Урок в 5 классе "Повторение. Синтаксис"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок в 5 классе
"Повторение. Синтаксис"
Учитель: Соина С.А.
ЦЕЛИ УРОКА:
1) Закрепить знания по теме "Словосочетание и предложение".
2) Повторить синтаксические характеристики простого и сложного предложений.
3) Продолжить работу над развитием орфографической зоркости учащихся.
Коррекционная: Продолжить работу над развитием логического мышления; над развитием связной речи учащихся.
Воспитательная: Воспитывать у учащихся любовь к родному языку, воспитывать чувство уважения друг к другу.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Таблица с зашифрованной пословицей;
- Табличка с новыми словами;
- Индивидуальные карточки с предложениями;
- Таблица - помощница с теоретическим материалом;
- Картина с изображением "Королевства Синтаксис";
- 4 карточки с характеристикой предложений;
- просмотр фильма.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Слово учителя: Сегодня, ребята, у нас урок необычный. Мы вновь отправляемся в сказочное путешествие по Королевству Синтаксис, где находятся разные, но дружные государства.
Вы помните, что первое наше путешествие в это королевство было нелегким. Но нас выручили знания и еще что?
- Дружба!
- Конечно же, дружба. Смелее в путь. Помогайте друг другу, выручайте друг друга.
II. Эмоциональная зарядка.
(Дети встают, произносят хором)
Посмотрите вы на нас,
Перед вами, дружный класс
повернувшись, друг к другу, хлопают по рукам)
Я - с тобой, и я - с тобой,
Ну, тогда смелее в бой.
Слово учителю: Все настоящие путешественники ведут записи. И мы тоже будем все запоминать и записывать.
III. Запись темы урока.
Повторение.
Ребята, вспомните, как образовалось Королевство Синтаксис?
1 уч-ся рассказывает: "Синтаксис придумали древние греки. Они составили его из двух частей "син" и "таксис". "Син" - обозначает русскую приставку "со", а "таксис" употребляли древнегреческие воины, что означало "строй", "порядок".
Учитель: Ребята, вы мне сказали, что вам помогает дружба. А что такое дружба?
(Ответы детей). Подвожу итог, в словаре Ожегова дружба - это
Русская пословица гласит: …
Ребята, мы должны ее расшифровать.
На доске таблички с зашифрованной пословицей.
н | а | б | ж | о | а |
д | я | а | е | г | т |
о | д | д | в | о | с |
р | р | о | с | б | т |
а | у | р | я | о | в |
н | ж | о | к | г | а |
- Выберите способ чтения. (С нижнего левого угла вверх, с верху вниз)
IV. Работа с пословицей.
1 ученик записывает на доске. Остальные в тетради:
Народная дружба дороже всякого богатства.
- Обозначьте орфограммы.
- Объясните смысл пословицы.
- Пусть эта пословица будет для вас девизом.
V. Распределительный диктант:
На страже Королевства Синтаксис стоят добрые, но хитрые человечки - слова. Что они на сей раз придумали. Игра "Угадай букву" и распредели по группам.
На доске слова:
Уд..вительный, про..ьба, мес..ность, выдер..ка, изд..лека, поз..но, загл..нуть, ни..кий, уча..ствовать, изре..ка, праз..ничный, р..дной.
- Прочитайте слова. Подумайте, как можно разделить слова?
(Дети предлагают разные варианты)
- Выбираю деление по виду орфограмм.
Безударные гласные Парные согласные Непроизносимые согласные
(3 ученика у доски. 1 с комментарием)
Остальные учащиеся работают в тетради, каждый со своим учеником от группы.
Проверка: 1 группа 2 группа 3 группа
VI. Словарно-орфографическая работа:
У ворот Королевства нас поджидает новое слово
Таблица: Здравствуйте!
Дети записывают в словари после разбора.
1 ученик у доски ведет объяснение:
а) читаю слово
б) делю на слоги
в) определяю вид орфограммы
г) подбираю проверочное слово.
VII. Мы подходим к Королевству Синтаксис.
Путь был нелегкий. Вы устали?
Физкультминутка (под музыку)
VIII. Вот и Королевство Синтаксис.
(наглядное пособие) Приветствуем его.
Дети хором говорят: "Здравствуйте!"
- Право открыть ворота мы дадим девочкам (2). Здесь находятся два государства.
- А кто знает какие? (Словосочетание. Предложение)
- Заглянем в государство "Словосочетание"
На доске:
Праз..ник цветы, уса..ствовать беседа, ненес..ный погода.
1 и 2 группа самостоятельно составьте из записанных слов словосочетания.
