урок русского языка 11 кл. (подготовка к ЕГЭ)" Вводные слова и знаки препинания при них"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)

Штергер Виктория Александровна

Урок разработан с пименение ИКТ ( разработка, презентация)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vvodnye_slova_pod_ege_moy.docx178.63 КБ
Файл vvodnye_slova.pptx1.1 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка  «Вводные слова и знаки препинания при них» ( урок подготовки к ЕГЭ)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  Ягодинская средняя общеобразовательная школа

Кондинского района, Ханты- Мансийского Автономного округа- Югры

ФИО педагога: Штергер Виктория Александровна (учитель  русского языка и литературы)

Задачи урока:

Обучающая:

 Актуализировать   материала о вводных словах,закрепить изученное,  отработать  умения отличать вводные слова от членов предложения,проконтролировать степень усвоения знаний с помощь тестового материала.

 Развивающая:

Развивать речь, умение анализировать, сопоставлять, формулировать выводы. Совершенствовать навыки решения тестового материала , пунктуационную грамотность учащихся.

 Воспитательная:

 Воспитывать интерес и бережное отношение к языку. Формировать мировоззрение и творческие способности учащихся.

Формы работы: фронтальная, поисковая, индивидуальная, самостоятельная .

Метод приемы : работа с электронным заданием (тестирование), беседа по вопросам

Обородувание: компьютер, проектор, экран,  диск « Русский язык ЕГЭ- 2012. Электронный тренажер»

Технологическая карта урока

Этап  урока

Цель

Содержание деятельности

Учителя.

Содержание деятельности учащихся.

1 этап.

Организационный.

Цель:

Создание условий для мотивационной готовности и положительного настроя детей на работу.

Подготовка класс для проведения урока. Приветствие учащихся.

- Во-первых, здравствуйте!

- Во-вторых, садитесь.

- В- третьих, определите тему нашего урока,прочитав предложения на слайде.

(Слайд №1)

 

1.Организуют рабочее место;

2.Приветствуют учителя;

3.Положительно настраиваются на урок.

2 этап.

Целеполагание.

Цель:

побуждение к активной работе на уроке, самостоятельному определению темы, цели.

- Что станет предметом нашего разговора на уроке?

- Верно.

-Запишите тему урока в тетради.

(слайд № 2)

Вводные слова и знаки препинания при них.

-Сформулируйте цель урока.

(Слайд № 3)

Читают предложения. Делают выводы о теме урока.

 (Записывают тему урока.)

-повторить и систематизировать материал о вводных словах

и пунктуации при них.

3 этап.

Мотивация

(слайд № 4)

Тема «Вводные слова» входит в КИМ итоговой работы в формате ЕГЭ  в часть А, задание А-22.

Обратим  внимание на формулировку задания и рекомендации ФИПИ.

Знакомство  с аналитическим отчетом ФИПИ

(формулировка и содержание задания А 22)

4.Актуализация опорных знаний.

Цель:

повторение ранее изученного материала.

- Вспомните, какие слова называются вводными?

(Слайд №5)

-Какие значения имеют вводные слова?

 В таблице заполнена только 2 колонка, учащиеся должны восстановить содержание 1 самостоятельно.

 (слайд №6)

Значения вводных слов

Примеры

1. Слова, выражающие чувства (сожаление, радость, удивление и т. д.)

к сожалению, к счастью, к несчастью, к радости

2. Слова, выражающие оценку реальности (возможность, невозможность, уверенность, предположение)

конечно, возможно, вероятно, очевидно, несомненно, наверное

3. Слова, указывающие на источник сообщения

говорит, по-моему, по-твоему, по вашим словам, по сообщению

4. Слова, указывающие на последовательность мыслей, их связь

во-первых, во-вторых, итак, наконец, следовательно

5. Слова, употребляемые с целью привлечения внимания (цель — внушить собеседнику определенные отношения к сообщаемому)

видишь ли, простите, допустим, предположим

6. Слова, указывающие на приемы и способ оформления мысли

словом, одним словом, иначе говоря, вообще, вернее, точнее, как говорится

7. Слова, указывающие меру того, о чем говорится в сообщении

по крайней мере, самое большее

8. Слова, выражающие экспрессивность

честно говоря, смешно сказать, по правде, по правде сказать, не в обиду будь сказано

9. Слова, выражающие степень обычности того, о чем говорится

бывало, по обычаю, по обыкновению

-  при помощи чего в устной и письменной речи выделяются вводные слова?

