Методическая разработка урока французского языка «Формирование коммуникативных навыков при подготовке к итоговой аттестации в разновозрастной группе» на примере темы «Путешествие»
методическая разработка по французскому языку (11 класс)
Методическая разработка урока французского языка «Формирование коммуникативных навыков при подготовке к итоговой аттестации в
разновозрастной группе» на примере темы «Путешествие»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Баранова Татьяна Валентиновна, учитель
французского языка ГБОУ СОШ №392
г. Санкт-Петербурга
Методическая разработка урока французского языка «Формирование коммуникативных навыков при подготовке к итоговой аттестации в
разновозрастной группе» на примере темы «Путешествие»
Успешная сдача Государственного итогового экзамена по иностранному языку, как при получении основного общего, так и среднего общего образования требует определенной системной подготовки обучающихся и профессиональной компетентности учителя. Основной задачей при изучении иностранного языка является формирование коммуникативной компетенции.
По одному из определений коммуникативная компетенция –это способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках той или иной сферы деятельности, применяемой для успешной социализации и самореализации в качестве инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире. Понятие иноязычная «коммуникативная компетенция» включает в себя целый ряд компонентов, которые необходимы для оптимального решения коммуникативных задач - аудирование, чтение, письмо и говорение. Мне бы хотелось более подробно остановиться на говорении. У меня есть опыт подготовки учащихся к итоговой аттестации, которым я и хочу поделиться.
Существует четкое мнение, что ни в коем случае нельзя «натаскивать» учащихся на выполнение определенных заданий, а надо формировать и развивать навыки и умения, которые составляют коммуникативную компетенцию посредством выполнения определенных тренировочных упражнений. С этим мнением нельзя не согласиться. Конечно, такой подход самый правильный и я в своей практике его постоянно использую. Тем не менее, не побоюсь сказать, что на некоторых этапах и в определенных ситуациях тренировка, нацеленная на выполнение конкретных заданий по говорению ,бывает необходима. Безусловно, это используют все учителя. Главное, этим нельзя увлекаться сразу, начиная готовить к разделу «Говорение». К этому надо подвести учащихся путем выполнения многочисленных речевых упражнений.
Мной была разработана серия уроков по подготовке к ГИА раздел «Говорение», которые могут заинтересовать учителей, работающих в выпускных классах. Задания по говорению на экзаменах в 9-м и 11-м классах на первый взгляд разные, но при более детальном рассмотрении в них можно увидеть много общего. Этот факт и был взят мной за основу разработки уроков для разновозрастной группы учащихся. Это учащиеся 9-х классов, сдающие основной государственный экзамен и учащиеся либо 10-х классов, либо 11-х классов, которым предстоит сдавать единый государственный экзамен. Как правило, учителя довольно редко используют обучение в разновозрастной группе, тем более при подготовке к итоговой аттестации. Тем не менее такое обучение является достаточно продуктивным, особенно если его использовать систематически. Под разновозрастным обучением можно понимать совместную деятельность детей разного возраста, направленную на решение как общих для всех, так и частных, в зависимости от возраста, образовательных и воспитательных задач. Обучение иностранному языку в разновозрастной группе способствует повышению уровня коммуникативного иноязычного общения и при правильно организованном подходе дает очень хорошие результаты. Подобное обучение содержит большой воспитательный момент, так как присутствует взаимопомощь, взаимовыручка и поддержка друг друга учащимися. Часть урока учащиеся работают в группах своего возраста, «соперничая» друг с другом. Это относится к тренировочным подготовительным упражнениям общего характера, которые необходимы для подготовки обоих форматов экзамена. А часть урока они выполняют задания уже в смешанной группе. Задания формата ОГЭ и ЕГЭ как известно не повторяют друг друга, но содержат много общих моментов, опираясь на которые составлены задания форматов обоих экзаменов.
Ниже приведена подробная разработка одного из уроков по теме «Путешествие»: технологическая карта урока с кратким ходом всех этапов урока. Технологическая карта урока французского языка в разновозрастной группе ( 9 класс и 10/ 11 класс)
Тема урока: «Путешествие»
Цель: Совершенствование речевой компетенции (говорение формата итоговой аттестации) на примере материала темы «Путешествие»
Задачи: 1. Сформировать навык монологической речи в ходе устных ответов
.
2. Развивать навык восприятия устной речи на французском языке.
3. Развивать навык диалогической речи.
4. Прививать основы коммуникативной культуры при общении с одноклассниками.
5.Развивать навыки анализировать свою деятельность.
Планируемые образовательные результаты
Предметные | Личностные | Метапредметные |
-воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников; - уметь построить монологическое высказывание формата экзамена; -расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника; - распознавать и употреблять в речи основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише); - уметь оценивать полученную информацию, выражать свое мнение; | - стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; - развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, трудолюбие, дисциплинированность; - формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; | - развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли; - развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: - поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации; - осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на ИЯ. |
Универсальные учебные действия
Личностные | Познавательные | Коммуникативные | Регулятивные |
1.Личностное самоопределение. 2.Ценностно-смысловая ориентация учащихся. 3.Нравственно-этическое оценивание. 4.Смыслообразование. 5.Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. | 1.Умение поставить учебную задачу. 2.Выбрать способы и найти информацию для решения. учебной задачи 3.Умение работать с информацией, структурировать полученные знания. 4.Умение анализировать и синтезировать знания. | 1.Умение вступать в диалог и вести его. 2.Умение выслушивать собеседника. 3.Умение построить собственное монологическое высказывание | 1.Целеполагание. 2.Планирование. 3.Корректировка плана. |
Метапредметные связи: история, география, информатика
Лексика: разговорные клише для монологического высказывания.
