Описание опыта работы учителя русского языка и литературы Маркитановой О.В.
статья по теме

Маркитанова Ольга Васильевна

САмоанализ  учителя русского языка и литературы Маркитановой О.В.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 

Опыт работы учителя русского языка и литературы

филиала МБОУ «Стрелецкая СОШ» в с. Авдеевка

Маркитановой Ольги Васильевны

     Сегодня, как никогда в последние годы, школа приковывает к себе всеобщее внимание, обсуждаются пути её дальнейшего развития. Процесс модернизации российского образования сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.  Поэтому цели деятельности образовательного учреждения, в котором я работаю, разработаны с учетом основных направлений, выдвинутых в Концепции модернизации российского образования на период до 2015г.  Цель работы  нашей школы:

"Развитие   способностей   каждого   ребенка,   формирование   духовно богатой, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными знаниями и владеющей основными ключевыми компетенциями "

Основные задачи школы:

  1. обеспечить повышение качества образования  на всех ступенях путем использования современных образовательных технологий обучения и воспитания и информационно – коммуникативных технологий;
  2. обеспечить содержательную и методическую преемственность начальной школы и основной ступени, основной и средней ступени, среднего звена и ВУЗа, ССУЗа.
  3. сформировать  основные ключевые компетенции обучающихся.

Перечисленные задачи  составляют основу  моей деятельности.

Филиал МБОУ «Стрелецкая СОШ» в с. Авдеевка МОУ Тамбовского района – это образовательное учреждение, в котором  я работаю учителем русского языка и литературы уже более 20 лет. В школе существуют все условия для получения и усвоения дополнительной информации по предмету, отведены часы в учебном плане для работы с детьми, проявляющими повышенный интерес к изучению предметов русского языка и литературы.

      В условиях модернизации образования первостепенными задачами своей профессиональной деятельности считаю:

    - совершенствование процесса преподавания русского языка и литературы в системе личностно-ориентированного обучения;

    - интенсификация процесса преподавания русского языка и литературы;

    - обеспечение условий для развития личности в социальном, психологическом, интеллектуальном планах;

    - владение целостной системой, включающей в себя целеполагание, отбор содержания и технологий, анализ результатов – инновационный профессионализм;

    - формирование всесторонне развитой личности, востребованной современным обществом;

    - развитие творческого потенциала обучающихся.

Решить данные задачи в условиях традиционной системы обучения сложно, поэтому стала работать над проблемой «Формирование учебно–познавательных компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы».

       Для целенаправленного и систематического развития интеллекта и творческого мышления учащихся применяю современные педагогические технологии: развивающего обучения, проблемного, дифференцированного, информационного и проектного, игровые технологии.  Мой опыт показал, что применение современных педагогических технологий поддерживает интерес учащихся к предмету, повышает мотивацию. Эффективное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно-мотивационной сферы ребёнка: памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психологических функций, является в этой связи одной из важнейших педагогических задач современного обучения.  Результатами своего опыта регулярно обмениваюсь с коллегами, участвуя в семинарах,  научно-практических конференциях, круглых столах, принимаю активное участие  в работе МО школы, где в течение 3 –х лет являюсь руководителем творческой группы МО учителей гуманитарного цикла, Являюсь активным участником КМО учителей русского языка и литературы.  Выступала на районных научно-практических конференциях по проблемам:

   -  «Система  работы по обучению различным видам исследовательской деятельности (реферированию, моделированию, проектированию и др.)»;  

   -  «Проблема дифференциации  (внутренней и внешней) и индивидуализация обучения»;

   - «Проблема выбора, освоения и коррекции УМК по предметам».

 - « Преподавание предметов «Искусство» в условиях открытой образовательной      среды»

О результатах работы регулярно сообщаю  на различных конференциях и семинарах. Накопленный опыт передаю учителям – даю открытые уроки, выступаю на заседаниях педагогических советов по проблемам совершенствования учебно–воспитательного процесса, повышения качества  образования.

