Рабочая программа по русскому языку 8-9 классы
рабочая программа по русскому языку на тему

Дехтяренко Вадим Вячеславович

11 класс - 1 час, 12 класс - 2 часа в неделю. Заочная форма обучения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11-12_klass_russkiy_yazyk.doc290 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе

Приказа Министерства образования РФ от 09.03.2004г №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»,

Государственного стандарта среднего (полного) образования по русскому языку, утвержденного приказом МО РФ от 05.03.04.г. №1089 («Вестник образования» №12-14, июнь-июль 2004г.),

Положения о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении (в редакции постановления Правительства РФ от 09.09.1996г. №1058),

Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень). Сборник нормативных документов МО РФ. Сост. Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г. – М., Дрофа, 2007,

Программы по русскому языку 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.   – М., Просвещение, 2008.

УМК:

1  Учебник: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.  Русский язык.  Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение», 2008.

2 Методические рекомендации: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык.  Грамматика. Текст. Стили речи»  для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение», 2008

3   Пособие: Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. - М., «Просвещение», 2008.

4  Учебник: Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык.  10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение», 2008.

Курс русского языка в XI-XII классах направлен на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

В соответствии с целями преподавания русского языка, основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:

- дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;

- закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;

- закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;

- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;

- развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические  высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа  с различными информационными источниками.

По сравнению с   обязательным минимумом  содержания среднего (полного) общего образования  1999 года данная рабочая программа содержит ряд принципиальных новшеств, определяющих концептуальную новизну курса русского языка в XI-XII классах. К таким новшествам относятся: 1) изменение концепции преподавания (приоритеты, подходы); 2) значительное обновление содержания образования (расширение тем)

Концептуальная новизна курса русского языка в XI-XII классах состоит в том, что  на базовом уровне обучения русскому языку решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности.  Предлагаемая рабочая программа  обеспечивает в процессе изучения русского языка  формирование и  совершенствование  общеучебных умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих  развитие речемыслительных способностей: коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию) и создаёт условия  для развития  общекультурного уровня  старшеклассника, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.

Данный вариант рабочей программы, целиком базирующийся на основе федерального компонента государственного стандарта среднего ( полного) общего образования, отличается от авторской программы А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой тем, что в неё дополнительно включены темы, предписанные федеральным компонентом стандарта:

« Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации», «Культура учебно-научного и делового общения », « Культура разговорной речи», «Культура публичной речи», «Информационная переработка текста», « Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго)», «Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике», «Синонимия в системе русского языка», «Словари русского языка и лингвистические справочники, их использование», «Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур», «Соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общения».

 Освоение тем, предусмотренных федеральным компонентом государственного стандарта, связанных с оценкой коммуникативных качеств и эффективности речи, с развитием навыков  использования различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста, с развитием навыков диалогической и монологической речи, с совершенствованием умений и навыков  создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров осуществляется в практическом применении непосредственно на уроках русского языка в процессе выполнения специально подобранных заданий.

Ярко выраженной особенностью данной программы является её практическая направленность. На старшей ступени обучения (X-XII классы)  подростки проявляют интерес к выбору профессии, профессиональной  ориентации, строят планы на будущее. В связи с этим одной из задач обучения на данном этапе является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.  Предлагаемая рабочая программа  предусматривает  углубление  и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, коммуникативных качествах речи, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии  с условиями и задачами общения. Особое внимание в программе уделяется научному, публицистическому и художественному стилям речи, практическому овладению учениками данными стилями;  это  связано с практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с обучением и  окончанием школы, вступлением в активную самостоятельную жизнь (владение языком таблиц, схем, рекламы, умение создавать текст в различных научно-популярных вариантах, овладение культурой публичной речи).

Общее содержание рабочей программы направлено на повторение и углубление знаний учащихся по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике; дальнейшее совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся, изучение лингвистики текста,  а также закрепление и расширение знаний о коммуникативных качествах речи, об основных нормах современного русского языка, так как овладение основными нормами русского литературного языка способствует формированию умений опознавать, классифицировать, оценивать языковые факты с точки зрения нормативности, целесообразности их употребления в речи, что является необходимым условием успешной коммуникации.

