Исследовательская деятельность школьников как средство формирования познавательных УУД
статья по русскому языку на тему

Коннова Татьяна Анатольевна

В докладе представлена исследовательская деятельность школьников как средство формирования познавательных ууд

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_deyatelnost_shkolnikov_.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с.Краснояриха                                                                             муниципального района Челно-Вершинский                                                                                  Самарской области

Доклад                                                                                                              на районное методическое объединение                                                   учителей русского языка и литературы

«Исследовательская деятельность школьников 
как средство формирования познавательных УУД»

Подготовила: Коннова Т.А.,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ ООШ с.Краснояриха

муниципального района Челно-Вершинский

Самарской области

с.Краснояриха, 2014г.

   Современному обществу нужны люди активные, творческие, думающие, умеющие жить и работать в демократическом обществе. Ученик, выйдя из стен школы должен уметь адаптироваться к новым условиям жизни, уметь анализировать ситуацию и адекватно изменять свою деятельность. Важно понимать, что в современном мире умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной работой, это требуется каждому человеку. Творческий, исследовательский подход становится неотъемлемой частью любой профессии. Поэтому изменились взгляды и на учебный процесс, появилась необходимость внедрять новые технологии, искать новые подходы. Выходом из создавшейся проблемной ситуации может стать организация учебно – исследовательской деятельности учащихся в школе. Тем более что современная система образования ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения самостоятельной деятельности учащихся и доведения ее до уровня исследовательской работы, выходящей далеко за рамки учебной программы.

Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как развить способность искать новое? Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно учить детей излагать и защищать свои идеи? Эти вопросы очень актуальны для современной школы.

Всем известно, что дети уже по природе своей – исследователи. Исследовательская деятельность является наиболее эффективным средством, обеспечивающим развитие мотивации учащихся и формирование познавательных универсальных учебных действий. Именно поэтому опыт работы по теме «Формирование познавательных универсальных учебных действий школьников через исследовательскую деятельность на уроках русского языка» приобретает особую актуальность.

Организация исследовательской деятельности школьников осуществляется в различных формах:

На уроке

Вне урока

• урок – исследование

• кружки

• урок - экскурсия

• олимпиады

• урок - творческий отчёт

• интеллектуальные марафоны

• урок – творческая лаборатория

• экскурсии

• урок – презентация

• исследовательские домашние задания

• урок - путешествие

Отличительной чертой урока-исследования является целостность, т. е. связность всех его этапов и их подчинённость одной функции – открытию или доказательству какого-то нового знания, идее урока. Основные шаги при конструировании урока-исследования:

Этап

Содержание деятельности

Что нужно знать учителю

1

Сформулировать обобщение урока

Осознать, какое правило, принцип, закономерность или связь должны быть выявлены или обоснованы

2

Определить материал для изучения, на основании которого можно выявить или обосновать обобщение

Определить объём, характер, сложность и форму предъявления информации на основании значимых критериев

3

Определить тип учебного исследования

Учесть специфику обобщения, особенности материала, задачи, которые ставит учитель

4

Сконструировать проблемную ситуацию для учеников

Обеспечить возникновение потребности в раскрытии неизвестного (планируемого обобщения)

5

Продумать состав групп, распределение материала для изучения по группам, форму представления работы

Учесть принципы и правила организации работы в малых группах


Цельность урока, его подчинённость одной идее обеспечивается двумя компонентами – мотивацией и обобщением. Если обобщение – это содержательно-смысловой стержень урока («ради чего»), то мотивация, обеспечивающая возникновение вопроса, - это динамический стержень урока («из-за чего») проводится урок.

Возникновение сомнения, неуверенности, вопроса или проблемы, на разрешение которых должна быть направлена вся дальнейшая активность учащихся на уроке, является целью этапа мотивации.

Определённая систематизация разных вариантов практических обстоятельств выполнения действия, которые могут являться условиями создания проблемных ситуаций на уроке-исследовании, позволяет выделить несколько способов их создания.

Ежегодно проходят научно-исследовательские конференции. Основная цель конференции – стать первым опытом представления собственной исследовательской работы, что в дальнейшем поможет облегчить вхождение детей в более сложный этап исследовательской деятельности.

   Уроки-исследования помогают создать благоприятные условия для интеллектуального, личностного роста школьников и формирования общеучебных, логических универсальных учебных действий, а также действия постановки и решения проблем. Организация такой формы познавательной деятельности, как научно-исследовательская, даёт учащимся возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха, реализовать себя на уроках и в иных, не учебных сферах деятельности, что чрезвычайно важно для любого ребёнка, а особенно для детей, неуверенных в себе, испытывающих трудности в освоении школьных дисциплин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской работы на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательного интереса обучающихся.

Описание опыта работы по теме  "Организация исследовательской работы на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательного интереса обучающихся."...

Мастер-класс Тема «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»

Тема   «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»Цель мастер - клас...

Исследовательская деятельность как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках технологии

Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается резу...

Организация проектной и исследовательской деятельности как средство формирования познавательной компетентности обучающихся

Презентация к выступлению на научно-практической конференции "Развитие творческого потенциала учащихся в условиях сельской школы"....