     Как учитель русского языка и литературы принимаю непосредственное участие в реализации программы развития школы:

   - разработка и апробация программы профессионального самообразования на 2009 – 2014 годы ;

   - разработка и апробация рабочих программ  по русскому языку и литературе (5-11кл.).

   - разработка и апробация  программ  элективных курсов по русскому языку                 «Речевые нормы и экспрессивные ресурсы русского языка» ,  «Развивайте дар слова».

   - разработка и апробация на практике  дидактического материала для проведения уроков развития речи;

     Провожу анализ процесса преподавания русскому языку и литературе, качества обучения по данным направлениям. Использую элементарные средства диагностики и коррекции индивидуальных особенностей обучающихся при реализации дифференцированного подхода. Варьирую готовые, разработанные другими методики и программы, направленные на развитие личности, интеллекта. Осознаю необходимость систематической работы над собой и активно включаюсь в те виды деятельности, которые способствуют формированию необходимых качеств.

     Задача современной школы – подготовить человека думающего и чувствующего, способного не просто получать знания, но и использовать их в жизни, умеющего жить в социуме, обладающего внутренней культурой. Моя цель как педагога – не просто информация, передача суммы знаний, а обучение навыкам самостоятельного добывания знаний, умению творчески мыслить, решать возникающие проблемы. В условиях нарастающего информационного потока, бесспорно, особое внимание уделяю развитию речи и речевой культуры обучающихся. Поэтому приоритетным направлением в моей работе является формирование культуры речи и культуры общения.

     Речь – канал развития интеллекта. Чем полнее и глубже будет освоен язык, тем лучше будут усваиваться знания. Я убеждена, что увлечь детей изучением языка можно лишь в том случае, если показать красоту и богатство родной речи, помочь ученикам облекать свои мысли в правильно построенные высказывания, заставить размышлять. Этому во многом способствуют уроки литературы, русского языка, на которых дети получают возможность высказать свои мысли, обменяться мнениями, задуматься о прочитанном; они получают возможность размышлять и творить. Уместно вспомнить слова великого русского писателя Л.Н. Толстого: «Если ученик в школе не научится ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать».

     Основой моей педагогической деятельности является развитие у учеников творческих способностей и навыков самостоятельной исследовательской работы. Положительного результата в реализации этой сложной проблемы можно добиться только на основе применения педагогики сотрудничества, способствующей созданию условий для развития речи и творческой реализации обучающихся. Потому в центре внимания на моих уроках ученик-человек, усваивающий сложную науку познания родного языка.

     В своей педагогической практике опираюсь на следующие принципы педагогической деятельности:

  1. максимальное развитие индивидуальных способностей ребенка, основывающееся на интересах личности обучающегося;
  2. учет в процессе обучения не только умственных способностей обучающихся, но и их эмоций, ценностных ориентаций;
  3. постоянное стимулирование таких естественных свойств человека, как творческая активность и познавательная самостоятельность;
  4. проблемный метод обучения, способствующий развитию и саморазвитию личности школьника;
  5. применение личносто-ориентированных технологий обучения, развивающего обучения.

    Обучая на уроке всех учеников, я стараюсь помнить, что процесс познания, восприятие учебного материала у каждого школьника свой собственный, индивидуальный. Потому на уроках стремлюсь уходить от традиционного воспроизведения знаний обучающихся к творческому осмыслению изучаемого материала. Это способствует повышению интереса школьников к предмету, стимулирует их желание познавать законы языка, анализировать особенности литературных текстов. Интересно проходят уроки, на которых ученики знакомятся с баснями И.А. Крылова. Они образны, эмоциональны, выразительны, доступны обучающимися по форме и по содержанию. За образами зверей ребята прекрасно видят человеческие пороки, недостатки, учатся самостоятельно анализировать поступки героев, негодуя, смеясь или восхищаясь. Так обучающиеся знакомятся с понятием аллегория, учатся искусству олицетворения и иносказания. На уроках дети не только учатся видеть мораль (мораль – основа всякой басни), но и играют, воплощая героев басен И.А. Крылова, причем задания, связанные с инсценировкой басен, даются по группам и включают в себя произведения, выходящие за рамки школьной программы. А затем я предлагаю творческое задание – попытаться самостоятельно написать басню, превратившись в баснописца. Ребята с интересом относятся к этой работе, им хочется испытать себя, создать оригинальное произведение. Результаты этой работы многих радуют, ведь большинству учеников басня удаётся.

