Мастер-класс «Использование информационно-коммуникативных технологий как форма подготовки к итоговой аттестации по немецкому языку»
план-конспект по немецкому языку на тему
Методическая разработка содержит план-конспект мастер-класса, в ходе которого обобщается и распространяется опыт применения информационно-коммуникационных технологий в системе уроков по подготовке учащихся к сдаче ОГЭ по устной речи. Данный мастер-класс был проведен 10 февраля 2017 года в рамках районного семинара «Подготовка к государственной итоговой аттестации по иностранному языку». Материалы мастер-класса предназначены для учителей иностранного языка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
План-конспект мастер-класса
Тема: «Использование информационно-коммуникативных технологий как форма подготовки к итоговой аттестации по немецкому языку»
Цели и задачи: научить участников мастер-класса использовать в работе по подготовке учащихся к ОГЭ некоторые приемы работы с текстом с помощью ИКТ-технологий.
Продолжительность 30-40 минут
Задачи:
- создать условия для профессионального самосовершенствования учителя;
- передать опыт использования приемов работы с текстом путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
- ознакомить со структурой ОГЭ по устной речи;
- составить памятки по выполнению заданий из раздела «Устная речь»
Целевая аудитория: учителя немецкого языка.
Этап 1: начало мастер-класса.
- Здравствуйте уважаемые коллеги, учителя немецкого языка. Предлагаю вам сегодня на время стать учениками, пройти испытания и составить стратегию подготовки наших учеников к успешной сдаче ОГЭ. Предложенный опыт актуален сегодня и в качестве вспомогательного материала для подготовки учащихся к ГИА, и для повышения мотивации к изучению немецкого языка.
Сейчас я хочу раздать вам так называемые «кирпичики» - листочки бумаги, на которых вы напишете, что вы ждете от этого мастер-класса. По мере исполнения пожелания, вы будете приклеивать листочек-«кирпичик» на доску, где нарисована пирамида. К концу нашего мастер-класса, я надеюсь, мы все вместе построим пирамиду «успеха», которая будет символизировать максимальный балл на ОГЭ для наших учеников и нас.
Послушайте пока одну притчу (автор притчи Джон Дьюи):
Четыре человека умерли в одну ночь. Их звали Джим, Рон, Майк и Дэйв. Вскоре, они обнаружили себя идущими по широкой вымощенной дороге, по которой они и продолжили вместе свой путь пока не дошли до развилки. Перед ними открылись два пути: налево и направо. В раздумье, они остановились, и тут перед ними появился человек в белом.
— Добро пожаловать, друзья, — сказал он. — Перед вами дорога в ваш новый дом. Один путь ведёт в Рай, где красота невообразимая, а другой путь — в Ад, где ужасы, отчаяние и безысходность, но знать, куда какой путь ведет вам не положено. Вы пойдёте сами по любой выбранной дороге, но учтите, что вернуться можно в любой момент, пока вы не достигнете ворот Ада или Рая. Если попадёте в Ад — останетесь там, но не пугайтесь, если это произойдёт, все равно каждый из вас получит то, что заслужил. Человек исчез. Путники были изумлены такими условиями: где это слыхано, чтобы дорога в Рай или Ад выбиралась наугад. Тут что-то не так. Но делать нечего и они стали тянуть жребий, кто пойдёт первый. Человек по имени Джим вытянул жребий и сразу без раздумья, повернул направо, потому что слово «право» ассоциировалось у него с чем-то правильным и верным. Он бодро зашагал по дороге, но вскоре остановился, так как его испугал раздавшийся рёв диких зверей, да ещё и тучи сгустились так, что закрыли солнце, и земля задрожала под его ногами. Джим страшно испугался, подумал, что выбрал неверный путь и повернул обратно. Он прибежал к развилке и рассказал остальным троим о том, что видел, тоже основательно их напугав, и повернул налево. Но по мере движения, он видел ещё более страшные и зловещие знаки, и, перепуганный вконец, опять прибежал к развилке. Все четверо страшно разволновались — ни одна дорога не была похожа на путь в Рай.
Если бы у этих четырех путников был гид, то они, конечно, быстро и без проблем достигли бы Рая. Нашим детям повезло больше, чем несчастным потерявшимся людям. У них есть мы – учителя, которые могут показать правильный путь к Раю или к успешной сдаче экзамена и дальнейшему поступлению в желаемый ВУЗ. Чтобы путь показать, его надо пройти. Сегодня я хочу показать вам одну из дорог к Раю, которой иду я и мои ученики. Я надеюсь, что мы с вами успешно ее сегодня преодолеем.
Постановка задач: сегодня к концу мастер-класса вы познакомитесь со структурой заданий ОГЭ по устной речи; определитесь с выбором различных приемов работы с текстами, рассмотрите новые возможности работы с учащимися на своих уроках, обменяетесь опытом.
Фаза 2. Из опыта работы.
