Программа по риторике к учебнику С.Ф. Ивановой "Введение во храм слова" (5 класс)
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме

Какшина Ирина Евгеньевна

«Словом познаётся мир и преобразуется душа человеческая, ибо велика сила Слова, и блажен владеющий им». В пособии С.Ф. Ивановой «Введение во храм слова» указан путь, пройдя которым, ребёнок получит ценностные ориентиры, познакомится с национальной культурой, приобретёт огромное духовное богатство, хранимое языком, впитает музыку родного Слова. Воспитание в «человеке ЧЕЛОВЕКА» средствами родного языка – одна из главнейших задач, которая реализовывается в курсе риторики с использованием пособия С.Ф. Ивановой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativnyy_kurs_po_ritorike.docx863.11 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации города Владимира

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Владимира

«Лицей № 17»

600028, г. Владимир, пр-т Строителей, д. 44в

Тел.: 33-87-66, тел/факс33-78-98

e-mail: lyceum17@yandex.ru

«Рассмотрено и согласовано»

Руководитель МО

 

__________/Какшина И.Е./

Протокол № 5 от «25»

апреля 2013г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МБОУ «Лицей №  17 »

_____________/Кокурина Е.Ю./

«25» апреля 2013г.

«Утверждено»

Руководитель МБОУ

«Лицей №  17 »

_____________/Глухов И.Н./

Приказ № 134 от «30» мая 2013г.

Авторская программа факультатива

по риторике с использованием учебника

С.Ф. Ивановой «Введение во храм слова»

Подготовила учитель русского

                                                                                  языка  и литературы

                                                                                     Какшина Ирина Евгеньевна

                                           Светлой памяти педагога, ритора

                                                к.п.н. Ивановой Софьи Филипповны

                                                      посвящается

Преамбула.

«Словом познаётся мир и преобразуется душа человеческая, ибо велика сила Слова, и блажен владеющий им». Для ясности перелистаем страницы Священной истории и убедимся в истинности сказанного.

Бог, чтобы вывести иудейский народ из египетского плена,  из многих тысяч людей в качестве вождя и пророка выбирает Моисея, несмотря на протесты последнего: «Я тяжело говорю и косноязычен». Господь настаивает: «Я буду при устах твоих и научу тебя, что говорить». Моисею было даровано «понимание смысла Слова», а его брату Аарону – способность придавать речи выразительность.  Эти люди прекрасно дополняли друг друга. Почему же именно Моисею – косноязычному тугодуму – было дано осуществить великую миссию? Ответ прост: он [Моисей] всеми силами души любил свой народ и готов был ради него на любые жертвы. Бог видел в своём избраннике воплощение высочайших нравственных человеческих качеств.

Шло время, но менялось главное: «Школа обязана давать государству, прежде всего, благородно мыслящих и чувствующих людей, вполне владеющих устно и письменно одним из лучших даров человеческой природы – даром живого слова» (В.Н. Острогорский). Это утверждение  известного педагога XIX века вновь обращает нас к науке, вооружающей умением выразительно и умно излагать свои мысли – риторике,  в основание которой с древних времён «положены» краеугольные камни: ЛОГОС, ПАФОС, ЭТОС.

ЛОГОС – созидательная идея, творческая мысль.

ПАФОС – эмоциональная сила духа речи.

ЭТОС – нравственное, моральное право на убеждающую речь.

В русском языке синонимом к риторике чаще называют красноречие. Но в Древней Руси было множество слов, которыми обозначалось хорошее качество речи. «Вслушайтесь» в эту музыку: благоречие, доброречие,  краснословие, сладкогласие, златоустие, правдословие… Недаром людей, обладающих умением говорить и воздействовать на умы и настроения окружающих, называли златоустами.

Однако как в те далёкие времена, так  и сегодня, в XXI веке, практики и педагоги риторики знают одну великую истину: нельзя вооружать острым оружием убеждающей речи безнравственного человека, который свои личные эгоистические интересы будет выдавать за поиск блага для всего народа и государства.

