наблюдения, о которой говорилось выше, обращается внимание на правильность речи самого педагога, ведь, по словам В.А.Сухомлинского, «урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя». Надеемся, что выбранный подход к построению методической системы обучения будет признан эффективным и позволит обеспечить учащихся универсальными средствами для формирования языковой и коммуникативной компетенций учащихся в ходе подготовки к ЕГЭ.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПАМЯТКА№1
Ты хочешь стать грамотным? Грамотность без чтения немыслима.
- Больше читай. Внимательно прочитанная книга – незаменимый источник знания. Читая, старайся запомнить новые для тебя слова.
- Употребляй только те слова, значение которых для тебя совершенно понятно.
- Не засоряй речь бессмысленными выражениями.
- Будь вежлив в словах и поступках.
- Уважай собеседника, не перебивай его.
- Если твой собеседник допускает речевые погрешности, старайся очень тактично помочь ему от них избавиться. Не обижай его насмешливым тоном.
- Постоянно следи за культурой речи.
- Не употребляй без нужды иностранные слова, если их можно заменить русскими.
ПАМЯТКА № 2
Как работать с книгой.
- Найди в учебнике задание по оглавлению.
- Внимательно прочитай текст.
- Выдели главные мысли, разбери примеры.
- Все определения, обозначения запомни.
- Если есть формула – запиши и выучи.
- Ещё раз повтори определения, формулировки.
- Повторение проведи вслух, обращая внимание на правильность речи.
- Старайся выполнить самостоятельно все упражнения к пункту.
- Неясные вопросы по теории выясни с учителем или одноклассниками.
ПАМЯТКА № 3
Как создать текст.
- Установи, о чём будешь говорить.
- Подумай, с чего лучше начать. Не торопись с первым предложением: оно должно определить все последующие.
- Определи, что главное в твоём сообщении. Расскажи об этом подробно, последовательно, понятно. Не увлекайся мало значащими фактами: будет неинтересно.
- Рассказывая, делай по ходу сообщения выводы, характеризуй, обобщай, учи слушателей, помогай им всё понять.
- Вводи прямую речь, если она поможет рассказать ярче, веселее, живее, но не увлекайся диалогом, не приводи незначащие реплики.
- Завершая, помоги слушателям понять твою основную мысль лучше, точнее и быстрее. Заранее продумай заключительное предложение, чтобы оно сделало текст замкнутым.
ПАМЯТКА № 4
Рецензия на ответ.
- Понравился ли ответ?
- Проведена ли основная мысль и какая именно?
- Доказательно ли, последовательно ли звучал ответ?
- Насколько правильны и самостоятельны примеры.
- Культура речи (нет ли речевых и грамматических ошибок).
- Сделано ли обобщение, выводы?
ПАМЯТКА № 5
Как выполнять тест.
- Для тестирования необходимо иметь ручку с синими, чёрными или фиолетовыми чернилами и лист для черновых записей.
- При работе с тестами нельзя пользоваться дополнительными материалами.
- Выполнять задания нужно самостоятельно, не отвлекаясь, в порядке их следования.
- Выбирать надо ответ, который представляется наиболее правильным.
- Если был обведён не тот номер ответа, надо зачеркнуть неправильно обведённый номер и обвести кружком новый.
- Время тестирования определяет учитель.
- Не нужно терять время на задание, которое не получается. Если не удаётся его выполнить за 2-3минуты, переходи к следующему заданию. При работе с тестом следует выполнять сначала самые лёгкие, доступные задания. Если останется время, можно потом вернуться к заданию, вызвавшему затруднения.
- За несколько минут до окончания тестирования (время тестирования объявляет учитель) следует заполнить бланк ответов номерами правильных ответов.
- Если был записан неправильный номер ответа, то исправления нужно делать в том же месте, но более жирно.
- Во время тестирования с вопросами обращайтесь только к учителю или организатору тестирования.
ПАМЯТКА № 6
Требования к сочинению-рассуждению.
- Сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором текста (избегая чрезмерного цитирования);
- Сформулировать позицию автора;
- Высказать свою точку зрения;
- Убедительно её доказать (привести не менее двух аргументов, опираясь на жизненный или читательский опыт);
- Изложить мысли грамотно, последовательно и связно.
Объём сочинения – не менее 150слов.
Строение текста-рассуждения:
1.ТЕЗИС
2.АРГУМЕНТЫ
3.ВЫВОД
ПОМНИТЕ, КАК ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИТЬ!
Августовский гЕнезис путепровОд
анАтом граффИти рАкурс
апострОф давнИшний ракУшка
арАхис донЕльзя столЯр
ассиметрИя дремОта тиранИя
баловАть звонИм толИка
безУдержный звонЯт углубИть
духовнИк избалОванный украИнский
еретИк исповедАние усугубИть
завИдно истерИя феЕрия
завсегдАтай исчЕрпать фОрзац
мизЕрный кладовАя формировАть
нАискось класть, клАла хАос, хаОс
закУпорить клЕить хвОя
звонИшь коклЮш ходАтайство
мастерскИ красИвее хозЯева
мАстерский кулинарИя, кулинАрия
обеспЕчение твОрог, творОг цемЕнт
облегчИть ломОть цепОчка
сОгнутый мАркетинг чЕрпать
сосредотОчение маркировАть щавЕль
срЕдство оптОвый Экскурс
срЕдства освЕдомить экспЕрт
стАтуя откУпорить анАлог
блокИровать пАмятуя заплЕсневелый
боЯзнь пЕтля, петлЯ гренкИ
бюрокрАтия пиццерИя мытАрство
валовОй премировАние сверлИшь
вероисповЕдание принУдить шарф, шАрфы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исторический комментарий как средство совершенствования языковой и коммуникативной компетенции учащихся в ходе подготовки к итоговой аттестации.
Исторический комментарий как средство совершенствования языковой и коммуникативной компетенции учащихся в ходе подготовки к итоговой аттестации....
Тестовый контроль знаний учащихся как средство подготовки к итоговой аттестации .
Из опыта работы по теме"Тестовый контроль знаний учащихся как средство подготовеи к итоговой аттестации"...
«Формирование экспериментальных умений учащихся в ходе подготовки к государственной итоговой аттестации за курс основной школы в новой форме»
В 2008 г. впервые в ряде регионов государственная итоговая аттестация выпускников 9-го класса по физике проводилась в новой форме. КИМ представляет собой письменную работу, которая оценивает общеобраз...
Мастер-класс «Использование информационно-коммуникативных технологий как форма подготовки к итоговой аттестации по немецкому языку»
Методическая разработка содержит план-конспект мастер-класса, в ходе которого обобщается и распространяется опыт применения информационно-коммуникационных технологий в системе уроков по по...
РАЗВИТЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЛИТЕРАТУРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Формирование открытого общества влечет за собой изменения в общественной психологии. Учитель XXI века стоит перед проблемой модернизации учебного процесса. Сложность и непредсказуемость жизненных вопр...
Методическая разработка урока французского языка «Формирование коммуникативных навыков при подготовке к итоговой аттестации в разновозрастной группе» на примере темы «Путешествие»
Методическая разработка урока французского языка «Формирование коммуникативных навыков при подготовке к итоговой аттестации в разновозрастной группе» на примере темы «Путешеств...
Статья в журнал Раздумья на тему "Методы формирования, развития и совершенствования навыков аудирования при подготовке к итоговой аттестации ОГЭ и ЕГЭ", август 2018
В данной статье говорится о подготовке учащихся к успешной сдаче части "Аудирование" при подготовке к ГИА ОГЭ и ЕГЭ...