Разделы курса

1

Русский язык в современном мире.

4 часов

2

Культура речи.

22 часа

3

Формирование коммуникативной компетенции.

9 часов

4

Культура речи.

29 часов

5

Формирование коммуникативной компетенции.

20 часов

6

Культура речи.

2 часа

7

Повторение.

11 часов

Формы обучения:

Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи.

Методы и приёмы  обучения:

- обобщающая беседа по изученному материалу;

- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

 - виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа ит.д);

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

- изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;

- письмо под диктовку;

- комментирование орфограмм и пунктограмм.

Виды деятельности учащихся на уроке

- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- взаиморецензирование;

- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

- лингвистический анализ языковых явлений и  текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др;

- аудирование;

- информационная переработка устного и письменного текста:

   составление плана текста;

   пересказ текста по плану;

   пересказ текста с использованием цитат;

   переложение текста;

   продолжение текста;

   составление тезисов;

   редактирование;

-создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;

 реферирование;

докладирование;

рецензирование;

аннотирование и т.д.

- создание  устных высказываний  различных типов и жанров в учебно-научной,  социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;

- участие в дискуссии;

- создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;

- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;

-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.

Требования к уровню
подготовки выпускников

По окончании XII класса учащиеся должны:

знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной-
  •  учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:

- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;

- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;

- учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности  в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.

Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.

        Нормы оценки сочинений        

Ниже приводится фрагмент единственного нормативного документа, определяющего критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся, уровень владения которыми выявляется в письменных работах выпускников основной школы. (Документ в полном виде опубликован в сборнике “Программно-методические материалы. Русский язык.”. — М., 2001.)

С помощью сочинений и изложений проверяются:

1) умение раскрывать тему;

2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

разнообразие словаря и грамматического строя речи;

стилевое единство и выразительность речи;

число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2)степень осознанности, понимания изученного; 3)языковое оформление ответа. Ответ на теоретический вопрос  оценивается по традиционной пятибалльной системе. 

Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры; 3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.    

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
[1]

содержание, обеспечивающее формирование
Коммуникативной компетенции

Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.

Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи **[2].

Развитие навыков монологической и диалогической речи.

Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста.

Информационная переработка текста.

Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.

Учебно-научный, деловой, публицистический стили, разговорная речь, язык художественной литературы. Их особенности.

Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Написание доклада, реферата, тезисов, рецензии. Составление деловых документов различных жанров (расписки, доверенности, резюме).

     Культура публичной речи **.

     Культура разговорной речи.

содержание, обеспечивающее формирование
языковой и Лингвистической (языковедческой)
компетенций

Русский язык в современном мире.

Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие,  народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).

Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике.

         Литературный язык и язык художественной литературы **.

         Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.

         Синонимия в системе русского языка.

         Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование.

         Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков.

    Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.

содержание, обеспечивающее формирование
Культуроведческой компетенции

Взаимосвязь языка и культуры.

Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов.

Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.

Соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общения.


Календарно-тематическое планирование 12 класс (72 часа)

Тема

Элементы содержания

Тип урока, вид контроля

Межпредметные связи

Средства обучения

Домашнее задание

к-во часов

Дата

План

Факт

1

Модуль 1. Культура речи. (29 часов)

2

Обобщающее повторение синтаксиса.

Грамматические нормы. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Правильное построение предложений.

Урок-практикум

МХК

Инфор-ка

Учебник, дидактический материал, словари, справочники, проектор, схемы, таблицы

(1) С. 102

Упр. 207

1

3

Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов.

Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления.

Урок-исследование

Литер-ра

МХК

Учебник, дидактический материал, словари, справочники

Упр. 209

1

4

Некоторые случаи согласования в числе сказуемых с подлежащим.

Нормативное согласование сказуемого с подлежащим.