- Как найти вводные слова в тексте?  Как отличить вводные слова от членов предложения ?

(Слайд  № 7)

Вводные слова- слова, грамматически не связанные с предложением. При помощи вводных слов говорящий выражает свое отношение к сообщаемому.

В споминают группы вводных слов, заполняют таблицу.

- вводные слова в устной речи выделяются интонационно, на письме при помощи запятых.

1.- к вводным словам нельзя задать вопрос от других слов

2.- нельзя определить грамматическую связь с другими членами предложения.

3.-можно заменить другим вводным словом  близкими по значению.

5. Этап

Открытие новых знаний.

 Цель:

Создание условий для развития учебно- интеллектуальных умений, способностей применять учебный материал в новой ситуации.

Разберем материал, представляющий наибольшие трудности для учащихся в задании А-22.

А)

(Слайд №8)

 

Б)-Стоит обратить внимание на слова НАКОНЕЦ, ЗНАЧИТ, ОДНАКО, ВООБЩЕ

(Слайд №8)

Вводные слова:                                           Не вводные слова                                      

синонимично слову еще;

 содержит оценку факта

НАКОНЕЦ

имеет значение «напоследок», «в результате всего», «после всего»

синонимично словам  следовательно, стало быть

ЗНАЧИТ

синонимично слову означает

стоит в середине предложения или в конце предложения

ОДНАКО

стоит в начале предложения и равно по значению союзу но

Синономично слову- вообще  говоря

ВООБЩЕ

Синонимично словам

В общем,

Всегда, совсем. В целом, ни при каком условии

Применим теоретические знания на практике.

Расставьте знаки препинания в предложениях с омонимичными словами.

 (слайд № 9)

1. Дождь однако зарядил

     надолго.

     Дождь, однако, зарядил надолго.

2. Луна взошла однако нам ее не было видно.

    Луна взошла, однако  (= НО)нам ее не было видно.

 В) Часто неправильно выделяются вводные слова, если перед ним стоит союз А, НО.

  (слайд № 10)

Если союз составляет с вводным словом одно целое, то он не отделяется знаком препинания. (нельзя переставит без союза)

Если вводное слово можно  переставить без союза, не нарушая смысл предложения, то запятая ставится.

 (слайд № 11)

  1. Он дал слово а следовательно должен его держать.

Он  дал слово , а следовательно, должен его держать.

  1. Командир- человек требовательный но без сомнения справедливый.

Командир – человек требовательный, но, без сомнения, справедливый.

 

 Знакомятся с трудностями выполнения задания А-22.

Лексическая работа.

(Анализирую предложения.)

6.Закрепление.

Цель: Отработать навык применения теоретических знаний при работе с тестовым материалом.

Повторив теоретический материал, перейдем к практической работе.

Сначала, разберем задание вместе.

(Слайд содержит несколько примеров задания А-22.  Совместная работа класса.).

 (слайд № 12)

Перед выполнением задания  обратим внимания на алгоритм действия.

 (слайд № 13)

  Тренировочный тест ( слайд № 14- 18)

- Думаю, что теперь каждый из вас готов к самостоятельной работе. Включите тренажер , пройдите тест А22 самостоятельно.

 (слайд № 19)

Работа с тестом.

7. Этап

Рефлексивно- оценочный

Цель:

Выявить степень усвоения материала каждым учащимся.

- В конце нашего урока я предлагаю вам работу с текстом.

Заполните пропуски вводными словами, подходящими по смыслу.(не забывайте о знаках препинания)

(слайд  №20)

Мы_______________________ ответственно готовимся к экзамену.

