Урок русского языка в 6 классе по теме "Правописание приставок пре- и при-"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Дан первый урок по теме "Правописание приставок пре- и при-" с использованием ЭОР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_yazevoy_t.v.rar | 207.08 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока с использованием ЦОР
Тема: «Правописание приставок пре- и при-».
Учитель: Язева Татьяна Валерьевна.
Место работы: МОУ «СОШ» пгт. Кожва г. Печора Республика Коми.
Должность: учитель русского языка и литературы.
Предмет: русский язык.
Класс: 6 класс.
Номер урока в теме: 1.
Базовый учебник: Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 6 класс / Научный редактор акад. РАО Н. М.Шанский.
Цель урока: установить правила написания приставок пре- и при-.
Задачи:
- обучающие: изучить правило правописания гласных в приставках пре- и при-; формировать умения и навыки по правописанию приставок пре- и при-;
- развивающие:
- формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать, давать монологический ответ;
- способствовать развитию положительной мотивации и навыков целеполагания и контроля в учебно-познавательной деятельности;
- уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками при выполнении учебной задачи, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации и как условие интериоризации;
- воспитательные: воспитывать у учащихся чувство любви к родному языку для развития духовно-нравственной личности.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс, интерактивная доска, ЦОР, используемые на уроке.
Структура и ход урока: таблица № 1.
Таблица 1. СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время ( мин.) |
1. | Организационный момент | Проверка готовности к уроку, создание благоприятного психологического климата, пожелание успехов. Приветствует учащихся, проверяет готовность к совместной деятельности. | Приветствуют учителя. | 1 мин. | |
2. | Определение темы и целей урока. Моти-вация уча-щихся. Актуа-лизация знаний. Динамическая пауза. | №1. Гипертекстовое определение «Приставка». | Определение темы урока и ее практической значимости определяется путем фронтальной беседы с учащимися. Слово учителя: -Вам предлагается сделать выбор: определить тему урока самим или услышать ее от учителя. Слово учителя: -Нашу работу на уроке будем оформлять в Информационной карте урока. Задание. Запишите слова: предмет, реформа, интерьер, солдат, терраса, атмосфера, вежливость, коммуникабельность, атмосфера. (Информационная карта задание №1). (Приложение №1). Подчеркните первую букву в словах. Какое слово получилось? (Приставка). О чем мы будем сегодня говорить? Что такое приставка? Демонстрация определения «Приставка». Итак, мы продолжаем говорить о приставке. Задание. На доске записаны слова: о…деру, …бить, по…мигнуть, в…пахать, бе…цельный, пр…рвать, пр…клеить, пр…огромный, ра…сеянный. Вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы и распределить слова на три группы по характеру приставки. (Информационная карта задание №2). Что получилось? Слова распределены на три группы по характеру приставки: I – неизменяемые приставки, II – приставки, оканчивающиеся на з- и с-, III – приставки при- и пре-, написание которых мы не смогли прокомментировать. Итак, какая цель стоит перед нами на сегодняшнем уроке? |
Учащиеся делают выбор. Учащиеся работают индивидуально. Учащиеся отвечают на вопросы. Учащиеся сверяют правильность своего ответа с гипертекстовым определением. Учащиеся работают индивидуально У доски – трое. Учащиеся отвечают на данный вопрос: написание данных слов и комментарий к условиям выбора орфограммы и станет учебной задачей нашего урока. Гимнастика для глаз. | 3мин. |