Воспитание в «человеке ЧЕЛОВЕКА» средствами родного языка – одна из главнейших задач, которая реализовывается в курсе риторики с использованием пособия С.Ф. Ивановой. Не дерзаю называться её учеником, но надеюсь, что  мои «моисеи и аароны», владея сильнейшим оружием убеждения – СЛОВОМ, направят его к благу Отечества и его граждан.

Пояснительная записка

Цель курса школьной риторики – создание условий для воспитания духовно-нравственной личности обучающихся на основе овладения ими разными видами речевой деятельности.

В пособии С.Ф. Ивановой «Введение во храм слова» указан путь, пройдя которым, ребёнок получит ценностные ориентиры, познакомится с национальной культурой, приобретёт огромное духовное богатство, хранимое языком, впитает музыку родного Слова.

Задачи факультативного курса:

  1. На основе знакомства с библейскими текстами и лучшими образцами литературного творчества способствовать воспитанию нравственных черт характера учащихся.
  2. Научить уверенно и свободно чувствовать себя в ситуации общения с разными людьми.
  3. Создать условия для развития творческого потенциала каждого ребёнка, в том числе в области выразительного чтения и создания собственных текстов  разных жанров в письменной или устной форме.
  4. Развить читательский вкус учащихся, приобщить их к краеведческим знаниям и национальной художественной культуре.

Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление  и присвоение школьниками системы ценностей:

  • ценность жизни и человека, живущего по заповеди: «Возлюби ближнего своего, как самого себя, и поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой»;
  • ценность общения – понимание важности общения как одного из основополагающих элементов культуры;
  • ценность добра и истины – осознания себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями;
  • ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле»;
  • ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, доступной каждому в сфере его деятельности.

Дидактические принципы организации занятий факультативного курса.

Создатель книги Софья Филипповна Иванова подчёркивала, что «ребёнок не сосуд, который надо наполнить, а светильник, который надо зажечь». В основе организации учебной деятельности учащихся на занятиях данным факультативом заложены следующие принципы:

  1. Лишь тот педагог сможет оптимально реализовать цели и задачи факультативного курса, который приняв их как свои собственные, не позволит себе ни на одном участке «пути» перейти на привычные рельсы «сообщения знаний и тренировки знаний».
  2. Занятия курсом должны приносить ученикам радость от интеллектуальных и духовных открытий, находок, догадок-озарений, от труда ума и души.
  3. Школьники должны сами объективно оценивать результаты своего труда. Это умение чрезвычайно важно для всякой личности. В то же время учитель должен тактично и доброжелательно оценить деятельность ученика, но только с целью «поощрения и указания путей самосовершенствования».
  4. Варианты заданий, предусмотренные при проведении занятий, позволят определить, какой тип умственной деятельности характерен для учащегося – художественно-образный или рационально-логический, что, возможно,  позволит ему в будущем  правильно выбрать своё жизненное призвание.

Условия реализации программы. Курс с использованием данной книги – это отдельный факультативный предмет. Занятия учащиеся могут посещать с разрешения и по заявлению родителей, так как в пособие входят художественные произведения и тексты религиозного (христианского) содержания. Курс факультатива предназначен для обучающихся 5 класса, поэтому программа к учебнику, самостоятельно составленная учителем, содержит ещё дополнительный материал, соответствующий принципам и рекомендациям, данным в книге автором – Софьей Филипповной Ивановой. Основной принцип реализации данной программы: обучение через действие, понимание через познавание и освоение положительного духовного опыта.

Прогнозируемые результаты. Обучающиеся научатся:

1) отличать на основе семантико-стилистического анализа учебный, информативный и иной прозаический текст от художественного;

2)  находить главное и второстепенное в тексте, делить текст на значимые части, определять основную мысль автора и озаглавливать текст;

3) читать в нужном темпе и тоне духовную литературу на церковно-славянском языке и читать небольшие тексты, пользуясь современной кириллической азбукой;

4) различать речевые жанры: описание, послание, поучение, представленные в форме притчи, пословицы, прямых «уроков жизни», а также тексты-инструкции;

5) создавать (изобретать), опираясь на образцы, собственные тексты в устной и письменной  форме в названных жанрах;

6) читать выразительно и четко произносить, в необходимом диапазоне громкости и нужном темпе, опираясь на «ключевые слова», самостоятельно интерпретированный авторский текст, а также и собственные сочинения;

7) понимать и объяснять иллюстрации к тексту, создавать презентации в Power Point на заданную тему;

8) пользоваться ссылками Интернет-сети, электронными словарями, сервисами для создания кроссвордов, рисунков, музыкальных открыток и т.д.

