Использование приёмов исследовательской деятельности на уроках бурятского языка
учебно-методический материал
Использование приёмов исследовательской деятельности на уроках бурятского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование приёмов исследовательской деятельности на уроках бурятского языка | 28.42 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №26 г.Улан-Удэ»
Использование приёмов исследовательской деятельности на уроках бурятского языка
Бурятский язык в роли учебного предмета отличается тем, что обучение не подчиняется задаче овладения основами наук, а заключается в овладении новым средством межкультурного общения, инструментом приобретения новых знаний о мире.
Личностно-ориентированное воспитание средствами бурятского языка предполагает, с одной стороны, использование учебного общения, сотрудничества и активной творческой деятельности ученика на уроке, а с другой стороны, учителю необходимо включить ученика в реальную языковую коммуникацию, смоделировать процесс вхождения в культуру.
Сложность организации учебно-воспитательного процесса обучения бурятскому языку в школе состоит также в том, что овладение бурятским языком происходит при ограниченном количестве часов, когда на одного ученика приходится в среднем одна – две минуты говорения за урок. В основном, на уроке задача развития у учащихся речевых навыков и умений решается посредством выполнения большого количества языковых и речевых упражнений. Отсутствие у ученика мотивации, основанной на естественной потребности к общению на бурятском языке, а также не востребованность использования знаний и опыта по бурятскому языку в реальной жизни ограничивает достижение существенных результатов в обучении.
В этой связи внеурочная деятельность по бурятскому языку приобретает особую актуальность в достижении предметных, метапредметных и личностных результатов образования школьников. Именно во внеурочной деятельности становится возможным создание уникальной ситуации естественной языковой среды, способствующей не только освоению бурятского языка, но также возрастанию культурообразующей функции образования. Главным преимуществом внеурочной деятельности по сравнению с уроком является то, что направление образовательной деятельности свободно выбирается самим обучающимся на основе собственных интересов и потребностей.
Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС организуется по таким направлениям развития личности как художественно-эстетическое, научно-познавательное и проектная деятельность. Организация занятий по этим направлениям является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении. Содержание данных занятий должно формироваться с учётом пожеланий обучающихся и осуществляться посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования. Принципы чередования учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяется по школьному плану.
Для развития потенциала одарённых и талантливых детей с участием самих обучающихся могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируется индивидуальная траектория развития обучающегося.
Основная задача педагога при организации внеурочной работы по бурятскому языку – это развитие потребности школьников в использовании бурятского языка как средства общения, познания и социальной адаптации за пределами урока. Для решения данной задачи могут быть использованы ресурсы проектной, учебно-исследовательской деятельности, ориентированной на личность ученика, совместную деятельность и сотрудничество учащихся и педагогов.
Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях могут быть следующими:
- исследовательская практика учащихся по бурятскому языку;
- образовательные модули, события: походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля.
Образовательные модули, события предусматривают активную образовательную деятельность школьников, в том числе и исследовательского характера;
-встречи с носителями бурятского языка, представителями науки и образования, культуры, экскурсии в учреждения науки и образования, театры, музеи;
- участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях по бурятскому языку, в том числе дистанционных конкурсах, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.
Учебно-исследовательская деятельность по бурятскому языку позволяет обеспечить подлинную интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию у них универсальных учебных действий. Стержнем этой интеграции является системно-деятельностный подход как принцип организации образовательного процесса в основной школе. Особенностью учебно-исследовательской деятельности также является взаимосвязь с проектной деятельностью учащихся. Одним из видов учебных проектов является исследовательский проект, где при сохранении всех черт проектной деятельности обучающихся одним из её компонентов выступает исследование.
