Учебная программа курса по выбору для учащихся 9-х классов «Язык как история народа»
элективный курс по русскому языку (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Учебная программа курса по выбору
для учащихся 9-х классов
«Язык как история народа»
Куксова О.Л., учитель русского языка и литературы
Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей вселенною знаком.
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.
Учебная программа курса по выбору «Язык как история народа» (17 ч.) содержит материал о лексическом богатстве русского языка, способствует расширению кругозора учащихся, повышению их общей языковой культуры; является предпосылкой для осознанного выбора лингвистического профиля.
«Язык - это история народа. Это путь цивилизации и культуры, -говорил А.И.Куприн. - Поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью». Помните, что свободное и грамотное владение русским языком - надёжная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности.
Учебная программа включает в себя:
- компьютерная презентация курса;
- пояснительная записка;
- учебно-тематический план;
- содержание курса;
- методические рекомендации;
- список литературы (для учителя и
для учащихся);
- темы докладов и рефератов;
- словарь ключевых слов;
- приложения.
Цели:- активизировать внимание учащихся к собственной устной и
письменной речи, развивать языковой вкус и культуру речевого
поведения;
- обобщить полученные знания за курс основной школы, развивать
мыслительно-речевую деятельность учащихся, формировать
умения анализировать, сравнивать, обобщать, логически верно
излагать свои мысли;
- воспитывать любовь к русскому языку, прививать бережное и
ответственное отношение к слову, расширять кругозор учащихся,
показать неизмеримые возможности, богатство и величие русского
языка.
Задачи: - создать условия для проявления коммуникативных возможностей
школьников, для раскрытия их творческого потенциала;
- обеспечить овладение лингвистической компетенцией, развивать
языковое чутьё, предоставить возможность лучше постигнуть язык
и более сознательно им пользоваться;
- активизировать приёмы побуждения к языковой дискуссии, к
мыслительной деятельности, способствовать расширению
словарного запаса учащихся.
Учебно-тематический план
№ п/п | Перечень тем | Всего часов | Вид занятия | Кол- во часов |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. | Вводное занятие. Язык и общество. В мастерской слова. Пути появления слов. Как мы говорим? Трудности речевой культуры. "Биография" слова: "В честь и по поводу". "Биография" слова: загадки этимологии. Слово и его имя. Лексическое разнообразие. Почему так говорят? Возникновение и жизнь фразеологизмов. Заимствованное богатство. Мудрость в портативной форме. Слова - "пришельцы". Значение неологизмов. Ещё раз о словарях. Заключительное занятие. Итоги. | 1 2 2 1 2 1 2 1 1 1 1 2 | лекция лекция практикум практикум лекция лекция практикум семинар лекция практикум практикум семинар практикум практикум семинар | 1 1 1 1 1 1 |
Содержание курса
№ п/п | Темы занятий | Реферативное описание | Виды работы |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. | Вводное занятие. Язык и общество. В мастерской слова. Пути появления слов. Как мы говорим? Трудности речевой культуры. "Биография" слова: "В честь и по поводу". "Биография" слова: загадки этимологии. Слово и его имя. Лексическое разнообразие. Почему так говорят? Возникновение и жизнь фразеологизмов. Заимствованное богатство. Мудрость в портативной форме. Слова - "пришельцы". Значение неологизмов. Ещё раз о словарях. Заключительное занятие. Итоги. | Лекция учителя о богатстве русского языка, его роли в нашей жизни, о том, что свободное владение русским языком - надёжная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности. Знакомство учащихся с целями и задачами курса, темами итоговых рефератов. Беседа с учащимися о том, как рождаются слова, как изменяется словарный