Результаты освоения курса «Риторика».

Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся:

Личностные результаты:

  • возможность и способность обучающихся к духовно-нравственному саморазвитию, к построению межличностных отношений;
  • освоения личностного смысла учения, выбор дальнейшего образовательного маршрута;
  • сознательная мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности по овладению духовным и культурным наследием Отечества;
  • оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных  текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей гражданина России.

 Метапредметные результаты:

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с заданными целями и задачами;
  • осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
  • составление текстов в устной и письменной формах;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, построения рассуждений;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
  • знание и соблюдение норм информационной избирательности и собственной сетевой безопасности;

Регулятивные результаты: 

  • постановка частных задач на усвоение готовых знаний и действий: понять, запомнить, воспроизвести;
  • умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале;
  • формирование рефлексивной самооценки своих возможностей управления;
  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

Познавательные результаты:

  • овладение первоначальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
  • умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
  • умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
  • формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, ведения многоаспектного диалога;
  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров.

Краткое содержание программы.

I. Введение. (2ч.)

Что такое риторика? Знакомство с пособием и с новыми понятиями. Что значит быть настоящим читателем?  А.А. Ахматова. Стихотворение «Читатель» («А каждый читатель как тайна…»).  Диалог с поэтом: привычка к чтению способствует развитию человека, приобщает его к интеллектуальному и духовному труду.

II. «Слово печатное и Слово нетленное». (3 ч.)

Библия – книга книг. «Слово печатное» – библейская история. Музыка библейского стиха. «В начале было Слово…» и «Слово нетленное». Формы речи: устная и письменная. Особенности разных форм речи.

М.Ю. Лермонтов. Проблема трагической судьбы пророков. Форма стихотворения «Пророк»  монолог или диалог?  

III. Храм души – храм Слова. (2ч.)

Н. Гумилев. «Слово». Работа над стихотворным текстом: акценты, логическое ударение, выразительность языка.

IV. «Сейте, а Господь взрастит…» (Пр. Серафим Саровский) (6 ч.)

1. Уроки житейской мудрости. Притча, её жанровые и стилистические особенности (лаконичность, назидательность, лексические повторы, риторические вопросы и т.д.) Притчи «О Сеятеле», «О разумных и   неразумных девах».

2. Учимся «говорить». Наследие великого А.С. Пушкина. «Памятник». Стихотворение-завещание. Старославянизмы и их место в словарном составе языка. История создания словарей. Реформирование русского языка.

«Драгоценные каменья пушкинской поэзии». Пейзажная лирика А.С. Пушкина. Образные картины природы. Мажорная и минорная окрашенность стиха. Особая мелодика и звукопись. Художественные средства языка.

V. Гармония мироздания. (6 ч.)

«Библия для детей. Сотворение мира». Гармония как высшее проявление домостроительства Бога.  Мир видимый и мир невидимый. Гармония души и тела человека. Гармония в природе и в искусстве. (А.С. Пушкин «Зимнее утро», П.И. Чайковский «Времена года»). Гармония и дисгармония.

«Библия для детей. История грехопадения».

Проблема  выбора в жизни человека. Почему возникает в мире дисгармония, или как рождается зло.

VI. Что такое по-двиг. (6 ч.)

Необычные тексты.

1.Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий – создатели русской АЗЪ-БУКИ. Церковнославянский и современный русский язык. Эта удивительная книга ПСАЛТЫРЬ.

2.Молитва – средство общения с Богом. Особенности текста Молитвы Господней: речевой строй, лаконичность, точность, ёмкость содержания, выразительность языка. Молитва Ефрема Сирина и стихотворение А.С. Пушкина «Отцы пустынники и жены непорочны».

3. Первоначальное понятие об одическом строе речи. А. Хомяков «Гимн Св. Кириллу и Мелодию». Место праздника славянской письменности в культурной жизни России.

