Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастием)
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему
Синтаксические нормы – это нормы построения синтаксических конструкций – словосочетаний и предложений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodrekomendacii.docx | 19.61 КБ |
Предварительный просмотр:
А4: Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастием)
Синтаксические нормы – это нормы построения синтаксических конструкций – словосочетаний и предложений.
Выбирая правильное продолжение предложения, начинающегося с деепричастного оборота, следует учитывать, что действие, о котором идет речь в обороте, является добавочным по отношению к основному действию, речь о котором идет в сказуемом. Следовательно, как основное, так и добавочное действие должно выполняться одним и тем же лицом.
Деепричастный оборот не употребляется:
1) если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (предметам): Подъезжая к городу, начался сильный ветер (правильно: Когда мы подъезжали к городу… или Подъезжая к городу, мы почувствовали, что…);
2) если в безличном предложении нет инфинитива: Приехав в Москву, ему стало грустно (правильно: Когда он приехал в Москву… или Приехав в Москву, он загрустил);
3) в пассивной конструкции: Уходя домой, оборудование проверяется рабочими (правильно: Уходя домой, рабочие проверяют оборудование).
Грамматически верные продолжения предложения:
- Подлежащее выполняет основное действие (сказуемое) и дополнительное (деепричастие).
- Деепричастие и сказуемое относится к одному и тому же подлежащему.
Если нет подлежащего, то сказуемое (глагол) может:
- стоять в форме повелительного наклонения;
- стоять в форме 1 – го и 2 – го лица изъявительного наклонения (к глаголу можно подставить местоимения я, мы, ты, вы);
- быть составным глагольным сказуемым (вспомогательный глагол + инфинитив)
Тренировочные упражнения
- В каком предложении нарушена синтаксическая норма?
- Проснувшись на другой день, я сразу же подумал о предстоящем походе.
- Предположив, что это последний поезд, я совсем расстроился.
- Схватив ребенка в охапку, мать побежала на другую сторону улицы.
- Возвращаясь с выставки, ему пришлось заехать к родителям.
- В каком предложении нарушена синтаксическая норма?
- Слушая эту волнующую музыку, я представляю бушующее море.
- Зная о его приезде, мы смогли к этому подготовиться.
- Подъезжая к городу, начался сильный ветер.
- Сбегая по откосам оврагов, звенели ручьи.
- Какой из данных вариантов продолжения предложения синтаксически неверен?
Расставив знаки препинания неправильно,
- вы рискуете получить неудовлетворительную отметку.
- мне было обидно.
- Маша закрыла тетрадь.
- я ничуть не расстроился.
- Какой из данных вариантов продолжения предложения синтаксически неверен?
Путешествуя по разным странам,
- мой фотоальбом заметно пополнялся.
- следует для сохранения впечатлений вести дневник.
- я заметно расширил свои представления о мире.
- мой друг всегда мечтал о возвращении на родину.
- Какой из данных вариантов продолжения предложения синтаксически неверен?
Немного отдохнув,
- мы двинулись в обратный путь.
- следует вернуться к упражнениям.
- альпинисты продолжили восхождение.
- мысли лучше идут на ум.
- Какой из данных вариантов продолжения предложения синтаксически неверен?
Выполняя задание,
- студенты обращались к справочной литературе.
- вы часто встречаетесь с новыми словами и выражениями.
- мне потребовался словарь.
- я никогда не отвлекался.
- Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Уйдя из школы,
- для Бродского начинается новый период жизни.
- И. Бродский пошел рабочим на завод, потом – в больничный морг.
- желание писать стихи не покидало поэта никогда.
- вскоре, в 1963 году, И. Бродского объявили тунеядцем и отдали под суд.
- Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Сделав Ириша Хулигэна персонажем множества пародий и рисунков,
- это слово английского происхождения.
2) в комической песенке 90-х годов 19 века упоминается его имя.
3) у его семейства была дурная слава.
