Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастием)
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему

Щербакова Елена Александровна

Синтаксические нормы – это нормы построения синтаксических конструкций – словосочетаний и предложений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodrekomendacii.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

А4: Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастием)

Синтаксические нормы – это нормы построения синтаксических конструкций – словосочетаний и предложений.

Выбирая правильное продолжение предложения,  начинающегося с деепричастного оборота, следует учитывать, что действие, о котором идет речь в обороте, является добавочным по отношению к основному действию, речь о котором идет в сказуемом. Следовательно, как основное, так и добавочное действие должно выполняться одним и тем же лицом.

Деепричастный оборот не употребляется:

1) если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (предметам): Подъезжая к городу, начался сильный ветер (правильно: Когда мы подъезжали к городу… или Подъезжая к городу, мы почувствовали, что…);

2) если в безличном предложении нет инфинитива: Приехав в Москву, ему стало грустно (правильно: Когда он приехал в Москву… или Приехав в Москву, он загрустил);

3) в пассивной конструкции: Уходя домой, оборудование проверяется рабочими (правильно: Уходя домой, рабочие проверяют оборудование).

Грамматически верные продолжения предложения:

  1. Подлежащее выполняет основное действие (сказуемое) и дополнительное (деепричастие).
  2. Деепричастие и сказуемое относится к одному и тому же подлежащему.

Если нет подлежащего, то  сказуемое (глагол) может:

  1. стоять  в форме повелительного наклонения;
  2. стоять в форме 1 – го и 2 – го лица изъявительного наклонения (к глаголу можно подставить местоимения я, мы, ты, вы);
  3. быть составным глагольным сказуемым (вспомогательный глагол + инфинитив)

Тренировочные упражнения

  1. В каком предложении нарушена синтаксическая норма?
  1. Проснувшись на другой день, я сразу же подумал о предстоящем походе.
  2. Предположив, что это последний поезд, я совсем расстроился.
  3. Схватив ребенка в охапку, мать побежала на другую сторону улицы.
  4. Возвращаясь с выставки, ему пришлось заехать к родителям.

  1. В каком предложении нарушена синтаксическая норма?
  1. Слушая эту волнующую музыку, я представляю бушующее море.
  2. Зная о его приезде, мы смогли к этому подготовиться.
  3. Подъезжая к городу, начался сильный ветер.
  4. Сбегая по откосам оврагов, звенели ручьи.

  1. Какой из данных вариантов продолжения предложения синтаксически неверен?

Расставив знаки препинания неправильно,

  1. вы рискуете получить неудовлетворительную отметку.
  2. мне было обидно.
  3. Маша закрыла тетрадь.
  4. я ничуть не расстроился.

  1. Какой из данных вариантов продолжения предложения синтаксически неверен?

Путешествуя по разным странам,

  1. мой фотоальбом заметно пополнялся.
  2. следует для сохранения впечатлений вести дневник.
  3. я заметно расширил свои представления о мире.
  4. мой друг всегда мечтал о возвращении на родину.

  1. Какой из данных вариантов продолжения предложения синтаксически неверен?

Немного отдохнув,

  1. мы двинулись в обратный путь.
  2. следует вернуться к упражнениям.
  3. альпинисты продолжили восхождение.
  4. мысли лучше идут на ум.

  1. Какой из данных вариантов продолжения предложения синтаксически неверен?

Выполняя задание,

  1. студенты обращались к справочной литературе.
  2. вы часто встречаетесь с новыми словами и выражениями.
  3. мне потребовался словарь.
  4. я никогда не отвлекался.

  1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Уйдя из школы,

  1. для Бродского начинается новый период жизни.
  2. И. Бродский пошел рабочим на завод, потом – в больничный морг.
  3. желание писать стихи не покидало поэта никогда.
  4. вскоре, в 1963 году, И. Бродского объявили тунеядцем и отдали под суд.

  1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Сделав Ириша Хулигэна персонажем множества пародий и рисунков,

  1. это слово английского происхождения.

