Подготовка к написанию сочинения С1 на ЕГЭ.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Теплова Галина Валерьевна

При подготовке обучающихся к написанию сочинения-рассуждения одной из главных задач является обучение определению проблемы, поднятой автором, и выявлению позиции автора. Помочь могут следующие материалы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема и позиция. Часть С.

Проблема

Позиция

Отношения человека к жизни (мировоззрение, жизненная позиция).

Нужно стремиться всю жизнь познавать новое.

Нужно задумываться о последствиях своих поступков и ответственности за них.

Нужно стремиться к духовному самосовершенствованию (стать лучше, чище, добрее и т.д. и т.п.).

Нужно стремиться повышать свой образовательный уровень и получить профессию, нужную для общества.

Нужно вести здоровый образ жизни.

Нужно повышать свой культурный уровень

О месте человека в жизни, ценности его, его жизни, его личности.

Ценность человека зависит:

-          от его деяний

-          от того, что он оставит после себя

-          от его отношения к другим людям

-          от его душевных качеств

Человек должен иметь свое место в жизни.

Основа человеческой личности – чувство собственного достоинства, совесть.

Отношение человека к мечтам, талантам.

Человек должен:

-          всегда стремиться к большему

-          стараться развивать свои способности

-          не зарывать талант в землю

-          служить, дарить радость, приносить добро

-          не бояться трудностей, преград

-          стараться воплотить  свои мечты в жизнь

Отношение человека к профессии.

Нужно искать свою профессию по душе и способностям.

Нужно быть профессионалом в своем деле.

Отношение человека к работе.

Нужно честно выполнять свою работу, не перекладывать ее на других.

Нельзя стыдиться работы, полезной для общества.

Отношение человека к Родине.

Родину  надо любить, облагораживать, защищать и т.д. и т.п.

Отношение к Родине не должно меняться, даже если ты пострадал от власти.

Отношение человека к государству.

Нужно укрепить всеми силами государство, а для этого нужно занимать активную общественную позицию

Молодые люди должны брать на себя ответственность  за судьбу общества и государства, а не своими личными интересами.

Отношение человека к природе.

Нужно жить в гармонии с природой.

Необходимо беречь природу (лес, естественный ландшафт, полезные ископаемые, чистоту океанов, озер и рек, животных)

Влияние природы на человека.

От чистоты окружающего мира, экологии зависит будущее человечества, наше здоровье, здоровье наших детей, судьба человечества.

Природа успокаивает человека, гармонизирует его внутренний мир, помогает понять самого себя.

Взаимодействие человека и природы.

Человек пользуется дарами природы (полезными ископаемыми, воздухом, землей, реками, океанами) и должен следить за тем, чтобы не нанести непоправимый ущерб.

Нужно жить в гармонии с природой.

Человек и природа неразрывно связаны между собой, человек – часть природы.

От состояния окружающего мира, его гармонии зависит состояние внутреннего мира человека.

Отношение человека к животным.

Нужно беречь животных, способствовать сохранению исчезающих видов.

Нужно уменьшить наносимый животным вред, их страдания.

Нужно правильно содержать и воспитывать домашних животных.

Нельзя животных мучить и убивать ради забавы.

Роль животных в жизни человека.

Животные помогают человеку.

Животные – неотъемлемая часть жизни людей.

Без животных невозможна жизнь человека.

Знакомство с животными (в дикой природе, в зоопарке) расширяет кругозор людей, углубляет знания о нашей планете, позволяет отдохнуть душой, увидеть себя со стороны.

Животные помогают больным, спасают в минуту опасности, помогают развитию науки, медицины (эксперименты вначале ставят на них, а потом на человеке).

Отношение человека к другим людям, родным, друзьям.

Человек должен:

-          заботиться о…

-          помогать, прощать ошибки, недостатки …

-          быть деликатным, внимательным с …

-          находить общий язык, компромиссные решения с…

Отношение человека к семье, родителям, детям.

Человек должен:

-          стараться беречь семью

-          заботиться о своих родителях

-          думать о будущем своих детей

-          давать детям разностороннее образование

-          прививать нравственные принципы, чувство долга детям

-          пробуждать совесть в детях

Что сближает (разъединяет) людей?