При этом необходимо соблюдать ряд условий:
- проект или учебное исследование должны быть выполнимыми и соответствовать возрасту, способностям и возможностям учащихся;
- для выполнения проекта должны быть все условия — информационные ресурсы, мастерские, библиотеки, музеи;
- обучающиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов и учебных исследований как в части ориентации при выборе темы проекта или учебного исследования, так и в части конкретных приёмов, технологий и методов, необходимых для успешной реализации выбранного вида проекта;
- необходимо обеспечить педагогическое сопровождение проекта как в отношении выбора темы и содержания (научное руководство), так и в отношении собственно работы и используемых методов (методическое руководство);
- необходимо наличие ясной и простой критериальной системы оценки итогового результата работы по проекту и индивидуального вклада;
- результаты и продукты проектной или исследовательской работы должны быть презентованы, получить оценку и признание достижений в форме конкурсной защиты, проводимой в очной форме путём стендовой защиты.
В документах ФГОС подчеркивается, что внеурочная деятельность - это не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Главное при этом – осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования. Поэтому важно помнить, что внеурочная деятельность не должна сводиться к набору формальных мероприятий, что усиливает объективно существующую в современной культуре тенденцию к изоляции детской субкультуры не только от взрослых, но и от старшего поколения детей и молодёжи.
Следовательно, все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.
Так, например, внеурочная деятельность по бурятскому языку может быть организована по разным направлениям:
- научно-познавательная деятельность школьников может быть организована в форме факультативов, кружков познавательной направленности, читательских студий, клубов юных музееведов, олимпиад, викторин и т. д. Содержание деятельности может охватывать аспекты краеведения, литературы изучаемого языка, искусства ведения дебатов и дискуссий.
- художественно-эстетическое направление внеурочной деятельности может быть представлено работой школьных театральных кружков, проведением выставок декоративно-прикладного и художественного искусства на бурятском языке, функционированием клубов песни (на бурятском языке).
- проектная деятельность по бурятскому языку может быть организована в форме рабочих групп во время празднования Белого месяца, Дня бурятского языка с привлечением носителей языка – поэтов, писателей, артистов, где в совместных проектах возможна реализация социально значимых проектов.
Проект – это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, афиш, рекламных проспектов, путеводителей, проведение интервью и исследований (с последующим оформлением), выпуск стенгазеты с необходимыми комментариями и т.д. Стараюсь разнообразить тематику, предварительно выясняю, что было бы интересно ребятам. Ребята 5-7 классов обычно предлагают темы «Моя семья», «Мои увлечения», «Любимые праздники» и т.п. Ребят постарше волнуют другие проблемы: «Религия» «Дружба», «Моя родословная» и др.
Проектная методика имеет большую практическую направленность, позволяет сочетать самостоятельную индивидуальную работу с групповой и коллективной работой; обеспечивает выход речевой деятельности в другие виды деятельности: трудовую, эстетическую; стимулирует самостоятельной поиск учащимися нужной информации; требует развития творческой фантазии для того, чтобы выигрышно организовать найденную информацию и представить ее другим. Метод проектов активизирует все стороны личности ученика: его интеллектуальную сферу, его типологические особенности и черты характера: целеустремленность, настойчивость, любознательность, трудолюбие, его коммуникативные умения, чувства и эмоции.
Особенностью такой деятельности является то, что в проекте все равны. Она посильна практически каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний в языке. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий – всё это даёт возможность ученику преодолеть стеснительность. Снижается боязнь ошибок. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения.
Если обратиться к нашему педагогическому опыту, то можно отметить, что мы применяем разные способы и формы работы с одаренными детьми. Так учебные занятия по бурятскому языку выстраиваются с максимальныой возможностью выявления и развития одарённых детей. Также активно привлекаю детей для участия в различных конкурсах. Ежегодно учащиеся участвуют в конкурсе «Дангина- Гэсэр», интеллектуальных играх «Гуламта», «Бамбарууш», в конкурсе чтецов, «Ёохор», традиционных фольклорных праздниках, в конкурсе «Эхэ хэлэн-манай баялиг», проводимой под эгидой Хамбо ламы Д.Аюшеева. Все эти участия в мероприятиях способствуют формированию мотивации достижения успеха, как творческих, так и в учебных интересов. Ведётся работа по привлечению детей к научно-исследовательской деятельности. Такие виды работы способствуют реализации индивидуализации обучения.
