Учебная программа курса по выбору для учащихся 9-х классов «Язык как история народа»
элективный курс по русскому языку (9 класс) по теме

Куксова Ольга Леонидовна

Предпрофильная подготовка учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yazyk_kak_istoriya_naroda.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

 

Учебная программа курса по выбору

для  учащихся 9-х классов

«Язык как  история народа»

Куксова О.Л., учитель русского языка и литературы

    Я ко всем наукам ключ имею,

                      Я со всей вселенною знаком.

                      Это потому, что я владею

                      Русским всеохватным языком.

      Учебная программа курса по выбору «Язык как история народа» (17 ч.) содержит материал о лексическом богатстве русского языка, способствует расширению кругозора учащихся, повышению их общей языковой культуры; является предпосылкой для осознанного выбора лингвистического профиля.

       «Язык - это история народа. Это путь цивилизации и культуры, -говорил А.И.Куприн. - Поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью».  Помните, что свободное и грамотное владение русским языком - надёжная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности.

Учебная программа включает в себя:

 - компьютерная презентация курса;

 -  пояснительная записка;

 - учебно-тематический план;

 - содержание курса;

 - методические рекомендации;

 - список литературы (для учителя и

   для учащихся);

 - темы докладов и рефератов;

 - словарь ключевых слов;

 - приложения.

Цели:- активизировать внимание учащихся к собственной устной и

             письменной речи, развивать языковой вкус и культуру речевого

             поведения;

           - обобщить полученные знания за курс основной школы, развивать    

              мыслительно-речевую деятельность учащихся, формировать

              умения анализировать, сравнивать, обобщать, логически верно

              излагать свои мысли;

            - воспитывать любовь к русскому языку, прививать бережное и

              ответственное отношение к слову, расширять кругозор учащихся,

              показать неизмеримые возможности, богатство и величие русского

              языка.

Задачи: - создать условия для проявления коммуникативных возможностей

                 школьников, для раскрытия их творческого потенциала;

               - обеспечить овладение лингвистической компетенцией, развивать

                 языковое чутьё, предоставить возможность лучше постигнуть язык  

                 и более сознательно им пользоваться;

               - активизировать приёмы побуждения к языковой дискуссии, к

                 мыслительной деятельности, способствовать расширению

                 словарного запаса учащихся.

Учебно-тематический план

№ п/п

Перечень тем

Всего часов

Вид занятия

Кол-

во часов

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Вводное занятие.

Язык и общество.

В мастерской слова.

Пути появления слов.

Как мы говорим?

Трудности речевой культуры.

"Биография" слова: "В честь и по поводу".

"Биография" слова: загадки этимологии.

Слово и его имя.

Лексическое разнообразие.

Почему так говорят?

Возникновение и жизнь фразеологизмов.

Заимствованное богатство.

Мудрость в портативной форме.

Слова - "пришельцы".

Значение  неологизмов.

Ещё раз о словарях.

Заключительное занятие.

Итоги.

1

2

2

1

2

1

2

1

1

1

1

2

лекция

лекция

практикум

практикум

лекция

лекция

практикум

семинар

лекция

практикум

практикум

семинар

практикум

практикум

семинар

1

1

1

1

1

1

Содержание курса

№ п/п

Темы занятий

Реферативное описание

Виды работы

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Вводное занятие.

Язык и общество.

В мастерской слова.

Пути появления слов.

Как мы говорим?

Трудности речевой культуры.

"Биография" слова: "В честь и по поводу".

"Биография" слова: загадки этимологии.

Слово и его имя.

Лексическое разнообразие.

Почему так говорят?

Возникновение и жизнь фразеологизмов.

Заимствованное богатство.

Мудрость в портативной форме.

Слова - "пришельцы".

Значение  неологизмов.

Ещё раз о словарях.

Заключительное занятие.

Итоги.

Лекция учителя о богатстве русского языка, его роли в нашей жизни, о том, что свободное владение русским языком - надёжная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности. Знакомство учащихся с целями и задачами курса, темами итоговых рефератов.

