«Инновационная деятельность Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №91 с углубленным изучением отдельных предметов по проектированию здоровьеформирующего пространства»
статья на тему
Данная статья раскрывает работу инновационной площадки МБОУ СОШ №91 "Инновационная деятельность на основе реализации здоровьеформирующих педагогических технологий в образовательных учреждениях города Нижнего Новгорода".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_rabote_innovatsionnoy_ploshchadki_mbou_sosh_no91.docx | 32.41 КБ |
Предварительный просмотр:
«Инновационная деятельность Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №91 с углубленным изучением отдельных предметов по проектированию здоровьеформирующего пространства»
Автор: Чубук О.Н., заместитель директора МБОУ СОШ№91
Проблеме сохранения здоровья в настоящее время уделяется пристальное внимание на всех уровнях государственной власти. В современных условиях, происходящих в стране реформ и модернизации образования вопрос, использования здоровьеформирующих педагогических технологий в образовательном учреждении, является наиболее важным и современным. Именно в школьном периоде формируется культура здорового образа жизни.
Между тем здоровье школьников, как важнейший элемент качества жизни, необходимо рассматривать в контексте образования. Небезызвестным является факт, что за период обучения в школе состояние здоровья детей имеет тенденцию к ухудшению. В соответствии с этим особенно актуальным становится вопрос сохранения здоровья школьников и формирования у подрастающего поколения должной мотивации к здоровому образу жизни посредством систематической работы образовательного учреждения в данном направлении.
Современная школа готова брать ответственность за сохранение здоровья учащихся и рассматривать данную задачу как неотъемлемую часть инновационной деятельности. В соответствии с этим одним их направлений инновационной деятельности, в рамках городской инновационной площадки, МБОУ СОШ № 91 с углубленным изучением отдельных предметов города Нижнего Новгорода является создание педагогической системы использования здоровьеформирующих педагогических технологий, создающих условия для полноценного развития личности.
Инновационная и экспериментальная деятельность в нашей школе реализуется с 2011 года и ведется по плану инновационной и опытно-экспериментальной работы школы, в соответствии с Программой развития школы «Школа гражданского сообщества» и на основании Положения об инновационной и экспериментальной деятельности.
В 2012-2013 учебном году реализовался второй этап (опытно-экспериментальный), который включал следующие направления работы:
- Внесение изменений в программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни «Будем здоровы», в связи с Приказом Министерства образования и науки РФ от 22.09.11 № 2357, и дальнейшая ее реализация.
- Продолжить работу площадки, основываясь на федеральных требованиях к образовательным учреждениям в частности охраны здоровья обучающихся, воспитанников (Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2010 г. №2106).
- Создание в школе общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей) обучающихся;
- Создание в школе целостной системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, в которой все ее компоненты (когнитивная, эмоционально-ценностная и деятельностная) направлены на воспитание ценностей, среди которых Культура здорового и безопасного образа жизни занимает особое место;
- Организация просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями (законными представителями), направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышение уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и укрепления здоровья детей (проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.;)
- Создание в образовательном учреждении здоровьеформирующей пространственно-предметной среды;
- Проведение мониторинга оценки сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни, эффективности работы школы в этом направлении.
- Приобретение для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;
- Привлечение педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.
Актуальность нашей работы определяется включением здоровьеформирующих технологий в образовательный процесс, создание в образовательном учреждении здоровьеформирующих условий, повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по проблеме использования здоровьеформирующих технологий в работе с учащимися, взаимодействие с семьей и установление социального партнерства в целях обеспечения эффективности здоровьеформирующей образовательной деятельности школы.
В плане работы площадкиреализуется гуманистическое убеждение: обучение и развитие каждого ребенка в школе может быть успешным, если создать для них необходимые условия. Одно из основных условий - личностно-ориентированный подход к ребенку с опорой на его жизненный опыт и вариативность требований, учитывающих: уровень подготовки учащихся к школе; общие способности к обучению; уровень доступной ребенку самоорганизации; жизненный опыт.
Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников напрямую связан с задачами урочной деятельности, которые предусматривают поддержку всех учащихся с использованием разного по трудности и объему представления предметного содержания, а соответственно - помощи и взаимопомощи при усвоении программного материала каждым учеником. Это открывает широкие возможности для вариативности образования, реализации индивидуальных образовательных программ, адекватных развитию ребенка.