4) одна из газет создала ему невольную рекламу.
- Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Забыв пригласить на свою свадьбу богиню раздора Эриду,
- памятью об этом мифе осталось выражение яблоко раздора.
- греками овладело желание отомстить троянцам.
- родители героя Троянской войны Ахилла были жестоко наказаны.
- судьей между ними был избран троянский юноша Парис.
- Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Обладая чудесным пламенем,
- об античном мифе известно всем и сегодня.
- у титана Прометея возникла мысль помочь людям.
- в мифах Древней Греции упоминается много имен реальных исторических деятелей.
- люди перестали подчиняться небожителям.
- Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Решив отомстить одесскому градоначальнику Зеленому,
- у известного всей Одессе самодура не нашлось ни одного защитника.
- знаменитый дрессировщик Дуров вывел на арену цирка свинью, покрашенную в зеленый цвет.
- всем хотелось попасть на вечернее цирковое представление.
- в Одессе не хотелось долго задерживаться.
- Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Стоя по горло в воде,
- фригийского царя ждало наказание.
- муки Тантала – страшная кара.
- тантал так и не смог утолить жажду.
- вода уходила из-под его губ.
- Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Слушая устную речь,
- она заставляет нас задуматься.
- мы не задумываемся над ее звучанием, а непосредственно воспринимаем смысл.
- необходимо единство правил произношения.
- каждое отклонение при этом от привычного орфоэпического произношения отвлекает слушающего от смысла.
- Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Воюя постоянно с соседними народами и побеждая их,
- от Романа Волынского власть перешла к его сыновьям.
- у Романа Волынского было много побед, поэтому его называют самодержцем всей Руси.
- захваченных земель у Романа Волынского стало больше.
- Роман Волынский так прославился своими завоеваниями, что некоторые историки называют его самодержцем всей Руси.
- Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Благословляя своего избавителя,
- изменения к лучшему произошли в Галиче, из которого бежали венгры и поляки.
- жителями города было сделано много для его защиты.
- жители Галича называли Мстислава Храброго красным солнышком.
- у жителей Галича появился защитник и могущественный покровитель.
Ответы: 1 – 4, 2- 3, 3- 2, 4 – 1, 5 – 4, 6 – 3, 7 – 2, 8 – 4, 9 – 3, 10 - 4, 11 – 2, 12 – 3, 13 – 2, 14 – 4, 15 – 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Синтаксические нормы (построение предложений с деепричастным оборотом).
Данный ресурс закрепляет умение правильно строить предложения с деепричастным оборотом. Дан алгоритм выполнения заданий данного типа. (Подготовка к ЕГЭ - выполнение задания А-4)...
Учебный тренажёр по теме: Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастным оборотом)
Учебный тренажёр помогает выработать навык построения предложения с деепричастным оборотом. Только вначале нужно составить алгоритм выполнения задания, а после этого приступать к работе с тренажёром....
Электронный тренажер "Нормы построения предложений с деепричастным оборотом"
Благодаря данному тренажеру можно отработать умение выбирать грамматически правильное продолжение предложения с деепричастным оборотом....
Алгоритм "Нормы построения предложений с деепричастным оборотом"
Данный алгоритм призван помочь учащимся опознавать (находить) грамматически правильно построенные предложения с деепричастным оборотом....
Открытый урок русского языка в 11 классе на тему "Нормы построения предложений с деепричастным оборотом"
Данный урок относится к урокам открытия нового знания....
Подгтовка к ЕГЭ А5. Синтаксические нормы (выбор форм согласования и управления; построение предложений с однородными членами, построение сложноподчиненных предложений)
Данная презентация в полном объеме дает материал для повторения синтаксических норм. Дана теория и несколько вариантов заданий....
Готовимся к ЕГЭ А7. Синтаксические нормы. ( Последовательность предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте )
В данной презентации дан материал для поготовке к ЕГЭ при повторении синтаксических норм. Дана теория и практических материал, которы можно дополнить....