состав языка, о словообразовании как науке, об основных способах образования слов в современном русском языке. Обсуждение причин активизации процесса образования аббревиатур. Разговор об аффиксации как о самом активном способе обогащения лексики. Трудности морфемики. Решение предложенных задач. Беседа с учащимися о причинах нарушения норм устной речи, снижения общей культуры нации. Рассказ учителя о качествах хорошей речи, о способах общения, этикете как совокупности правил поведения человека в обществе. Работа над совершенствованием орфоэпических норм, обсуждение методов борьбы за чистоту языка. Лекция - рассказ о том, как имена людей, фамилии, географические названия перешли в названия вещей. Проследить процесс перехода имён собственных в нарицательные. "Фамильные" этимологии в названии предметов, терминов, понятий. Топонимика как раздел лексикологии. Лекция учителя об этимологии как науке, о происхождении слов, принципах исследования, о трудностях этимологического анализа. Творческий поиск учащихся при исследовании данного раздела языкознания. Выступления творческих групп учащихся с результатами исследовательской деятельности. Реализация групповой работы учащихся, выступления с докладами: о явлении синонимии в русском языке, о трудностях омонимии, об антонимах - словах, выражающих контрастные понятия и антагонистическую непримиримость изображаемого. Понятие о паронимах. Рассказ учителя о способе выражаться посредством кратких, метких и образных иносказательных выражений, о путях их появления в языке и жизни в нашей речи. Сообщения учащихся об источниках фразеологизмов и их употребляемости в речи. Рассказ учителя о неисчерпаемом источнике образования новых слов, о грецинизмах и латинизмах. Самостоятельная работа учащихся по "расшифровке" слов, имеющих в своём составе иноязычные морфемы. Работа с таблицей - ключом к тайне многих международных слов. Выступления учащихся с докладами о значении крылатых выражений и их роли в русском языке и литературе. Конкурс на лучшее знание пословиц, поговорок. Авторские афоризмы, их значение и употребление вне литературного контекста.
Слово учителя о роли неологизмов в современном русском языке. Беседа с учащимися о причинах заимствований на современном этапе, об основных сферах жизни общества, которые активно пополняются новыми словами (политика, экономика, наука, культура и т.п.). Работа над толкованием неологизмов, их стилистической окраской. Обсуждение причин речевых ошибок. Практическое занятие: работа со справочной литературой. Работа над построением текста (в том числе словарной статьи), поиск логической последовательности и средств связи. Подведение итогов занятий курса. Конкурс на лучшего знатока лексикологии и культуры речи. Тест "Знаешь ли ты свой родной язык?" Защита рефератов. | Лекция. Беседа. Практикум. Диспут. Сообщения учащихся. Лекция. Работа с текстом. Доклады учащихся. Лекция. Практикум. Выступления учащихся. Семинар. Работа в группах. Выступления учащихся. Лекция. Практикум. Индивидуаль- ные сообщения. Лекция. Практикум. Семинар. Соревнование. Беседа. Практикум. Решение поисковых задач. Практикум. Деловая игра. Семинар. |
Методические рекомендации
№ темы | Виды деятельности учителя | Виды деятельности учащихся | Ожидаемые результаты. Перечень знаний и умений | Контроль |
1. | Лекция | Слушание, конспектирование. | Уметь слушать лекцию и делать её конспективную запись. Знать о роли русского языка в современном мире, о лингвистике как о науке. | Конспект. Текст. |
2. | Лекция -рассказ | Диалог, выступления, решение поисковых задач. | Уметь делать морфемный анализ слов. Знать основные способы образования слов, готовить сообщения и решать поисковые задачи. | Поисковые Задачи |
3. | Лекция, составление учебных задач | Решение учебных задач, выступления с примерами. | Уметь вести деловое общение, владеть нормами литературного языка, уметь оценить свою и чужую речь с позиций соблюдения норм. | Тест на внимательность. дидактическая игра. |