Основной задачей своей работы я считаю формирование познавательных универсальных учебных действий, что повышает мотивацию к изучению немецкого языка, способствует развитию коммуникативной компетенции. Особое внимание уделяю не менее важной сопутствующей ей цели: подготовке моих учеников к успешной сдаче ОГЭ по немецкому языку, который в ближайшее время обещают сделать обязательным.
Как достичь этого? Я считаю, что необходимо прежде всего: создать на уроке обстановку реального общения, наладить связь преподавания с жизнью, устранить барьер, страх перед совершением ошибки.
Составные части системы подготовки к ОГЭ:
- Включение типовых заданий из ОГЭ в урочную деятельность, в тексты контрольных и тестов, регулярный контроль аудирования на уроках.
- Живое общение на немецком языке.
- Проектная работа.
- Внеурочная деятельность.
- Ежегодная предметная неделя немецкого языка.
- Участие в различных олимпиадах, конкурсах, викторинах.
УМК по немецкому языку под редакцией И.Л.Бим содержит достаточное количество упражнений для отработки и контроля навыков, необходимых для успешной сдачи экзамена. Контрольные работы, предусмотренные рабочими программами в каждой четверти, разрабатываются мной с учетом требований ОГЭ. Но так как не все учащиеся выбирают немецкий язык для сдачи, то у меня всегда готовы варианты с заданиями от базового до высокого уровня.
Мы живем в селе, поэтому ограничены в возможностях, нашим главным помощником является Интернет. Тексты для чтения можно найти в открытом доступе, я часто пользуюсь материалами сайта Deutsche Welle, где есть огромный выбор текстов как для чтения, так и для аудирования, уже с готовыми заданиями, но мне приходится адаптировать тексты под уровень моих учеников.
Также очень часто я использую готовый экзаменационный материал с сайта ФИПИ для проведения текущего и итогового контроля учащихся старших классов.
Несомненно, у каждого из нас есть определенный опыт в подготовке учащихся к сдаче экзамена по устной речи, я предлагаю вам обратить внимание на некоторые сайты, где можно найти готовые задания. Подобные задания на контроль чтения с небольшими подсказками помогают заинтересовать школьников, и я рекомендую эти сайты моим ученикам, ребята с удовольствием самостоятельно выполняют задания, предложенные на этих сайтах. Так они приобретают навык - находить нужную информацию в тексте.
Первый – это официальный сайт Гете-института, который предлагает проекты для учеников и учителей. В рамках работы над проектами дети учатся задавать вопросы, правильно отвечать на них, грамотно составлять монологическое высказывание. Вообще хочется сказать, что официальный сайт Гёте – института и его дочерние сайты, например, такие как сообщества «Deutsch für dich“,являются для меня и моих учеников надежными помощниками, они представляют огромное количество всего интересного для изучения и популяризации немецкого языка, здесь имеются готовые разработки, которые легко включаются в планы уроков, кроме того ученики могут сами исследовать материалы на данных сайтах, в качестве домашнего задания можно давать прохождение отдельных тем и отслеживать комментарии учеников на сайте. Отработать задания по аудированию, лексике и грамматике можно на сайте Федерального института Педагогических измерений, de-online, в специально созданных группах в социальных сетях, где размещается много полезных грамматических таблиц и тематических словарных листов. Используя предложенные сетевые ресурсы можно научить учащихся избегать тавтологии, разнообразить употребляемую лексику. Для успешного выполнения заданий на описание картинки, составление монологическое высказывания, учащемуся необходимо научиться фонетически правильно произносить слова, грамотно расставлять паузы, соблюдать интонацию. Прилагаемые к УМК аудионосители очень успешно учат справляться и с этой задачей. Регулярное прослушивание текстов способствует развитию правильных произносительных и интонационных навыков.
Таким образом, можно утверждать, что для успешной подготовке к экзамену и для развития мотивации современных школьников к изучению иностранного языка можно и нужно использовать информационно-коммуникативные технологии, разные виды ЦОР, которые в большом разнообразии предлагает нам Интернет.
Отдельно следует отметить подготовку к сдаче ОГЭ по устной речи. В сети Интернет существует сайт http://injaz.ege.edu.ru , на котором можно пройти ЕГЭ по устной речи в тренировочном режиме, к сожалению, только на английском языке. Сегодня я предлагаю и вам стать участниками экзамена. Используя необходимые технические средства, мы попробуем сделать два задания базового уровня из устной части ОГЭ. Такого вида упражнения можно использовать на уроках в5- 9 классах для контроля у учащихся устной речи, даже если экзамен они не сдают.
Фаза 3. Практическая часть. Сейчас я предлагаю вам разбиться на группы простым способом. Поднимите руки, кто любит читать? А кто любит разговаривать по телефону? Таким образом, получили две группы учителей. Кроме заданий вы получили еще и разноцветные карточки, они понадобятся вас для распределения работы в группе.
Задание для первой группы
Предлагаю и вам поучаствовать в сдаче ОГЭ по устной речи. Перед вами задание № 1 из раздела «Устная часть».
