Конспект урока русского языка 8 класс
материал для подготовки к егэ (гиа, русский язык, 8 класс) по теме

Панкова Оксана Игоревна


в рамках подготовки к ГИА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_druzey_mnogo_a_druga_net.docx22.46 КБ
Файл urok_druzey_mnogo_a_druga_net.docx22.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока русского языка в 8 классе

Тема урока: «Друзей много, а друга нет»

«Подготовка к выполнению тестовых заданий ГИА по русскому языку»

Цель урока: 

образовательные: подготовка к выполнению тестовых заданий ГИА (типы  

     подчинительной связи в словосочетании; синтаксис простого и сложного      предложения); тренировка навыков лингвистического анализа текста; повторение и  обобщение сведений по  орфографии и пунктуации; развитие умений находить средств художественной выразительности в тексте и определять их роль; формирование навыков правильного написания,  произношения и употребления иностранных слов

развивающие:  развитие творческой, речевой и мыслительной активности,  интереса к предмету на основе языковых впечатлений  

воспитывающие: формирование нравственных качеств учащихся; воспитание гуманного отношения друг к другу, чувства дружбы и товарищества; привитие культуры речевого общения

                                                                                     Эпиграф

                                  Мной дружбы обычай вражде предпочтен;

                                 Закон человечности - вот мой закон

(Абулькасим Фирдоуси)(940-1025)                          

                                         Ход урока

 I.Организационный момент

 II. Слово учителя

 III. Знакомство с материалом «к промежуточной аттестации»

Работа с текстом изложения

   

б) Задание «Укажи тип связи». Подготовка к выполнению задания В8 ГИА (словосочетания записаны на доске).

Работа души,

всегда восхищались,

делать добро,

душевная щедрость,

дорожи дружбой,

внимательно относиться,

понимающий человек.

      Какие же типы связи в словосочетании вам известны? Какие сочетания слов не являются словосочетанием?

в) Синтаксический разбор: Дружба – необходимость в жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага.(Аристотель)

[ ], (так как …), (если …).Сложноподчиненное предложение с придаточными: причины и условия.

Как вы понимаете смысл этих слов? Проверка работающих у доски.

IV. Комплексная работа с текстом в рамках подготовки к выполнению тестовой части ГИА.

 1. Слово учителя  Люди всегда восхищались дружбой, ценили её, стремились к ней. Так что же такое настоящая дружба? Как вы понимаете слово «дружба»? (ответы учащихся).

2. Лексическая работа (запись в тетради).

Подготовка к выполнению заданий А4, А5, В1 ГИА.

   Дружба–близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.(ОжеговС.И.Толковый словарь русского языка).   Подберите антоним к этому слову (вражда),составьте по 1 предложению с каждым словом.

2. Работа  с текстом Виктора Петровича Астафьева Выразительное чтение теста учителем.

Дружба

1) Сперва договоримся о том, что каждый человек неповторим на земле,  и я убеждён, что и каждая травинка, цветок, дерево, пусть они и одного цвета, одной породы - так же неповторимы, как и всё растущее, живущее вокруг нас.2) Следовательно, всё живое, в особенности человек, имеет свой характер, который, конечно, развивается не только сам по себе, но прежде всего под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей, ибо настоящая дружба - награда человеку, редкая и драгоценная. 3) Такая дружба порой бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отношения куда сильнее, чем коллектив, в особенности при крайних, бедственных обстоятельствах.

4) С поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие друзья. 5) Есть ли у меня такие друзья? 6) Да, они были на войне, есть и в нынешней жизни, и я очень стараюсь за преданность платить преданностью, за любовь - любовью. 7) Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я рассматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтобы не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, непорядочность.8) Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль, и давно он опрокинулся и затонул ...(В.Астафьев)

Задания  блока А

1. В каком предложении содержится основная мысль? 

1)1;2)8; 3)2; 4)3.

2. Определите стиль и тип речи текста? 

1)научный стиль, описание

2)художественный стиль, рассуждение

3)публицистический стиль, повествование и рассуждение

4)художественный стиль, повествование

3. Укажите значение слова дисгармония (предложение № 8)? 

1)несовпадение ,2) разобщение, 3) ссора, 4) разногласие

4. В какую лексическую группу входит слово дисгармония? 