___________________________мы регулярно повторяем ранее изученный материал на уроках русского языка.

___________________________  на  элективе и консультации мы работаем с тестами ЕГЭ.

___________________________  мы уделяем внимание самостоятельной подготовке к экзамену дома.

___________________________мы_______________________ сдадим экзамен хорошо!

(Предлагаю одному из учеников класса напечатать этот текст и спроецировать на экран.)

- Ребята, на партах у вас лежат оценочные листы, заполните их.

- я все понял (а)

- испытывал (а ) затруднения

-могу применить на практике

Работа с текстом.

8 этап

Домашнее задание.

Цель: создать условия для закрепления знаний, полученных на уроке.  

- Ваше домашнее задание- тематический тест  задания А-22 .

- Спасибо за урок!

(слайд № 21)

(Слайд№ 22)

Памятка к решению задания  А- 22

Группы вводных слов

Примеры

1. Слова, выражающие чувства

к сожалению, к счастью, к несчастью, к радости 

2. Слова, выражающие оценку реальности (степень уверенности)

конечно, возможно, вероятно, очевидно, несомненно, наверное 

3. Слова, указывающие на источник сообщения

говорит, по-моему, по-твоему, по вашим словам, по сообщению 

4. Слова, указывающие на последовательность мыслей, их связь

во-первых, во-вторых, итак, наконец, следовательно

5. Слова, употребляемые с целью привлечения внимания

видишь ли, простите, допустим, предположим 

6. Слова, указывающие на приемы и способ оформления мысли

словом, одним словом, иначе говоря, вообще, вернее, точнее, как говорится 

7. Слова, указывающие меру того, о чем говорится в сообщении

по крайней мере, самое большее 

8. Слова, выражающие экспрессивность

честно говоря, смешно сказать, по правде, по правде сказать, не в обиду будь сказано 

9. Слова, выражающие степень обычности того, о чем говорится

бывало, по обычаю, по обыкновению 

  • Различай вводные слова и омонимичные слова.

ВВОДНЫЕ СЛОВА

НЕ ВВОДНЫЕ СЛОВА

синонимично слову еще;  содержит оценку факта 

НАКОНЕЦ 

имеет значение «напоследок», «в результате всего», «после всего» 

синонимично словам  следовательно, стало быть 

ЗНАЧИТ 

синонимично слову означает 

стоит в середине предложения или в конце предложения

ОДНАКО 

стоит в начале предложения,  равно по значению союзу но 

Синономично слову- вообще  говоря 

ВООБЩЕ 

Синонимично словам

В общем, Всегда, совсем. В целом, ни при каком условии 

  • Часто неправильно выделяются вводное слово, если перед ним стоит союз А, НО.

 -Если союз составляет с вводным словом одно целое, то он не отделяется знаком препинания.

-Если вводное слово можно  переставить без союза, не нарушая смысл предложения, то запятая ставится.

  • Алгоритм.
  1. Вспомни, не относится ли слово, которое ты считаешь вводным, к тем словам, которые не выделяются запятыми.
  2. Вспомни значения вводных слов.
  3. Убери его из предложения, если смысл не поменялся, значит это вводное слово(выдели запятыми).
  4. Попробуй задать вопрос. Если вопрос задать нельзя, значит это вводное слово(выдели запятыми)
  5.  вспомни трудные случаи, чтобы верно расставить знаки препинания.

Мы,_______________________,  ответственно готовимся к экзамену.

___________________________, мы регулярно повторяем ранее изученный материал на уроках русского языка.

___________________________,  на  элективе и консультации мы работаем с тестами ЕГЭ.

___________________________,  мы уделяем внимание самостятельной подготовке к экзамену дома.

___________________________, мы,_______________________, сдадим экзамен хорошо!

Мы,_______________________,  ответственно готовимся к экзамену.

___________________________, мы регулярно повторяем ранее изученный материал на уроках русского языка.

___________________________,  на  элективе и консультации мы работаем с тестами ЕГЭ.

___________________________,  мы уделяем внимание самостятельной подготовке к экзамену дома.

___________________________, мы,_______________________, сдадим экзамен хорошо!

Мы,_______________________,  ответственно готовимся к экзамену.