3. | Введение новой информации. Динамическая пауза | № 2. Электронный учебный модуль информационного типа (и-тип) «Правописание гласных и согласных в приставках». (Стр.1-5). №5. Электронный учебный модуль информационного типа (и-тип) «Правописание гласных и согласных в приставках (приставки пре- и при-)». | Изучение нового материала. Формирование навыков различения приставок пре- и при-.Формирование умения определять лексическое значение приставок пре- и при-. 1.Работа с электронным учебным модулем «Правописание гласных и согласных в приставках». Слово учителя: -Попробуйте догадаться, от чего зависит написание приставок пре- и при-, сделайте выводы, заполните таблицу на определение значения приставок пре- и при-. 2.Слово учителя: -Задание. Распределите слова на 5 групп, обосновав свой выбор (Приложение №2). Ответ оформите в Информационной записи №3. В таблицу внесите только по три примера слов на каждую группу. -Давайте сравним нашу таблицу с таблицей учебника (параграф 32). Одинаковые получились таблицы? Сможете ли вы, пользуясь таблицами, вывести правило: когда в словах пишется приставка при-, а когда пре-? 3.Задание. Сравнить полученный итог в группах с авторской концепцией, представленной в учебнике по русскому языку для 6 класса под редакцией Н. М. Шанского. Откройте учебник, найдите параграф 32 и прочитайте внимательно теоретический материал по теме урока и сравните формулировку значений приставок пре- и при- по учебнику и вариант группы. Сверьте свой ответ с образцом рассуждения в учебнике. 4.Слово учителя: -Предлагаю совершить виртуальное путешествие: давайте заглянем на урок русского языка по теме «Правописание гласных и согласных в приставках (приставки пре- и при-)» и послушаем гипотезы наших сверстников о правописании приставок пре- и при-, сравним с нашими ответами и поможем им выполнить задание, уже знакомое нам. | Учащиеся работают с ЭУМ.(Оценивает ЭУМ «правильно- неправильно»). Делают вывод о том, что написание гласной в приставках пре- и при- зависит от их лексического значения. Учащиеся работают в группах. Учащиеся выступают с итогами своей работы: один учащийся из группы озвучивает слова и значение приставки, представитель 6 группы обобщает сказанное всеми и делает вывод. Рассуждения учащихся. Учащиеся вслух читают правило. Делают корректировку в записи значений приставок пре- при-. Учащиеся выполняют задания, сверяют свои гипотезы с гипотезами сверстников, выполняют задание на определение значение приставок пре- и при-. (Оценивает ЭУМ «правильно-неправильно»). Гимнастика для глаз. | 14 мин. |
4. | Первичное закрепление материала. Применение полученных знаний. Динамическая пауза | №4. Электронный учебный модуль контрольного типа (к-тип) «Правописание гласных и согласных в приставках». (Стр. №2, №4). №3. Электронный учебный модуль практического типа (п-тип) «Правописание гласных и согласных в приставках». ( Стр. №1, №3). №3 Электронный учебный модуль практического типа (п-тип) «Правописание гласных и согласных в приставках». (Стр.4). | Формирование умения правильно писать слова с приставками при- и пре-, объяснять условия выбора орфограмм. Закрепление знаний путем выполнения тренировочных упражнений. Слово учителя: -Предлагаю минутку игры. Задание: прослушайте аудиозапись (диск) стихотворений из «Радионяни» (Приложение №3), запомните как можно больше слов с приставками пре- и при-. Слово учителя: -А сейчас заглянем в «странный» текст. (Текст на бумажном носителе). (Приложение №4). Как вы думаете, почему абзацы в данной записи пронумерованы? В Информационной карте записи №4 поставьте цифры в таком порядке, чтобы данная запись стала текстом. Докажите, что перед нами теперь текст? Озаглавьте его. Какова тема текста? В чем заключается основная мысль текста? Чему учит нас этот текст? Найдите в тексте слова с приставками при- и пре-, добавьте их в свою таблицу (Информационная карта задание №3), исходя из значения приставки. Слово учителя: -Предлагаю на выбор выполнить задания одного из модулей: ЭУМ №4 стр.2, 4 или ЭУМ №3 стр.1,3. Слово учителя: -Выполним задание №4 из ЭУМ «Правописание гласных и согласных в приставках»: восстановим слова в предложениях с помощью приставок пре- и при-. О чем заставляют нас задуматься данные предложения, взятые из художественных текстов? Какая общая мысль объединяет эти предложения? | Учащиеся работают в группах (устная работа). Каждая группа озвучивает по одному слову. Выигрывает группа, назвавшая последнее слово. Учащиеся работают по группам. Устно отвечают на вопрос. Работают в информационной карте. Устно отвечают на вопросы. Работают в информационной карте. Учащиеся индивидуально выполняют задание и делают вывод о правописании приставок пре- и при-.(Оценивает ЭУМ «правильно-неправильно») Учащиеся индивидуально выполняют задания и еще раз делают вывод о написании приставок при- и пре-. (Оценивает ЭУМ «правильно-неправильно»). Гимнастика для глаз. | 15 мин |
5. | Контроль усвоения знаний. (Диагностика процесса усвоения учебного материала). | №11. Электронный учебный модуль «Тест. Вариант 1». №6 Электронный учебный модуль «Тест. Вариант 2». №7. Электронный учебный модуль «Тест. Вариант 3». | Слово учителя: -Для проверки степени усвоенности темы предлагаю выполнить тесты по вариантам. Слово учителя: -Предлагаю сверить свои ответы с образцом и оценить себя по шкале оценок. (Приложение №5) Результат занесите в Информационную карту (задание №5). | Класс делится на три варианта. Учащиеся самостоятельно выполняют задание. Самоконтроль. Ученики проверяют и оценивают свои работы. | 5 мин |
6. | Объяс-нение домашнего зада-ния | №4. Электронный учебный модуль «Правописание гласных и согласных в приставках» (стр.5). №3. Электронный учебный модуль «Правописание гласных и согласных в приставках» (стр. 2). №8. Электронный учебный модуль «Тест». №4. Электронный учебный модуль «Правописание гласных и согласных в приставках» (стр. 3) №9. Анимированная озвученная ситуация (№140). №10. Анимированная озвученная ситуация (№159). | Слово учителя: -Для того чтобы закрепить полученные знания, желательно выполнить домашнее задание: 1.Параграф 32 (выучить правило). 2.На выбор: а) Продолжить сказку Л.Толстого «Три медведя», используя слова с приставками пре- и при-. б) Продолжить текст, используя слова с приставкой пре-. в) Выполнить тест (опережающее задание). г) Решить учебную задачу: претворить или притворить (открытие нового знания) д) Решить речевые ситуации: как нужно было поступить девочкам-подружкам. Найти слова на при-, пре-. С какой новой проблемой встретились? (Открытие нового знания. Работа с этимологией слова). | Учащиеся записывают домашнее задание. | 3 мин |
7. | Подведение итогов урока. | Слово учителя: -Какую цель урока ставили? -Удалось ли ее решить? -Каким способом (или способами) мы ее решили? -Приобрели ли новые знания? -Как вы думаете, есть ли еще «тайны» у приставок пре- и при-? | Учащиеся отвечают на вопросы. | 3 мин | |
8. | Рефлексия. | Слово учителя: -А теперь оцените свой вклад в достижение поставленной цели урока, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Закончите предложение, появившееся на экране (Приложение №6): 1.Сегодня я узнал… 2.Было интересно… 3.Было трудно… 4.Я выполнял задания… 5.Я понял, что… 6.Теперь я могу… 7.Я почувствовал, что… 8.Я приобрел… 9.Я научился… 10.У меня получилось… 11.Я смог… 12.Я попробую… 13.Меня удивило… 14.Мне захотелось… 15.Урок дал мне для жизни… | Учащиеся по кругу высказываются одним предложением. | 2 мин |
Приложение к плану-конспекту урока
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1. | Гипертекстовое определение «Приставка» | Мультимедиа | Гипертекстовое определение | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3d02a2b1-3cfc-497c-9e2f-18be74a86903/%5BRUS5_046%5D_%5BTD_375%5D.htm |