Беседа с учащимися о том, как рождаются слова, как изменяется словарный состав языка, о словообразовании как науке, об основных способах образования слов в современном русском языке. Обсуждение причин активизации процесса образования аббревиатур. Разговор об аффиксации как о самом активном способе обогащения лексики. Трудности морфемики. Решение предложенных задач.

Беседа с учащимися о причинах нарушения норм устной речи, снижения общей культуры нации. Рассказ учителя о качествах хорошей речи, о способах общения, этикете как совокупности правил поведения человека в обществе. Работа над совершенствованием орфоэпических норм, обсуждение методов борьбы за чистоту языка.

Лекция - рассказ о том, как имена людей, фамилии, географические названия перешли в названия вещей. Проследить процесс перехода имён собственных в нарицательные. "Фамильные" этимологии в названии предметов, терминов, понятий. Топонимика как раздел лексикологии.

Лекция учителя об этимологии как науке, о происхождении слов, принципах исследования, о трудностях этимологического анализа. Творческий поиск учащихся при исследовании данного раздела языкознания. Выступления  творческих групп учащихся с результатами исследовательской деятельности.

Реализация групповой работы учащихся, выступления с докладами: о явлении синонимии в русском языке, о трудностях омонимии, об антонимах - словах, выражающих контрастные понятия и антагонистическую непримиримость изображаемого. Понятие о паронимах.

Рассказ учителя о способе выражаться посредством кратких, метких и образных иносказательных выражений, о путях их появления в языке и жизни в нашей речи.

Сообщения учащихся об источниках фразеологизмов и их употребляемости в речи.

Рассказ учителя о неисчерпаемом источнике образования новых слов, о грецинизмах и латинизмах. Самостоятельная работа учащихся по "расшифровке" слов, имеющих в своём составе иноязычные морфемы. Работа с таблицей - ключом к тайне многих международных слов.

Выступления учащихся с докладами о значении крылатых выражений и их роли в русском языке и литературе. Конкурс на лучшее знание пословиц, поговорок. Авторские афоризмы, их значение и употребление вне литературного контекста.

 

Слово учителя о роли неологизмов в современном русском языке. Беседа с учащимися о причинах заимствований на современном этапе, об основных сферах жизни общества, которые активно пополняются новыми словами (политика, экономика, наука, культура и т.п.). Работа над толкованием неологизмов, их стилистической окраской. Обсуждение причин речевых ошибок.

Практическое занятие: работа со справочной литературой. Работа над построением текста (в том числе словарной статьи), поиск логической последовательности и средств связи.

Подведение итогов занятий курса. Конкурс на лучшего знатока  лексикологии  и культуры речи. Тест "Знаешь ли ты свой родной язык?" Защита рефератов.

Лекция.

Беседа.

Практикум.

Диспут.

Сообщения учащихся.

Лекция.

Работа с текстом.

Доклады учащихся.

Лекция.

Практикум.

Выступления учащихся.

Семинар.

Работа в группах.

Выступления учащихся.

Лекция.

Практикум.

Индивидуаль-

ные сообщения.

Лекция.

Практикум.

Семинар.

Соревнование.

Беседа.

Практикум.

Решение поисковых задач.

Практикум.

Деловая игра.

Семинар.

Методические рекомендации

№ темы

Виды деятельности учителя

Виды деятельности учащихся

Ожидаемые результаты. Перечень знаний и умений

Контроль

1.

Лекция

Слушание, конспектирование.

Уметь слушать лекцию и делать её конспективную запись.

Знать о роли русского языка в современном мире, о лингвистике как о науке.

Конспект.

Текст.

2.

Лекция -рассказ

Диалог, выступления, решение поисковых задач.

Уметь делать морфемный анализ слов.                                                            Знать основные способы образования слов, готовить сообщения и решать поисковые задачи.

Поисковые

Задачи

3.

Лекция, составление учебных задач

Решение учебных задач, выступления с примерами.

Уметь вести деловое общение, владеть нормами литературного языка, уметь оценить свою и чужую речь с позиций соблюдения норм.

