Урок русского языка на тему "Антонимы"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок русского языка «Антонимы»
Цели
Образовательные : познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие “антоним”;
провести работу по подбору антонимов; акцентировать внимание на учёте многозначности слова во время подбора антонимов.
раскрыть роль антонимов в речи;
пропедевтика лексических ошибок, связанных с употреблением антонимов.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе; воспитывать культуру общения посредством языковой культуры; чувство любви к родной природе на основе работы с текстом
Формировать УУД:
- Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности
- Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем
- Коммуникативные УУД: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли
- Познавательные УУД: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы
Ход урока.
Учитель
1.Орг момент. Здравствуйте, ребята, садитесь! Сегодня мы продолжим изучить обширный раздел языкознания «Лексика».
2. Создание проблемной ситуации.
1. Орфографическая работа.
Записать слова под диктовку, обозначить орфограммы — гласные и согласные в корнях слов:
благ..родный, ни..кий бли..кий, дальний, вверх, вни.., взл..теть, садит..ся, вч..ра, завтра, прибл..жаться, уд..ляться, защ..щать, н..п..дать.
В чем особенность записанных слов?
благородный, низкий близкий, дальний, вверх, вниз, взлететь, садиться, вчера, завтра, приближаться, уделяться, защищать, нападать. (эти слова имеют противоположные смысловые значения)
2. Работа по теме урока.
Работа с учебником — стр. 148 Запомнить определение антонимов.
Упр. 359.
3. Тренировочные упражнения.
Упр. 359
1 Ранний-поздний, тогда-теперь, утро-вечер.
2 Белый-черный, яркий-тусклый, бледный-румяный.
3 Широкий-узкий, короткий-длинный.
4 Жара-холод, горячий-холодный, нагреть-оетудить.
5 Близко-далеко, подземный-надземный, вверх-вниз.
Наречия: тогда-теперь, близко-далеко, вверх-вниз.
Упр. 360 Ученье - свет, а неученье - тьма. 2. Мягко стелет, да жестко спать. 3. В глаза не хвали, а за глаза не кори. 4. Сытый голодного не разумеет. 5. За маленьким погнался, а большое потерял. 6. Меньше говори, а больше делай.
Стелет - глаг., I спр.(искл.), стоит в наст, вр., Зл ице, ед. ч.
361 Волк наивный, а лиса хитрая. Лев храбрый, а заяц трусливый. Муха малюсенькая, а слон огромный. Ягнёнок слабый, а волк сильный. Лисица умная, а ворона глупая. Стрекоза ленивая, а муравей трудолюбивый.
362. Памятное происшествие, лиловые сумерки, ярко сверкнуть, сияние звезд, идти цепочкой, заметать порошей, злая вьюга, угрожать бедой, жуткая метель, провести ночь, железная выдержка, старались помочь, смутные очертания.
Ярко - тускло, бледно, блёкло.
Мете'ль - ме-тель.
[м'] - согл., зв., мягк.
[и] - гласи., безуд.
[т'] - согл., глух., мягк.
[э] - гласи., уд.
[л'] - согл., зв., мягк.
6 б., 5 зв.
Работа с текстом (распечатан).
Прочитать, определить стиль и тип текста.
Много-много миллионов лет назад хозяевами Земли были динозавры. Больши.. и маленьк.., мирн.. н хищн.., на двух и четырех ногах, они паслись среди гиган..ких папоротников и огромных деревьев, похожих на наши пальмы, нежились в тонких болотах, парили в небесах и царили в морских стихиях. Многие из этих первобытных животных были настоящими исполинами. Например, голова утконосого ящера-водолаза возвышалась бы над современ.. двухэтажн.. зданием, а под перепончат..м крылом л..тающего ящера-птеронодонта могло бы разместит..ся несколько слонов. Вымерли эти исп..лины 70 миллионов лет назад.
Выписать из текста синонимы и антонимы в два столбика. Определить их роль в тексте.
Списать текст, вставляя пропущенные буквы и запятые.
4. Домашняя работа.
Упр. 362. Индивидуальные задания (по упр. 366 – сообщения о различных типах словарей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»
Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...