2) в комической песенке 90-х годов 19 века упоминается его имя.

3) у его семейства была дурная слава.

4) одна из газет создала ему невольную рекламу.

  1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Забыв пригласить на свою свадьбу богиню раздора Эриду,

  1. памятью об этом мифе осталось выражение яблоко раздора.
  2. греками овладело желание отомстить троянцам.
  3. родители героя Троянской войны Ахилла были жестоко наказаны.
  4. судьей между ними был избран троянский юноша Парис.

  1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Обладая чудесным пламенем,

  1. об античном мифе известно всем и сегодня.
  2. у титана Прометея возникла мысль помочь людям.
  3. в мифах Древней Греции упоминается много имен реальных исторических деятелей.
  4. люди перестали подчиняться небожителям.

  1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Решив отомстить одесскому градоначальнику Зеленому,

  1. у известного всей Одессе самодура не нашлось ни одного защитника.
  2. знаменитый дрессировщик Дуров вывел на арену цирка свинью, покрашенную в зеленый цвет.
  3. всем хотелось попасть на вечернее цирковое представление.
  4. в Одессе не хотелось долго задерживаться.

  1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Стоя по горло в воде,

  1. фригийского царя ждало наказание.
  2. муки Тантала – страшная кара.
  3. тантал так и не смог утолить жажду.
  4. вода уходила из-под его губ.

  1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Слушая устную речь,

  1. она заставляет нас задуматься.
  2. мы не задумываемся над ее звучанием, а непосредственно воспринимаем смысл.
  3. необходимо единство правил произношения.
  4. каждое отклонение при этом от привычного орфоэпического произношения отвлекает слушающего от смысла.

  1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Воюя постоянно с соседними народами и побеждая их,

  1. от Романа Волынского власть перешла к его сыновьям.
  2. у Романа Волынского было много побед, поэтому его называют самодержцем всей Руси.
  3. захваченных земель у Романа Волынского стало больше.
  4. Роман Волынский так прославился своими завоеваниями, что некоторые историки называют его самодержцем всей Руси.

  1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Благословляя своего избавителя,

  1. изменения к лучшему произошли в Галиче, из которого бежали венгры и поляки.
  2. жителями города было сделано много для его защиты.
  3. жители Галича называли Мстислава Храброго красным солнышком.
  4. у жителей Галича появился защитник и могущественный покровитель.

Ответы: 1 – 4, 2- 3, 3- 2, 4 – 1, 5 – 4, 6 – 3, 7 – 2, 8 – 4, 9 – 3, 10 -  4, 11 – 2, 12 – 3, 13 – 2, 14 – 4, 15 – 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синтаксические нормы (построение предложений с деепричастным оборотом).

Данный ресурс закрепляет умение правильно строить предложения с деепричастным оборотом. Дан алгоритм выполнения  заданий данного типа. (Подготовка к ЕГЭ - выполнение задания А-4)...

Учебный тренажёр по теме: Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастным оборотом)

Учебный тренажёр помогает выработать навык построения предложения с деепричастным оборотом. Только вначале нужно составить алгоритм выполнения задания, а после этого приступать к работе с тренажёром....

Электронный тренажер "Нормы построения предложений с деепричастным оборотом"

Благодаря данному тренажеру можно отработать умение выбирать грамматически правильное продолжение предложения с деепричастным оборотом....

Алгоритм "Нормы построения предложений с деепричастным оборотом"

Данный алгоритм призван помочь учащимся опознавать (находить) грамматически правильно построенные предложения с деепричастным оборотом....

Подгтовка к ЕГЭ А5. Синтаксические нормы (выбор форм согласования и управления; построение предложений с однородными членами, построение сложноподчиненных предложений)

Данная презентация в полном объеме дает материал для повторения синтаксических норм. Дана теория и несколько вариантов заданий....

Готовимся к ЕГЭ А7. Синтаксические нормы. ( Последовательность предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте )

В данной презентации дан материал для поготовке к ЕГЭ при повторении синтаксических норм. Дана теория и практических материал, которы можно дополнить....