Урок русского языка по теме: "Антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Синкевич Валентина Ивановна

Современный урок русского языка в 5 классе по теме: "Антонимы" с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл antonimy.rar1.72 МБ

Предварительный просмотр:

I. Актуализация внимания.

       - Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками, громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

     - Ребята, мы продолжаем изучать раздел «Лексика». Знакомство с ним помогает нам увидеть, как необыкновенно  богат наш язык.

- Что же помогает нам точно и ярко высказывать свои мысли? С какими языковыми средствами вы познакомились на предыдущих урока? (Синонимы, омонимы)

Русский язык необыкновенно богат и разнообразен. В нем есть и другие слова, которые вместе с синонимами, омонимами  делают нашу речь ярче, выразительнее, богаче. Послушайте, как выразительно говорит об этом писатель Феликс Кривин. (Чтение цитаты)

Язык. Устный и письменный,

  литературный и разговорный,

                 свой и чужой, знакомый и незнакомый

                             правдивый и лицемерный, мертвый и живой –

                                        и все это язык, язык объединяющий и

                                        разъединяющий людей.

                                                                     Ф. Кривин    

И сегодня мы с вами поговорим об этих словах.

II. Объяснение нового материала 

 ( По очереди выводятся картинки, на которых нарисованы арбуз и лимон, грустное и весёлое лицо; зима и лето, температура)

1 ) - Посмотрите на рисунки. Что вы можете сказать о них?

   Записываются по очереди получившиеся пары слов:

  • Какое время года?

Лето – зима                

  • Какие они?  

Сладкий – кислый ;

  • Что делает мальчик?

Радуется – грустит 

- Дети раздеты. Почему? А зимой как?

  • Холодно жарко        Скажите, пожалуйста,
  • А каково лексическое значение этих слов относительно друг друга?         (Противоположное).
  • Кто-нибудь знает, что это за слова?  (антонимы)
  • А теперь сформулируйте тему урока.
  • Так по какой теме мы сегодня будем работать?  (антонимы)

- Молодцы. Итак, тема нашего урока «Антонимы»

       -Что нам нужно сделать для изучения антонимов? (Выяснить какой частью речи являются, для чего служат)

  • Для того чтобы наш урок прошёл продуктивно, мы в ходе работы заполним кластер, в котором укажем все характеристики антонимов.  Что мы уже выяснили о них? Что мы можем записать в кластер?
  • А теперь вернёмся к словам.
  •  На какой вопрос отвечают слова в этих парах, какой частью речи они выражены?
  •  (что?) – существительное;
  • (какой?) – прилагательное
  • (что делает?) – глагол.
  • (как?) – наречие.
  • Одинаковы ли они по написанию? (Нет).

Итак, что мы запишем в кластер? ( Не одинаковы по написанию, выражены одной частью речи)  Итак, кто может сказать, что такое антоним? Откройте учебник на стр. 148, прочитайте правило.

III.  Самостоятельная работа в группах 

Ну что же, продолжаем нашу работу.

- Это задание вы будете выполнять самостоятельно: выбирать пары антонимов, группируя их по частям речи. Работать будете в группах (задание дифференцированное).

  • 1 группа – глаголы;
  • 2 группа – существительные;
  • 3 группа  – прилагательные;
  • 4 группа – наречия.

Друг, развязать, длинный, чистый, ложь, рано, враг, завязать, тихо  короткий,  правда, грязный, дом, поздно, синий, мечтать 

- Давайте проверим по группам: существительное; прилагательное; глагол и наречие

  • Какие слова остались без пары? ( дом,  синий, мечтать, вход, тихо).
  • Подберите к ним антонимы.

К каким словам вы не подобрали антонимы? Почему? (Оказывается, не все слова имеют антонимы). Запись в кластер.

- Вот мы познакомились с антонимами, а теперь давайте попробуем подобрать антонимы к словам.

     IV. Работа с заданием в учебнике (стр. 148).

  • Рассмотрите рисунок и закончите предложения, подобрав антоним.
  • Запишите пары антонимов и определите, какой частью речи они являются ?

- Как видите, антонимами могут быть существительные,  прилагательные, глаголы и наречия. (Записывают в кластер, что антонимы могут быть различными частями речи).

