Использование приёмов рефлексивной деятельности на уроке развития речи в 7 классе.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
Уроки развития речи в современном процессе образование не менее важны, чем другие типы уроков. Общеизвестно, что задача формирования коммуникативных умений школьников напрямую связана с их успешной учёбой, умением аргументировать свой ответ на поставленный вопрос, дискутировать, доказывать свою точку зрения по тому или иному вопросу не только русского языка и литературы, но и любому другому предмету школьного курса. Данная статья знакомит с одним из уроков по формированию активной деятельности обучающихся в процессе развития речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_priyomov_refleksivnoy_deyatelnosti.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование приёмов рефлексивной деятельности
на уроке развития речи в 7 классе.
Статья Нелидиной Ирины Николаевны,
учителя МОУ СОШ с. Старый Хопёр
Балашовского района Саратовской области .
Урокам развития речи в современном процессе образования отводится достаточно времени. Общеизвестно, что задача формирования коммуникативных умений школьников напрямую связана с их успешной учёбой, умением аргументировать свой ответ на поставленный вопрос, дискутировать, доказывая свою точку зрения по тому или иному вопросу не только русского языка и литературы, но и по любому другому предмету школьного курса.
Одним из уроков развития речи в 7 классе является урок описания действий, преследующий следующие цели: познакомить учащихся более подробно с ролью текстов – описаний действия, в которых уместно использование глаголов и наречий; продолжить формирование и развитие коммуникативных умений и навыков учащихся, их умение быть внимательными; воспринимать поэтический текст и давать ему эмоциональную оценку.
Урок строится на основе стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро», отпечатанного для каждого ученика. Таблица для заполнения на уроке – важный элемент, позволяющий контролировать рефлексию на уроке. Музыкальный цикл П.И.Чайковского «Времена года» станет важной составляющей одного из этапов урока.
Урок начинается с вступительного слова учителя.
- Сегодня мы будем говорить об описании действий. Казалось бы, что в этом сложного!? (учитель зачитывает текст упражнения 237 по учебнику русского языка для 7 класса, автор М.Т.Баранов и др.).
- Но на нашем уроке мы попытаемся найти описание действий и в поэтическом тексте А.С.Пушкина «Зимнее утро», и изображение действий на картинах известных русских художников, и в музыкальном произведении П.И.Чайковского «Времена года» с тем, чтобы дома вы создали свой шедевр – мини-сочинение, в котором тоже опишете действие.
В начале урока для выявления уровня знания пройденного ранее используется рефлексия содержания учебного материала. Учащиеся отвечают на вопросы:
а) Какие типы речи вы знаете?
б) Как строится текст – описание?
в) Какие виды текстов – описаний вам известны? (описание предметов, интерьера, животных, внешности человека).
г) Слова какой части речи, по вашему мнению, преобладают в описании действий? Почему?
д) Нужны ли нам для составления такого текста наречия? С какой целью мы будем их использовать?
После беседы записывается тема урока и составляющие признаки сочинения – описания действия:
а) Последовательность в описании;
б) Точность в описании;
в) Использование глаголов и наречий.
- Как вы думаете, описание действий характерно только для прозаической речи?
На следующем этапе урока работаем с текстом пушкинского произведения. Рефлексия деятельности дает возможность осмысления текста стихотворения «Зимнее утро». Работа в группах способствует активной работе каждого ученика.
Учитель читает стихотворение «Зимнее утро», а затем ученики отвечают на вопросы:
- Знакомо вам это произведение?
- О чем оно?
- Какие изобразительно-выразительные средства вы в нем можете отметить?
Каждая группа получает своё задание: найти и отметить в тексте: существительные (их 39) – 1 группа, прилагательные (18) – 2 группа, глаголы (20) – 3 группа, наречия (5) – 4 группа.
Эта работа возможна на фоне музыки из цикла «Времена года».
- Какие результаты у вас получились? Как вы думаете, почему велико количество глаголов?
- Какие признаки сочинения – описания есть в данном стихотворении?
Учитель может обратить внимание детей на то, что в стихотворении А.С. Пушкина зима не усыпляет, а зовёт к действию.
Закончен этап работы с поэтическим текстом, и внимание учащихся переключается на репродукции картин известных русских художников, изобразивших зиму (К.А. Коровина, К.Ф. Юона, И.И. Шишкина, Г.И. Нисского, И.Э.Грабаря и других). Выполняется функция рефлексии настроения и эмоционального состояния обучающихся, которая помогает переключиться на несколько иной вид деятельности, развивающий наблюдательность, умение правильно оформить свою мысль, опираясь на видение художественного произведения.
-Можно ли какие – либо из этих картин соотнести со стихотворением «Зимнее утро»? Почему?
-Согласны ли вы с тем, что на всех полотнах художников «застывшее» действие? А что вы можете сказать о действии в стихотворении А.С.Пушкина «Зимнее утро»? (действие в квадрате?).
Учитель предлагает ученикам сделать записи в таблицу, заполняемую ими на уроке, и дети продолжают записывать свои мысли, ощущения в таблицу «приращения» знаний. Очень выигрышным является приём сопоставления репродукций картин известных художников с рисунками бывших учеников школы, которые выполнили свои иллюстрации к стихотворению А.С.Пушкина «Зимнее утро».
Учитель предлагает найти в тексте стихотворения строчки, которые можно было бы подписать под данными рисунками. Учащиеся называют свои варианты.
- А что вы изобразили бы на иллюстрации к этому произведению А.С.Пушкина?
Интересным этапом урока является задание, предлагаемое далее учителем: попробуйте передать прозой стихотворение Пушкина «Зимнее утро». Не удалось? Почему? (Стихотворение ярче, точнее, состязаться с Пушкиным – бесполезно!).
- Действие можно передать и в музыкальном произведении с помощью нот. Вам приходилось слышать что-то подобное? Я предлагаю вам вслушаться в пьесу «У камелька» из цикла П.И.Чайковского «Времена года» и потом рассказать, какие действия вы представили во время двух с половиной минут её звучания.
Проверяются записи в таблице, заполняемой учащимися во время урока (заслушивается выступление 2-3 человек). Подводятся итоги урока, выставляются оценки. Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, учащиеся оценивают и свою активность.
В качестве домашнего задания учащимся предлагается описать действия в сочинении. Возможные темы: «Утро», «Начало дня», «Я начинаю день».
На данном уроке, в соответствии с концепцией развивающего обучения, школьники учатся работать в разных режимах (индивидуальном, групповом, коллективном). Совместная деятельность учащихся и учителя позволяет совершенствовать коммуникативные навыки детей, развивать личность каждого ученика, формировать его ассоциативное мышление.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.
По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный...
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
Обучение глухих школьников планированию речевой деятельности на уроках развития речи
Доклад на м/о...
Типы речи урок развития речи 5 класс
Урок развития речи 5 класс...
«Эффективность использования приёма мнемотехники на занятиях по развитию речи у дошкольников»
Введение.Детский сад – первое звено в системе народного образования. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского ...
Форма организации познавательной деятельности на уроках развития речи
Урок - это форма организации обучения, живая и гармоничная часть педагогического процесса....
Использование приёмов исследовательской деятельности на уроках бурятского языка
Использование приёмов исследовательской деятельности на уроках бурятского языка...