Темы уроков: ПОВТОРЕНИЕ СТИЛИ РЕЧИ. ТИПЫ РЕЧИ
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Петренко Ольга Михайловна

Планируемые результаты:

предметные: владеют навыками стилистического и типологического анализа текста;

личностные: развивают этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей;

регулятивные: работая по составленному плану, используют наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, словари);

познавательные: составляют сложный план текста, умеют передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде;

коммуникативные: доносят свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stili_rechi.docx16.98 КБ

Предварительный просмотр:

9 класс                                                          Урок 3
ПОВТОРЕНИЕ: СТИЛИ РЕЧИ

Планируемые результаты:

предметные: владеют навыками стилистического и типологического анализа текста;

личностные: развивают этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей;

регулятивные: работая по составленному плану, используют наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, словари);

познавательные: составляют сложный план текста, умеют передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде;

коммуникативные: доносят свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.

Сценарий урока

I. Стилистическая разминка.

Задание: определите стилевую принадлежность текста.

1. В школе я всегда любила историю. Помню удивительные заочные путешествия в прошлое, исследование «ленты времени», чтение документов минувших эпох. И всегда меня поражала мысль о том, что за строчками учебника – человеческая жизнь. Какая-то девочка, как и я сегодня, смотрела в окно, мечтала о будущем, не подозревая, что через века я буду думать о ней.

2. – Ты что рано, сынок?

– Истории не было, мам, учитель заболел. Здорово!

3. История – научная дисциплина гуманитарного цикла, исследующая сведения о политическом, социально-экономическом и культурном развитии общества в прошлом.

4. Чтобы хорошо подготовиться к уроку истории, надо, во-первых, внимательно выслушать учителя на уроке, во-вторых, законспектировать основные положения его рассказа, в-третьих, прочитав текст параграфа учебника, выделить основные положения, ответить на вопросы. И, наконец, пересказать факты, найти на карте расположение географических объектов и сделать выводы.

Ответы: 1 – художественный, эссе; 2 – разговорный; 3 – научный; 4 – официально-деловой, инструкция.

II. Обобщение изученного.

1. Проверка знаний по таблице на странице 10.

2. Анализ таблицы.

Учитель. Самая важная информация – в двух последних колонках. Что ещё можно добавить? (Перечислить языковые средства – лексические и синтаксические.)

Учитель. Карандашом допишите, каковы синтаксические особенности каждого стиля. Например: научный – употребление вводных конструкций, СПП причины, цели; разговорный – употребление обращений, неполных предложений; публицистический, художественный – употребление обособленных членов предложения.

III. Стилистический практикум.

1. Определение стилистической принадлежности текста.

Работа с текстами, упражнение 13.

Задание: прочитайте тексты; определите стиль каждого из них; обоснуйте свой ответ.

2. Анализ текста публицистического стиля.

Выполнение заданий к тексту В. Распутина, с. 11.

3. Анализ текста художественного стиля.

Выполнение заданий к тексту М. Лермонтова, с. 11–12.

4. Анализ текста научного стиля.

Выполнение заданий к тексту А. Цузмер, с. 12.

5. Преобразование текста художественного стиля в текст научного стиля.

Выполнение заданий к тексту по Б. Пастернаку, с. 12.

Домашнее задание: § 2, упражнение 15.

9 класс                                                          Урок 4
ТИПЫ РЕЧИ

Планируемые результаты:

предметные: повторяют сведения о типах речи, учатся выполнять языковой анализ типовых фрагментов текста;

личностные: умеют эмоционально переживать содержание художественного текста;

регулятивные: умеют составлять и читать схемы, в которых отражено типологическое строение текста; анализируют текст;

познавательные: используют дополнительные источники информации;

коммуникативные: владеют навыками письменной речи, доказывают свое мнение, приводя аргументы.

Сценарий урока

I. Проверка домашней работы. 

Чтение 2–3 сочинений «Язык что одежда». Комментарии учителя и учащихся.

Обсуждение вопроса: «Каким стилем речи вы воспользовались при написании сочинения? Почему?».

II. Работа по теме урока.

Работа строится по заданиям учебника: § 6, упр. 47, 48, 49, материал рубрики «Возьмите на заметку!», с. 32, 33.

Домашнее задание:  упр. 50


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Функциональные стили речи.Типы речи.

Ресурс содержит презентацию к циклу уроков развития речи....

Урок развития речи по теме «Дождь» (5 класс. Повторение стилей и типов речи, широкой и узкой темы)

Материал урока станет основой для целого ряда уроков. Поможет детям увидеть особенности стилей речи. Можно применять для подготовки к ГИА....

Таблица "Стили речи. Типы речи."

Таблица "Типы речи. Стили речи."...

Устная и письменная речь. Стили речи. Типы речи.

Устная и письменная речь. Стили речи. Типы речи....

Презентация к уроку родного языка в 5 классе по теме "Стили и типы речи".

Презентация с теорией и практическим заданием по теме "Стили и типы речи"...

Учебно-методический материал "Стили речи. Типы речи"

Учебно-методический материал "Стили речи. Типы речи"...