4. | Лекция, работа со словом | Слушание, конспект, инди видуальные доклады | Знать причины и процессы перехода имён собственных в нарицательные. уметь отбирать материал и готовить доклад по теме. | Тест-беседа. |
5. | Лекция, организация творческой деятельности учащихся | Самостоятельная работа, выступления, исследовательская деятельность | Уметь делать этимологический анализ слов, стремиться развивать языковую догадку, уметь организовывать собственную исследовательскую деятельность, проявлять творческую активность и инициативу. | Учебные Задачи, Анализ работы групп. |
6. | Планирование работы в группах | Выступление представителей от групп с докладами, работа с текстом, шарадами, т.п. | Знать лексическую терминологию, уметь оперировать основными лексическими понятиями в речи, уметь планировать и осуществлять работу в группах. | Комплексный анализ текста. Анализ работы групп. |
7. | Лекция, постановка учебных задач | Выступления, подбор примеров, работа над задачами и упражнениями | Знать значение и происхождение фразеологизмов, объяснять их смысл, уметь употреблять фразеологизмы в речи, уметь определять источник авторских фразеологизмов. | Учебные задачи-тест. |
8. | Лекция, постановка учебных задач | Сообщения учащихся, работа с таблицей. Решение учебных задач | Уметь видеть признаки заимствований, знать иноязычные морфемы, уметь отличать исконно русскую лексику от заимствованной. Уметь производить анализ лексических единиц текста. | Комплексный анализ текста. |
9. | Проведение семинара, организация групповой работы | Индивидуальные сообщения, работа с текстом, подготовка материала в группах | Знать значение и происхождение крылатых выражений, уметь употреблять пословицы, поговорки, афоризмы в речи, объяснять их смысл. | Учебные задачи. Тест на внимание. |
10. | Лекция, организация практического занятия | Решение учебных задач | Знать лексическое значение современных неологизмов, уметь пользоваться ими в речи, стремиться к расширению словарного запаса. | Языковой анализ слов. |
11. | Организация работы в группах | Индивидуальное сообщение, работа со словарями и текстами. | Знать признаки текста, принципы построения словарной статьи, уметь пользоваться словарями и работать со справочной литературой. | Зачет. |
12.. | Тестирование. Подведение итогов. Оценка творческих работ | Решение теста, защита рефератов | Знать основные сведения о языке, уметь отстоять первенство в конкурсе, уметь защитить самостоятельную творческую работу. | Конкурс. Рефераты. |
Список литературы для учителя:
1. Новиков В. А. Семантика русского языка. М. 1982.
2.Виноградов В. В Лексикология и лексикография. Пр. 1999.
3. Львова С.И. Этимология на службе орфографии. М. 2001.
4.Успенский Л.В. Слово о словах. Ты и твоё имя. -М.1962.
5. Боброва Т А. Снова в мире слова.-М. 2001.
6.Брагина А.А. Лексика языка и культура страны. - М. 1981.
7.Виноградов В.В. История слов.-М. 1993.
8.Никонов В.А. Словарь русских фамилий. - М. 1993.
10.Иванова В.А. Занимательно о русском языке. - М. 1995.
Список литературы для учащихся:
2.Львова С.И. Этимология на службе орфографии. - М.2001.
3.Аникин А.Е. Из истории русских слов : Словарь - пособие. - М.1993.
4.Кобяков Д.Ю. Приключения слов.- Барн.,1994.
5.Брагина А.А. Русское слово в языках мира.- М. 1988.
6.Уразов И.П. Почему мы так говорим ? -М.1976.
7.Откупщиков Ю.В. К истокам слова.-М.1986.
9.Иванова В.А. Занимательно о русском языке.
10.Граник Г.Г.,Бондаренко А.С.,Концевая Л.А. Секреты орфографии.М.1991.
11.Ашукин Н.С.,Ашукина М.Г.Крылатые слова.- М.1986.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Темы докладов и сообщений:
1.История возникновения письменности на Руси.
2.Стилистическое использование омонимов и их форм в художественной литературе.
3.Пути возникновения и функции синонимов в языке.
4.Фразеологизм и его признаки.
5.Роль антонимов в русской литературе.
6.Антропонимика и топонимика.
