Урок-путешествие по русскому языку "Незнайка в стране Орфография" на тему "Безударные гласные в корнях слов" для 5 класса
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Донгак Виктория Викторовна

Урок-путешествие по русскому языку "Незнайка в стране Орфография" на тему "Безударные гласные в корнях слов" для 5 класса 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» с. Мугур-Аксы

Урок-путешествие

«Незнайка в стране Орфография»

Преподаватель: Донгак Виктория Викторовна,

учитель русского языка и литературы.

2013 - 2014

УРОК- ПУТЕШЕСТВИЕ «НЕЗНАЙКА В СТРАНЕ ОРФОГРАФИЯ». 5-й КЛАСС

Тема: Безударные гласные в корнях слов

Цель: формировать орфографические умения обучающихся; закрепить ЗУН, связанные с определением вида орфограммы в корне слова; повторить и закрепить умения применять правило, обеспечивающее безошибочный выбор гласной, проверяемой ударением и непроверяемой ударением.

Задачи:

- образовательные: повторить и углубить знания о данной орфограмме; отработать практические навыки выбора правильной гласной в условиях минимального контекста; узнавать орфограммы и применять соответствующие правила; уметь определять виды (группы) безударных гласных в корне слова; повторить правописание этих гласных;

- развивающие: развивать логическое мышление, память, внимание, аналитические способности, монологическую речь;

-воспитательные: формировать внимательное отношение и интерес к слову, к русскому языку в целом.

Метапредметные задачи урока:

  • Коммуникативные: научиться слушать друг друга, точно выражать свои мысли в соответствии с заданиями и  условиями коммуникации;
  • Регулятивные: научиться самостоятельно выделять и формировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию;
  • Познавательные: уметь воспринимать и анализировать учебный материал;
  • Личностные: сознание необходимости постоянного совершенствования речи, пополнения  словарного запаса для свободного выражения мыслей в процессе общения на русском языке;
  • Социальные: умение жить и работать в коллективе, в паре.

Методы, используемые на уроке: словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый, игровой.

Оборудование: компьютерная презентация, мультимедийный проектор, экран, индивидуальные карточки с текстами для самостоятельной работы, доска с необходимыми записями, таблички со словами, учебники.

Вид урока: урок-путешествие.

Тип урока: урок повторения изученного материала.

ХОД УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

  1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ

- Сегодня мы с вами совершим  удивительное путешествие в мир орфографии. А поможет нам совершить путешествие этот симпатичный человечек по имени Незнайка.

-Помните, я вам давала вопросы, чтоб вы нашли ответы на них?

- Скажите, кто написал произведение, в котором главным героем является Незнайка?

-  Незнайка – герой какого произведения?

- Прежде чем отправится с первой станции, расскажите Незнайке, что изучает орфография.

(Орфо – правильно, графо – пишу. Раздел науки о языке, в котором излагается система правил написания слов.)

- Что называют орфограммой? (написание буквы в слове, которое соответствует определенному орфографическому правилу.)

3. ЦЕЛЕПОЛОГАНИЕ УРОКА

- Скажите ребята, над какой темой мы сегодня будем с вами работать?

- Как вы думаете, чего хочет Незнайка от вас, отправляясь вместе с вами  в дорогу?

        И еще на уроке мы будем выбирать правильный ответ, принимать собственное решение, высказывать свое мнение, уметь работать сообща и исправлять ошибки.

- Запишите число и тему. Сегодня седьмое февраля. Я считаю этот день знаменательным. Чем знаменательна эта дата?

- Итак, мы с вами берем в дорогу свои знания и дружбу.

   

 1. Станция «РАЗМИНКА»

- Напомните Незнайке стихотворение для проверки буквы-орфограммы.

Безударный гласный звук

Причиняет много мук.

Как писать г(о,а)ра, тр(о,а)ва

И слова м(о,а)ря, д(е,и)ла?

Чтобы не было сомнения,

Ставим звук под ударенье:

Горы, травы, море, дело!

Вот теперь напишем смело!

2. Станция «Тупик ошибок»

- Посмотрите на текст, прочитайте его. Чтобы выбраться из «Тупика ошибок», нужно выполнить задание.

- Подчеркните корни в словах с безударными гласными.

- Помогите Незнайке разобраться: что вы делали, чтобы не ошибиться в выборе буквы-орфограммы.

Мы разгл(и, я)дели в высокой тр(а, о)ве св(е, и)тлячки. К(о, а)нец его брюшка св(е, и)тился х(о, а)лодным огоньком. В теплые летние дни вдоль тр(о, а)пинок по(я, и)влялись много св(е, и)тлячков. Вечерами тропинка украшалась зелеными фонариками – ог(о, а)ньками.

- Кто видел светлячка? Какой он?

  1. Станция «Различай на слух»

- Нужно найти в тексте слова, которые одинаково произносятся, но пишутся по- разному, и объяснить их правописание проверочными словами.

                                           1. Мама простыни стирала

И на речке полоскала.

К дочке кошка подбежала,

Дочка кошку поласкала.

2. Гири брат мой поднимает,

Свою силу развивает,

 А на крыше мой флажок

Развевает ветерок.

                                          3.К старости наш дедушка

                                                Очень поседел.

Он в саду на бревнышко

Сел и посидел.

