"Род имён существительных"( по программе В.В. Бабайцевой ) .6 класс.
план-конспект урока (русский язык, 6 класс) по теме
Урок содержит занимательный материал по теме,знакомит учащихся с существительными общего рода,расширяет словарный запас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока. | 16.97 КБ |
Презентация к уроку. | 197.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Род имен существительных.
Цели: 1.Познакомиться со способами определения рода , с группой существительных общего рода.
2.Научиться определять род существительных, употреблять в речи существительные общего рода.
3.Обогатить свой словарный запас.
Оборудование: В.В. Бабайцева «Русский язык. Теория» , сборник заданий 6-7 класс, презентация по теме урока.
1.Оргмомент. Девиз урока: «Учиться всегда пригодится!»
2.Устная разминка. Чтение учителем стихотворения Б. Нормана (слайд 1).
Сборник заданий:№164 (текст стихотворения).
Работа с текстом.
-Какую особенность в употреблении существительных вы заметили?
-Какое лингвистическое явление обыгрывает автор, используя неправильные формы слов?( Колебания существительных в роде).
-Назовите неправильные формы слов и исправьте их (любой овощ, яблоко, помидор, весь картофель, туфля, жилет куний, дедовскую папаху, персолью, шампунем, тот путь, мышь ненасытная , огромная моль).
-Как вы думаете , какой же будет тема нашего урока? (Род имен существительных).
3.Проверка домашнего задания (зад.№158,таблица).
-Назовите существительные, которые вы выписали .
Муж. р.: вид, след ,шелк ,наряд, воротник, взгляд.
Жен. р.: кукла, печаль, шалунья, скромница, девочка, принцесса, игрушка, блуза, нога, замарашка.
Ср. р.: лицо, платье.
-Может ли существительное замарашка быть муж. рода? (Да, это существительное может обозначать людей мужского и женского пола).
-По какому признаку вы определяли род существительных , распределяя их по графам таблицы? (По окончанию.)
-Вот теперь мы сделаем следующий шаг на пути к усвоению темы - поставим перед собой цели урока. Давайте попробуем сформулировать их , опираясь на то, что уже было сказано о существительных. (Обобщив высказывания учеников, читаем более конкретные формулировки на слайде №2)
4.Изучение нового материала.
-Чтобы познакомиться со способами определения рода существительных, открываем П.59 учебника, самостоятельно читаем его ( стр.119-120).
-Назовите способы определения рода существительных. ( слайд№3)
-Почему так важно знать род существительных ? (От рода существительных зависят формы других слов в предложении).
-Давайте же учиться определять род существительных и правильно употреблять их в речи.
5.Тренировочные задания.
1)Сборник: зад.№163(устно), придумать предложения с лишними словами.
2)Списать, вставить пропущенные буквы, определить род существительных. ( слайд №4).
3)Индивидуальное задание на доске: морфологический разбор слова тюль из предложения (В детской комнате на окне висит красив... тюль.)
-Проверка задания 2). Какого рода слова забияка, невежда , ведь они могут обозначать людей мужского и женского пола?
Узнаем о таких существительных , прочитав П.59 на стр.121.
6.Работа с учебником «Русский язык. Теория .»
-Как называются такие существительные? (Сущ. общего рода).
-Что вы о них узнали? (слайд №5)
7.Тренировочные задания.
1)Сборник: зад.№166(устно), к двум последним существительным-отгадкам подобрать антонимы. Какой из них будет существительным общего рода?
2)Сборник: зад.№169(3-е предложение .)- письменно на доске и в тетрадях.(1,2 предложения в дом. зад.)
3)Дополнительное задание на слайде№6( письменно).
8.Итоги урока.
-Что узнали на уроке?
-Чему научились?
-Какими существительными общего рода пополнили словарный запас?
9.Дом.задание (слайд №7).
Отметки за работу на уроке с кратким комментарием.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Род имен существительных. Цели урока: Познакомиться со способами определения рода, с особой группой существительных общего рода. Научиться правильно определять род существительных, употреблять в речи существительные общего рода. Обогатить свой словарный запас .
1. Прибавить к существительному местоимение: мой, моя , моё. 2. Обратить внимание на окончание: сущ. м . р.- ; ж. р. - -а,-я; ср. р.- -о,-е Помнить о суффиксах: сущ. м. р. имеют суффиксы:- тель -,-чик-,- щик -,- ец - сущ. ж. р.- - иц -,-от-,-ость-,-ниц-,- изн - 3. У некоторых существительных род определяется по значению: м. р.- существительные, обозначающие людей и животных мужского пола; ж. р.- существительные, обозначающие лиц женского пола. Этот способ важен при распределении по родам несклоняемых заимствованных существительных. Способы определения рода существительных.
Списать ,вставить пропущенные буквы, определить род существительных. б… тинок п… видло к… русель ж… раф г… оргин вуаль б… ндероль к… ртофель забияка м…золь р… яль прору … ь мышь путь лебе … ь невежда ш … мпунь туфля
1. Образуют особую группу существительных, потому что могут обозначать людей и мужского, и женского пола. 2. В речи они выступают то как существительные мужского рода, то как существительные женского рода: Какой ты неряха ! Какая ты неряха ! 3. Разряд существительных общего рода активно пополняется новыми словами : трудяга, стиляга, доходяга, задавака, доставала и др. Существительные общего рода.
Выберите существительные общего рода, составьте с ними предложения, употребляя их в мужском или в женском роде. Запишите в тетрадь. 1 .Стена,сирота,кровля,собака. 2 .Драка,рыба,задира,дыра. 3 .Чистота,сестра,недотрога,дорога. .
Домашнее задание . Учебник : прочитать параграф №59. Сборник заданий : №168(устно),169(1,2пр.) Рабочая тетрадь : №33,34.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
степени сравнения имён прилагательных, притяжательный падеж имён существительных
сводная таблица степеней сравнения имён прилагательных, притяжательный падеж имён существительных, по которым ученики могут формулировать правила, а также использовать на уроке....
Конспект урока по русскому языку в 6-ом классе Имя существительное. Постоянные признаки имён существительных».
Урок повторения и систематизации полученных знаний с применением сингапурской методики....
Календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе В.В.Бабайцевой. 8 класс.
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования Программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 кл...
Календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе В.В.Бабайцевой. 6 класс.
Календарно-тематическое планирование состоит из разделов: тема урока, тип урока, применяемые педтехнологии, формы и виды контроля. Перед каждым разделом имеются "Планируемые результаты" (предмет...
правописание окончаний имён существительных и имён прилагательных
Дидактический материал по орфографии. И, Е в окончаниях существительных. Правописание окончаний имён прилагательных....
Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.
Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.Цель: повторение изученного по теме “Склонения имен сущест...
Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России". Тема: Число имён существительных. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе: единственном или множественном, 2 класс
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Число имён существительных. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе: единственном или множественномЦели деятельности учителя: ознакомление с имен...