Одним из средств достижения эффективности урока является создание на уроке проблемных ситуаций, или, как говорят психологи, ситуаций интеллектуального затруднения. Особенно эффективен этот прием на уроках обобщения и систематизации знаний. Решая проблемные ситуации, размышляя над проблемными вопросами, которые я ставлю перед учениками, школьники учатся самостоятельно переносить ранее усвоенные знания и умения в непривычную ситуацию, осознавать взаимосвязь явлений языка, его строй, закономерности. Все это положительно влияет на развитие активности, самостоятельности мышления,  на повышение грамотности школьников. Таким образом, современный урок в моем понимании не может быть уроком, обеспечивающим только усвоение школьниками определенной суммы знаний. Он должен создавать условия для развития творческих способностей учеников, их интеллектуальной и эмоциональной активности, формировать личность и мировоззрение.

      С целью повышения плотности урока и его эффективности я применяю такие виды работ, как индивидуальные задания по карточкам, причем, руководствуясь дифференциацией, предлагает разный уровень сложности для разных категорий учеников, использует в работе перфокарты-тренажеры, различные виды тестовых заданий, карточки-схемы и т.п. Выполняя задания по карточкам, отвечая на вопросы тестов, ученик проверяет себя, свои знания, учится думать и работать самостоятельно, а учитель имеет прекрасную дополнительную возможность проверить знания и умения большого числа ребят, чаще всего знания обучающихся всего класса. Практически на каждом уроке все обучающиеся класса выполняют самостоятельные практические задания, а учитель имеет прекрасную возможность обратной связи.

      Важную роль в обучении грамотному письму я отвожу диктантам различных видов и творческим заданиям. Перед диктантами проводится предварительная работа: орфографическая, грамматическая, лексико-словарная, пунктуационная и др., даются задания на дом, связанные с осложненным списыванием, выполнением различных видов разбора. В классе я провожу различные виды диктантов: словарные, предупредительные, объяснительные, графические, выборочные, свободные, творческие. Подбирая дидактический материал к уроку, использую нарастание степени сложности заданий, а также степени самостоятельности учеников в ходе выполнения упражнений.  

     В настоящее время быть педагогически грамотным специалистом нельзя без  изучения современных систем и технологий, их применения в конкретной ситуации. Современные информационные коммуникативные технологии обладают уникальными возможностями для развития творческих способностей обучающихся: используем ИКТ в подготовке мультимедийных презентаций, создание обучающих программ и т.д.  С учётом особенности русского языка как предмета гуманитарной области в курсе школы целесообразно отбирать те педагогические   технологии, которые учитывают  специфику предмета. Большое внимание уделяю проблеме мотивации. Для этого использую различные методические приёмы, которые стимулируют развитие творческой активности. На уроках обеспечиваю поле деятельности для творческого самопроявления всех обучающимся. Выстраиваю урок как единое целое с чёткими установками, направленными на развитие мыслительной и творческой активности обучающихся. Поэтому на уроках использую различные виды творческих работ: составление предложений по схемам; творческие диктанты, целью проведения которых является развитие речевых навыков обучающихся и обучения орфографии; творческие диктанты с изменением формы предложения или его части с перестановкой членов или частей предложения; сочинения-миниатюры, причём этот вид творческих работ всегда провожу дифференцированно с целью научить каждого. Считаю, что дифференцированным обучением является динамичная система классной, групповой и индивидуальной работы с обучающимися. Не стоит забывать, что любой труд интересен, если он разнообразен. Учение должно быть трудным, но посильным. Результаты своей работы вижу в том, что у многих обучающихся сформирован устойчивый интерес к предмету, творческие работы многих отличаются образностью и грамотностью, обучающие имеют прочные знания по предмету, что подтверждается итоговой аттестацией по русскому языку(ЕГЭ – качество 100%).