Реализуемый в комплекте принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня, формирования и развития основ культуры умственного и физического труда. Предполагается также создание условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях (утренняя гимнастика, динамические паузы, прогулкина природу). Заявленные позиции носят здоровьеформирующий характер, создают безопасную образовательную среду с точки зрения психологической, личностной защищенности каждого школьника.
Задачи инновационной деятельности.
• сформировать основы экологической грамотности, экологического мышления, опирающегося на экосистемную познавательную модель, как средства формирования экологической грамотности, приобщения к экологической культуре человечества, экологического самообразования в течение жизни;
• сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
• сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни: научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье; сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах; сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, на учить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня; обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации); сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
• научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
• переход от традиционных форм обучения к здоровьеформирующим технологиям.
• реализация программы «формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни «Будем здоровы»»
Принципы реализации программы:
1.Сознательность и активность – четкая постановка целей, задач, их осознание учащимися, побуждение к самоанализу, самооценке, самоконтролю.
2. Индивидуальная доступность – дозировка нагрузок в соответствии с возможностями занимающихся, учёт их индивидуальных и психофизических особенностей.
3. Систематичность и последовательность – непрерывность и этапность физкультурно-оздоровительных воздействий.
4.Психологическая комфортность – получение положительных эмоций и ощущений в процессе физкультурно-оздоровительной тренировки.
5.Творческое, динамичное совершенствование системы оздоровления учащихся средствами физической культуры – постоянное обновление содержания физкультурно-оздоровительного воспитания, формирование мировоззрения, системы ценностей, интересов и мотиваций, имеющих глубоко нравственную гуманистическую направленность у всех участников педагогического процесса оздоровления средствами физической культуры.
Основные направления реализации программы
1. Материально – техническое обеспечение образовательного учреждения.
2. Диагностика, коррекция и развитие учащихся.
3. Организация рационального питания.
4. Формирование экологических и здоровьесберегающих знаний у учащихся и их родителей.
5. Соблюдение санитарных норм и правил, адекватность методов и методик обучения и воспитания (физкультминутки, подвижные перемены).
6. Формирование системы спортивно – оздоровительной работы.
7. Отработка механизмов совместной работы всех заинтересованных служб.
8. Контроль за выполнением всех мероприятий по укреплению и сохранению здоровья у учащихся.
9. Разработка и проведение игр, способствующих реализации целей данной программы.
10. Система творческих классных часов и внеклассных мероприятий.
11. Организация работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Направления деятельности программы
1. Экологическое
2. Физкультурно-оздоровительное
3. Социально – психологическое
4. Медико-просветительское
5. Работа с родителями
Содержание программы
1 блок - Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения включает:
• соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;
• наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;
• организацию качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков;
• оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спорт площадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;
• наличие помещений для медицинского персонала;
• наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники).
Ответственность и контроль за реализацию этого блока возлагается на администрацию образовательного учреждения.
2 блок - Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся,
направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:
• соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения;
• использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию);
• введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;
• строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;
• индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования;
• ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающими специальные медицинские группы под строгим контролем медицинских работников.
Эффективность реализации этого блока зависит от деятельности каждого педагога.
3 блок - Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы,
направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья, включает:
• полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);
• рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно двигательного характера на ступени начального общего образования;
• организацию занятий по лечебной физкультуре;
• организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3м и 4м уроками;
• организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
• организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;
• регулярное проведение спортивно оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).
Реализация этого блока зависит от администрации образовательного учреждения, учителей физической культуры, медицинских работников, психологов, а также всех педагогов.
4 блок - Реализация дополнительных образовательных программ предусматривает:
• внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование экологической культуры, ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс («Экология, здоровье, безопасность жизни», «Разговор о правильном питании», «Растим здоровых, бодрых, смелых», «Дополнительные занятия по ПДД», «Изучение основ пожарной безопасности»);
• проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п.;
• создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей), разрабатывающих и реализующих школьную программу «Образование и здоровье».
Программы, направленные на формирование экологической культуры , ценности здоровья и здорового образа жизни, предусматривают разные формы организации занятий:
• экологические уроки;
• интеграцию в базовые образовательные дисциплины;
• проведение часов здоровья;
• факультативные занятия;
• занятия в кружках;
• проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.;
• организацию дней здоровья.
5 блок - Просветительская работа с родителями (законными представителями) включает:
• лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.;
• работу родительских клубов «Мы вместе», «Совет бабушек и дедушек», «Гостиная»;
• организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.
Ожидаемые результаты:
- Организация «группы здоровья» для учащихся отнесенных по состоянию здоровья в специальную медицинскую группу.