Людей сближают общая работа, интересы, преодоление трудностей, воспитание детей, умение ставить себя на место другого человека.

Людей разделяют непродуманные поступки, ревность, эгоизм, жестокость, равнодушие.

Что такое:

-          любовь;

-          дружба;

-          слава;

-          милосердие;

-          счастье;

-          героизм;

-          интеллигентность;

-          истинная, а не показная духовность;

-          фанатизм;

-          профессионализм;

-          хамство.

любовь

дружба                             П

слава                                  О

милосердие

счастье                                   Т

героизм                                    Е

интеллигентность                    К

духовность                                  С

фанатизм                                       Т

http://5-ege.ru/

профессионализм                          У

хамство

Отношение человека к радости, горю.

Нужно ли уметь радоваться.

1. Нужно уметь радоваться жизни, видеть приятное, запоминать счастливые.

2. Нужно уметь достойно  переносить горе, трудности.

Как переносить горе (что пережить трудные моменты)?

Трудные моменты помогает перенести вера в себя, в свою правоту.

Что поможет пробудить в человеке чувство сострадания, совесть, чувство красоты, прекрасного.

Поддержка близких, пример других людей, чтение книг, созерцание красивого, посещение театра, выставок, при звуках классической музыки, при прогулках по лесу, примеры других людей, правильное воспитание ребенка, пример родителей может пробудить чувство прекрасного в человеке в любой момент, случайно.

Может ли человек простить предательство, измену, ошибки.

Как отличить предательство от ошибки, заблуждения.

1.Предательство прощать нельзя, особенно во время войны. Предавший однажды человек предаст и в другой раз.

2.Заблуждения, ошибки простить можно если:

-          они не повлекли за собой глобальные последствия

- смерть людей

-          человек раскаивается, старается исправить содеянное

-          глубоко переживает случившееся

-          осознает свою неправоту

3.Прощать или не прощать измену – это зависит от самого человека (кто-то может, кто-то – нет).Умение прощать зависит от глубины, силы духа, цельности человеческой личности.

4.Предательство – это нанесение вреда общественным интересам, Родине, многим людям, правому делу. Это осознанное решение, поступок человека, понимающего, что он поступает неправильно.

Роль сострадания, милосердия, ревности, эгоизма.

Что было бы, если бы этих явлений не было.

Истинная ценность:

-          вещей

-          книг

-          произведений искусства

-          фильмов

-          спектаклей

Их истинная ценность состоит в том, что они дают людям, а не в денежной стоимости (в содержании книг; в том, о чем книги, спектакли и т.д. заставляют задуматься; чему они учат человека; чем помогают или мешают).

Что дает человеку хорошо сделанное дело.

Оно дает человеку уверенность в себе, радость, осознание своей нужности.

Как изменилось отношение … (молодежи, детей, стариков) по сравнению с предыдущими поколениями к … (дружбе, книгам, целям в жизни, семье, образованию)

См. по тексту.

Роль … (искусства, литературы, книг, эстрады) в … (жизни детей, современном обществе)

См. по тексту.

Влияние … на  детей, подростков, молодежь, на отношение детей и родителей.

См. по тексту.

Отношение к родному языку.

Нужно сохранять его чистоту, беречь от искажения, излишних иностранных заимствований.

Роль родного языка в обществе.

Родной язык – это основа нации, без родного языка нет и нации.

Роль техники, науки в современном мире.

См. по тексту

Ответственность ученых, известных людей за свои слова, поступки, открытия.

Ученый, известный человек должен думать о последствиях своих дел и слов.

Почему надо помнить о героях прошлого, о победе в ВОв, свою историю.

Чтобы знать, какой ценой достался нам наш мир.

Чтобы не повторять ошибок и знать, к чему могут привести те или иные решения правителей.

Чтобы понимать, как развивается человеческое общество.

Вклад солдат, партизаны и гражданских людей в победу над фашистами.

Не только солдаты на фронте, но и рабочие на фабриках, заводах, колхозах, партизаны и мирные жители приближали победу.

Кто такой герой.

Это человек, который совершает смелые поступки во имя других людей.

Это тот, кто ведет за собой других людей по верному пути.