VII. Уроки жизни: «Главное – не опоздать». (5 ч.)

1.Письмо как эпистолярный текст. Особенности эпистолярного жанра. Композиция текста письма. Практикум: пишем письмо.

2. К.Г. Паустовский. Сказка «Тёплый хлеб». Сказка народная и литературная: сходство и различие.  Особенности литературной сказки. Назидательность повествования. Герои сказки.

Факультативный курс для 5 классов завершится читательской конференцией, на которой учащиеся выступят с докладами, сообщениями, примут участие в дискуссиях.

Тематическое планирование факультативных занятий

N

n/n

Тема занятий

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25-

Что такое риторика?

«Куда ведёт дорога?»

Слово печатное и «Слово нетленное».

«Слово нетленное».

«Великое русское слово» - слово храм.

Уроки мудрости. Притча «О Сеятеле».

Уроки житейской мудрости. Притча «О разумных и   неразумных девах».

Старославянизмы и их место в словарном составе языка. История создания словарей.

А.С. Пушкин. Стихотворение-завещание «Памятник». Наследие великого поэта. Реформирование русского языка.

Драгоценные каменья пушкинской поэзии. Пейзажная лирика А.С.Пушкина.

Язык пушкинских стихов.

Гармония мироздания. «Библия для детей. Сотворение мира».

Гармония мироздания. Конкурс презентаций.

Гармония души и тела человека. Гармония в природе и в искусстве.

Гармония и творчество. А.С. Пушкин «Зимнее утро». П.И. Чайковский «Времена года».

«Библия для детей. История грехопадения».

Малая конференция. Первое публичное выступление «Гармония и дисгармония. Почему возникает в мире дисгармония, или как рождается зло?».

Необычные тексты. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий – создатели русской АЗЪ-БУКИ.

Эта удивительная книга ПСАЛТЫРЬ.

Загадки АЗЪБУКИ.

Молитва – средство общения с Богом.

Молитва Ефрема Сирина и стихотворение А.С. Пушкина «Отцы пустынники и жены непорочны».

Первоначальное понятие об одическом строе речи.

Праздник славянской письменности и культуры.

Уроки жизни: «Главное – не опоздать».

Письмо как эпистолярный текст.

К.Г. Паустовский. Сказка «Тёплый хлеб».

Когда сказка далеко не ложь…

Итоговый урок по сказке К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб».

Конференция для учащихся 5-х классов.

1ч.

1ч.

1ч.

2ч.

2ч.

1ч.

1ч.

2ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

2ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.+1ч

(резер.)

1ч.

5ч.

2ч.

Объяснение значения речи, общения в жизни людей. Работа с пособием; размышление над новыми понятиями.

А.А. Ахматова. Работа с текстом стихотворения «Читатель» («А каждый читатель как тайна…»). Диалог с поэтом. Формулирование «толстых» и «тонких» вопросов.

Знакомство с Книгой книг – Библией. Участие в «мозговом штурме» (начало создания Банка идей). Работа над памяткой «Добрые советы слушающему».

Чтение учебного материала с остановками.  Фронтальная работа в «круге идей»: анализ примеров общения «Когда слово по-разному влияет на людей, их мысли, чувства». Осмысление понятия «Слово нетленное». Выражение похвалы и способность отвечать на неё в соответствии с коммуникативной ситуацией (оценка речи).

Выработка «партитуры» стихотворения М.Ю. Лермонтова «Пророк». Осмысление и рассуждение через «перекрёстную академическую дискуссию»: «Пророк» – монолог или диалог?

Устное словесное рисование по теме «Слово-храм». Сопоставление стихотворений Ахматовой, Лермонтова с использованием INSERTа. Рефлексия выполненного задания.

Участие в «карусели» в парах сменного состава: где учащиеся размышляют над триадой «Слово-храмина-храм». Обсуждение темы с использованием различных средств аргументации.

Работа над стихотворением Н. Гумилева «Слово»: акценты, логическое ударение, выразительность языка. Конкурс на лучшего исполнителя. Оценивание выступления одноклассника.

