Урок русского языка на тему "Антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок русского языка на тему "Антонимы" в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse.docx | 19.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Ефремкино
муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан
Тема урока «Антонимы»
Урок провела учитель
первой категории
МОБУ СОШ с. Ефремкино
Файрушина Нэля Евгеньевна
Ефремкино-2018
Урок русского языка в 5 классе «Антонимы»
.
Образовательные цели:
Обеспечить в ходе урока усвоение знаний по теме.
Обеспечить формирование умения определять лексическое значение слова.
Развивающие цели:
Развитие умения применять новые знания на практике.
Формирование умения анализировать и обобщать знания по теме «Антонимы».
Воспитательные цели:
Воспитание осознанной потребности в знаниях.
Совершенствование учебных умений, навыков, развитие любви к предмету.
Тип урока: урок изучения нового материала с применением ИКТ.
Место данного урока в теме: первый урок по теме.
Метод: комбинированный (словесно-наглядно-практический).
1. Ход урока.
1)Организационный момент.
Язык – и стар, и вечно нов,
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов
Купаться ежечасно.
2)Объяснение нового через поиски.
- Ребята, мы продолжаем наш разговор о слове. (На доске записан текст)
Погода весной очень изменчива. Потоки теплого и холодного воздуха перемещаются с места на место, дует ветер. Ветер бывает теплый и холодный, сухой и влажный. Влажный ветер приносит осадки.
Открываем, дети, тетради, записываем число, классную работу и списываем данный текст.
- Какие значения некоторые слова имеют по отношению друг к другу? (Дети отвечают: противоположные).
- Давайте сформулируем тему урока.(Слайд №2). Антонимы, записываем в тетрадях и на доске.
- Что будем говорить об антонимах? Какие бывают антонимы, для чего они нужны в речи?) (Слайд №3)
- Нам нужно убедиться в том, что для красоты и выразительности речи мы употребляем антонимы. Назовите все антонимы текста. (Теплый — холодный, сухой — влажный).
- Какую играют роль?
Помогают более убедительно и ярко доказать, что погода весной изменчива.
- Давайте проверим себя: правильно ли мы определили понятие антонимов (Учащиеся открывают учебники и читают правило об антонимах. Дети говорят, что это слова одной и той же части речи). (Слайд №4)
Антоним — слово греческое (anti – «против», ovoma – «имя»).
2. Физкультминутка (Слайд №5)
Скажу я слово «высоко» (дети поднимают руки вверх)
А ответишь «низко» (опускают руки вниз)
Скажу я слово «далеко» (протягивают руки вперед)
А ты ответишь «близко» (закрывают руками глаза)
Скажу я слово «потолок» (тянутся вверх)
А ты ответишь «пол» (приседают)
Скажу я слово «потерял» (трясут руками)
И скажешь ты «нашел» (хлопают в ладоши)
Скажу тебе я слово «трус»
Ответишь ты «храбрец».
Теперь «начало» я скажу,
Ну отвечай «конец» (хлопают в ладоши)
3. Слово учителя.
Антоним как и омоним не может существовать сам по себе, а только в антономической паре: правда – ложь, плакать – смеяться. (Слайд №6,7,8,9,10).
Различают антонимы однокорневые (приехать – уехать, недолет – перелет) и разнокорневые (теплый – холодный, сильный — слабый). (Слайд №11).
Антонимы делают речь более точной и выразительной.
-Какие в тексте антонимы? (Разнокорневые)
-Подберите антонимы к слову приносит – уносит. (Это однокорневые)
-Прочитайте пословицы, объясните понравившуюся пословицу, прочитайте, что записали.
-Что это? (Антонимы). Какие? (Слайд №12)
-Для чего в пословицах употребляются антонимы? (Чтобы более кратко и емко объяснить смысл пословицы. Пословицы нужно употреблять в речи. А знаете ли вы пословицы? Закончить пословицы (пословицы на экране).
-Вы любите загадки? Попробуйте отгадать. (Слайд №13)
4. Работа с текстом. Антонимы часто используются в поэтической речи. Прочитайте стихотворение поэта Генриха Сапгира «Яблоко».
Яблоко
Генрих Сапгир
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну, кому какое дело?
Просто яблоко висело.
Только конь сказал, что низко,
А мышонок высоко.
Воробей сказал, что близко,
А улитка – далеко.
А теленок озабочен, тем, что яблоко мало.
А цыпленок тем, что очень
Велико и тяжело.
А котенку все равно.
Кислое, зачем оно?
Что вы? – шепчет червячок-
Сладкий у него бочок.
-Я считаю, что автор употребил 5 антонимичных пар. А как считаете вы?
-Какие это антонимы? Подберите антоним к слову яблоко. (Подобрать нельзя).
Вывод: не все слова русского языка имеют слова с противоположным значением.
Далее выполняем упражнения на закрепление из учебника.
5. Итоги:
-С чем познакомились? Чему научились?
Научились: находить в тексте, дополнять, строить предложения, используя антонимы.
(Ученики получают оценки за работу на уроке)
6. Домашнее задание: записать дома 6 антонимичных пар разных видов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»
Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...