учебно-методическое пособие по русскому языку для 5 класса
учебно-методическое пособие по русскому языку (5 класс) по теме
Данный материал можно использовать при проведении итоговой аттестации по русскому языку в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ucheb-metod.docx | 23.15 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ лицей № 273 имени Л.Ю.Гладышевой
Учебно-методическое пособие по русскому языку для 5 класса
Баева Виолетта Анатольевна, учитель русского языка и литературы, лицей № 273 имени Л.Ю.Гладышевой Колпинского района Санкт- Петербурга
Пояснительная записка.
Сегодня основной задачей учителя-словесника является подготовить учащихся к ГИА и ЕГЭ. Начинать эту работу, на мой взгляд, нужно уже с 5 класса. Поэтому в качестве итоговой работы по русскому языку в конце учебного года вместо традиционного контрольного диктанта с грамматическим заданием предлагаю работу по предложенному тексту в виде теста. Работа построена так, что учащиеся выполняют задания по следующим разделам русского языка: текстоведение, фонетика, лексика, морфология, орфография, синтаксис и пунктуация.
- вариант
Прочитайте текст и выполните задание
(1)В шестнадцатом веке появилась на Руси первая типография. (2) Основал ее в Москве Иван Федоров вместе со своим другом и советчиком Петром Мстиславцевым. (3) Иван Федоров был на все руки мастер. (4) Он слыл замечательным рассказчиком, переводчиком. (5) И в книгах хорошо разбирался, и разные ремесла знал. (6) Был столяром, чеканщиком, литейщиком, копировальщиком, резчиком, переплетчиком, резальщиком. (7) Первые книги печатались долго, но они были очень большими и красочными. (8) Заказчиком книг являлась, прежде всего, церковь.
(9) Сегодня книги печатаются на новейшем оборудовании. (10) Современные машины нельзя сравнить с первопечатным станком, но основы книгопечатания сохранились. (11) Книги есть и будут важной частью духовной жизни народа. (12) Книга – разумный советчик человека. (13) Из глубины моря достают жемчуг, из глубины книг черпают знания.
А1. Какое из утверждений не соответствует мыслям автора, высказанным в тексте?
- Первая типография появилась в 16 веке.
- Иван Федоров был на все руки мастер.
- Основы книгопечатания не сохранились.
- Книги – важная часть духовной жизни народа.
А2. Определите тип речи текста.
- повествование
- описание
- рассуждение
- повествование с элементами рассуждения.
А3. Укажите, в каком значении употребляется слово ОСНОВАЛ ( предложение 2).
- положить начало чему-нибудь, учредить.
- сделать, осуществить на какой-нибудь основе.
- предложить что-то.
- выполнить какое-нибудь поручение
А4. Укажите ошибочное суждение.
- В слове МОРЯ все согласные звуки звонкие
- В слове ЦЕРКОВЬ все согласные звуки глухие
- В слове ЗНАНИЯ совпадает количество букв и звуков
- В слове ЕЕ звуков больше, чем букв
А5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
- Печатались
- Замечательный
- Разбирался
- Ремесла
А6. В каком слове правописание приставки определяется правилом: «На конце приставки пишется звонкая согласная, если после нее стоит гласная или звонкая согласная буква.
- Рассказчик
- Сравнить
- Разбирался
- Сохранились
В1. Замените слово СЛЫЛ ( предложение 4) нейтральным синонимом. Напишите это слово
В2. Из предложения 2 выпишите местоимение.
В3. Из предложений 12-13 выпишите слово, образованное суффиксальным способом.
В4. Выпишите грамматическую основу из предложения 12.
В5. Среди предложений 5-8 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.
В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 10.
В7. Среди предложений 9-13 найдите сложносочиненное предложение. Напишите его номер.
Вариант 2.
Прочитайте текст и выполните задание.
- Почему телевизор частично вытесняет сейчас книги? (2) Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует – как смотреть и что смотреть.
- Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете тоже. (4) Сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие телевизионные передачи. (5) Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. (6) Но я говорю: смотрите с выбором. (7) Тратьте свое время на то, что достойно этой траты. (8) Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. (9) Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой. (10) Это значит, что в ней что-то существенное есть. (11) Может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас? (12) Не забывайте одну вещь. (13) Книга – наш друг и советчик.
А1. Какое из утверждений не соответствует мыслям автора, высказанным в тексте?
- Читать нужно с величайшим выбором.
- Без книг можно жить.
- Смотреть передачи по телевизору нужно с выбором.
- Телевизор отвлекает от забот.
А2. Определите тип речи текста.
- Повествование
- Описание
- Рассуждение
- Повествование с элементами рассуждения
А3. Укажите, в каком значении употребляется слово ДИКТУЕТ (предложение 2)
- Медленно произносить что-то, чтобы слушающий записывал.
- Предлагать для беспрекословного выполнения.
- Внушать, подсказывать.
- Заставлять что-либо выполнить.
А4. Укажите ошибочное суждение.
- В слове ВРЕМЯ все согласные звуки звонкие.
- В слове ВЕЩЬ количество букв и звуков совпадает.
- В слове СВОЕ букв меньше, чем звуков
- В слове НЕЛЬЗЯ все согласные звуки мягкие.
А5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне
- Человечество
- Выбирать
- Величайший
- Отвлекитесь
А6. Укажите слово, которое является союзом.
- Наш
- Чтобы
- Это
- Всего
В1. Замените слово СООБРАЗУЯСЬ ( предложение 9) нейтральным синонимом.
В2. Из предложения 13 выпишите местоимение.
В3. Из предложений 1-2 выпишите слово, образованное сложением.
В4. Выпишите грамматическую основу из предложения 13.
В5. Среди предложений 10-13 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.
В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 10.
В7. Среди предложений 5-8 найдите сложноподчиненное предложение. Напишите его номер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА
УМК - Русский язык и литература. Литература. Для обучающихся по профессии "Парикмахер", "Повар, кондитер", "Мастер по обработке цифровой информации"Автор-составитель: Уянаева Евгения Викторовна - преп...
Учебно-методические материалы к уроку русского языка в 5 классе
Материалы предназначены для изучения темы по русскому языку в 5 классе "Ться и Тся в глаголах"...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ РУССКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ СПО
Учебно-методический комплекс по дисциплине Русский язык адресован обучающимся очной формы обучения.УМКД включает теоретический блок, перечень практических занятий, задания по самостоятельному изучению...
Учебно-методическое пособие по русскому языку. Программа кружка по русскому языку "Юный оратор"
Учебно-методическое пособие представляет собой Программу кружка по русскому языку «Юный оратор», в составе которой теоретический и практический материал, касающийся работы над голосом, ора...
Учебно-методическая (технологическая) карта урока русскому языку в 6 классе. Тема урока:" Правописание сложных слов. Соединительные гласные О и Е в сложных словах".
Тема урока: Правописание сложных слов. Соединительные гласные О и Е в сложных словах. Презентация.Цель урока: познакомить учащихся с понятием &laq...
Учебно - методический комплект по дисциплинам русский язык и литература
Рабочие программы и календарно-тематические планы...
Учебно-методические материалы к урокам русского языка в 8 классе
Тексты для комплексного анализа....