___________________________, мы регулярно повторяем ранее изученный материал на уроках русского языка.

___________________________,  на  элективе и консультации мы работаем с тестами ЕГЭ.

___________________________,  мы уделяем внимание самостятельной подготовке к экзамену дома.

___________________________, мы,_______________________, сдадим экзамен хорошо!

Мы,_______________________,  ответственно готовимся к экзамену.

___________________________, мы регулярно повторяем ранее изученный материал на уроках русского языка.

___________________________,  на  элективе и консультации мы работаем с тестами ЕГЭ.

___________________________,  мы уделяем внимание самостятельной подготовке к экзамену дома.

___________________________, мы,_______________________, сдадим экзамен хорошо!

Мы,_______________________,  ответственно готовимся к экзамену.

___________________________, мы регулярно повторяем ранее изученный материал на уроках русского языка.

___________________________,  на  элективе и консультации мы работаем с тестами ЕГЭ.

___________________________,  мы уделяем внимание самостятельной подготовке к экзамену дома.

___________________________, мы,_______________________, сдадим экзамен хорошо!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вдруг , к нашей радости, на горизонте мы увидели корабль. Горный воздух , безусловно, действует благотворно на здоровье человека. По предположению синоптиков, зима будет снежная. Наконец, поспела полевая клубника. Закрывайте , пожалуйста, двери!

Слайд 2

Вводные слова и знаки препинания при них.

Слайд 3

Цель: Повторить и систематизировать материал о вводных словах и пунктуаци и при них .

Слайд 5

Какие слова называются вводными ? В в о д н ы е с л о в а — это слова или сочетания слов , при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, о чем он сообщает.

Слайд 6

Значения вводных слов Примеры к сожалению, к счастью, к несчастью, к радости конечно, возможно, вероятно, очевидно, несомненно, наверное говорит, по-моему, по-твоему, по вашим словам, по сообщению во-первых, во-вторых, итак, наконец, следовательно видишь ли, простите, допустим, предположим словом, одним словом, иначе говоря, вообще, вернее, точнее, как говорится по крайней мере, самое большее честно говоря, смешно сказать, по правде, по правде сказать, не в обиду будь сказано бывало, по обычаю, по обыкновению выражают чувства выражают различную степень уверенности Указывают на источник сообщения Указывают на последовательность мыслей Употребляются для привлечения внимания Указывают на прием оформления мыслей Указывают меру того, о чем говорится Выражают экспрессивность Выражают степень обычности

Слайд 7

Как найти вводные слова в тексте ? - 1 . к вводным словам НЕЛЬЗЯ задать вопрос от других слов - 2. НЕЛЬЗЯ определить грамматическую связь с другими членами предложения. - 3. МОЖНО заменить другим вводным словом близкими по значению.(опустить)

Слайд 8

Трудности выполнения задания А-22 ВВОДНЫЕ СЛОВА НЕ ВВОДНЫЕ СЛОВА синонимично слову еще ; содержит оценку факта НАКОНЕЦ имеет значение «напоследок» , «в результате всего», «после всего» синонимично словам следовательно, стало быть ЗНАЧИТ синонимично слову означает стоит в середине предложения или в конце предложения ОДНАКО стоит в начале предложения, равно по значению союзу но Синономично слову- вообще говоря ВООБЩЕ Синонимично словам В общем, Всегда, совсем. В целом, ни при каком условии

Слайд 9

Расставьте знаки препинания. 1. Дождь однако зарядил надолго. Дождь , однако, зарядил надолго. 2. Луна взошла однако нам ее не было видно. Луна взошла, однако (= НО)нам ее не было видно.

Слайд 10

Трудности выполнения задания А-22 Часто неправильно выделяются вводное слово, если перед ним стоит союз А, НО. Если союз составляет с вводным словом одно целое, то он не отделяется знаком препинания. Если вводное слово можно переставить без союза, не нарушая смысл предложения, то запятая ставится.

Слайд 11

Расставьте знаки препинания. 1.Он дал слово а следовательно должен его держать. Он дал слово , а следовательно, должен его держать. 2.Командир- человек требовательный но без сомнения справедливый. Командир – человек требовательный, но, без сомнения, справедливый.

Слайд 12

Тестовый тренинг.