- Сохранение и укрепление здоровья школьников через овладение навыками ЗОЖ, реализацию здоровьеформирующих мероприятий.
- Включение 80 % школьников в деятельность физкультурно-спортивных секций.
- Улучшение физкультурно-массовой работы, организации активного отдыха.
- Сохранение и укрепление здоровья педагогических работников через реализацию здоровьесберегающих мероприятий.
- Улучшение показателей динамики здоровья обучающихся:
- - сохранения контингента обучающихся отнесенных к 1 и 2 группам здоровья;
- - уменьшение количества поведенческих рисков, опасных для здоровья (курение, алкоголь, наркотики);
- -удовлетворенность школой детей: родителей и педагогов – комплексностью и системностью работы по сохранению и укреплению здоровья.
- Совершенствование материально-технической базы школы (оборудование спортивных залов, приобретение необходимого спортивного инвентаря).
Успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Учитель видит главную задачу в том, чтобы учить, обучать, то есть он должен продвигать вперёд и контролировать учебный процесс так, чтобы учащиеся учились искусству учёбы. Но любой школьный учитель должен понимать значение сохранения здоровья своих учеников. Поэтому так важно овладение педагогом новыми образовательно-оздоровительными программами, основными задачами которых являются: изучение проблемы сохранения и укрепления здоровья, внесение корректив в образовательный процесс с поправкой на состояние здоровья детей и уровень их развития; создание условий всестороннего развития детей. Педагог должен осознать свою причастность к ответственности за негативное влияние школы на состояние здоровья учащихся и найти решение проблемы в овладение необходимыми здоровьеформирующими технологиями. Цель здоровьеформирующих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
В заключении, хотелось бы отметить, что эффективность выбранного направления работы инновационной площадки, подтверждается реальными фактами укрепления физического и психического здоровья обучающихся, их более успешной социализации в обществе.
Но в условиях современного финансирования невозможно создать условия для психологической разгрузки педагога (комната здоровья со специальным оборудованием и медицинским персоналом). Не удалось в отчетном году ввести в работу школьной столовой систему диетического питания. В будущем учебном году планируется рассмотрение вопросов здоровьесбережения на заседаниях органа самоуправления школы – Совета школы. В планах мониторинга следующего этапа экспериментальной работы - вести исследование влияния витаминизированного питания (соков) на здоровье младшего школьника, а также ввести в систему проведение ежедневных физкультминуток на различных уроках.
Сохранение здоровья педагога и учащихся – задача ближайшей перспективы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ работы педагогического коллектива МОУ "Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов"
Выступление заместителя директора по УВР на педагогическом совете с анализом работы по единой методической теме "Повышение мотивации учащихся через применение современных образовательных технологий"....
Описание опыта работы учителя русского языка и литературы Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 148 Граневой Ирины Юрьевны
Анализ практической деятельности учителей показал, что понимание учебного предмета «Русский язык» в качестве цели и средства одновременно в результате породило изучение предмета ради предм...
Проект по духовно-нравственному воспитанию учащихся муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 17 с углубленным изучением отдельных предметов» «Душа России».
Основная цель: создание педагогических условий для духовно - нравственного воспитания школьников в процессе образовательной деятельности.Задачи проекта:создание системы духовно-нравственного воспитани...
Анализ воспитательной работы муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 22» за 2015/ 2016учебный год
Вся воспитательная работа в 2015/2016 учебном году была направлена на выполнение государственного заказа, изложенного в основных государственных нормативно-правовых документах о школе, на реализацию п...
Индивидуальный план профессионального развития Булановой Ульяны Витальевны, учителя английского языка на межаттестационный период ( 2015-2020г) Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №7" г. Менделеевск Р
Индивидуальный план профессионального развития Булановой Ульяны Витальевны, учителя английского языка на межаттестационный период ( 2015-2020г) Муниципального бюджетного образовательного учрежден...
Индивидуальный план профессионального развития Гиниятуллиной Гульзамии Хакимулловны, учителя математики на межаттестационный период ( 2019-2024г) Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №7" г. Менделеевск
Цели профессионального развития: Приобретение профессиональных компетенций учителя в соответствии с требованиями ФГОС ООО второго поколенияОбобщение и распространение собственног...
ПРОГРАММА самообразования Гильмутдиновой Венеры Миннигатовны учителя физической культуры муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №10 с углубленным изучением отдельных предметов» Нижнекамского мун
ПРОГРАММА самообразования Гильмутдиновой Венеры Миннигатовныучителя физической культуры муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная ш...