Урок-исследование

История

МХК

Учебник, дидактический материал, схемы, таблицы, тексты

Упр. 211

1

5

Именительный и творительный падежи в сказуемом.

Нормативное употребление форм слова.

Комбинированный урок

Литер-ра

МХК

Общество

Учебник, дидактический материал, схемы, таблицы, тексты

Упр. 227

1

6

Диагностическая работа по изученному в 10 классе материалу.

Урок-практикум

МХК

Словари, справочники

1

7

Пунктуационные нормы.

Принципы и функции русской пунктуации. Разделы русской пунктуации.

Повторительно-обобщающий урок

Общество

Учебник, дидактический материал, схемы, таблицы, тексты

Упр. 226

1

8

Тире между подлежащим и сказуемым.

Нормативное согласование сказуемого с подлежащим.

Урок-беседа

Литер-ра

МХК

Учебник, дидактический материал, таблицы, тексты

Упр. 208

1

9

Управление при словах, близких по значению.

Нормативное постро-ение словосочетаний по типу управления.

Урок-исследование

МХК

Общество

Учебник, дидактический материал, тексты

Упр. 210

1

10

11

Однородные члены предложения и пунктуация при них.

Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности.

Повторительно-обобщающий урок

Литер-ра

МХК

Общество

Учебник, дидактический материал, таблицы, тексты

Упр. 233

2

12

Однородные и неоднородные определения.

Урок-беседа

Литер-ра

МХК

Учебник, дидактический материал, схемы, таблицы, тексты

Упр. 237

1

13

Контрольный диктант

Урок-практикум

МХК

Словари, справочники

1

14 15

Обособление определений.

Пунктуация при обо-соблении. Правильное построение предложе-ний с обособленными членами

Комбинированный урок

Литер-ра

МХК

Учебник, дидактический материал, схемы, таблицы, тексты

Упр. 232

2

16

Синонимика простых предложений с обособленными определениями.

Синонимика с придаточными определительными.

Урок-беседа

Литер-ра

МХК

Учебник, дидактический материал, схемы, таблицы, тексты

Упр. 238

1

17 18

Приложение и их обособление.

Пунктуация при обо-соблении. Правильное построение предложе-ний с обособленными членами

Комбинированный урок

Литер-ра

МХК

Учебник, дидактический материал, схемы, таблицы, тексты

Упр. 243

2

19

Обособление обстоятельств.

Пунктуация при обо-соблении. Правильное построение предложе-ний с обособленными членами

Комбинированный урок

Литер-ра

МХК

Учебник, дидактический материал, таблицы, тексты

Упр. 241

1

20

Обособление дополнений.

Пунктуация при обо-соблении. Правильное построение предложе-ний с обособленными членами

Комбинированный урок

Литер-ра

Учебник, дидактический материал, схемы, таблицы, тексты

Упр. 235

1

21

Пунктуация при вводных и вставных конструкциях.

Пунктуация при обо-соблении. Правильное построение предложе-ний с обособленными членами

Урок-практикум

Литер-ра

МХК

Общество

Учебник, дидактический материал, таблицы, тексты

Упр. 234

1

22

Пунктуация при обращениях.

Пунктуация при обо-соблении. Правильное построение предложе-ний с обособленными членами

Урок-практикум

Литер-ра

МХК

Общество

Учебник, дидактический материал, схемы, таблицы, тексты

Упр. 263

1

23

Слова-предложения и выделение междометий в речи.

Урок-исследование

Литер-ра

МХК

Общество

Учебник, дидактический материал, схемы, таблицы, тексты

Упр. 264

1

24

Интонация и ее роль в предложении.

Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые ва-рианты произношения

Урок-лекция

Литер-ра

МХК

Общество

Учебник, дидактический материал, схемы, таблицы, тексты

Упр. 262

1

25

Порядок слов в предложении.

Нормативное постро-ение словосочетаний по типу согласования, управления.

Урок-беседа

Литер-ра

МХК

Учебник, дидактический материал, тексты

Упр. 236

1

26 27

Изложение публицистического стиля с творческим заданием.