Тест на внимательность. дидактическая игра.

4.

Лекция, работа со словом

Слушание, конспект, инди

видуальные доклады

Знать причины и процессы перехода имён собственных в нарицательные. уметь отбирать материал и готовить доклад по теме.

Тест-беседа.

5.

Лекция, организация творческой деятельности учащихся

Самостоятельная работа, выступления, исследовательская деятельность

Уметь делать этимологический анализ слов, стремиться развивать языковую догадку, уметь организовывать собственную исследовательскую деятельность, проявлять творческую активность и инициативу.

Учебные

Задачи,

Анализ работы групп.

6.

Планирование работы  в группах

Выступление представителей от групп с докладами, работа с текстом, шарадами, т.п.

Знать лексическую терминологию, уметь оперировать основными лексическими понятиями в речи, уметь планировать и осуществлять работу в группах.

Комплексный анализ текста.

Анализ работы групп.

7.

Лекция, постановка учебных задач

Выступления, подбор примеров, работа над задачами и упражнениями

Знать значение и происхождение фразеологизмов, объяснять их смысл, уметь употреблять фразеологизмы в речи, уметь определять источник авторских фразеологизмов.

Учебные задачи-тест.

8.

Лекция, постановка учебных задач

Сообщения  учащихся, работа с таблицей. Решение учебных задач

Уметь видеть признаки заимствований, знать иноязычные морфемы, уметь отличать исконно русскую лексику от заимствованной. Уметь производить анализ лексических единиц текста.

Комплексный анализ текста.

9.

Проведение семинара, организация групповой работы

Индивидуальные сообщения, работа с текстом, подготовка материала в группах

Знать значение и происхождение крылатых выражений, уметь употреблять пословицы, поговорки, афоризмы в речи, объяснять их смысл.

Учебные задачи. Тест на внимание.

10.

Лекция, организация практического занятия

Решение учебных задач

Знать лексическое значение современных неологизмов, уметь пользоваться ими в речи, стремиться к расширению словарного запаса.

Языковой анализ слов.

11.

Организация работы в группах

Индивидуальное сообщение, работа со словарями и текстами.

Знать признаки текста, принципы построения словарной статьи, уметь пользоваться словарями и работать со справочной литературой.

Зачет.

12..

Тестирование. Подведение итогов. Оценка творческих работ

Решение теста, защита рефератов

Знать основные сведения о языке, уметь отстоять первенство в конкурсе, уметь защитить самостоятельную творческую работу.

Конкурс.

Рефераты.

Список литературы для учителя:

1. Новиков В. А. Семантика русского языка. М. 1982.

2.Виноградов В. В Лексикология и лексикография. Пр. 1999.

3. Львова С.И. Этимология на службе орфографии. М. 2001.

4.Успенский Л.В. Слово о словах. Ты и твоё имя. -М.1962.

5. Боброва Т А. Снова в мире слова.-М. 2001.

6.Брагина А.А. Лексика языка и культура страны. - М. 1981.

7.Виноградов В.В. История слов.-М. 1993.

8.Никонов В.А. Словарь русских фамилий. - М. 1993.

10.Иванова В.А. Занимательно о русском языке. - М. 1995.

Список  литературы  для  учащихся:

2.Львова С.И. Этимология на службе орфографии. - М.2001.

3.Аникин А.Е. Из истории русских слов : Словарь - пособие. - М.1993.

4.Кобяков Д.Ю. Приключения слов.- Барн.,1994.

5.Брагина А.А. Русское слово в языках мира.- М. 1988.

6.Уразов И.П. Почему мы так говорим ? -М.1976.

7.Откупщиков Ю.В. К истокам слова.-М.1986.

9.Иванова В.А. Занимательно о русском языке.

10.Граник Г.Г.,Бондаренко А.С.,Концевая Л.А. Секреты орфографии.М.1991.

11.Ашукин Н.С.,Ашукина М.Г.Крылатые слова.- М.1986.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Темы    докладов   и   сообщений:

1.История возникновения письменности на Руси.