Роль выбора в жизни человека.

Выбор определяет судьбу и человека, и общества.

Важность правильного выбора для общества.

От выбора общества зависит его будущее.

От чего зависит выбор человека.

Выбор человека зависит от нравственных принципов и силы духа человека.

Как надо воспитывать детей, чему их учить.

Нужно давать детям всестороннее воспитание (умственное, духовное, физическое), учить добру, умению понимать других людей.

Отношение к памятникам старины, индивидуальному облику городов, деревень.

Нужно сохранять памятники старины, индивидуальный облик городов и деревень и т.д. и т.п.

Роль детства в жизни человека.

В детстве в человека закладывается все, чем он будет жить дальше.

Отношение к порокам общества.

Общественные пороки надо не скрывать, а искоренять.

Роль товарищества, взаимопомощи, сотрудничества, сострадания на войне.

Товарищество, взаимопомощь и сотрудничество на войне позволяют спасть тысячи жизней.

Влияние музыки на душу человека.

Музыка заставляет задуматься о себе, помогает мечтать, вносит успокоение в душу, радует, просветляет.

От чего зависит наше настроение, что его может изменить.

Наше настроение зависит от любой мелочи (песни, улыбки, дождь и т.п.)



Предварительный просмотр:

Сочинение по произведению на тему: Восприятие мира ребенка взрослым в рассказе И. Бунина "Цифры"



Рассказ И. Бунина "Цифры" нужно читать два раза: один раз в детстве, второй тогда, когда у читателя у самого появятся дети. Такой тонкий анализ детской психологии, сложных нитей, связывающих взрослых и детей, как в этом рассказе, говорит о глубоком понимании природы детства. Дети и взрослые — люди разной расы. Они живут вместе, на одном пространстве, пользуются словами одного языка, но редко понимают друг друга. Бунин показал трагедию такого непонимания. Человек, вырастая, странным образом забывает о своем детстве. Он помнит события, но уже не может вернуться к детскому взгляду на них. Взрослые, обладающие умом и чувством справедливости, понимают это и пытаются как бы заново учить язык детства. В рассказе "Цифры" автор дает две точки зрения на один и тот же конфликт дяди и маленького племянника. Он точно описывает свои чувства в момент конфликта, подробно объясняет детали происходящего и одновременно анализирует ситуацию как бы из другого времени, когда он смог понять мотивы своих и чужих поступков, дать им правильную оценку. С горечью говорит он о своей гордости, разжении, Которое погасило радость маленького мальчика. Бунин находит точные эпитеты, передающие эмоциональность племянника, его любознательность, энергию, живой характер. И беспощадно анализирует свое поведение, не пытаясь прикрываться словами о воспитании, о том, что детей нельзя баловать. Да, эти слова произносятся в рассказе и автором, и мамой, и бабушкой, но в контексте рассказа все эти теории выглядят издевательством над таинственным процессом познания мира. Грустно, что человека много лет мучит воспоминание и стыд за свою ошибку. Но ведь большинство взрослых даже не задумываются, как много боли они мимоходом причиняют детям, как мало настоящей любви и желания понять другого в их отношениях. Рассказ Бунина "Цифры" ненавязчиво, но твердо подводит к выводу: настоящее воспитание — это воспитание счастьем. Важно только понять, что делает ребенка счастливым, и не подменять воспитание давлением и навязыванием своих взглядов на жизнь и счастье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.

Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.

КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм.  Этот урок – продол...

Подготовка к ЕГЭ (Часть С) План-конспект урока русского языка в 10 классе Подготовка к написанию сочинения - рассуждения (часть С, ЕГЭ) Тема «Учимся понимать исходный текст»

Разработка открытого урока по русскому языку  в 10 классе с использованием компьютерного оборудования. Учить анализировать содержание исходного, подготовить к написанию  сочинения-рассуждени...

Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ. Примерный образец сочинения.

Данный материал может помочь в подготовке к написанию сочинения на ЕГЭ. Тема его не совсем стандартна, она относится, скорее, к категории нравственно- эстетических и может вызвать некоторые затруднени...

Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ. Примерный образец сочинения. Одиночество.

В работе представлен текст и сочинение по нему. Тема текста - одиночество современного человека и его причины....