7.Какие бывают словари?
8.Современный русский язык и культура речи.
9." Говорящие " фамилии. От имен собственных к нарицательным.
10.Произносите слова правильно.
11.Причины речевых ошибок.
12.Иноязычные слова в современном русском языке.
13.Что такое паронимы?
14.Меткость народного слова. Пословицы и поговорки.
15.Авторские афоризмы.
Темы рефератов:
1.Лексика языка и культура страны.
2.Источники русских фразеологизмов.
3.Актуализация заимствований в современном русском языке.
4.Что такое культура речи и зачем она нужна?
5.Речевые ошибки - "лакмусовые бумажки" культуры говорящего.
6.Мудрость народа - в афоризмах.
7.Пути появления слов в русском языке.
8.Слова, пришедшие из других языков.
9.Употребление паронимов в речи.
10.Трудности акцентологии.
11.Лексическое богатство русского языка.
12.Русский язык среди других языков мира.
Словарь ключевых слов:
Антонимы - слова, имеющие противоположное значение.
Афоризм - краткое выразительное изречение, крылатая фраза.
Культура речи - высокий уровень развития речевой сферы человеческой деятельности; просвещенность, образованность говорящего.
Морфема - минимальная часть слова, имеющая лексическое значение.
Неологизм - вновь появившееся в языке слово или словосочетание.
Омоним - слово, совпадающее с другим словом по звучанию и написанию, но расходящееся по значению и системе форм.
Орфоэпия - система правил, определяющих литературное произношение.
Пароним - слово, очень близкое по звучанию к другому слову, отличающееся оттенком значения.
Плеоназм - речевое излишество с точки зрения полноты высказывания, стилистической выразительности; скопление близких по значению слов.
Семантика - смысловая сторона языка или слова; раздел науки о языке, рассматривающий изменение значений слова.
Синонимы - слова, тождественные или очень близкие по значению.
Топонимика - раздел лексикологии, занимающийся изучением географических названий.
Фразеологизм ( идиома ) - устойчивое сочетание слов, оборот речи, дословно не переводимый на другой язык.
Этимология - раздел науки о языке, изучающий происхождение слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА курса истории для 6 класса основное общее образование, 2 ступень срок реализации программы: 2011-2012 учебного года
Рабочая программа по истории для 6 класса...
Учебная программа курса по выбору (юкагирский язык) для 5-6 классов «Чэнчэ одул ажуу» («Занимательный юкагирский язык»)
Представляю вам программу предмета по выбору по родному (юкагирскому) языку для учащихся 5-6 классов (для детей невладеющих родным языком)....
Учебная программа курса по выбору (юкагирский язык) для 7-8 классов «Мэт уйлоол ажуулэ шурулэлэк» («Сочинения на родном языке»)
Программа предмета по выбору по юкагирскому языку для учащихся 7-8 класса "Мэт уйлоол ажуулэ шурулэлэк" ("Сочинения на родном языке")....
Учебная программа курса по выбору (юкагирский язык) для 9 класса «Одул ажуу» («Юкагирский язык») (подготовка к экзаменам)
Учебная программа курса по выбору (юкагирский язык) для 9 класса «Одул ажуу» («Юкагирский язык») предназначена для подготовки выпускников основной школы к экзамену по родному (юкагирскому) языку....
Рабочая учебная программа курса химии 8 класса по Г.Е. Рудзитису
Данная рабочая учебная программа может быть использована при преподавании химии в 8 классе по авторской линии Г.Е. Рудзитиса и Ф. Г. Фельдмана. К программе прилагается тематическое планирование...
Рабочая учебная программа курса физики для учащихся 7-9 классов. А.В. Перышкин.
Рабочая учебная программа курса физики для учащихся 7-9 классов. А.В. Перышкин...
Рабочая учебная программа курса «Русский язык» для 7 класса
рабочая учебная программа по русскому языку 7 класс к учебнику Ладыженской и календарно-тематическое планирование...