Осмысление текста учебника, презентации учителя. Работа с информацией (приём «Лови ошибку»),  обнаружение неверных утверждений, обоснование своего мнения. Осмысление содержания текста притчи в мобильных парах. Пополнение словаря риторических терминов (лаконичность, назидательность, лексические повторы, риторические вопросы и т.д.).

Участие в публичном выступлении по теме «Что сеет Сеятель?». Культура  формулировки вопросов и культура ответов. Обучение терпению и уважению к противоположной точке зрения.

Чтение текста учебника с помощью INSERTа. Осмысление притчи  «О разумных и   неразумных девах». Создание «Пирамиды критика». Взаимооценка «пирамиды».

Восприятие рассказа учителя и создание простого плана по теме «Истоки родной речи». Работа над редакцией словарной статьи старославянского слова, поиск соответствующих синонимов в современном русском языке.

Прослушивание записи стихотворения «Памятник» в исполнении мастеров слова. Оценка исполнения с комментарием учащихся. Наблюдение над текстом  стихотворения (время открытий и догадок), обмен мнениями в дискуссии. Эссе.

Прослушивание аудио- и видеозаписей стихов  пейзажной лирики Пушкина в исполнении актёров речевого жанра. Работа над текстом стихотворения:

-устное словесное рисование;

-определение эмоциональной окрашенности стиха (мажор-минор).

Проникновение в «тайну» пушкинского Слова. Переживание музыки, сокрытой в пушкинских строках (время открытий и догадок). Размышление над образностью языка стихов Пушкина.

Выступление перед одноклассниками «Что я открыл в пушкинской поэзии?».

Размышление над понятием «Мир видимый и мир невидимый». Создание и обсуждение через сократический диалог Банка идей, сформированного учащимися в процессе знакомства с текстом учебника. Погружение в мир ощущений, воображения. Расширение границ личного опыта. Ролевая игра «Мастер и критик».

Прослушивание сообщения одноклассника. Чтение библейских стихов. Обучение воспроизведению музыки стиха. Погружение в тему занятия. Формулировка умных вопросов (время открытий и догадок). Рефлексия.

Прослушивание аудио- и видеозаписей произведений Пушкина и Чайковского. Работа в группах. Отчёт - зарисовка настроений и эмоций, полученных в результате знакомства с поэтическими и музыкальными произведениями. Создание «Пирамиды критика». Взаимооценка «пирамид».

Осмысление понятия «Гармония и дисгармония» через  чтение соответствующих страниц Библии и аналитическую беседу по содержанию. Малое публичное выступление с включением в него новых слов. Выступление и взаимооценка.

Прослушивание и обсуждение презентации, подготовленной одноклассниками, «Кирилл и Мефодий – создатели русской АЗЪ-БУКИ».

Знакомство с примерами текстов-памятников X-XIV веков: буквы, строки, знаки. Чтение непривычных текстов. Обмен мнениями в группах и представление итогов обсуждения через спикера.

Обучение чтению церковнославянского текста: узнавание букв, воспроизведение музыки строя речи, постановка дыхания; осмысление послания святых апостолов.

Эссе.

Презентация учащихся «Молитва Господня». Обсуждение. Формулировка умных вопросов (время открытий и догадок). Наблюдение над текстом молитвы. Размышления над особенностями текста Молитвы Господней: речевой строй, лаконичность, точность, ёмкость содержания, выразительность языка. Создание кластера.

 Публичные выступления перед одноклассниками с мини-исследованиями текстов (время открытий и догадок).

Оценка выступлений одноклассников.

Видеозапись «Читают мастера слова»  А. Хомяков «Гимн Св. Кириллу и Мелодию». Работа над текстом стиха: тема, главная мысль, выделение ключевых слов, интерпретация. Осмысление основных признаков жанра оды. Решение «Задание на соответствие».

Разноуровневые виды деятельности: Конкурс чтецов.

Конкурс риторов.

Конкурс юных журналистов. 

Олимпиада «Истоки родного слова».

Знакомство с презентациями учителя и одноклассников на тему: «Письмо». Формулировка «толстых и тонких» вопросов (время открытий и догадок). Прослушивание фрагмента из пособия «Письмо» и работа по тексту. Выступление учащихся. Практикум: пишем письмо.