Ресурсы: раздаточный материал со словами и выражениями для обязательного использования и косвенные вопросы, картинки с планом ответа для монологического высказывания, персональный компьютер, проектор. Программное обеспечение: программы Power Point.
Ход урока
Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент 2. Просмотр видео 3.Целеполагание 4.Разминка Просмотр слайда 1 5.Лексическое упражнение 1 6. Лексическое упражнение 2 7.Лексическое упражнение 3 8.Работа в группах (отдельно 9 и 10 кл) – интервью. 11.Развивать навык давать аргументы «за» и «против». Работа в парах ( между группами) 12.Работа в смешанных группах. Монологическое высказывание формата ОГЭ 13. Обсуждение монолога 13.Лексическое упражнение 4 14.Работа в смешанных группах. Монологическое высказывание формата ЕГЭ, используя обзазец ( задание 3) 15.Обсуждение монолога 16. Рефлексия 17. Домашнее задание 18.Выставление оценок, комментарии | 1 мин 2 мин 2 мин 2 мин 2 мин 3 мин 3 мин 5 мин 8 мин 8 мин 4 мин 3мин 8 мин 3 мин 3 мин 1 мин 1 мин | Приветствует учащихся. Предлагает определить тему урока Предлагает определить цели урока Предлагает объяснить слова Г. Миллера о путешествии Предлагается выполнить лексическое упражнение Предлагает выполнить упражнение (подобрать прилагательные к существительным) Предлагает выполнить упражнение ( пред- лагает ситуации на отдыхе ) Предлагает на основе раздаточного материала учащимся 10 кл провести соц. опрос с учащимися 9 кл по теме урока Предлагает одной группе дать аргументы «за», другой – аргументы «против» исходя из задания на слайде. Предлагает учащимся выполнить задание 3 формата ОГЭ Предлагает обсудить положительные стороны высказывания и ошибки Показывает три фотографии на слайде по теме «Путешествие» и предлагает сопоставить лексику с картинками Предлагает описать картинку по заданию 3, используя образец и необходимую лексику Предлагает обсудить положительные стороны высказывания и ошибки Предлагает задание по рефлексии Подобрать в интернете картинку по теме «Спорт», описать ее по плану (10 кл), Составить монолог на эту тему ( 9 кл) | Отвечают на приветствие Определяют тему урока и ее актуальность Определяют цели урока Поясняют высказывание Выполняют упражнение Выполняют упражнение Учащиеся определяют какие чувства люди могут испытывать в этих ситуациях Выполняют задание Дают аргументы Все обсуждают, задание выполняет один учащийся Выполняют задание, разбирая ошибки Выполняют задание
Обсуждают все учащиеся высказываются по очереди, затем описывает один человек. Выполняют задание, разбирая ошибки Выполняют задание |
Организационные формы работы | Методы/приемы работы | Обратная связь |
Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая. | Фронтальный опрос, учитель-класс, ученик-ученик, группа-ученик | Вопросно-ответная форма |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока французского языка по теме "Досуг" в 5-ом классе
В уроке используются коммуникативные УУД, а именно постановка вопроса и умение выражать свои мысли. Очень активно используется материал из французских изданий, который готовит детей к сдаче экза...
Методическая разработка урока французского языка в 9 классе с мспользованием ИКТ. Тема: Музеи. Живопись. Тема урока: Тульский художественный музей. Творчество художников – импрессионистов
Методическая разработка урока французского языка в 9 классе с мспользованием ИКТ. Тема: Музеи. Живопись. Тема урока: Тульский художественный музей. Творчество художников – импрессионистов...
Методическая разработка урока французского языка по теме «Забавные животные»
УМК «Твой друг французский язык», 2 класс. Авторы: А.С. Кулигина, М.Г. КирьяноваЦель: развитие умения говорения на французском языке по теме «Забавные животные», используя речевые обра...
Методическая разработка урока французского языка в 6 классе по теме Космос
Предлягаю разработку урока французского языка по теме "Космос" в 6-м классе к учебнику Кулигиной А. "Французский в перспективе". Мои упражнения не являются инновационными &nda...
Методическая разработка урока французского языка по теме "Герои Франции"
Данный урок составлен с использование инновационных Сингапурских методик, который позволяют работать ученику практически самостоятельно, осуществляя поиск новых знаний, выбор и анализ информации, учит...
Методическая разработка урока французского языка в 6 классе по теме:"Зимние праздники во Франции".
Данная методическая разработка составлена для преподавателей французского языка в плане обмена опытом. Социокультурный контекст страны изучаемого языка чрезвычайно важен в обучении. Приобщиться к трад...
Методическая разработка урока французского языка по теме "Выражение эмоций. Развитие навыков диалогической речи"
Выражение эмоций. Французский язык, 7 класс, УМК "Французский в перспективе". Введение и актуализация лексики, аудирование, развитие навыков диалогической речи. В методической разработке дан...