Урок-путешествие по русскому языку "Незнайка в стране Орфография" на тему "Безударные гласные в корнях слов" для 5 класса
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Урок-путешествие по русскому языку "Незнайка в стране Орфография" на тему "Безударные гласные в корнях слов" для 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-puteshestvie_bezudarnye_glasnye_v_kornyakh_slov_dlya_5_kl.doc | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» с. Мугур-Аксы
Урок-путешествие
«Незнайка в стране Орфография»
Преподаватель: Донгак Виктория Викторовна,
учитель русского языка и литературы.
2013 - 2014
УРОК- ПУТЕШЕСТВИЕ «НЕЗНАЙКА В СТРАНЕ ОРФОГРАФИЯ». 5-й КЛАСС
Тема: Безударные гласные в корнях слов
Цель: формировать орфографические умения обучающихся; закрепить ЗУН, связанные с определением вида орфограммы в корне слова; повторить и закрепить умения применять правило, обеспечивающее безошибочный выбор гласной, проверяемой ударением и непроверяемой ударением.
Задачи:
- образовательные: повторить и углубить знания о данной орфограмме; отработать практические навыки выбора правильной гласной в условиях минимального контекста; узнавать орфограммы и применять соответствующие правила; уметь определять виды (группы) безударных гласных в корне слова; повторить правописание этих гласных;
- развивающие: развивать логическое мышление, память, внимание, аналитические способности, монологическую речь;
-воспитательные: формировать внимательное отношение и интерес к слову, к русскому языку в целом.
Метапредметные задачи урока:
- Коммуникативные: научиться слушать друг друга, точно выражать свои мысли в соответствии с заданиями и условиями коммуникации;
- Регулятивные: научиться самостоятельно выделять и формировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию;
- Познавательные: уметь воспринимать и анализировать учебный материал;
- Личностные: сознание необходимости постоянного совершенствования речи, пополнения словарного запаса для свободного выражения мыслей в процессе общения на русском языке;
- Социальные: умение жить и работать в коллективе, в паре.
Методы, используемые на уроке: словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый, игровой.
Оборудование: компьютерная презентация, мультимедийный проектор, экран, индивидуальные карточки с текстами для самостоятельной работы, доска с необходимыми записями, таблички со словами, учебники.
Вид урока: урок-путешествие.
Тип урока: урок повторения изученного материала.
ХОД УРОКА
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
- ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ
- Сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие в мир орфографии. А поможет нам совершить путешествие этот симпатичный человечек по имени Незнайка.
-Помните, я вам давала вопросы, чтоб вы нашли ответы на них?
- Скажите, кто написал произведение, в котором главным героем является Незнайка?
- Незнайка – герой какого произведения?
- Прежде чем отправится с первой станции, расскажите Незнайке, что изучает орфография.
(Орфо – правильно, графо – пишу. Раздел науки о языке, в котором излагается система правил написания слов.)
- Что называют орфограммой? (написание буквы в слове, которое соответствует определенному орфографическому правилу.)
3. ЦЕЛЕПОЛОГАНИЕ УРОКА
- Скажите ребята, над какой темой мы сегодня будем с вами работать?
- Как вы думаете, чего хочет Незнайка от вас, отправляясь вместе с вами в дорогу?
И еще на уроке мы будем выбирать правильный ответ, принимать собственное решение, высказывать свое мнение, уметь работать сообща и исправлять ошибки.
- Запишите число и тему. Сегодня седьмое февраля. Я считаю этот день знаменательным. Чем знаменательна эта дата?
- Итак, мы с вами берем в дорогу свои знания и дружбу.
1. Станция «РАЗМИНКА»
- Напомните Незнайке стихотворение для проверки буквы-орфограммы.
Безударный гласный звук
Причиняет много мук.
Как писать г(о,а)ра, тр(о,а)ва
И слова м(о,а)ря, д(е,и)ла?
Чтобы не было сомнения,
Ставим звук под ударенье:
Горы, травы, море, дело!
Вот теперь напишем смело!
2. Станция «Тупик ошибок»
- Посмотрите на текст, прочитайте его. Чтобы выбраться из «Тупика ошибок», нужно выполнить задание.
- Подчеркните корни в словах с безударными гласными.
- Помогите Незнайке разобраться: что вы делали, чтобы не ошибиться в выборе буквы-орфограммы.
Мы разгл(и, я)дели в высокой тр(а, о)ве св(е, и)тлячки. К(о, а)нец его брюшка св(е, и)тился х(о, а)лодным огоньком. В теплые летние дни вдоль тр(о, а)пинок по(я, и)влялись много св(е, и)тлячков. Вечерами тропинка украшалась зелеными фонариками – ог(о, а)ньками.
- Кто видел светлячка? Какой он?
- Станция «Различай на слух»
- Нужно найти в тексте слова, которые одинаково произносятся, но пишутся по- разному, и объяснить их правописание проверочными словами.
1. Мама простыни стирала
И на речке полоскала.
К дочке кошка подбежала,
Дочка кошку поласкала.
2. Гири брат мой поднимает,
Свою силу развивает,
А на крыше мой флажок
Развевает ветерок.