     Как учитель русского языка осуществляю организацию учебно-воспитательной деятельности обучающихся на уроке. Использую разнообразные приемы, методы и средства обучения с учетом специфики преподавания предмета. Новые технологии интенсивно вторгаются в нашу жизнь. Каждый образованный человек, а тем более учитель, должен иметь  знания, умения и навыки работы на компьютере. В наши дни использование компьютера на уроках стало особенно актуально в связи с подготовкой и проведением ЕГЭ. Персональный компьютер использую в процессе индивидуальных занятий во внеурочное время и фрагментарно на уроке: для изучения нового материала, организации самостоятельной работы, для повторения и обобщения знаний. Обучение –это не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умениям добывать знания. Обобщать и делать выводы, фиксировать главное. Умение самостоятельно работать – один из главных видов деятельности на уроке. Планируя проведение урока, я стараюсь добиваться  высокой эффективности, так как на занятиях обучающиеся должны получить глубокие знания, овладеть учебными навыками, умениями. Это уроки, на которых широко и разносторонне использую систему обратной связи, т.е. провожу устный и письменный опросы, опрос с элементами программирования, опрос с выборочным ответом или тест, которые позволяют оперативно выявить уровень знаний и умений обучающихся на определенном этапе, а в идеале – проверить знания и умения обучающихся всего класса. Наряду с применением тестовых технологий считаю, что необходимо, чтобы закрепление навыка правописания проводилось не только на уроке ознакомления с правилом, но и на последующих уроках, для того чтобы знания и приобретенные навыки закрепились в долговременной памяти учеников, были доведены до автоматизма.

     Одним из средств достижения эффективности урока является создание на уроке проблемных ситуаций, или, как говорят психологи, ситуаций интеллектуального затруднения. Особенно эффективен этот прием на уроках обобщения и систематизации знаний. Решая проблемные ситуации, размышляя над проблемными вопросами, которые я ставлю перед учениками, школьники учатся самостоятельно переносить ранее усвоенные знания и умения в непривычную ситуацию, осознавать взаимосвязь явлений языка, его строй, закономерности. Все это положительно влияет на развитие активности, самостоятельности мышления,  на повышение грамотности школьников.

    Программа по литературе под редакцией В. Коровиной предлагает возможность приобщиться к литературе как древнего времени, так и наших дней, дает русскую классику на фоне мировой классики, позволяет показать полную жанровую и тематическую картину литературного процесса, передать богатство чувств, мыслей и форм литературы нашего века, предоставляя учителю определенную свободу выбора. Стараясь вовлечь детей в процесс познания, уже первое серьезное путешествие в мир литературы делаю для обучающихся путешествием в мир собственного творчества. Это прежде всего путешествие в мир читателя, это – сотворчество читателя. Путь «от маленького писателя к большому читателю», который предлагала в свое время М.А. Рыбникова, не закрыт для современных школьников. Сотворчество читателя – главное направление в моей работе, оно помогает ученику ощутить себя личностью творческой, испытать чувство удовлетворения от самого процесса своего духовного обогащения.

      Таким образом, современный урок в моем понимании не может быть уроком, обеспечивающим только усвоение школьниками определенной суммы знаний. Он должен создавать условия для развития творческих способностей учеников, их интеллектуальной и эмоциональной активности, формировать личность и мировоззрение. Комплексное использование различных методов и приемов обучения, уроки разных типов позволяют избежать схематизма, однообразия, создают творческую атмосферу, обеспечивают интенсивную работу обучающихся, сотрудничество учителя и обучающихся  на уроках, обеспечивают высокое качество знаний. Главной задачей для меня является то, чтобы постараться заинтересовать своим предметом всех обучающихся, которые приходят на урок. Чтобы достичь таких результатов, стараюсь сделать каждый урок интересным, познавательным, побуждающим к исследованию, открытию нового, желанию думать.

