Урок русского языка по теме: "Антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Современный урок русского языка в 5 классе по теме: "Антонимы" с презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
antonimy.rar | 1.72 МБ |
Предварительный просмотр:
I. Актуализация внимания.
- Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками, громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
- Ребята, мы продолжаем изучать раздел «Лексика». Знакомство с ним помогает нам увидеть, как необыкновенно богат наш язык.
- Что же помогает нам точно и ярко высказывать свои мысли? С какими языковыми средствами вы познакомились на предыдущих урока? (Синонимы, омонимы)
Русский язык необыкновенно богат и разнообразен. В нем есть и другие слова, которые вместе с синонимами, омонимами делают нашу речь ярче, выразительнее, богаче. Послушайте, как выразительно говорит об этом писатель Феликс Кривин. (Чтение цитаты)
Язык. Устный и письменный,
литературный и разговорный,
свой и чужой, знакомый и незнакомый
правдивый и лицемерный, мертвый и живой –
и все это язык, язык объединяющий и
разъединяющий людей.
Ф. Кривин
И сегодня мы с вами поговорим об этих словах.
II. Объяснение нового материала
( По очереди выводятся картинки, на которых нарисованы арбуз и лимон, грустное и весёлое лицо; зима и лето, температура)
1 ) - Посмотрите на рисунки. Что вы можете сказать о них?
Записываются по очереди получившиеся пары слов:
- Какое время года?
Лето – зима
- Какие они?
Сладкий – кислый ;
- Что делает мальчик?
Радуется – грустит
- Дети раздеты. Почему? А зимой как?
- Холодно – жарко Скажите, пожалуйста,
- А каково лексическое значение этих слов относительно друг друга? (Противоположное).
- Кто-нибудь знает, что это за слова? (антонимы)
- А теперь сформулируйте тему урока.
- Так по какой теме мы сегодня будем работать? (антонимы)
- Молодцы. Итак, тема нашего урока «Антонимы»
-Что нам нужно сделать для изучения антонимов? (Выяснить какой частью речи являются, для чего служат)
- Для того чтобы наш урок прошёл продуктивно, мы в ходе работы заполним кластер, в котором укажем все характеристики антонимов. Что мы уже выяснили о них? Что мы можем записать в кластер?
- А теперь вернёмся к словам.
- На какой вопрос отвечают слова в этих парах, какой частью речи они выражены?
- (что?) – существительное;
- (какой?) – прилагательное
- (что делает?) – глагол.
- (как?) – наречие.
- Одинаковы ли они по написанию? (Нет).
Итак, что мы запишем в кластер? ( Не одинаковы по написанию, выражены одной частью речи) Итак, кто может сказать, что такое антоним? Откройте учебник на стр. 148, прочитайте правило.
III. Самостоятельная работа в группах
Ну что же, продолжаем нашу работу.
- Это задание вы будете выполнять самостоятельно: выбирать пары антонимов, группируя их по частям речи. Работать будете в группах (задание дифференцированное).
- 1 группа – глаголы;
- 2 группа – существительные;
- 3 группа – прилагательные;
- 4 группа – наречия.
Друг, развязать, длинный, чистый, ложь, рано, враг, завязать, тихо короткий, правда, грязный, дом, поздно, синий, мечтать
- Давайте проверим по группам: существительное; прилагательное; глагол и наречие
- Какие слова остались без пары? ( дом, синий, мечтать, вход, тихо).
- Подберите к ним антонимы.
К каким словам вы не подобрали антонимы? Почему? (Оказывается, не все слова имеют антонимы). Запись в кластер.
- Вот мы познакомились с антонимами, а теперь давайте попробуем подобрать антонимы к словам.
IV. Работа с заданием в учебнике (стр. 148).
- Рассмотрите рисунок и закончите предложения, подобрав антоним.
- Запишите пары антонимов и определите, какой частью речи они являются ?
- Как видите, антонимами могут быть существительные, прилагательные, глаголы и наречия. (Записывают в кластер, что антонимы могут быть различными частями речи).
-Антонимы вы используете очень часто в жизни, когда нужно что-то противопоставить, сравнить. А еще антонимы в речи – не только возможность противопоставить какие-то явления, понятия, признаки, но и средство выразительности, придающее высказыванию точность, меткость.