1)неологизм, 2) диалектизм,3) иноязычное слово,4) термин  

 Какие средства выразительности использует В.Астафьев? Подготовка к выполнению задания А6 ГИА.

Примеры

                      Название образных средств

повтор

сравнение:

ряды однородных членов (градация )

метафора

риторический вопрос

каждую…каждую(7);

как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль (8);

 (1,2,3,6,7,8);

дружба- награда человеку (2);

Есть ли у меня такие друзья?(5)

                                                                                                                     

                                            Тренировочный тест

В1. Из предложения №1 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.(Растущие)

В2. Из предложения 7 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется –С, если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный».(Рассматриваю)

В3. Из текста выпишите слова, в котором правописание Н/НН определяется правилом:«В суффиксах прилагательных -ОНН/ЕНН - пишется две буквы н». (Родственных, бедственных(3))

В4. Замените словосочетание из предложения№ 1, построенное на основе подчинительной связи УПРАВЛЕНИЕ, синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ. Напишите получившееся словосочетание. (Неповторим на земле– земная неповторимость.)

В5.Из текста выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.(Нечестно)

В6. Из предложения  № 4 выпишите грамматическую основу.(Выносят друзья) Самопроверка (ответы на доске).

V. Итоги урока

     Сегодня на уроке мы с вами повторяли изученные ранее сведения по русскому языку, готовились к выполнению тестовой части ГИА.

     Какие важные разделы курса русского языка мы вспомнили? (ответы учащихся)

     Какое задание вызвало у вас особые затруднения?

     Какая еще тема была поднята на сегодняшнем уроке? Что вы открыли для себя?

VI.Рефлексия.

1.Сегодня на уроке я повторил….

2. Сегодня на уроке я узнал….

3.Что ещё я хочу узнать…….

4.Мне понравилось на уроке….

5. Мне  не понравилось на уроке………

VII. Дом. задание: написать сочинение-рассуждение (не менее 70 слов) «Есть ли у меня настоящие друзья?»   

Дружба

1) Сперва договоримся о том, что каждый человек неповторим на земле,  и я убеждён, что и каждая травинка, цветок, дерево, пусть они и одного цвета, одной породы - так же неповторимы, как и всё растущее, живущее вокруг нас.2) Следовательно, всё живое, в особенности человек, имеет свой характер, который, конечно, развивается не только сам по себе, но прежде всего под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей, ибо настоящая дружба - награда человеку, редкая и драгоценная. 3) Такая дружба порой бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отношения куда сильнее, чем коллектив, в особенности при крайних, бедственных обстоятельствах.

4) С поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие друзья. 5) Есть ли у меня такие друзья? 6) Да, они были на войне, есть и в нынешней жизни, и я очень стараюсь за преданность платить преданностью, за любовь - любовью. 7) Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я рассматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтобы не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, непорядочность.8) Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль, и давно он опрокинулся и затонул ...(В.Астафьев)

Задания  блока А

1. В каком предложении содержится основная мысль? 

1)1;2)8; 3)2; 4)3.

2. Определите стиль и тип речи текста? 

1)научный стиль, описание

2)художественный стиль, рассуждение

3)публицистический стиль, повествование и рассуждение

4)художественный стиль, повествование

3. Укажите значение слова дисгармония (предложение № 8)? 

1)несовпадение ,2) разобщение, 3) ссора, 4) разногласие

4. В какую лексическую группу входит слово дисгармония? 

1)неологизм, 2) диалектизм,3) иноязычное слово,4) термин  

Какие средства выразительности использует В.Астафьев? Подготовка к выполнению задания А6 ГИА.

Название образных средств

повтор

сравнение:

ряды однородных членов (градация )

метафора

риторический вопрос

                                            Тренировочный тест

В1. Из предложения №1 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

В2. Из предложения 7 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется –С, если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный».

В3. Из текста выпишите слова, в котором правописание Н/НН определяется правилом:«В суффиксах прилагательных -ОНН/ЕНН - пишется две буквы н».

В4. Замените словосочетание Неповторим на земле из предложения№ 1, построенное на основе подчинительной связи УПРАВЛЕНИЕ, синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

В5.Из текста выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.

В6. Из предложения  № 4 выпишите грамматическую основу.



Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока русского языка в 8 классе

Тема урока: «Друзей много, а друга нет»

«Подготовка к выполнению тестовых заданий ГИА по русскому языку»

Цель урока: 

образовательные: подготовка к выполнению тестовых заданий ГИА (типы  

     подчинительной связи в словосочетании; синтаксис простого и сложного      предложения); тренировка навыков лингвистического анализа текста; повторение и  обобщение сведений по  орфографии и пунктуации; развитие умений находить средств художественной выразительности в тексте и определять их роль; формирование навыков правильного написания,  произношения и употребления иностранных слов

развивающие:  развитие творческой, речевой и мыслительной активности,  интереса к предмету на основе языковых впечатлений  

воспитывающие: формирование нравственных качеств учащихся; воспитание гуманного отношения друг к другу, чувства дружбы и товарищества; привитие культуры речевого общения

                                                                                     Эпиграф

                                  Мной дружбы обычай вражде предпочтен;

                                 Закон человечности - вот мой закон

(Абулькасим Фирдоуси)(940-1025)                          

                                         Ход урока

 I.Организационный момент

 II. Слово учителя

 III. Знакомство с материалом «к промежуточной аттестации»

Работа с текстом изложения

   

б) Задание «Укажи тип связи». Подготовка к выполнению задания В8 ГИА (словосочетания записаны на доске).

Работа души,

всегда восхищались,

делать добро,

душевная щедрость,

дорожи дружбой,

внимательно относиться,

понимающий человек.

      Какие же типы связи в словосочетании вам известны? Какие сочетания слов не являются словосочетанием?

в) Синтаксический разбор: Дружба – необходимость в жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага.(Аристотель)

[ ], (так как …), (если …).Сложноподчиненное предложение с придаточными: причины и условия.

Как вы понимаете смысл этих слов? Проверка работающих у доски.

IV. Комплексная работа с текстом в рамках подготовки к выполнению тестовой части ГИА.

 1. Слово учителя  Люди всегда восхищались дружбой, ценили её, стремились к ней. Так что же такое настоящая дружба? Как вы понимаете слово «дружба»? (ответы учащихся).

2. Лексическая работа (запись в тетради).

Подготовка к выполнению заданий А4, А5, В1 ГИА.

   Дружба–близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.(ОжеговС.И.Толковый словарь русского языка).   Подберите антоним к этому слову (вражда),составьте по 1 предложению с каждым словом.

2. Работа  с текстом Виктора Петровича Астафьева Выразительное чтение теста учителем.

Дружба

1) Сперва договоримся о том, что каждый человек неповторим на земле,  и я убеждён, что и каждая травинка, цветок, дерево, пусть они и одного цвета, одной породы - так же неповторимы, как и всё растущее, живущее вокруг нас.2) Следовательно, всё живое, в особенности человек, имеет свой характер, который, конечно, развивается не только сам по себе, но прежде всего под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей, ибо настоящая дружба - награда человеку, редкая и драгоценная. 3) Такая дружба порой бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отношения куда сильнее, чем коллектив, в особенности при крайних, бедственных обстоятельствах.

4) С поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие друзья. 5) Есть ли у меня такие друзья? 6) Да, они были на войне, есть и в нынешней жизни, и я очень стараюсь за преданность платить преданностью, за любовь - любовью. 7) Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я рассматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтобы не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, непорядочность.8) Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль, и давно он опрокинулся и затонул ...(В.Астафьев)

Задания  блока А

1. В каком предложении содержится основная мысль? 

1)1;2)8; 3)2; 4)3.

2. Определите стиль и тип речи текста? 

1)научный стиль, описание

2)художественный стиль, рассуждение

3)публицистический стиль, повествование и рассуждение

4)художественный стиль, повествование

3. Укажите значение слова дисгармония (предложение № 8)? 

1)несовпадение ,2) разобщение, 3) ссора, 4) разногласие

4. В какую лексическую группу входит слово дисгармония? 

1)неологизм, 2) диалектизм,3) иноязычное слово,4) термин  

 Какие средства выразительности использует В.Астафьев? Подготовка к выполнению задания А6 ГИА.