       Использование  системы дифференцированного обучения предполагает знания психологических особенностей каждого обучающегося. А хорошо знать своих учеников – значит дать им возможность проявить свою индивидуальность, фантазию, творчество, избавить их от чувства страха и вселить в них веру в свои силы. Известно, что единые требования закладывают фундамент неуспеваемости. Учитывая учебные возможности каждого обучающегося, уровень работоспособности и обученности  в каждом классе образованы разноуровневые группы. Данные группы подвижны.  Каждый получает задание в объёме своих возможностей и справедливо заработанную оценку. Включаю сильных обучающихся в проектную деятельность, обучающимся с гуманитарным складом ума поручаю составлять рефераты, доклады и т.д. Стараюсь организовать самостоятельную деятельность обучающихся с учетом их степени подготовленности и индивидуальных физиологических особенностей, применяя многоуровневые задания с адаптацией. Объем и трудности заданий увеличиваются от уровня к уровню.  Применяя психологию дифференцированного обучения на всех этапах урока, особое внимание уделяю самостоятельной работе (индивидуальной, парами, группами,  коллективной ), обеспечивая при этом максимальную занятость каждого.  Создаю на уроке условия для самовыражения каждого обучающего. Придаю большое значение поощрению, используя в своей практике различные виды поощрений: выставки, зачисление в группу исследователей, назначение консультантов, помощников учителя и т.д.

       Проблема развития познавательного интереса учащихся через нетрадиционную форму уроков заинтересовала меня ещё в 2005 году. Но в последние годы, в связи с утратой у детей интереса к чтению, грамотности, культуре речи, эта проблема стала более актуальной, расширилась.

       В 2005 - 2006 учебном году я начала разрабатывать нетрадиционные формы уроков для 5-6 классов, опирающиеся на фантазию и игровые формы (урок-сказка, урок письма, урок-выпуск «живой газеты» и т. д.)

       В 2007 - 2008 году разработала уроки в 7-8 классах, предусматривающие более серьёзную подготовку (урок-семинар, урок-КВН, урок-викторина и т.д.). В старших классах 9-11 повысила планку, разработала уроки, требующие осмысленной, исследовательской работы (урок-размышление, урок-аннотация, урок жизни и т. д.).

     В 2010-2011 годах получила стабильные позитивные результаты своего опыта по развитию познавательного интереса учащихся через применение нетрадиционных форм обучения.

     Таким образом, в течение 5 лет я собирала крупицы педагогического мастерства: разрабатывала нетрадиционные типы и формы уроков, искала новые методы применения информационных технологий, чтобы сделать обучение русского языка и литературы более эффективным, творческим, добиться высокого уровня развития познавательного интереса учеников. Применение новых форм обучения позволило мне раскрыть творческий потенциал каждого воспитанника, развить познавательный интерес к гуманитарным предметам на разных уровнях сложности.

     Новизна моего опыта заключается в разработке системы и содержания нетрадиционных форм проведения уроков, направленных на активизацию, развитие интеллекта, творческого мышления по русскому языку и литературе, познавательного интереса учащихся с обязательным выходом на «результат».

     Активно применяю технологии, которые интенсифицируют деятельность обучающихся, развивают их познавательный интерес:  технологии развивающего обучения, проектную, игровую, тестирование, использую занимательный материал, задания повышенной сложности, таблицы, схемы, кластеры, мультимедиа – всё, что направлено на интенсивное речевое развитие обучающихся, на повышение качества знаний, на развитие познавательного интереса, успешную сдачу ЕГЭ по русскому языку и литературе.

Каждый учитель знает, что в классе есть ученики, которые так и рвутся задать на уроке вопросы, при подготовке домашних заданий ищут и читают дополнительную литературу, пользуются энциклопедическими словарями и справочниками, перерабатывают такое количество материала, которое более чем достаточно для высокой отметки. Но есть и другие школьники. Они никогда не поднимут руку, редко читают. Иными словами, у одних познавательные интересы хорошо развиты, а у других проявляются очень слабо. Поэтому когда я беру 5-е классы, передо мной стоит задача: определить уровень познавательного интереса учащихся к моему предмету.