2. | Электронный учебный модуль информационного типа _(и-тип) «Правописание гласных и согласных в приставках» | ЭУМ и-типа | Работа с ЭУМ | http://fcior.edu.ru/card/15478/pravopisanie-glasnyh-i-soglasnyh-v-pristavkah.html |
3. | Электронный учебный модуль практическоготипа (п-тип) «Правописание гласных и согласных в приставках » | ЭУМ п-типа | Работа с ЭУМ | http://fcior.edu.ru/card/15485/pravopisanie-glasnyh-i-soglasnyh-v-pristavkah.html |
4. | Электронный учебный модуль контрольного типа (к-тип) «Правописание гласных и согласных в приставках» | ЭУМ к-типа | Работа с ЭУМ | http://fcior.edu.ru/card/15644/pravopisanie-glasnyh-i-soglasnyh-v-pristavkah.html |
5. | Электронный учебный модуль информационного типа (и-тип) «Правописание гласных и согласных в приставках» (приставки пре-, при-)» | ЭУМ и-типа | Работа с ЭУМ | http://fcior.edu.ru/card/15673/pravopisanie-glasnyh-i-soglasnyh-v-pristavkah-pristavki-pre-pri.html |
6. | Электронный учебный модуль «Тест. Вариант 2» | Электронное задание | Работа с тестом | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7dcd2cec-cc0e-47ea-ac10-e9fbca78c01c/8.1.4_var2.doc |
7. | Электронный учебный модуль «Тест. Вариант 3» | Электронное задание | Работа с тестом | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d437cf67-4823-4b4b-b13d-f87458e32187/8.1.4_var3.doc |
8. | Электронный учебный модуль «Тест» | Электронное задание | Работа с тестом | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a33e33e3-549e-4d7e-abe1-9c143ea7ee89/8.1.4_all.doc |
9. | Анимированная озвученная ситуация (№140) | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c6b08ce5-3df2-44a3-8960-a5ab8268c18e/%5BIS-RE_05-06%5D_%5BMA_022W%5D.swf | ||
10. | Анимированная озвученная ситуация (№159) | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f6dca31e-922f-4265-8d0e-2334b706a241/%5BIS-RE_05-06%5D_%5BMA_022R%5D.swf | ||
11. | Электронный учебный модуль «Тест. Вариант 1» | Электронное задание | Работа с тестом | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bcbc0b3b-4bdc-4bff-ad4f-4f8337392a1c/8.1.4_var1.doc |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русского языка и литературы «В разнообразии приставок таится разнообразие смысла» К.И.Чуковский.
Цель урока: выявление семантической роли приставок и закрепление их правописания на основе художественных текстов А.С.Пушкина....
урок русского языка 6 класс по теме "Правописание приставок пре-при"
Тема: Обобщающий урок по теме «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-» 6 классТип урока: повторение и обобщение изученного материала.Цели урока:Обучаюшая: обобщить и систематизировать знания о правописании...
Урок русского языка 5 класс. Буквы З и С на конце приставок.
Урок русского языка 5 класс. Буквы З и С на конце приставок....
Рабочий лист к уроку русского языка 6 класс . "Правописание приставок пре-/при-"
В данный рабочий лист включены разноуровневые задания по теме: "Правописание приставок пре-/при-"...
Урок. Русский язык 10 класс/Тема. Гласные и согласные в приставках. Ъ и Ь. И или Ы после приставок.
Тема. Гласные и согласные в приставках. Ъ и Ь. И или Ы после приставок.Учитель: Ширяева Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 109 Приморского...
Урок русского языка 6 класс "Буквы Ы и И в корне слова после приставок"
Тема урока: Буквы Ы и И в корне слова после приставокКласс: 6Тип урока: Открытие новых знанийЦель урока: Формирование умения определять условия выбора гласных Ы и И после приставок Задачи урока:П...
Презентация к уроку русского языка 6 класс "Буквы Ы и И в корне слова после приставок"
Презентация к уроку русского языка 6 класс "Буквы Ы и И в корне слова после приставок"...