Изучение норм построения сложноподчиненных предложений
презентация к уроку по русскому языку по теме

Табунникова Елена Евгеньевна

Презентация содержит материал о нормах построения сложноподчиненного предложения, конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izuchenie_norm_postroeniya_slozhnykh_predlozheniy.pptx121.38 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изучение норм построения сложноподчиненных предложений Табунникова Е.Е., учитель русского языка и литературы МБОУ-СОШ № 62 г. Тулы

Слайд 2

Проверим домашнее задание.

Слайд 3

ИЗУЧЕНИЕ НОРМ ПОСТРОЕНИЯ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПОСТРОЕНИЯ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Урок - практикум

Слайд 4

Цели урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения . Изучить нормы построения сложноподчиненных предложений. Познакомиться с понятием синтаксической нормы. Проанализировать синтаксические ошибки и объяснить, чем они вызваны. Повторить материал по сложноподчиненному предложению.

Слайд 5

Синтаксические нормы Синтаксические нормы – это нормы построения словосочетаний, простых предложений и сложных предложений различных видов.

Слайд 6

Наиболее типичные синтаксические ошибки : 1) местоположение придаточного предложения; 2) выбор формы союза как средства связи; 3) смешение прямой и косвенной речи .

Слайд 7

Типология синтаксических ошибок в сложноподчиненном предложении Синтаксическая норма (правило) Примеры нарушений синтаксической нормы Синтаксическая норма (примеры)

Слайд 8

1. Местоположение придаточного предложения 1 ) Можно с уверенностью сказать. Что в мире мало поэтов, являющихся, подобно Пушкину, душой нации. 2) Смотрите. Как он масштабно и крупно мыслит. 3) (В) заключение торжественного вечера был дан веселый концерт. (В) продолжение которого в зале (не) смолкал смех. Прочитайте предложения. Можно ли употреблять придаточное предложение без главного? Почему? Запишите предложения в исправленном виде, объясните постановку знаков препинания. Составьте схемы. Из третьего предложения выпишите предлоги. Объясните правописание.

Слайд 9

ВЫВОД № 1 ПРИДАТОЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ НЕЛЬЗЯ УПОТРЕБЛЯТЬ БЕЗ ГЛАВНОГО, ТАК КАК ОНО ЯВЛЯЕТСЯ ЕГО ЧАСТЬЮ И НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОТДЕЛЕНО ОТ НЕГО.

Слайд 10

1 ) Выпишите сочинительные союзы. 2)Разберите или как часть речи. 3)Найдите слово с чередующейся гласной в корне. 4) Найдите предложение с составным именным сказуемым. 5) Объясните правописание приставок в данных предложениях. 1 ) Лица мальчиков просветлели. 2) Точно груз спал с их плеч. (Д.С. Лихачёв) 1) Хороший читатель – соавтор писателя. 2)Его духовный мир, соприкасаясь с миром Пушкина, Гоголя или Толстого, окрыляется, и он видит то, чего не видел раньше. А ведь ради этого и работает писатель. 3) Чтобы научиться видеть. Обратите внимание на местоположение выделенных предложений. Можно ли понять их смысл вне контекста? С какой целью авторы употребляют придаточное предложение без главного?

Слайд 11

ВЫВОД Парцелляция – экспрессивный синтаксический приём, при котором предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, на письме выделенные как самостоятельные предложения. Этот приём позволяет усилить смысловые оттенки значений.

Слайд 12

Задание № 2. Прочитайте предложение. Что затрудняет его осмысление? В поэме рассказывается о судьбе Родины, которую подарил мне друг. Задание № 3. 1. Запишите предложение в исправленном виде. Сделайте вывод. 2.Произведите синтаксический разбор предложения. 3. Выпишите слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.

Слайд 13

ВЫВОД № 2 ПРИДАТОЧНОЕ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЕ ДОЛЖНО СТОЯТЬ ПОСЛЕ ОПРЕДЕЛЯЕМОГО СЛОВА .

Слайд 14

1 ) Объясните постановку знаков препинания. 2) Замените исходные варианты синонимичными синтаксическими конструкциями. 3) Всегда ли возможна такая замена? Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов, являющихся, подобно Пушкину, душой нации и пользующихся безграничной любовью народа . Выпишите действительные причастия. Его простота и доступность подчас как бы скрывают те огромные духовные глубины, которые в нем подспудно содержатся. Найдите в предложении синонимы.

Слайд 15

1) Объясните знаки препинания в предложениях. 2) Замените придаточные деепричастными оборотами . 3)Когда такая замена невозможна? Помните об особенностях поэтической речи, когда анализируете стихотворный текст. Найдите глагол в повелительном наклонении. Когда мы изучили схему работы прибора, у нас появились (не)которые вопросы. Выпишите местоимения и определите их разряды. Какое слово имеет прерывистую основу?