Определение композиции сказки; роли каждой части сюжета для понимания читателем вопроса, почему Филька совершил грех? Да и грех ли это? Выразительное чтение (для остальных – работа с метками) сказки «Тёплый хлеб». Работа с видеорядом иллюстраций сказки Паустовского. Наблюдение за языком писателя. Поиски ответа на вопрос: чем отличие сказочной манеры Паустовского? Обсуждение текста и выступление  учащихся по теме: «Сказка сказке - рознь, но я их люблю» (сказки народные и литературные).

Участие в мастер-классе: «Как Филька искупил свой грех?» Инсценировка сказки. Играя, учимся добру и любви.

Доклады, сообщения – всё как у взрослых.

Важнейшим средством реализации целей, поставленных учителем,  станет разумное сочетание традиционной и развивающей методологии:

-репродуктивной;

-объяснительно-иллюстративной;

-эвристической;

-исследовательской;

-проблемного изложения.

Используя их и учитывая уровнь обученности школьников, педагог изберёт необходимую для организации занятий стратегию, осуществляя которую, привлечёт для совместной с обучающимися деятельности современные технологии проблемно-диалогического, личностно ориентированного, интерактивного, проектного обучения. Игровые, диалоговые, парные, групповые, классные и внеклассные формы занятий позволят учащимся «открыть себя» для овладения новыми знаниями и приобрести новый опыт.

Мониторинг.

Как учитель сможет отследить результаты деятельности обучающихся?

Нужно помнить, что в основе мониторинга результатов лежат следующие принципы: 

1. Вовлеченность в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся.

2. Объектом оценки выступают требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых результатах.

3. Результативность складывается из промежуточных и итоговых показателей.

4. Комплексный подход к оценке результатов образования  позволяет вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных

 5.При оценке соблюдается уровневый подход.

Вот лишь некоторые приёмы, позволяющие провести изучение достижений обучающихся.

  1. Работа с  индивидуальными листами  достижений.

Для того, чтобы учащиеся видели свой рост, а родители ощутили продвижение в         обучении и развитии ребенка, можно вести  «Листы индивидуальных достижений». Именно они помогают  выявить индивидуальную динамику качества усвоения предмета ребенком и не допускают сравнения его с другими детьми.

  1. Формирование «портфолио» ученика, куда найдут место составленные памятки, написанные эссе, тексты удачных выступлений во время мини-конференций, оригинальные презентации и т.д. Просматривая последовательность своих работ в течение года, ребенок учится анализировать свою деятельность, объективно оценивать свои возможности и находить пути преодоления трудностей.
  2. Использование знаковой символики при фиксировании степени усвоения учащимися учебного материала.

Например,        

«+»– хорошо знает и может применить на практике.

Этим знаком отмечается только прочное усвоение учебного материала, полностью самостоятельная и безошибочная работа ученика;

«+» – знает, умеет, правильно выполняет, но изредка допускает единичные ошибки;

«±» – знает, но недостаточно уверенно, выполняет с небольшим количеством ошибок, т.е. в большей мере материал освоен, но требуется небольшая помощь;

 «–» – выполняет некоторые задания, но допускает большое количество ошибок;

«!» – не владеет материалом, при выполнении заданий практически во всех случаях делает ошибки.

Такой «сигнальный» материал – предупреждение учителю о создании условий для индивидуальной работы с данным учеником.

4. Анализ содержания таблиц, которыми пользуются обучающиеся  во время рефлексии своей деятельности.

1. Таблицы, например, 
«Знаю – Узнал – Хочу узнать –  (ЗУХ)»

                                   

2. «Страницы» Бортового журнала. Сфера применения – проектная деятельность.

3.Листы для решения проблемы.

Например,

1. Какую главную проблему должны решить герои?

2. Какую информацию  дал вам автор?

3.Что еще вы знаете, что помогло бы решить проблему? Что ещё нужно знать героям?

4.Каковы три главных способа решения проблемы? Какой из выбранных способов наилучший и почему?

4.Создание учителем КИМов для оценивания предметных, личностных, и метапредметных результатов.