       Используя методику «Выбери нужное лицо», разработанную психологами Р. Тэммл, М. Дорки, в 5 классе я выявляю отношение к моему предмету по рисункам: улыбающийся ребёнок – печальный. Узнаю, что около 30% учащихся хотят изучать русский язык, им нравится предмет, но не любят выполнять домашние задания. К литературе готовятся с большим интересом, примерно 70% детей тянут руки на уроке, готовы к пересказу текста, чтению наизусть стихов, с охотой делают рисунки, но им не нравятся письменные ответы на вопросы по изученным произведениям, сочинения.

     Теперь в мою задачу входит развитие познавательного интереса учащихся, контроль их знаний. И в конце года через методику «расписание» я выясняю, что мои предметы дети ставят в расписание каждый день. Значит, они заинтересованы в их изучении. Опираясь на диагностику Битяновой М.Р. (анкеты, тесты, экспертные опросы), в 6-м классе устанавливаю сформированность познавательного «минимума». Выясняю, что познавательная сфера к предметам русского языка и литературы у них является ведущей..

     В старших классах серьёзные требования предъявляю к уровню развития умственных действий и развития речи: понимание смысла изученных понятий, грамотность и развитая устная речь, использование доказательств при изложении знаний. Познавательную грань выявляю через проведение разноуровневых срезов в конце полугодия по системе Канаева Б.И.

    Таким образом, чтобы развивать познавательный интерес школьника к своим предметам, свою педагогическую задачу я вижу  в создании условий для формирования положительной мотивации, организации благоприятного климата, ориентирующего учащегося на коммуникацию.

     Творческое развитие обучающегося продолжается во внеурочное время: элективные курсы, подготовка к олимпиадам, выполнение исследовательских проектов, организация «Вечеров русского языка» для младших учащихся, проведение школьных «Недель  русского языка и литературы» и т.д.

      Результаты мониторинга за последние три года отражают стабильность качества знаний по русскому языку и литературе. Почему? Прежде всего, на мой взгляд, немаловажную роль играет тот факт, что если я беру учащихся в 5-м классе, то обязательно довожу до 11-го. В течение этого времени я хорошо изучаю возможности детей, их интеллектуальные способности, что помогает мне осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку. При систематической и правильной организованной работе в проведении различных форм нетрадиционных уроков я наблюдаю стабильность и положительную динамику роста качества знаний.

     Развитие интереса к предмету дало возможность очень многим учащимся быть успешными на ЕГЭ по русскому языку в 11-х классах. Все обучающиеся в 11 классе сдали единый государственный экзамен на «4» и «5»( качество – 100%). А экзамен в 9 классе  по русскому языку (в новой форме)  в этом году также  показал высокие результаты - 100% качества обученности. Это показывает высокий уровень обученности и высокий уровень сформированности основных ключевых компетенций, так как именно в новой для них ситуации они быстро и грамотно применяют имеющиеся знания.

      Результаты обязательных экзаменов  в форме ЕГЭ по русскому языку имеют ярко выраженную положительную динамику. За последние 5 лет результаты ЕГЭ по литературе и русскому языку показали 100% успеваемость, средний тестовый балл составляет 68 баллов.

     Учащиеся хорошо подготовлены к выпускному экзамену. Эта стабильность является  результатом того, что на протяжении всего учебного процесса нацеливаю их на более полное использование способностей, помогаю реализовать свои возможности.

     По сформированности показателей учебной деятельности обнаружилось, что в  процессе обучения наблюдаются большие сдвиги в сторону развития всех показателей учебной деятельности. По выявлению уровня самореализации школьников – одним из показателей моей работы являются результаты олимпиад и конкурсных работ за последние 5 лет. Мои ученики являются участниками и призёрами районных и областных олимпиад по русскому языку и литературе. В течение многих лет  мои ученики могут проявить себя в любой сфере деятельности. А возможность быть успешным даёт стимул для развития креативности и познавательной активности. Сегодня мои ученики – студенты кафедр филологии ТГУ,  ТГТУ, мед.институтов России и т.д.