Урок развития речи

Литер-ра

Общество

Словари, справочники, тексты

2

28

Авторское употребление знаков препинания.

Пунктуационные нормы.

Урок-лекция

Литер-ра

МХК

Учебник, дидактический материал, тексты

Упр. 264

1

29

Виды синтаксического разбора.

Повторительно-обобщающий урок

Литер-ра

Учебник, схемы, таблицы, тексты

Упр. 265

1

Модуль 2. Формирование коммуникативной компетенции. (20 часов)

1

30

Публицистический стиль речи.

Сферы использования, назначение. Признаки публицистического стиля. Овладение куль-турой публичной речи. Композиция публично-го выступления. Выбор языковых средств офо-рмления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения.

Урок-лекция

История

МХК

Общество

Учебник, дидактический материал, схемы, таблицы, тексты

Упр. 339

1

31

Особенности публицистического стиля и используемые в нем средства эмоциональной выразительности.

Урок-исследование

История

Литер-ра

МХК

Общество

Учебник, проектор, схемы, таблицы, тексты

(1) С. 196

Упр. 340

1

32

Жанры публицистического стиля.

Путевой очерк, портретный очерк, проблемный очерк.

Урок-беседа

МХК

Общество

Инфор-ка

Учебник, дидактический материал, схемы, тексты

Упр. 385

1

33

Устное выступление. Доклад. Дискуссия.

Правила деловой дискуссии. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала.

Комбинированный урок

МХК

Общество

Учебник, дидактический материал, словари, справочники, тексты

(1) С. 229

Упр. 397

1

34

Официально-деловой стиль.

Признаки стиля. Основные жанры.

Урок-лекция

МХК

Общество

Инфор-ка

Учебник, словари, тексты

Упр. 458

1

35 36

Изложение публицистического стиля с элементами сочинения.

Урок развития речи

Литер-ра

МХК

Общество

Словари, справочники, тексты

2

37

Художественный стиль речи.

Общая характеристика. Отличие от других разновидностей современного русского языка.

Урок-лекция

История

Литер-ра

МХК

Общество

Учебник, дидактический материал, схемы, таблицы, тексты

(1) С. 310

Упр. 497

1

38

Роль языка в художественном произведении

Анализ языковых особенностей жанра.

Урок-исследование

Литер-ра

МХК

Общество

Учебник, дидактический материал, схемы, тексты

Упр. 499

1

39

Виды тропов и стилистических фигур.

Образность, широкое использование изобра-зительно-выразитель-ных средств, а также языковых средств дру-гих функциональных разновидностей языка.

Повторительно-обобщающий урок

Литер-ра

МХК

Учебник, дидактический материал, словари, справочники, проектор, схемы, тексты

Упр. 516

1

40

Урок-практикум. Анализ лирического произведения.

Урок-практикум

Литер-ра

МХК

Общество

Учебник, дидактический материал, словари, справочники, схемы, тексты

Упр. 517

1

41 42

Сочинение на тему: «Мое восприятие и истолкование стихотворения»

А Вознесенский «Живите не в пространстве, а во времени…

Урок развития речи

Литер-ра

МХК

Общество

Словари, справочники, тексты

2

43

Виды сложных предложений.

Повторительно-обобщающий урок

Литер-ра

МХК

Общество

Учебник, дидактический материал, схемы, таблицы, тексты

Упр. 239

1

44

Знаки препинания в сложносочиненном предложении (повторение).

Пунктуационные нормы.

Урок-практикум

Литер-ра

МХК

Учебник, дидактический материал, схемы, таблицы, тексты

Упр. 240

1

45 46

Изложение по тексту художественного стиля.

Урок развития речи

Литер-ра

МХК

Общество

Словари, справочники, тексты

2

47

Пунктуация в предложениях с союзом И.

Пунктуационные нормы.

Урок-практикум

История

МХК

Общество

Учебник, дидактический материал, тексты

Упр. 244

1

48

Основные группы сложноподчиненных предложений.