5. «САМООЦЕНКА». Определение оценки и отметки. «Учитель и ученик по возможности определяют оценку и отметку в диалоге. Ученик имеет право аргументировано оспорить выставленную отметку».

Алгоритм самооценки (вопросы к ученику):

1 шаг. Что нужно было сделать в этой задаче (задании)? Какая была цель, что нужно было получить?

2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

и т.д.

Приложение.

Вот некоторые памятки, которые могут быть созданы в совместной деятельности учителя и учащихся.

Добрые советы говорящему:

  1. Осторожно обращайтесь со словом.

«Слово не воробей: вылетит – не поймаешь».  В.И. Даль

  1. Хорошо продумывайте свою будущую речь.

«Сперва подумай. А там скажи!»   В.И. Даль

  1. Не искажайте действительности в речи!

«У лжеца дом сгорел – никто не поверил».

  1. Будьте тактичны в разговоре, следите за интонацией.
  2. Не говорите о том, что всем давно известно!
  3. Не будьте многословны!

«Поменьше говори, побольше услышишь».   В.И. Даль

  1. Не повторяйте одно и тоже несколько раз!

«И хорошее слово хорошо один раз».

  1. Оцени своевременность беседы.

«В добрый час молвить, в худой промолчать».   В.И. Даль

Добрые советы слушающему:

«Имеющий уши да слышит»

1.Выслушайте обращенное к вам слово! Вникните в содержание и         попробуйте понять говорящего!

2. Умейте слушать. « Молчаливость и скромность – качества очень пригодные для разговора".  М. Монтень

3. Не принимайте решения, выслушав только одну сторону!

«Сто человек – сто мнений».

«Сколько людей - столько умов».

4. Если вам не ясно, не спешите с выводами!

«Как нужно оценивать исполнение стихотворения».

1. Соответствие выбранного произведения тематике конкурса.

2.Применение средств выразительного чтения (логических ударений, интонирования, темпа, тембра, эмоционально-экспрессивной окрашенности выступления) для реализации художественного замысла автора.

3. Знание текста.

4. Дикция.

5. Артистизм исполнения.

Литература для учителя:

Иванова С.Ф. Введение во храм слова (книга для чтения). – М., 1994 г.

Петерсон Л.Г., Кубыщева М.А., Мазурина С.Е., Зайцева И.В. Что значит «уметь учиться». М., АПК и ППРО, 2006.

Аннушкин В.И. История русской риторики. http://www.centr-zlatoust.ru/index.php?name=biblioteka&id=7

Литература для учащихся:

Арапович Б., Маттелмяки В. Детская Библия. Библейские рассказы в картинках. М., Российское Библейское общество, 1992 г.

Иванова С.Ф. Введение во храм слова (книга для чтения). – М., 1994 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике к учебнику С.В. Громова для обучающихся 7 класса

Рабочая программа по физике (7 класс) содержит не только подробную пояснительную записку, но и в тематическом планировании указан перечень необходимого оборудования к уроку....

Рабочая программа по математике к учебнику Н.Я. Виленкина и др. (6 класс)

Рабочая программа рассчитана на преподавание предмета 5 часов в неделю, включает в себя пояснительную записку, роль математического образования в основной школе, планируемые результаты освоения предме...

Рабочая программа по математике к учебнику Н.Я. Виленкин и др. 6 класс

           Рабочая программа учебного курса математики для 6 класса составлена на основе примерной программы курса математики для  учащихся 6 классов общеобра...

Рабочая программа по математике к учебнику Н.Я. Виленкина и др, 5 класс

Грамотно составленная рабочая программа с учетом всех требований в условиях перехода на ФГОС....

Рабочая программа по математике к учебнику Н.Я. Виленкина и др., 6 класс

Грамотно составленная рабочая программа и календарно-тематическое планирование с учетом всех требований при переходе на ФГОС....

Рабочая программа по литературе к учебнику под ред. В.Я.Коровиной. 5 класс (102 часа). ФГОС

Настоящая программа по литературе для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литерату...

Рабочая программа по литературе к учебнику под ред. В.Я.Коровиной. 7 класс (68 часов)

Настоящая программа по литературе для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы общеобразовательных учреждений «Литератур...