Stellen Sie sich vor, dass Sie zusammen mit Ihrem Freund/Ihrer Freundin an einem Projekt arbeiten. Sie haben einen interessanten Beitrag für Ihr Projekt gefunden und wollen ihn Ihrem Freund/Ihrer Freundin vorlesen. Lesen Sie diesen Beitrag zunächst 1,5 Minuten still und danach laut vor. Sie haben zum Vorlesen höchstens 1,5 Minuten Zeit.
Участник, у которого в руках красная карточка, выполняет задание; участник с желтой карточкой следит за временем, участник с зеленой карточкой оценивает ответ, и участник с синей карточкой отвечает на вопрос: Как правильно выполнить задание № 1, чтобы получить максимальный балл? В результате коллективной работы создайте, пожалуйста, памятку.
Задание для второй группы
Вам я предлагаю выполнить второе задание по устной речи для 9 класса: ответить на вопросы. Условия те же, распределение ролей также соответственно цвету карточки.
Sie müssen an einer Telefonumfrage teilnehmen. Sie müssen auf
sechs Fragen antworten. Geben Sie bitte ausführliche Antworten auf diese
Fragen. Vergessen Sie nicht, dass Sie für jede Antwort nicht mehr als 40
Sekunden haben.
Задание: составить памятку «Как правильно выполнить задание № 2?».
Представление результатов работы, обсуждение в виде диспута, выработка общей позиции.
В результате мы с вами получили памятки для учеников, которые позволяют дать ответ на вопрос «Как..?» и показать правильный путь к решению задачи.
Устная часть ОГЭ по немецкому языку – довольно сложное испытание, чтобы успешно пройти данную часть, необходимо говорить, общаться на языке. На уроке мы часто общаемся в рамках заданной темы, ставим вопросы, отвечаем на них, используя только что изученный языковой материал. Ситуация на экзамене немного другая: приходится актуализировать лексический материал по разным темам за короткое время. Поэтому и на уроках необходимо время от времени выходить за рамки тематического материала. С этой задачей помогут справиться различные готовые видеоролики, интерактивные игры. Готовые видео можно найти в большом количестве на сайте DW вместе с лексическими и грамматическими упражнениями. С большим интересом учащиеся старших классов наблюдают за приключениями иностранцев в Германии в рамках квест-игры «Билет в Берлин», за историей бразильянки Жожо («Жожо ищет счастье») и американца Сэма(«Экстра») в сериалах для изучающих немецкий язык. Все киноленты сопровождаются комментариями, словарем и интерактивными упражнениями.
Важен и психологический настрой, волнение не должно помешать успешному выполнению теста. Я считаю, что справится с волнением, поможет только успешное и неоднократное участие в различных конкурсах и олимпиадах, когда ребёнок уже всё это проходил большое количество раз, подобное для него не впервой. На просторах Интернета вы сможете найти их невероятное множество в самых разных формах.
Фаза 4. Рефлексия.
Я считаю, что мы сегодня много поработали, я попыталась поделиться своим опытом работы, научить вас своим приемам и элементам технологии проведения уроков.
Давайте посмотрим, получится ли у нас пирамида. Поставьте свои «кирпичики», если ваши ожидания оправдались.
В конце нашего занятия я предлагаю вам ответить на следующие вопросы:
-Чему вы научились?
-Готовы ли вы применить новые знания на практике?
-Чего вы опасаетесь?
Спасибо за внимание!
Обмен мнениями, анализ мастер-класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование on-line тестирования для дистанционной подготовки к итоговой аттестации учащихся
Предлагаются on-line тестирование для дистанционной подготовки учащихся....
Дистанционное обучение Инструкция по подготовке к итоговой аттестации по английскому языку в форме ЕГЭ по теме: «Грамматика и лексика»
Дистанционное обучениеИнструкция по подготовке к итоговой аттестации по английскому языку в форме ЕГЭ по теме: «Грамматика и лексика»Раздел единого экзамена «Грамматика и лексика» состоит из двух типо...
Инновационные формы подготовки к итоговой аттестации по литературе
Материал предлагался на курсах повышения квалификации в СОИРО, в основе - опыт учителей Саратовской области. Мною используется метод творческого чтения....
Использование ИКТ при подготовке к итоговой аттестации по русскому языку.
Личность ученика, его развитие и саморазвитие - вот главная задача современной школы. Поэтому занятия должны быть интересным, с высокой мотивацией....
Подготовка учащихся начальной школы к итоговой аттестации по немецкому языку (Международная ярмарка педагогических инноваций г. Сарапул 2018 год)
Для того чтобы сориентировать учащихся начальных классах в формате и требованиях единого государственного экзамена нужны были задания и упражнения, которые бы сбалансирован...
Особенности подготовки учащихся индивидуальной формы обучения к итоговой аттестации по русскому языку и математике.
Методика и практика подготовки учащихся с ОВЗ к итоговой аттестации. Проблемы и пути их решения....
Использование интернет-ресурсов при подготовке к итоговой аттестации по русскому языку в 11 классе
В статье рассматривается применение инновационных технологий при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Представлена классификация интернет-ресурсов, содержащих различные сведения о ЕГЭ, приведены пример...