В пояснительной записке к образовательному модулю раскрываются цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по данному направлению внеурочной деятельности. Также обязательно отражается информация о продолжительности каждого занятия, о том, для детей какого возраста предназначена программа, об особенностях места проведения занятий, о видах деятельности, о психолого-педагогических принципах, на основе которых построено содержание программы, о содержании и методах деятельности, об ожидаемых результатах и о форме подведения итогов работы.
Учебно-тематический план составляется в виде таблицы, которая отражает название и последовательность изложения учебных тем, количество учебных часов (всего, на теоретические занятия и на практические занятия). Соотношение количества часов на проведение теоретических и практических занятий уточняется в соответствии с условиями в школе, интересами детей, уровнем их подготовленности, опытом педагога и др.
При организации внеурочной деятельности школьников обращаем внимание на различие между результатами и эффектами этой деятельности. Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности, т.е фактический результат, приобретение знаний о себе и окружающих, переживание ценностей, приобретение опыта самостоятельного действия по составленному плану. Эффект – это последствие результата. Например, приобретённое знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности распределяются по трём уровням.
Остановимся на рассмотрении воспитательных результатов на примере внеурочной деятельности «Образовательный модуль».
Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика с учителем как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта. Например, в проблемно-тематической беседе на бурятском языке о толерантности ученик не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Родина, Малая Родина, природа, мир, знания, труд, культура).Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
В связи с этим учителям рекомендуется инициировать и организовывать работу школьников с информацией воспитательного характера (о героизме и малодушии, нравственных и безнравственных поступках людей, классической и массовой культуре, экономических, политических, социальных проблемах общества). При исследовании и обсуждении данных вопросов эффективны внутригрупповые дискуссии, где приобретается опыт поведения в ситуации разнообразия взглядов, развивается умение уважать иные точки зрения, соотносить их со своей собственной.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которого немыслимо существование гражданина и гражданского общества. Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы в открытой общественной среде.
Так, например, участники рабочей группы, ансамбля, члены кружка могут организовать концерты на бурятском языке, петь песни, рассказывать стихотворения, ставить инсценировки по мотивам русских народных сказок «Колобок», «Репка», «Теремок» для младших классов, по мотивам произведений бурятских писателей для ветеранов школы в дни Белого месяца.
Такой подход позволяет создать единое образовательное и культурное образовательное пространство в школе, сменить статус неуспешного учащегося на успешного спортсмена, актёра, художника, расширить пространство детства и круг общения учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у обучающихся навыков научно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы приёмами критического мышления
Методика развивающего обучения приёмами критического мышления: теория и практика использования приёмов на уроках....
Использование элементов научно - исследовательской деятельности на уроках английского языка.
Обобщение опыта. 2010г....
Мастер-класс "Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках черкесского языка и литературы"
Данный мастер-класс я провела совместно с учителями школы и учащимися 6 класса. Я показала на практике как проводить проектную и исследовательскую работу с учащимися, ознакомила с этапами работы над п...
Использование приёмов рефлексивной деятельности на уроке развития речи в 7 классе.
Уроки развития речи в современном процессе образование не менее важны, чем другие типы уроков. Общеизвестно, что задача формирования коммуникативных умений школьников напрямую связана с их успешной уч...
Формирование у обучающихся навыков исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы приёмами критичекого мышления.
Статья подробно рассказывает о стадиях и некоторых приёмах критического мышления, характерных для каждой из них. А также о влиянии приобретенных навыков на формирование высокоинтеллектуальной, социали...
«Формирование филологической компетентности и языковой культуры речи учащихся через использование проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы»
Основные разделы данной работы посвящены формулировке проблемы, объекта и предмета педагогического исследования, постановке его цели и задач, определению актуальности, научности, новизны и практическо...