- А теперь посмотрите на экран, смотрим, как они пишутся.

- Хорошо поработали. Справились с этим заданием. Мы, действительно, смело можем продолжать наше путешествие.

  1. Станция « Отгадай загадку»

- Отгадайте загадки и скажите, какая безударная гласная в отгадках и как ее можно проверить.

  1. На стебельке сидит и усами шевелит.

          Разомнешь его в ладони-золотым зерном забит. (Колос)

  1. Его весной и летом мы видели одетым,

         А осенью с бедняжки сорвали все рубашки. (Дерево)

  1. Лежит веревка, шипит плутовка.

          Брать опасно- укусит, ясно? (змея)

  1. В белом поле на просторе я оставлю тонкий след,

          Но жить он может много лет. (Перо)

 5.        - Кто вы ?

           - Мы лисички, дружные сестрички.

           - Как, с одной-то лапкой ?

           - Нет, еще со шляпкой. (грибы)

- В загадках повстречались  непонятные слова? Значение слова ПЛУТОВКА вам понятно?

Словарная работа:

ПЛУТОВКА- 1.Хитрый, ловкий обманщик.

                        2. Человек, который любит хитрить и лукавить.

- Мне очень понравилась загадка о грибах. Я предлагаю вам в слове ГРИБ  сделать фонетический разбор.

5. Привал «Физкультминутка». Учитель проговаривает стихотворение, дети выполняют движения.

        Вы устали – отдохнем.

        Встанем, очень глубоко вдохнем.

        Руки в стороны, вперед,

        Влево, вправо поворот.

        Три наклона, прямо встать

        Руки вниз и вверх поднять,

        Руки плавно опустили,

        Всем улыбку подарили.

        Мы учиться все готовы

        И за парты сядем снова.

   6. Станция «Восхождение на пик Орфографии»

- Нам нужно совершить восхождение на пик Орфографии. Для этого нам нужно вставить буквы-орфограммы по смыслу на письме Вани.

Здравствуй, Маша!

В деревне хорошо. Я здесь буду разв…ваться, заг…рать и зак…люсь на солнце. Миша и я л…вили рано утром рыбу. Хорошо пос…деть на б…р…гу с удочкой. Я уже об…жал л…са.

7. Игра «Найди себе пару»

-А теперь, давайте, поиграем в игру «Найди себе пару». Выходят пятеро.

- Держите таблички со словами так, чтоб вас нашла ваша пара и говорите «Подскажите, как пишется?»

-Кто нашел пару, встаньте вместе.

- Вы, слова с правильным написанием скажите: «Ты слово с безударной гласной в корне, тебя пишут так. Безударная гласная буква О читается как А,  пишем О. Проверочное слово …

- Осталось слово КАНИКУЛЫ.  Нет пары. О пишем или А? Подберите проверочное слово.

-Не огорчайся, ты слово с непроверяемой гласной. Назовите слова с непроверяемыми гласными.

- А как быть с такими словами?

- Кто знает талисманы Олимпийских зимних игр? Медведь, Заяц, Леопард – это какие слова?

- Кто знает девиз Олимпийских игр?

        А теперь откройте учебники. На странице 69 есть подпункт «Проверь себя». Возьмите 3 задание.

  8. Станция «Оценка»

-Наше путешествие приближается к конечной станции «Оценка».  Давайте проанализируем свою работу  на уроке.

        Каждый из вас по цепочке высказывается одним предложением, выбирая начало фразы из экрана.

      Вывод:

         Сегодня мы вместе с Незнайкой совершили путешествие в мир орфографии. Мне думается, что Н. Н. Носов после такого путешествия не смог бы назвать своего главного героя Незнайкой.

- Скажите, чему сегодня на уроке научился Незнайка?

- Зачем мы должны научиться правильно писать слова? Для чего это нужно?

     Домашнее задание.

- Исправить ошибки  в карточках.

- Индивидуальное задание: составить алгоритм проверки безударных гласных.      

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку для учащихся 11 класса школы I вида (неслышащие дети). «Повторим орфографию. Правописание гласных в корне слова».

Данный урок разработан по технологии модульного обучения и адаптирован для неслышащих учащихся. В изменённом виде может быть использован при обучении учащихся 9 класса ООУ....

Урок по русскому языку по теме "Правописание безударных гласных в корне слова"

1. Организационныйы момент2. Работа с пословицей (настрой детей на работу).3. Постановка проблемы урока (вопросы, помогающие детям определить тему урока).4. Беседа по вопросам учителя.5. Работа над те...

Технологическая карта урока русского языка на тему:Правописание безударных гласных в корнях слов. 5 класс

Урок открытия «нового» знанияЦели урока: - деятельностные: создать условия  для усвоения учебного материала,  развивать внимание, восприятие, память, мотивировать на активно...

Карточки по русскому языку для закрепление темы "Чередование гласных в корне слова" 5 класс

Закрепление темы "Чередование гласных в корне слова" 5 класс...

Конспект урока русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных в корне слова "

урок ориентирован на обучающихся СПО по профессии "Повар, кондитер"...

Карточки по русскому языку "Чередование гласных в корне" 6 класс.

Работа с карточками данного типа предполагает закрепление знаний учащихся по теме "Чередование гласных в корне" и носит практический характер....