Слайд 16

вывод Замена придаточного определительного синонимичным оборотом невозможна в следующих случаях: 1) если в главном предложении есть указательное слово; 2) если союзное слово который стоит в творительном или дательном падеже. Замена придаточного предложения деепричастным оборотом невозможна , если сказуемые главного и придаточного обозначают действия разных лиц или предметов. Замена также невозможна, если от данного глагола нельзя образовать деепричастия

Слайд 17

Прочитайте предложения. Объясните орфографию. В мире мало поэтов, которые пользуются безграничной любовью народа и являющиеся душой нации. Автор, провозгласивший, что старый мир, изменивший божественной правде и который погряз в грехах, уже заканчивает свое существование. Правильно ли построены предложения? Найдите отклонение от нормы, запишите в исправленном виде. Сформулируем правило.

Слайд 18

Вывод № 3 В качестве однородных конструкций нельзя употреблять придаточное предложение и член предложения (причастный оборот)

Слайд 19

II . Выбор формы союзного слова (союза) как средства связи в сложноподчиненном предложении. Удачно ли употреблены средства связи? Попробуйте заменить повторяющиеся союзные слова. Село, в котором родился поэт, находится на берегу Оки, которая славится своей красотой. Объясните, с какой целью автор употребил подобное предложение. Вот пёс без хвоста, который за шиворот трепл…т кота, который пуга…т и лов…т синицу, которая ловко вору…т пшеницу. (С. Маршак.) Объясните орфограммы. Составьте схему.

Слайд 20

ВЫВОД № 4 Отступлением от литературной нормы является загромождение сложного предложения одинаковыми союзами или союзными словами.

Слайд 21

III . Смешение прямой и косвенной речи. Поэт писал, что Пушкин и Некрасов научили меня лиричности. Автор вспоминал, что стихи я начал писать рано. Устраните нарушение синтаксической нормы.

Слайд 22

Вывод № 5 Не смешивайте прямую и косвенную речь!

Слайд 23

Типология синтаксических ошибок в сложноподчиненном предложении Синтаксическая норма (правило) Примеры нарушений синтаксической нормы Синтаксическая норма (примеры) Придаточное предложение нельзя употреблять без главного , так оно является его частью и не может быть отделено от него. Можно с уверенностью сказать. Что в мире мало поэтов, являющихся, подобно Пушкину, душой нации. Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов, являющихся, подобно Пушкину, душой нации. Придаточное определительное должно стоять после определяемого слова В поэме рассказывается о судьбе Родины, которую подарил мне друг. В поэме, которую подарил мне друг, рассказывается о судьбе Родины. В качестве однородных конструкций нельзя употреблять придаточное и член предложения (причастный оборот) В мире мало поэтов, которые пользуются безграничной любовью народа и являющиеся душой нации. В мире мало поэтов, которые пользуются безграничной любовью народа и являются душой нации. ИЛИ. В мире мало поэтов, пользующихся безграничной любовью народа и являющихся душой нации. Отступлением от нормы является загромождение сложного предложения одинаковыми союзами или союзными словами. Село, в котором родился поэт, находится на берегу Оки, которая славится своей красотой. Село, в котором родился поэт, находится на берегу Оки, что славится своей красотой. Смешение прямой и косвенной речи Поэт писал, что Пушкин и Некрасов научили меня л иричности. Поэт писал, что Пушкин и Некрасов научили его лиричности.

Слайд 24

Домашнее задание: Одним из наиболее важнейших для поэта вопросов были отношения, к деревне, которую он так любил, которую всегда так воспевал. Её жизни поэт придаёт большое внимание, направленное на быт советских крестьян. Создавая стихи о деревне, поэту видятся дивные картины природы. Отредактируйте предложения. Составьте схемы отредактированных предложений. Выпишите наречия. Выпишите слова, образованные суффиксальным способом. Выпишите слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синтаксические нормы (построение предложений с деепричастным оборотом).

Данный ресурс закрепляет умение правильно строить предложения с деепричастным оборотом. Дан алгоритм выполнения  заданий данного типа. (Подготовка к ЕГЭ - выполнение задания А-4)...

Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастием)

Синтаксические нормы – это нормы построения синтаксических конструкций – словосочетаний и предложений....

Учебный тренажёр по теме: Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастным оборотом)

Учебный тренажёр помогает выработать навык построения предложения с деепричастным оборотом. Только вначале нужно составить алгоритм выполнения задания, а после этого приступать к работе с тренажёром....

Электронный тренажер "Нормы построения предложений с деепричастным оборотом"

Благодаря данному тренажеру можно отработать умение выбирать грамматически правильное продолжение предложения с деепричастным оборотом....

Алгоритм "Нормы построения предложений с деепричастным оборотом"

Данный алгоритм призван помочь учащимся опознавать (находить) грамматически правильно построенные предложения с деепричастным оборотом....

Подгтовка к ЕГЭ А5. Синтаксические нормы (выбор форм согласования и управления; построение предложений с однородными членами, построение сложноподчиненных предложений)

Данная презентация в полном объеме дает материал для повторения синтаксических норм. Дана теория и несколько вариантов заданий....