Слайд 13

АЛГОРИТМ Вспомни, не относится ли слово, которое ты считаешь вводным, к тем словам, которые не выделяются запятыми. Вспомни значения вводных слов. Убери его из предложения, если смысл не поменялся, значит это вводное слово(выдели запятыми). Попробуй задать вопрос. Если вопрос задать нельзя, значит это вводное слово(выдели запятыми) Вспомни трудные случаи, чтобы верно расставить знаки препинания .

Слайд 14

А22 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Слушателей изумила (1) правда (2) об их прошлом, так неожиданно услышанная, однако (3) рассказчик заметил, что некоторых она (4) конечно (5) очень смутила. 1) 1, 2 2) 4,5 3) 3 4) 1,2, 3 2

Слайд 15

А22 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Огромное здание сельского клуба стояло (1) напротив (2) нашей школы, а вот стадион (3) напротив (4)был очень далеко. 1) 1, 2 2) 3,4 3) 2,3 4) 4 2

Слайд 16

А22 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Учитель (1) очевидно (2) был прекрасно образован и начитан. По мнению многих (3) его влияние на учеников было (4) очевидно. 1) 3, 4 2) 1, 2, 3 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 3, 4 2

Слайд 17

А22 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? За широким полем (1) вероятно (2) большое озеро. Оно (3) видно (4) издалека и (5) кажется (6) узкой синей полоской. 1) 1,2 2) 1,2,5,6 3) 1,2,3,4 4) 1,5 1

Слайд 18

А22 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? В такой тишине, когда без кузнечика в траве в своих собственных ушах (1) казалось (2) пели кузнечики (3) наверное (4) с березы, затертой высокими елями, слетел медленно вниз желтый листик. 1) 1, 2 2) 2, 3 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4 4

Слайд 19

Электронный тренажер.

Слайд 20

Заполните пропуски вводными словами, подходящими по смыслу. (не забывайте о знаках препинания) Мы_______________________ ответственно готовимся к экзамену. ___________________________мы регулярно повторяем ранее изученный материал на уроках русского языка. ___________________________ на элективе и консультации мы работаем с тестами ЕГЭ. ___________________________ мы уделяем внимание самостоятельной подготовке к экзамену дома. ___________________________мы______________________ сдадим экзамен хорошо!

Слайд 21

Ответьте на вопросы. 1- я все понял (а) 2- испытывал (а) затруднения 3- требуется еще занятие для закрепления.

Слайд 22

Домашнее задание Повторить: стр. 296-298 Решить тестовые задания А-22 22

Слайд 23

СПАСИБО ЗА УРОК!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе по БМТ "Деепричастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"

Урок русского языка в 7 классе создан по блочно-модульной технологии и представляет собой модуль №2 по теме "Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте"...

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"

Урок русского языка в 11 классе по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении". На уроке обобщаются знания, полученные в 9 классе, углубляются знания о знаках препинани...

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Обращение и знаки препинания при нём".

Это первый урок по теме "Обращение", урок сообщения новых знаний. Цели урока:ОбразовательнаяСистематизировать и обобщить знания учащихся об обращении.Познакомить со способами выражения обращения,...

Урок русского языка в 8 классе «Понятие об обособлении. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных членах предложения. Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений». (Учебный матeриал в раздел "Основная

Урок разработан с использование технологии критического мышления.Использование приемов технологии развития критического мышления позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радост...

урок русского языка в 8 классе на тему "Обращение и знаки препинания" (технология Таксономии Блума)

Урок русского языка на тему "Обращение и знаки препинания при нем" с применением технологии таксономии Блума...

Технологическая карта урока русского языка Тема: Сложные предложения с различными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи

Тема: Сложные предложенияс различными видами связи. Знаки препинанияв сложных предложенияхс различными видами связиЦели: актуализировать знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений ...

Открытый интегрированный урок русского языка и информатики в 8 классе "Обращение и знаки препинания при нем"

Цели урока:1. Формировать и закреплять умения:находить в предложении обращение, употреблять его с учётом речевой ситуации;правильно ставить знаки препинания при обращении;выразительно читать пре...