Алгоритм "Нормы построения предложений с деепричастным оборотом"
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Федосова Галина Александровна

Данный алгоритм призван помочь учащимся опознавать (находить) грамматически правильно построенные предложения с деепричастным оборотом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon algoritm._a_4.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Алгоритм

«Нормы построения предложений с деепричастным оборотом»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синтаксические нормы (построение предложений с деепричастным оборотом).

Данный ресурс закрепляет умение правильно строить предложения с деепричастным оборотом. Дан алгоритм выполнения  заданий данного типа. (Подготовка к ЕГЭ - выполнение задания А-4)...

Урок русского языка в 10 классе по теме"Построение предложений с деепричастным оборотом: подготовка к ЕГЭ"

Данная разработка поможет учителю русского языка на основе комплексного повторения и применения ЗУН учащихся, полученных в 5-9 классах, подготовить их к выполнению задания в ЕГЭ, связанного с нормами ...

Учебный тренажёр по теме: Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастным оборотом)

Учебный тренажёр помогает выработать навык построения предложения с деепричастным оборотом. Только вначале нужно составить алгоритм выполнения задания, а после этого приступать к работе с тренажёром....

Тест по теме "Построение предложений с деепричастными оборотами"

Тест подготовлен для отработки задания А4 ЕГЭ по русскому языку....

Электронный тренажер "Нормы построения предложений с деепричастным оборотом"

Благодаря данному тренажеру можно отработать умение выбирать грамматически правильное продолжение предложения с деепричастным оборотом....

Конспект урока русского языка в 6 классе с презентацией по теме "Правильное построение предложений с деепричастным оборотом"

Урок русского языка в 6 классе по программе М.Разумовской. Ребята знакомятся с предложенным теоретическим материалом и находят ответ на вопрос: "Как правильно построить предложение с деепричастным обо...


 

Комментарии

Деепричастные обороты
t. Действие, обозначаемое деепричастием (деепричастным оборо-
том), относится, как правило, к подлежащему данного предложе-
ния, например: Подведя итоги прений, председатель собрания отме-
тил общность взглядов докладчика и участников совещания.

Если же производитель действия, обозначенного глаголом-ска-
зуемым, и производитель действия, обозначенного деепричастием,
не совпадают, употребление деепричастного оборота стилистически
ошибочно, например: «Переходя через рельсы, стрелочника оглу-
шил неожиданный свисток паровоза» (переходя относится к стрелоч-
нику, а оглушил — к свистку). Встречающиеся у писателей-класси-
ков отступления от этой нормы представляют собой либо галлициз-
мы, либо результат влияния народного языка, например: Поселив-
шись теперь в деревне, его мечта и идеал были в том, чтобы воскре-
сить ту форму жизни, которая была при деде (Л. Толстой).

В ряде случаев возможно употребление деепричастного оборота,
не выражающего действие подлежащего:

1) Если производитель действия, обозначенного деепричастием,
совпадает с производителем действия, обозначенного другой гла-
гольной формой (инфинитивом, причастием, деепричастием), напри-
мер: Автору было предложено внести в рукопись дополнения, учиты-
вая последние достижения науки в данной области; Ничем нельзя
было удержать напора волн, нахлынувших на берег, сметая все
на своем пути.

2) В безличном предложении при инфинитиве, например: При-
ходилось работать в трудных условиях, не имея в течение многих
недель ни одного свободного дня для отдыха. Если же в безличном
предложении нет инфинитива, к которому мог бы относиться деепри-
частный оборот, то употребление последнего стилистически нео-
правданно, например: «Уезжая из родного города, мне стало гру-
стно»; «Прочитав вторично рукопись, редактору показалось, что
она нуждается в серьезной доработке».

3) В обороте со словами исходя из, образующем особую конструк-
цию без значения добавочного действия, например: Расчет состав-
ляется исходя из средних норм выработки.

Не отвечает норме употребление деепричастного оборота в стра-
дательной конструкции, так как производитель действия, выражен-
ного сказуемым, и производитель действия, выраженного дееприча-
стием, не совпадают, например: «Получив признание широких
читательских масс, книга была переиздана»:

Это справочник Розенталя для редакторов. Есть в Библиотека Гумер.

Федосова Галина Александровна

Откуда проблема в употреблении данных синтаксических конструкций в речи моих учеников? Малая речевая практика. В каких речевых ситуациях сельские дети сталкиваются с задачей выразить свои мысли при помощи предложения, осложненного деепричастным оборотом, кроме тех, которые создает учитель? Ни в каких. Поэтому и не умеют. Ознакомление с правилом не дает необходимого результата в работе с детьми (если бы было все так просто, зачем ходить в школу). Научный язык статьи Розенталя трудно воспринимается группой учащихся, относящихся к слабоуспевающим. Такая группа есть в каждом выпускном классе нашей школы. В работе с ними я отдаю предпочтение более простому (лишь напоминающему научный) языку. Это, по-моему, оправдано тем, что конечный результат для таких детей - это практическая грамотность, удовлетворяющая их в сфере будущей профессиональной деятельности. Вопрос не в том, чему учить (хотя огромное спасибо за 3 пункт правила, изложенного Розенталем), а в том, как достичь результата при обучении, причем 100-процентного. Подскажете?

Во всем с вами согласна. Статью привела лишь для особых случаев. Она нужна скорее учителю. Просто часто сталкиваюсь с недостатками учебника, а Розенталь - высшая инстанция. У моих ребят речевая практика вообще отсутствует. Русский слышат только от меня. Но у них высокая мотивация - поступление в суперпрестижный вуз на НЕРОДНОМ языке, изучаемом в узбекской школе. Поэтому приходится аргументировать только логически, то есть наукой. Для слабоуспевающих, без мотивации лучше использовать "смешинки", то есть анекдоты с неверным употреблением, лучше даже с шуточной иллюстрацией, где перепутаны субъекты действия. Смеясь над другими, исправляешься сам.

Федосова Галина Александровна

Интересный метод! Обязательно попробую применить.