3.К старости наш дедушка
Очень поседел.
Он в саду на бревнышко
Сел и посидел.
- А теперь посмотрите на экран, смотрим, как они пишутся.
- Хорошо поработали. Справились с этим заданием. Мы, действительно, смело можем продолжать наше путешествие.
- Станция « Отгадай загадку»
- Отгадайте загадки и скажите, какая безударная гласная в отгадках и как ее можно проверить.
- На стебельке сидит и усами шевелит.
Разомнешь его в ладони-золотым зерном забит. (Колос)
- Его весной и летом мы видели одетым,
А осенью с бедняжки сорвали все рубашки. (Дерево)
- Лежит веревка, шипит плутовка.
Брать опасно- укусит, ясно? (змея)
- В белом поле на просторе я оставлю тонкий след,
Но жить он может много лет. (Перо)
5. - Кто вы ?
- Мы лисички, дружные сестрички.
- Как, с одной-то лапкой ?
- Нет, еще со шляпкой. (грибы)
- В загадках повстречались непонятные слова? Значение слова ПЛУТОВКА вам понятно?
Словарная работа:
ПЛУТОВКА- 1.Хитрый, ловкий обманщик.
2. Человек, который любит хитрить и лукавить.
- Мне очень понравилась загадка о грибах. Я предлагаю вам в слове ГРИБ сделать фонетический разбор.
5. Привал «Физкультминутка». Учитель проговаривает стихотворение, дети выполняют движения.
Вы устали – отдохнем.
Встанем, очень глубоко вдохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать
Руки вниз и вверх поднять,
Руки плавно опустили,
Всем улыбку подарили.
Мы учиться все готовы
И за парты сядем снова.
6. Станция «Восхождение на пик Орфографии»
- Нам нужно совершить восхождение на пик Орфографии. Для этого нам нужно вставить буквы-орфограммы по смыслу на письме Вани.
Здравствуй, Маша!
В деревне хорошо. Я здесь буду разв…ваться, заг…рать и зак…люсь на солнце. Миша и я л…вили рано утром рыбу. Хорошо пос…деть на б…р…гу с удочкой. Я уже об…жал л…са.
7. Игра «Найди себе пару»
-А теперь, давайте, поиграем в игру «Найди себе пару». Выходят пятеро.
- Держите таблички со словами так, чтоб вас нашла ваша пара и говорите «Подскажите, как пишется?»
-Кто нашел пару, встаньте вместе.
- Вы, слова с правильным написанием скажите: «Ты слово с безударной гласной в корне, тебя пишут так. Безударная гласная буква О читается как А, пишем О. Проверочное слово …
- Осталось слово КАНИКУЛЫ. Нет пары. О пишем или А? Подберите проверочное слово.
-Не огорчайся, ты слово с непроверяемой гласной. Назовите слова с непроверяемыми гласными.
- А как быть с такими словами?
- Кто знает талисманы Олимпийских зимних игр? Медведь, Заяц, Леопард – это какие слова?
- Кто знает девиз Олимпийских игр?
А теперь откройте учебники. На странице 69 есть подпункт «Проверь себя». Возьмите 3 задание.
8. Станция «Оценка»
-Наше путешествие приближается к конечной станции «Оценка». Давайте проанализируем свою работу на уроке.
Каждый из вас по цепочке высказывается одним предложением, выбирая начало фразы из экрана.
Вывод:
Сегодня мы вместе с Незнайкой совершили путешествие в мир орфографии. Мне думается, что Н. Н. Носов после такого путешествия не смог бы назвать своего главного героя Незнайкой.
- Скажите, чему сегодня на уроке научился Незнайка?
- Зачем мы должны научиться правильно писать слова? Для чего это нужно?
Домашнее задание.
- Исправить ошибки в карточках.
- Индивидуальное задание: составить алгоритм проверки безударных гласных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку для учащихся 11 класса школы I вида (неслышащие дети). «Повторим орфографию. Правописание гласных в корне слова».
Данный урок разработан по технологии модульного обучения и адаптирован для неслышащих учащихся. В изменённом виде может быть использован при обучении учащихся 9 класса ООУ....
Урок по русскому языку по теме "Правописание безударных гласных в корне слова"
1. Организационныйы момент2. Работа с пословицей (настрой детей на работу).3. Постановка проблемы урока (вопросы, помогающие детям определить тему урока).4. Беседа по вопросам учителя.5. Работа над те...
Технологическая карта урока русского языка на тему:Правописание безударных гласных в корнях слов. 5 класс
Урок открытия «нового» знанияЦели урока: - деятельностные: создать условия для усвоения учебного материала, развивать внимание, восприятие, память, мотивировать на активно...
Карточки по русскому языку для закрепление темы "Чередование гласных в корне слова" 5 класс
Закрепление темы "Чередование гласных в корне слова" 5 класс...
Конспект урока русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных в корне слова "
урок ориентирован на обучающихся СПО по профессии "Повар, кондитер"...
Карточки по русскому языку "Чередование гласных в корне" 6 класс.
Работа с карточками данного типа предполагает закрепление знаний учащихся по теме "Чередование гласных в корне" и носит практический характер....