    Эффективность моих  уроков (по оценкам администрации школы ) превышает 90%, то есть урок считается отличным. Ученик большую часть урока работает в режиме само-: сам ставит перед собой цели и задачи данного урока, планирует и организует свою деятельность во времени  на своем рабочем месте в соответствии с общими целями и задачами, самостоятельно работает с дидактическим материалом, наглядными пособиями, электронными  учебниками, различного рода дополнительной литературой (энциклопедии, справочники, журналы, научно-популярные издания и т.д.), проводит самоанализ и самооценку своей деятельности, а также осуществляет взаимоконтроль и оценку деятельности других, проводит самокоррекцию и регулирование своей деятельности, намечает планы деятельности дома и на другом уроке.

     Высоко оценивается при этом и моя деятельность как учителя: умение ставить цели и задачи; умение отбирать необходимую информацию; создавать дидактический материал по теме в соответствии с психолого-педагогическими особенностями обучающихся; умение эффективно организовывать свою деятельность и деятельность обучающихся; умение проводить анализ, оценку, коррекцию своей деятельности и деятельности обучающегося.

      На сегодняшний день мною разработан УМК по русскому языку для работы в 9 классе  по нескольким темам.

Результатами деятельности охотно делюсь с коллегами на семинарах, конференциях и т.д. Выступление перед коллегами на занятиях МО, РМО, педсовете, конференции:

    1) «Анализ работы МО творческой группы учителей русского языка и литературы за истекший учебный год»;

    2) «Портфолио учителя (мультимедийная презентация) «Информационно-коммуникативная компетентность педагога» (семинар  классных руководителей, 2006 г.);  

   3)«Применение ИКТ на уроках русского языка, технология создания авторских мультимедийных презентаций»;

  4)Обогащение творческой лаборатории учителя на уровне требований современности;

  5)Новые идеи и предложения по рациональной подготовке обучающихся к ЕГЭ

  6)Преподавание предметов « Искусство» в условиях открытой образовательной среды»

        Потребность индивидуального подхода к ребёнку в современной системе образования очевидна. Ценность индивидуализации постоянно растёт. В наше время педагогика ориентирована на то, чтобы в каждом видеть личность. Согласно этому, ребёнок имеет право на понимание, на положительную оценку как большого, так и малого успеха в учебных делах, в любом другом достойном виде деятельности. Всё более популярными становятся индивидуально-ориентированные планы работы. Разрабатывается множество методик, согласно которым осуществляется личностно-ориентированный принцип обучения, в том числе и различные диагностики, направленные на выявление интересующих свойств личности с целью измерения результатов воспитания, образования и обучения.

Моя работа в качестве учителя и классного руководителя направлена на то, чтобы создать максимально благоприятные условия для каждого ребёнка, а именно: для его развития, обучения и воспитания в силу его индивидуальных возможностей, желания и личностной направленности. Использование новых компьютерных технологий, тестирование даёт безграничные возможности для диагностики. Применяю самые различные методы для изучения классного коллектива в целом и отдельной личности: различные анкеты, методику неоконченного предложения, метод полярных профилей, социометрию. Применяю метод полярных профилей для коррекции самооценки. В этом случае ребёнок выбирает или выписывает, подбирает слова, связанные с понятиями-антиподами - «плохо» и «хорошо». В школьной практике этот метод использую как  классный руководитель для постановки проблемных вопросов. Приведу в пример диспут «Хорошо учиться легче, чем учиться плохо. Это вопрос или утверждение?». Предлагается набор слов и их сочетаний: «знания», «награда», «наказание», «двойка», «много свободного времени», «гулять, сколько хочешь», «трудиться», «радость», «неприятности» и им подобные. Ребята распределяют слова, доказывают своё мнение и приходят к определённому выводу. Проведение такой диагностики помогает мне выявить достоинства и недостатки учащихся. Индивидуальный комплексный подход исключает однобокость исследования личности ребёнка. Результаты диагностики, направленные на определение меры развития личности, позволяют выявить степень овладения системой обобщенных знаний о себе, о мире.   Работа с результатами диагностики позволяет мне спланировать индивидуальный подход к каждой личности и к классу в целом. Это может быть проведение различных мероприятий, направленных на развитие и воспитание: беседы, диспуты, классные часы, поездки. Иначе говоря, диагностика позволяет мне, как классному руководителю, скоординировать работу учителей-предметников, познакомив их с рекомендациями, полученными после обработки данных диагностики.