- Очень часто антонимы вы используете на уроках в школе.
- Следующее задание поможет вам узнать, на каких уроках вы используете антонимы.
V. Работа самостоятельно (по желтым карточкам № 1)
Допишите эти предложения, добавив антонимы (подчеркните антонимы):
- В первом примере поставьте плюс, а во втором поставьте …
- В сказках добро побеждает …
- Баобаб – высокое дерево, а карликовая береза – дерево ...
- В России климат холодный, а в Африке…
- Проверим работу
-Скажите, на каких уроках вы встречаетесь с антонимами?
- Итак, мы увидели, как широко применение антонимов в речи, иными словами, для чего служат антонимы? Что мы запишем в кластер? (Антонимы делают речь ярче, выразительней)
VI. Работа с цитатой .
А сейчас давайте вернемся к высказыванию о языке, с которым мы познакомились в начале урока.
- Прочитайте текст еще раз и скажите, что же делает высказывание ярким, выразительным?
- Какие слова его делают таким? ( Антонимы).
- Назовите их.
Вот вы и познакомились с антонимами.
Сейчас выполните проверочную работу.
VII. Проверочная работа ( тест ).
Розовые карточки «№ 3
Обведите в кружок номера пар антонимов.
- Лёгкая задача — трудная задача.
- Север – юг.
- Алфавит — азбука.
- Говорить громко – говорить тихо.
- Тёплая печь — печь пироги.
- Метель — пурга.
- Прибежал первым – убежал последним.
Проверка тестов на документ - камере
VIII. Обобщение
Вот мы и познакомились с новыми словами? Что же это за слова?
- Где мы можем встретить антонимы?
- Для чего они используются?
- А на каких уроках вы используете антонимы?
- Все ли слова в русском языке имеют противоположное значение? (Нет).
(Еще они есть в загадках, пословицах, поговорках, рассказах и стихотворениях, в народных сказках. Антонимы помогают ярче, образнее представить ту или иную картину, создают контраст, противопоставление, делают нашу речь выразительной, занимательной).
IX. Домашнее задание:
Подобрать 5 пословиц о труде и учёбе с антонимами.
X. Рефлексия
А сейчас у меня для вас сюрприз. Так как сегодня у нас день необычный, то я разрешу вам на уроке воспользоваться телефоном. Я знаю, что вы любите отправлять друг другу СМС-ки. Возьмите каждый свой телефон и отправьте своему соседу по парте СМС. Начало у вас есть, вам нужно только продолжить предложение, чтобы друг узнал ваше мнение об уроке.
Дети зачитывают полученные СМС.
XI. Итог урока.
Я рада, что вам понравился урок.
Выставление оценок.
Всем спасибо!
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3
с.КАНОВО КУРСКОГО РАЙОНА
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
УЧИТЕЛЬ: Синкевич Валентина Ивановна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока русского языка по теме "Антонимы"
Урок проведен в 11 классе специальной ( коррекционной) школы-интерната. На уроке использовалась интерактивная доска....
Урок русского языка по теме "Антонимы" 5 класс
Разработка урока русского языка с использованием ЭОР по теме "Антонимы" в форме технологической карты ( по учебнику Ладыженской) для 5 класса...
Конспект урока русского языка по теме "Антонимы"
Урок изучения нового материала по теме "Антонимы" в 5 классе...
Урок русского языка на тему "Антонимы"
Урок для 5 класса на тему "Антонимы"...
Конспект урока русского языка по теме "Антонимы" 5 класс Презентация
Урок русского языка по теме "Антонимы". для учащихся 5 класса. Урок изучения нового материала и применения полученных знаний на практике.К уроку подготовлена сложная презентация с применение...
Урок русского языка на тему "Антонимы"
Урок русского языка на тему "Антонимы" в 5 классе...
Использование библиотеки цифрового образовательного контента. Урок русского языка по теме «Антонимы».
Сахалинская область участвует в эксперименте по внедрению Цифровой образовательной среды.Разработан план-конспект урока с использованием цифровых заданий из Библиотеки Цифрового образо...