3 группа (слабые учащиеся) запишите с доски словосочетания: Крепкая дружба, рассказать другу.
- Обозначьте главное слово. Поставьте вопрос от главного к зависимому.
- Проверяю 1 и 2 группу запись словосочетаний. 2 учащихся идут к доске производят разбор словосочетаний:
Праздник цветов (имен) Участвовать в беседе (глаг)
- 3 словосочетание разберете самостоятельно.
- Проверяю у 3 группы.
- У 1 и 2 групп спрашиваю тип словосочетания?
Подводим итог:
- Что такое словосочетание?
- Из каких двух частей оно состоит?
- Какие типы словосочетаний существуют?
IX. Повторение о предложении.
- Отправляемся в государство "Предложение"
- Вспомним секреты предложения.
Работа по таблице:
Предложения по цели высказывания бывают …, …, ….
По интонации - …, ….
В конце предложения ставится …, …, ….
Главные члены предложения - это …, и ….
По наличию второстепенных членов, предложения бывают … и ….
По количеству грамматических основ … и …
- Какие еще предложения знаете?
(с однородными членами, с обращением, с прямой речью)
- Итак, нас встречают предложения
(У каждого ученика лежат карточки, с записанными предложениями)
- Знаки препинания не расставлены. На доске записаны те же предложения.
- Задание: Прочитайте предложения. В каждом предложении расставьте знаки препинания. Объясните постановку знаков в каждом предложении.
- В каждом предложении подчеркните грамматическую основу. К каждому предложению подберите соответствующую характеристику.
Самостоятельно
(На доске висят таблички с характеристиками предложений)
Сложносочиненное | Предложение | Предложение с |
- Дети заполняют в своих карточках, объясняют с места, учитель заполняет на доске.
- Затем, 1 ученик идет к доске и расставляет карточки с характеристикой.
- Ребята, у кого так же, как на доске?
- А у кого по-другому?
- Выпишите сложное предложение.
X. Синтаксический разбор сложного предложения.
Разные дети живут на планете но мам своих любят все дети на свете.
1 учащийся у доски:
Алгоритм:
1) читаю предложение в целом
2) читаю до запятой, нахожу грамматическую основу
3) читаю после запятой, нахожу грамматическую основу
4) определяю простое или сложное, сколько в нем простых предложений и чем они соединены.
5) Даю характеристику (Повеств., невоскл., сложн., союзн., сложносоч., 1 пр - распр., 2 пр- нераспр.)
XI. Повторение диалога. Просмотр фильма "Сказка о царе Султане" (Если останется время)
(выходят 2 ученика к доске и ведут диалог по отрывку)
Вывод: Что такое диалог? Что такое реплика?
XII. Итог урока:
- Ребята, как вы поняли, что изучает Синтаксис?
Хором:
Вот и кончился урок,
Подведем всему итог.
Повторили словосочетания,
Обобщим знания,
Сложные, простые предложения
Вызывают восхищение,
Обращение, диалог, прямая речь.
Так же учимся дружить,
С детства дружбой дорожить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Синтаксис и культура речи", 11 класс
Данный материал поможет учащимся вспомнить и закрепить трудные случаи согласования слов в словосочетаниях и предложениях....
Обобщающий урок по теме "Синтаксис и пунктуация" в 11 классе
Урок предназначен для 11 класса...
Методическая разработка урока по теме "Синтаксис и пунктуация"
Урок - путешествие по теме "Синтаксис и пунктуация" разработан в соответствии со стандартами второго поколения по программе Е.А.Быстровой. В методической разработке к каждому этапу урока прописаны цел...
материал для проведения зачетного урока по разделу синтаксис
индивидуальные разноуровневые карточкидля 5 класса, включающие 3 задания: 1. теоретический вопрос, 2. синтаксический и пунктуационный разбор предложения, 3. составление предложения по предложенной схе...
Обобщающий урок по теме «Синтаксис и пунктуация» (урок-путешествие). 5 класс
материал урока способствует повторению и обобщению знаний по теме "Синтаксас и пунктуация" в 5 классе по программе С.И.Львовой....
Тема урока: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СИНТАКСИС». Обобщающий урок по разделу "Синтаксис» в Vклассе.
Обобщающий урок по разделу "Синтаксис» в Vклассе....
Технологическая карта урока по теме "Синтаксис и пунктуация" 5 класс, урок обобщения и систематизации знаний.
Урок по русскому языку, 5 класс по теме "Синтаксис и пунктуация", заключительный урок по этой теме, разработан в соответствии с требованиями ФГОС....