В своей деятельности как классного руководителя использую различные формы работы с родителями: традиционные (регулярное проведение родительских собраний, систематические индивидуальные консультации;посещение на дому); нетрадиционные

(экскурсии в другие города, ежегодные поездки по святым местам, походы, организация совместного отдыха на природе, спортивные дни здоровья и т.д.). Думаю, что данная система сотрудничества способствует развитию чувства самоуважения, организаторских качеств, творческой активности, укрепляет чувство любви и взаимопонимания между детьми и родителями. Авторитет нашей школы среди родителей достаточно высок. Положительными моментами в работе школы родители считают уровень знаний, получаемый детьми и отношения с педагогами.

    Успехами в своей работе  в немалой степени я обязана своим коллегам. Многие из них являются моими соратниками, помощниками. Я в свою очередь стараюсь оказывать всем членам педагогического коллектива любую помощь. В коллективе нашей школы – спокойная, рабочая атмосфера.

   С целью повышения квалификации мною пройден ряд курсов:

-  Проблемные курсы по теме «Учебники нового поколения»;

-  Курсы «Интернет-технологии для учителя предметника;

-  Интел;

-  Курсы « Основы православной культуры».

-  Курсы «Обеспечение нового качества литературно-лингвистического образования» (144часа-2010г)

- Курсы «Современное обеспечение образовательного процесса в соответствии ФГОС нового поколения». ( 72 ч – 2011г)

 - Курсы «Вопросы функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации» (72 часа, 2012г)

      В настоящее время, достигая определенных успехов, невозможно останавливаться на месте, так как жизнь диктует новые требования и подходы к обучению. Во времена информатизации общества, школьный процесс обучения отстает от времени, следовательно, надо осваивать в полном объеме ИКТ и внедрять их в процесс обучения русскому языку и литературе. С введением ЕГЭ как итоговой аттестации встает необходимость разработки методических подходов, приемов, технологий на уроке, чтобы подготовить ученика к сдаче ЕГЭ.  Поэтому необходимо пересмотреть весь процесс обучения с точки зрения компетентностного подхода, изучить основы организации исследовательской деятельности и их внедрения в процесс обучения. Поэтому широко использую на уроках русского языка и литературы электронные учебники«Фраза»,«1С Репетитор«Русский язык», «Готовимся К ЕГЭ» Систематически приобретаю новые электронные учебники, составляю авторские разработки в электронном варианте и использую их в обучении.

   Конечно, существует немало трудностей, с которыми я сталкиваюсь в своей профессиональной деятельности.  Это и недостаточный уровень владения некоторыми обучающимися общеучебными умениями и навыками, отсутствие мотивации к обучению, узкий кругозор, невнимательность,  недостаточное развитие памяти и т.д. Я осознаю, что испытываю трудность в формировании умений и навыков учебного труда (планирование и самоконтроль).    

  На смену одним трудностям придут другие, ведь жизнь развивается по спирали. И учитель, тогда настоящий учитель, когда сам не перестает учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы учителя русского языка и литературы Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 148 Граневой Ирины Юрьевны

Анализ практической деятельности учителей показал, что понимание учебного предмета «Русский язык» в качестве цели и средства одновременно в результате породило изучение предмета ради предм...

Описание опыта работы учителя русского языка и литературы Голубевой Ольги Леонидовны

Опыт работы по технологии развития критического мышления и технологии активных методов обучения...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».

В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...

Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.

В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...

Из опыта работы учителя русского языка и литературы "Использование педагогических (творческих) мастерских на уроках русского языка и литературы".

Статья для выступления на методическом объединении учителей русского языка и литературы об актуальности образовательной технологии "Творческая мастерская"....

Описание опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ "Школы № 182 Граневой Ирины Юрьевны

В  условиях снижающегося интереса к школьным предметам, в частности к литературе и русскому языку, а также к процессу обучения вообще, особые надежды возлагаются на новые подходы в преподавании, ...