Правильное построение предложений с обособ-ленными членами, придаточными частями. Синонимия грамма-тических форм и их стилистические и смысловые возможности.

Повторительно-обобщающий урок

История

Литер-ра

МХК

Общество

Учебник, дидактический материал, проектор, схемы, таблицы, тексты

Упр. 245

1

49

СПП с придаточными изъяснительными.

Урок-исследование

Литер-ра

МХК

Общество

Учебник, дидактический материал, схемы, таблицы, тексты

Упр. 247

1

50

СПП с придаточными определительными.

Урок-исследование

Литер-ра

МХК

Общество

Учебник, дидактический материал, схемы, таблицы, тексты

Упр. 249

1

51

СПП с придаточными обстоятельственными.

Урок-исследование

Литер-ра

МХК

Общество

Учебник, дидактический материал, схемы, таблицы, тексты

Упр. 251

1

52

Знаки препинания в СПП с одним придаточным.

Пунктуационные нормы.

Урок-практикум

Литер-ра

МХК

Общество

Учебник, дидактический материал, тексты

Упр. 232

1

53

Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными.

Пунктуационные нормы.

Урок-практикум

Литер-ра

МХК

Общество

Учебник, дидактический материал, тексты

Упр. 253

1

54

Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами как, что, чем, и СПП.

Пунктуационные нормы.

Урок-практикум

Литер-ра

МХК

Общество

Учебник, дидактический материал, тексты

Упр. 254

1

55 56

Разговорный стиль речи (урок-семинар). Признаки разговорной речи.

Признаки разговорной речи.

Урок-семинар

Литер-ра

МХК

Общество

Учебник, дидактический материал, словари, справочники

Упр. 477

2

57

Контрольный диктант.

Урок-практикум

Литер-ра

МХК

Общество

Словари, справочники

1

58

Анализ контрольного диктанта.

Комбинированный урок

Инфор-ка

Словари, справочники

Упр. 480

1

59

Невербальные средства общения.

Овладение речевой культурой исполь-зования технических средств коммуникации

Урок-лекция

Литер-ра

МХК

Общество

Учебник, дидактический материал, словари, справочники

1

Модуль 3. Культура речи.

(2 часа)

1

60

Язык как система.

Основные уровни и единицы языка. Взаимосвязь различных уровней и единиц языка.

Повторительно-обобщающий урок

Литер-ра

МХК

Общество

Инфор-ка

Учебник, словари, справочники, проектор, схемы, таблицы

(1) С. 131

Упр. 268

1

61

Нормы современного русского литературного языка.

Нормативные словари русского языка и лингвистические справочники.

Урок-лекция

История

Литер-ра

МХК

Общество

Учебник, словари, справочники, проектор, тексты

Упр. 269

1

Модуль 4. Повторение. (11 часов)

1

62 63

Систематизация знаний, умений по разделу «Фонетика. Графика. Орфоэпия».

Фонетический разбор слова. Выразительные средства русской фонетики.

Повторительно-обобщающий урок

История

МХК

Учебник, дидактический материал, словари, справочники, проектор, схемы

(1) С. 6

Упр. 1

2

64 65

Сочинение на основе художественного произведения.

Урок развития речи

Литер-ра

МХК

Словари, справочники, тексты

2

66

Повторение. Морфология и орфография.

Морфологический разбор слов.

Урок-практикум

Литер-ра

МХК

Учебник, дидактический материал, словари, схемы, таблицы

(1) С. 67

Упр. 135

1

67

Обобщающее повторение орфографии и словообразования.

Словообразование зна-менательных частей ре-чи. Словообразователь-ный анализ слов как од-но из средств овладе-ния орфографическими нормами.

Повторительно-обобщающий урок

История

Литер-ра

Общество

Учебник, дидактический материал, словари, схемы, тексты

(1) С. 55

Упр. 96

1

68

Морфемный и словообразовательный разбор

Урок-практикум

История

Литер-ра

МХК

Учебник, дидактический материал, словари, справочники, схемы, таблицы,

Упр. 101

1

69

Обобщающее повторение пунктуационных норм и правил.

