Метод проектов как средство формирования ключевых компетенций обучающихся.
статья по истории на тему

 Ефременкова Наталья Петровна

Статья  показывает как  метод проектов (на примере реализации социального проекта обучающимися школы)  способствует формированию ключевых компетенций обучающихся..

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель истории и обществознания

Н.П.Ефременкова

Метод проектов

как средство формирования ключевых компетенций

 обучающихся.

 (на примере реализации социального проекта «Моя малая родина—деревня Мушковичи»)

Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к грамотному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Поэтому  сегодня перед школой стоит цель сформировать у обучающихся ключевые компетенции, которые помогут  быть успешными в современном мире.

Ключевые компетенции:

- информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

- коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

- самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

- самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность)

-общекультурная (наличие знания и опыта деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры)

Проект – это работа на результат, который достигается благодаря решению практически или теоретически значимой проблемы. Социальный проект расширяет понятие проект, делает его привлекательным для реализации в жизни.

Социальное проектирование в образовательном учреждении—это деятельность:

  • социально значимая, имеющая социальный эффект;
  • деятельность, результатом которой является создание реального «продукта», имеющего практическое значение и принципиально, качественно нового в личном опыте обучающихся;
  • деятельность, в ходе которой обучающиеся вступают в конструктивное взаимодействие с социумом и через которую они формируют социальные навыки.

Мы с обучающимися нашей школы реализовали социальный проект «Моя малая родина—деревня Мушковичи».

Наш проект—информационно-исследовательский, групповой, долгосрочный (с 2013 по 2015 год).

Цель проекта:

Воспитание  у обучающихся чувства любви и уважения к малой Родине и, как следствие, к родной стране.

Задачи проекта:

-Воспитательные:

  • Организация социально значимой деятельности обучающихся. 
  • Формирование гражданской (российской) идентичности, т.е. свободное отождествление обучающихся с народом России; ощущение причастности к прошлому, настоящему и будущему своей родины.
  • Формирование у обучающихся активной жизненной и гражданской позиции.
  • Воспитание творческой личности.

-Образовательные:

  • расширение кругозора;
  • развитие навыков проектной и исследовательской деятельности;
  • формирование ключевых компетенций обучающихся (коммуникативной, информационной, общекультурной, учебно-познавательной, личного самосовершенствования).

 Актуальностью данного проекта является то, что деревня Мушковичи один из старейших населенных пунктов Смоленщины,  в 2016 году ей исполнилось  508 лет, но о ней нет никакой публичной информации.

Мы с обучающимися составили команду, заинтересованную в поиске и оформлении информации для издания книги о деревне Мушковичи.

В группу по сбору и обработке  информации вошли: руководитель- учитель истории и обществознания Ефременкова Наталья Петровна; учитель русского языка Панова Светлана Владимировна; обучающиеся  МБОУ Мушковичской ОШ; родители обучающихся, жители д.Мушковичи; старожилы д.Мушковичи; директор Мушковичского сельского дома культуры; библиотекарь Мушковичской сельской библиотеки; депутаты  Мушковичского сельского поселения; настоятель храма Святой Троицы в д.Мушковичи

Мы нашли спонсора, которым стала директор  автономной некоммерческой общественной организации «Женщины Смоленщины», депутат Мушковичского сельского поселения Азаренкова Людмила Петровна.

Сформировалась редакционная коллегия в составе: главного редактора газеты «Вести Привопья» Н.П.Потапенков; руководителя отдела Смоленской епархии по религиозному образованию и катехизации  отца Романа (Павлишова); председателя Совета Смоленского областного отделения Всероссийского общественного движения ветеранов локальных войн и военных действий «Боевое братство»  В.Л.Каневского.

В ходе работы над проектом обучающиеся  собирали,  систематизировали, уточняли и обрабатывали  различные источники с целью подготовки материала  для книги.

Обучающиеся также беседовали со старожилами деревни Мушковичи, бывшими учителями и учениками школы,  записывали их воспоминания; изучали документы из архива Мушковичской школы, материалы, хранящиеся в Мушковичской сельской библиотеке по истории храма,  документы из личного архива ветерана Великой Отечественной войны Мавренкова М.А.; собирали и изучали старые фотографии, хранившиеся  у бывших учеников и учителей школы; посылали запрос в Смоленский государственный архив и изучали архивные справки; изучали  исторические  карты  по  истории Смоленской области.

Продуктом нашей  проектной деятельности стала книга  о деревне Мушковичи --  «Мушковичи: предки— современники—потомки» .

Она была напечатана в мае 2015 года в Смоленской областной типографии. Публичным предъявлением нашего проекта стала презентация книги, которая состоялась в  сентябре 2015 года  в здании Мушковичской школы с приглашением жителей д.Мушковичи, депутатов  Мушковичского сельского поселения, представителей общественных организаций района и области.

После реализации данного проекта был проведен опрос обучающихся, в ходе которого они должны были ответить на вопрос, что дала им работа над нашим социальным проектом.

Результаты опроса обучающихся таковы:

  1. Расширены  знания о родном крае.
  2. Приобретён опыт исследовательской деятельности.
  3. Усовершенствованы навыки работы:

 -с различной информацией

              - с презентацией MS Power Point

             - с текстовым редактором MSWord.

  1. Получены:

-удовлетворение от проделанной работы

              -интерес в приобретении  новых знаний

              -стимул  к  дальнейшей деятельности

             -интересное времяпрепровождение.

  1. Получены:

-возможность   оценить свои  способности

              -возможность  оценить себя в сравнении с другими

              -возможность проявить свои таланты, способности.

             -возможность пополнить своё  Портфолио.

  1. Получены:

              -навыки работы в коллективе

              -возможно   общения с интересными людьми

              -опыт публичного выступления.

              -способность приносить радость себе и людям.

Анализ совместной проделанной работы над нашим социальным проектом и результаты опроса обучающихся позволяют сделать вывод, что проектная деятельность помогает формировать у  учащихся ключевые компетенции.

Обладая данными компетенциями, обучающиеся будут уметь самостоятельно выбирать цели и средства любых видов деятельности,  смогут управлять своей деятельностью, а также  совершенствовать и развивать свои способности к ее осуществлению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

В статье изложены основные правила организации интерактивного обучения, предложена методика организации и проведения мозгового штурма....

Интерактивные формы и методы в преподавании литературы и русского языка как средство формирования ключевых компетенций обучающихся. Педагогический проект

Обращение к проектной теме продиктовано необходимостью совершенствования педагогического «инструментария» в условиях модернизации школьного образования, которая предполагает ориентацию образования не ...

Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся

В настоящее время метод проектов вновь приобрел довольно широкую популярность. Это обусловливается, прежде всего, на­личием кризисных явлений во всех областях общественной жизни, включая сферу образов...

Интерактивные методы обучения,как средство формирования ключевых компетенций на уроках иностранного языка

Об основных методических инновациях, связанных с применением интерактивных методов обучения....

Педагогический проект«Использование современных педагогических технологий на уроках математики и физики, как средство формирования ключевых компетенций обучающихся».

Разработка модели обучающей среды с применением проектных технологий. Обучающая среда, разработанная с применением проектных технологий, позволит создать систему обучения математики и  физики, ко...

Метод проектов как средство формирования ключевых компетенций учащихся

В обновлённых стандартах общего образования, которые условно называют стандартами второго поколения, ставится вопрос об оптимизации обучения – о более полном, системном переходе от былого «...