2.Стилистическое использование омонимов и их форм в художественной литературе.

3.Пути возникновения и функции синонимов в языке.

4.Фразеологизм и его признаки.

5.Роль антонимов в русской литературе.

6.Антропонимика и топонимика.

7.Какие бывают словари?

8.Современный русский язык и культура речи.

9." Говорящие " фамилии. От имен собственных к нарицательным.

10.Произносите слова правильно.

11.Причины речевых ошибок.

12.Иноязычные слова в современном русском языке.

13.Что такое паронимы?

14.Меткость народного слова. Пословицы и поговорки.

15.Авторские афоризмы.

Темы   рефератов:

1.Лексика языка и культура страны.

2.Источники русских фразеологизмов.

3.Актуализация заимствований в современном русском языке.

4.Что такое культура речи и зачем она нужна?

5.Речевые ошибки - "лакмусовые бумажки" культуры говорящего.

6.Мудрость народа - в афоризмах.

7.Пути появления слов в русском языке.

8.Слова, пришедшие из других языков.

9.Употребление паронимов в речи.

10.Трудности акцентологии.

11.Лексическое богатство русского языка.

12.Русский язык среди других языков мира.

Словарь   ключевых   слов:

Антонимы - слова, имеющие противоположное значение.

Афоризм - краткое выразительное изречение, крылатая фраза.

Культура речи - высокий уровень развития речевой сферы человеческой деятельности; просвещенность, образованность говорящего.

Морфема - минимальная часть слова, имеющая лексическое значение.

Неологизм - вновь появившееся в языке слово или словосочетание.

Омоним - слово, совпадающее с другим словом по звучанию и написанию, но расходящееся по значению и системе форм.

Орфоэпия - система правил, определяющих литературное произношение.

Пароним - слово, очень близкое по звучанию к другому слову, отличающееся оттенком значения.

Плеоназм - речевое излишество с точки зрения полноты высказывания, стилистической выразительности; скопление близких по значению слов.

Семантика - смысловая сторона языка или слова; раздел науки о языке, рассматривающий изменение значений слова.

Синонимы - слова, тождественные или очень близкие по значению.

Топонимика - раздел лексикологии, занимающийся изучением географических названий.

Фразеологизм ( идиома ) - устойчивое сочетание слов, оборот речи, дословно не переводимый на другой язык.

Этимология - раздел науки о языке, изучающий происхождение слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная программа курса по выбору (юкагирский язык) для 5-6 классов «Чэнчэ одул ажуу» («Занимательный юкагирский язык»)

Представляю вам программу  предмета по выбору по родному (юкагирскому) языку для учащихся 5-6 классов (для детей невладеющих родным языком)....

Учебная программа курса по выбору (юкагирский язык) для 7-8 классов «Мэт уйлоол ажуулэ шурулэлэк» («Сочинения на родном языке»)

Программа предмета по выбору по юкагирскому языку для учащихся 7-8 класса "Мэт уйлоол ажуулэ шурулэлэк" ("Сочинения на родном языке")....

Учебная программа курса по выбору (юкагирский язык) для 9 класса «Одул ажуу» («Юкагирский язык») (подготовка к экзаменам)

Учебная программа курса по выбору (юкагирский язык) для 9 класса «Одул ажуу» («Юкагирский язык») предназначена для подготовки выпускников основной школы к экзамену по родному (юкагирскому) языку....

Рабочая учебная программа курса химии 8 класса по Г.Е. Рудзитису

Данная рабочая учебная программа может быть использована при преподавании химии  в 8 классе по авторской линии Г.Е. Рудзитиса и Ф. Г. Фельдмана. К программе прилагается тематическое планирование...

Рабочая учебная программа курса физики для учащихся 7-9 классов. А.В. Перышкин.

Рабочая учебная программа курса физики для учащихся 7-9 классов. А.В. Перышкин...

Рабочая учебная программа курса «Русский язык» для 7 класса

рабочая учебная программа по русскому языку 7 класс к учебнику Ладыженской и календарно-тематическое планирование...