"Род имён существительных"( по программе В.В. Бабайцевой ) .6 класс.
план-конспект урока (русский язык, 6 класс) по теме

Калугина Галина Владимировна

Урок содержит занимательный материал по теме,знакомит учащихся с существительными общего рода,расширяет словарный запас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока.16.97 КБ
Файл Презентация к уроку.197.67 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Род имен существительных.

Цели: 1.Познакомиться со способами определения рода , с группой существительных общего рода.

            2.Научиться  определять род существительных, употреблять в речи существительные общего рода.

            3.Обогатить свой словарный запас.

Оборудование: В.В. Бабайцева «Русский язык. Теория» , сборник заданий    6-7 класс, презентация по теме урока.

                                    Ход урока.

1.Оргмомент. Девиз урока: «Учиться всегда пригодится!»

2.Устная разминка. Чтение учителем стихотворения Б. Нормана (слайд 1).

Сборник заданий:№164 (текст  стихотворения).

Работа с текстом.

-Какую особенность в употреблении существительных вы заметили?

-Какое лингвистическое явление обыгрывает автор, используя неправильные формы слов?( Колебания существительных в роде).

-Назовите неправильные формы слов и исправьте их (любой овощ, яблоко, помидор, весь картофель, туфля, жилет куний, дедовскую папаху, персолью, шампунем, тот путь, мышь ненасытная , огромная моль).

-Как вы думаете , какой же будет тема нашего урока? (Род имен существительных).

3.Проверка домашнего задания (зад.№158,таблица).

-Назовите существительные, которые вы выписали .

Муж. р.: вид, след ,шелк ,наряд, воротник, взгляд.

Жен. р.: кукла, печаль, шалунья, скромница, девочка, принцесса, игрушка, блуза, нога, замарашка.

Ср. р.: лицо, платье.

-Может ли существительное замарашка быть муж. рода? (Да, это существительное может обозначать людей мужского и женского пола).

-По какому признаку вы определяли род существительных , распределяя их по графам таблицы? (По окончанию.)

-Вот теперь мы сделаем следующий шаг на пути к усвоению темы - поставим перед собой цели урока. Давайте попробуем сформулировать их , опираясь на то, что уже было сказано о существительных. (Обобщив высказывания учеников, читаем более конкретные формулировки на слайде №2)

4.Изучение нового материала.

-Чтобы познакомиться со способами определения рода существительных, открываем П.59 учебника, самостоятельно читаем его ( стр.119-120).

-Назовите способы определения рода существительных.   ( слайд№3)

-Почему так важно знать род существительных ? (От рода существительных зависят формы других слов в предложении).

-Давайте же учиться определять род существительных и правильно употреблять их в речи.

5.Тренировочные задания.

1)Сборник: зад.№163(устно), придумать предложения с лишними словами.

2)Списать, вставить пропущенные буквы, определить род существительных.   ( слайд №4).

3)Индивидуальное задание на доске: морфологический разбор слова тюль из предложения (В детской комнате на окне висит  красив...  тюль.)

-Проверка задания 2). Какого рода слова забияка, невежда , ведь они могут обозначать людей мужского и женского пола?

Узнаем о таких существительных ,  прочитав  П.59 на стр.121.

6.Работа с учебником «Русский язык. Теория .»

-Как называются такие существительные? (Сущ. общего рода).

-Что вы о них узнали?   (слайд №5)

7.Тренировочные задания.

1)Сборник: зад.№166(устно), к двум последним существительным-отгадкам подобрать антонимы. Какой из них будет существительным общего рода?

2)Сборник: зад.№169(3-е предложение .)- письменно на доске и в тетрадях.(1,2 предложения в дом. зад.)

3)Дополнительное задание на слайде№6( письменно).

8.Итоги урока.

-Что узнали на уроке?

-Чему научились?

-Какими существительными общего рода пополнили словарный запас?

9.Дом.задание  (слайд №7).

Отметки за работу на уроке с кратким комментарием.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Слыхали эту новость? Персолем и шампунью У нас в шкафу живет Который весь пропах. Тот, кто любую овощь , Так кто ж ту путь проделал Любой продукт сжует. Из шкафа в антресоль? Он яблок, помидору Мышь ненасытный, где он? И всю картофель съест, Где он, огромный моль? Баранок без разбору Б. Ю. Норман . Умнет в один присест. Прожорлив, как собака, Тот, кто живет в шкафу: Пропали тюль, и тапок, И туфель на меху. Он съел жилету кунью И дедовский папах,

Слайд 2

Род имен существительных. Цели урока: Познакомиться со способами определения рода, с особой группой существительных общего рода. Научиться правильно определять род существительных, употреблять в речи существительные общего рода. Обогатить свой словарный запас .

Слайд 3

1. Прибавить к существительному местоимение: мой, моя , моё. 2. Обратить внимание на окончание: сущ. м . р.- ; ж. р. - -а,-я; ср. р.- -о,-е Помнить о суффиксах: сущ. м. р. имеют суффиксы:- тель -,-чик-,- щик -,- ец - сущ. ж. р.- - иц -,-от-,-ость-,-ниц-,- изн - 3. У некоторых существительных род определяется по значению: м. р.- существительные, обозначающие людей и животных мужского пола; ж. р.- существительные, обозначающие лиц женского пола. Этот способ важен при распределении по родам несклоняемых заимствованных существительных. Способы определения рода существительных.

Слайд 4

Списать ,вставить пропущенные буквы, определить род существительных. б… тинок п… видло к… русель ж… раф г… оргин вуаль б… ндероль к… ртофель забияка м…золь р… яль прору … ь мышь путь лебе … ь невежда ш … мпунь туфля

Слайд 5

1. Образуют особую группу существительных, потому что могут обозначать людей и мужского, и женского пола. 2. В речи они выступают то как существительные мужского рода, то как существительные женского рода: Какой ты неряха ! Какая ты неряха ! 3. Разряд существительных общего рода активно пополняется новыми словами : трудяга, стиляга, доходяга, задавака, доставала и др. Существительные общего рода.

Слайд 6

Выберите существительные общего рода, составьте с ними предложения, употребляя их в мужском или в женском роде. Запишите в тетрадь. 1 .Стена,сирота,кровля,собака. 2 .Драка,рыба,задира,дыра. 3 .Чистота,сестра,недотрога,дорога. .

Слайд 7

Домашнее задание . Учебник : прочитать параграф №59. Сборник заданий : №168(устно),169(1,2пр.) Рабочая тетрадь : №33,34.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

степени сравнения имён прилагательных, притяжательный падеж имён существительных

сводная таблица степеней сравнения имён прилагательных, притяжательный падеж имён существительных, по которым ученики могут формулировать правила, а также использовать на уроке....

Конспект урока по русскому языку в 6-ом классе Имя существительное. Постоянные признаки имён существительных».

Урок повторения и систематизации полученных знаний с применением сингапурской методики....

Календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе В.В.Бабайцевой. 8 класс.

Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования  Программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 кл...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе В.В.Бабайцевой. 6 класс.

Календарно-тематическое планирование состоит из разделов: тема урока, тип урока, применяемые педтехнологии, формы и виды контроля. Перед каждым разделом имеются  "Планируемые результаты" (предмет...

правописание окончаний имён существительных и имён прилагательных

Дидактический материал по орфографии. И, Е в окончаниях существительных. Правописание окончаний имён прилагательных....

Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.

Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.Цель: повторение изученного по теме “Склонения имен сущест...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России". Тема: Число имён существительных. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе: единственном или множественном, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Число имён существительных. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе: единственном или множественномЦели деятельности учителя: ознакомление с имен...