Пунктуационные нормы.

Повторительно-обобщающий урок

Литер-ра

МХК

Общество

Учебник, дидактический материал, проектор, схемы, таблицы

(1) С. 102

Упр. 242

1

70

Итоговая контрольная работа.

Урок-практикум

Литер-ра

МХК

Словари, справочники

1

71

Анализ контрольной работы.

Комбинированный урок

Инфор-ка

Учебник,  словари, справочники

Упр. 260

1

72

Синтаксический разбор.

Итоговый урок

Повторительно-обобщающий урок

МХК

Общество

Учебник, дидактический материал, схемы, таблицы, тексты

1


Тематика рефератов

 

1 Рефераты о выдающихся учёных-лингвистах: « Русский лингвист Ф.Ф.Фортунатов. Учение  о грамматической форме слова», «В.И.Даль. Хождение за словом. «Толковый словарь живого великорусского языка»  и другие.

2 Рефераты о языке и речи:

« Язык есть исповедь народа» Отражение культуры в русском языке»

« Исторический путь русского языка»

«Графика и орфография. Реформы и реформаторы»

 «Язык средств массовой коммуникации»

«Речевой этикет. Антиэтикетное речевое поведение»

«Язык и власть»

«Русский язык в международном общении»

« Русский язык в межнациональном общении»

« Вопросы экологии языка»

«Языковая литературная норма, её типы»

«Роль А.С. Пушкина в преобразовании русского литературного языка» и другие.

Литература для учителя

1. Учебник: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.  Русский язык.  Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение», 2006.

2. Методические рекомендации: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык.  Грамматика. Текст. Стили речи»  для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение», 2007

3. Пособие: Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. - М., «Просвещение», 2008.

4. Учебник: Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык.  10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение», 2008.

5. Дейкина  А.Д.   Обучение  и  воспитание  на  уроках  русского  языка.

6. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка.-М.,1988

7. Казарцева О.М. Культура речевого общения.-М.,2003.

8. Озеров Ю.А. Экзаменационное сочинение на литературную тему. Пособие для поступающих в вузы.- М., 1994

9. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А.  Современный русский язык.–М., 1994.

10. Русский  язык: Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому  языку за курс основной школы.9 класс. – М., 2002.

11. Тихонов А.Н. Словарь русских личных имён. – М.,1995

12. Ткаченко Н.Г. Русский язык. Диктанты.-М., 1999

Литература для учащихся

13. Квятковский  А.П.  Школьный  орфоэпический  словарь. – М.,  1998.

14. Крысин  Л.П.  Толковый  словарь  иноязычных  слов. – М.,  1998.

15. Крысин  Л.П.  Школьный  словарь  иностранных  слов. – М.,  1997.

16. Мокиенко В.М.  Загадки  русской  фразеологии. – М.,  1990.

17.  Солганик Г.Я.  Стилистика  русского  языка: Учеб. пособие  для

общеобразоват.  учеб. заведений(10-11 кл.). – М.,   1996.

18.  Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В.    Школьный   фразеологический

словарь  русского  языка: Значение  и  происхождение  словосочетаний. – М., 1997

19. Энциклопедия  для  детей,   том 10: Языкознание. Русский  язык. – М.,  1998.


[1]         Основные компоненты Обязательного минимума содержания для образовательных учреждений с русским языком обучения и с родным (нерусским) языком обучения едины. Специфические темы для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения указаны в разделе «Материал для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения».

[2]         Материал, отмеченный **, не подлежит изучению в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (к учебнику "Русский язык" Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко, Г. Н. Владимирская)

Рабочая программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений Граник Г. Г. и др. Русский язык. 5-9 классы / Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко, Г. Н. Владимирская. – М.: ОЛМА М...

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

КТП по русскому языку 5 класс. Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы (ФГОС ООО)

КТП по русскому языку 5 класс Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...