-Антонимы вы используете очень часто в жизни, когда нужно что-то противопоставить, сравнить. А еще антонимы в речи –  не только возможность противопоставить какие-то явления, понятия, признаки, но и средство выразительности, придающее высказыванию точность, меткость.

- Очень часто антонимы вы  используете  на уроках в школе.

  • Следующее задание поможет вам узнать, на каких уроках вы     используете антонимы.

     V. Работа самостоятельно (по желтым карточкам № 1)

Допишите эти предложения, добавив антонимы (подчеркните антонимы):

  1. В первом примере поставьте плюс, а во втором поставьте …
  2. В сказках добро побеждает …
  3. Баобаб – высокое дерево, а карликовая береза – дерево ...
  4. В России климат холодный, а в Африке…

- Проверим работу

-Скажите, на каких уроках вы встречаетесь с антонимами?

- Итак, мы увидели, как широко применение антонимов в речи, иными словами, для чего служат антонимы? Что мы запишем в кластер? (Антонимы  делают речь ярче, выразительней)

   VI. Работа с цитатой .

А сейчас давайте вернемся к высказыванию о языке, с которым мы познакомились в начале урока.

  • Прочитайте текст еще раз и скажите, что же делает высказывание ярким, выразительным?
  • Какие слова его делают таким? ( Антонимы).
  • Назовите их.

Вот вы и познакомились с антонимами.

Сейчас выполните проверочную работу.

VII. Проверочная работа ( тест ).

 Розовые карточки «№ 3

 Обведите в кружок номера пар антонимов.

  1. Лёгкая задача — трудная задача.
  2. Север – юг.
  3. Алфавит — азбука.
  4. Говорить громко – говорить тихо.
  5. Тёплая печь — печь пироги.
  6. Метель — пурга.
  7. Прибежал первым – убежал последним.

Проверка тестов на документ - камере

  VIII. Обобщение 

Вот  мы и познакомились с новыми словами? Что же это за слова?

  • Где мы можем встретить антонимы?
  • Для чего они используются?
  •  А на каких  уроках вы используете антонимы?
  • Все ли слова в русском языке имеют противоположное значение?            (Нет).

       (Еще они есть в загадках, пословицах, поговорках,  рассказах и стихотворениях, в народных сказках. Антонимы помогают ярче, образнее представить ту или иную картину, создают контраст, противопоставление,  делают нашу речь выразительной, занимательной). 

IX. Домашнее задание:

 Подобрать 5 пословиц о труде и учёбе с антонимами.

X. Рефлексия

А сейчас у меня для вас сюрприз. Так как сегодня у нас день необычный, то я разрешу вам на уроке воспользоваться телефоном. Я знаю, что вы любите отправлять друг другу СМС-ки. Возьмите каждый свой телефон и отправьте своему соседу по парте СМС. Начало у вас есть, вам нужно только продолжить предложение,  чтобы  друг узнал ваше мнение об уроке.

Дети зачитывают полученные СМС.

XI. Итог урока.

Я рада, что вам понравился урок.

Выставление оценок.

Всем спасибо!

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3

с.КАНОВО КУРСКОГО РАЙОНА

СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

УЧИТЕЛЬ: Синкевич Валентина Ивановна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока русского языка по теме "Антонимы"

Урок проведен в 11 классе специальной ( коррекционной) школы-интерната. На уроке использовалась интерактивная доска....

Урок русского языка по теме "Антонимы" 5 класс

Разработка урока русского языка с использованием ЭОР по теме "Антонимы" в форме технологической карты ( по учебнику Ладыженской) для 5 класса...

Конспект урока русского языка по теме "Антонимы"

Урок изучения нового материала по теме "Антонимы" в 5 классе...

Урок русского языка на тему "Антонимы"

Урок для 5 класса на тему "Антонимы"...

Конспект урока русского языка по теме "Антонимы" 5 класс Презентация

Урок русского языка по теме "Антонимы". для учащихся 5 класса. Урок изучения нового материала и применения полученных знаний на практике.К уроку подготовлена сложная презентация с применение...

Урок русского языка на тему "Антонимы"

Урок русского языка на тему "Антонимы" в 5 классе...

Использование библиотеки цифрового образовательного контента. Урок русского языка по теме «Антонимы».

Сахалинская область участвует в эксперименте по внедрению Цифровой образовательной среды.Разработан план-конспект урока  с использованием цифровых заданий из Библиотеки Цифрового образо...