Примеры

                      Название образных средств

повтор

сравнение:

ряды однородных членов (градация )

метафора

риторический вопрос

каждую…каждую(7);

как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль (8);

 (1,2,3,6,7,8);

дружба- награда человеку (2);

Есть ли у меня такие друзья?(5)

                                                                                                                     

                                            Тренировочный тест

В1. Из предложения №1 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.(Растущие)

В2. Из предложения 7 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется –С, если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный».(Рассматриваю)

В3. Из текста выпишите слова, в котором правописание Н/НН определяется правилом:«В суффиксах прилагательных -ОНН/ЕНН - пишется две буквы н». (Родственных, бедственных(3))

В4. Замените словосочетание из предложения№ 1, построенное на основе подчинительной связи УПРАВЛЕНИЕ, синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ. Напишите получившееся словосочетание. (Неповторим на земле– земная неповторимость.)

В5.Из текста выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.(Нечестно)

В6. Из предложения  № 4 выпишите грамматическую основу.(Выносят друзья) Самопроверка (ответы на доске).

V. Итоги урока

     Сегодня на уроке мы с вами повторяли изученные ранее сведения по русскому языку, готовились к выполнению тестовой части ГИА.

     Какие важные разделы курса русского языка мы вспомнили? (ответы учащихся)

     Какое задание вызвало у вас особые затруднения?

     Какая еще тема была поднята на сегодняшнем уроке? Что вы открыли для себя?

VI.Рефлексия.

1.Сегодня на уроке я повторил….

2. Сегодня на уроке я узнал….

3.Что ещё я хочу узнать…….

4.Мне понравилось на уроке….

5. Мне  не понравилось на уроке………

VII. Дом. задание: написать сочинение-рассуждение (не менее 70 слов) «Есть ли у меня настоящие друзья?»   

Дружба

1) Сперва договоримся о том, что каждый человек неповторим на земле,  и я убеждён, что и каждая травинка, цветок, дерево, пусть они и одного цвета, одной породы - так же неповторимы, как и всё растущее, живущее вокруг нас.2) Следовательно, всё живое, в особенности человек, имеет свой характер, который, конечно, развивается не только сам по себе, но прежде всего под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей, ибо настоящая дружба - награда человеку, редкая и драгоценная. 3) Такая дружба порой бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отношения куда сильнее, чем коллектив, в особенности при крайних, бедственных обстоятельствах.

4) С поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие друзья. 5) Есть ли у меня такие друзья? 6) Да, они были на войне, есть и в нынешней жизни, и я очень стараюсь за преданность платить преданностью, за любовь - любовью. 7) Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я рассматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтобы не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, непорядочность.8) Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль, и давно он опрокинулся и затонул ...(В.Астафьев)

Задания  блока А

1. В каком предложении содержится основная мысль? 

1)1;2)8; 3)2; 4)3.

2. Определите стиль и тип речи текста? 

1)научный стиль, описание

2)художественный стиль, рассуждение

3)публицистический стиль, повествование и рассуждение

4)художественный стиль, повествование

3. Укажите значение слова дисгармония (предложение № 8)? 

1)несовпадение ,2) разобщение, 3) ссора, 4) разногласие

4. В какую лексическую группу входит слово дисгармония? 

1)неологизм, 2) диалектизм,3) иноязычное слово,4) термин  

Какие средства выразительности использует В.Астафьев? Подготовка к выполнению задания А6 ГИА.

Название образных средств

повтор

сравнение:

ряды однородных членов (градация )

метафора

риторический вопрос

                                            Тренировочный тест

В1. Из предложения №1 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

В2. Из предложения 7 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется –С, если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный».

В3. Из текста выпишите слова, в котором правописание Н/НН определяется правилом:«В суффиксах прилагательных -ОНН/ЕНН - пишется две буквы н».

В4. Замените словосочетание Неповторим на земле из предложения№ 1, построенное на основе подчинительной связи УПРАВЛЕНИЕ, синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

В5.Из текста выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.

В6. Из предложения  № 4 выпишите грамматическую основу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Разделы русского языка"

конспект урока русского языка в 5 классе коррекционных школ 2 вида по теме "Разделы русского языка" в форме путешествия "Регата по заколдованным островам" с презентацией и  физминуткой...

Конспект урока русского языка в 11 классе "Гимн русскому языку"

Первый урок русского языка в 11 классе можно провести необычно, например в форме игры. Предлагается работа в группах....

Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка

Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...

конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Русский язык-один из развитых языков мира"

Русский язык - один из развитых языков мираПредмет: русский языкКласс: 6Тема урока: Русский язык - один из развитых языков мираТип урока: открытие новых знанийЦели урока: соз...