Урок развития речи в 7 классе
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

написание рассказа по сюжетной схеме и обязательным использованием диалога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_russkiy_7_klass.docx18.32 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык 7 класс

Уроки развития речи

Урок 1

Тема: Сочинение-рассказ по сюжетной схеме.

Цели:

1) Повторить сведения о композиции простейшего рассказа;

2) Вспомнить знаки препинания при диалоге;

3) Развитие устной и письменной речи учащихся.

Ход урока

I. Повторение (актуализация знаний учащихся)

1. Анализ текста, записанного на доске до урока.

Не трогай птицу, она же живая, - сказал Витя.

А мне как-то все равно, - ехидно ответит Петька. Витя постоял несколько минут молча, а потом предложил:

Давай меняться.

А на что?

Ты мне дашь снегиря, а я тебе ножик.

Вот это другое дело.

Вопросы классу

1) Доказать, что это текст.

2) Вспомним типы и стили речи. Какой стиль речи используется в этом тексте?

3) Как называется разговор двух или нескольких лиц?

4) Расскажите, какие знаки препинания ставятся при диалоге. Расставьте знаки препинания в написанном на доске тексте.

II. Работа над темой урока

1. Краткое вступительное слово учителя.

Ребята! Сегодня на уроке мы будем писать рассказ по сюжетной схеме, в которой обязательно нужно вести диалог. А теперь посмотрите на доску и вспомните, что вы знаете о композиции простейшего рассказа.

2. На доске схема композиции рассказа.

3. Беседа.

1) Перечислите элементы композиции рассказа.

2) Что такое вступление? (Начало рассказа, при помощи которого автор вводит нас в курс дела.)

3) Что мы понимаем под завязкой рассказа? (Описание события, которое повлекло за собой развитие действия в рассказе.)

4) Что называется кульминацией? (Это наивысшая точка напряжения в рассказе, описание его главного события.)

5) Скажите, что такое развязка. (Описание того, чем закончились события, изложенные в рассказе.)

6) А для чего служит заключение? (В нем делаются краткие выводы относительно событий, описанных в рассказе, подводятся итоги этих событий.)

7) Ребята, кроме композиционной, есть еще сюжетная схема рассказа. Сейчас мы с вами прочитаем такую схему, по которой и будем писать сочинение. А вы мне скажете, чем она, по-вашему, отличается от самого рассказа.

(Текст сюжетной схемы рассказа заранее написан на доске.)

Чтобы людям было веселей.

Стоял посреди нашей улицы колодец. Как-то пришла ко мне Люся и предложила посадить у колодца цветы, чтобы людям веселей было. Я сомневалась: силы потратим, а цветы не вырастут. Но Люся убедила меня.

Через неделю появились всходы. Каждый день мы поливали их. К лету цветы выросли и расцвели.

Люди приходили к колодцу за водой и любовались цветами.

8) Можно ли прочитанный текст назвать рассказом? (Нет, это только сообщение о фактах, схема рассказа. Чтобы получился рассказ, надо "нарисовать" людей, их поступки.)

9) Понятна ли основная мысль рассказа? (Да. Она подчеркнута в названии. Девочки потрудились для того, чтобы людям их села было радостнее, приятнее ходить по улицам.)

10) Что можно ввести в рассказ, чтобы более ярко донести до читателя основную мысль? (Можно описать улицу и колодец, к которому то и дело идут за водой люди. Обязательно надо описать, как сажали цветы. В схеме сказано только: принялись за работу. И еще надо описать всходы и цветы.)

11) Какая часть текста может быть передана в форме диалога?

а) разговор девочек;

б) возможный разговор у колодца людей, которые "любовались цветами".

12) Работа с таблицей для предупреждения речевых недочетов в сочинении.

Условные обозначения недочетов в сочинениях и изложениях

1. П – неоправданное повторение слов

1. Люда была веселая девочка с веселыми глазами. (Люда была веселая девочка с карими глазами).

2. Л – неправильное употребление слов

2. Деревня заимела красочный вид. (Деревня приобрела красочный вид).

3. Г – грамматическая ошибка

3. Хорошо потрудилась Люся и Люда. (Хорошо потрудились Люся и Люда).

4. П_П – нарушена последовательность в изложении мыслей

4. Ты сделала для меня и для людей радость.

Они такие были хорошие, как в сказке. (Вы-растив цветы у колодца, ты принесла людям радость. Ведь эти цветы сказочно красивы.)

5. Ф – фактическая ошибка

5. Возле колонки распустились наши цветы.

(Около колодца распустились наши цветы).

6. [  ] – лишнее слово или часть сочинения, изложения

6. Однажды пришла ко мне Люся с рассадой

цветов и предложила мне Люся рассаду цветов посадить. (Однажды пришла ко мне Люся с рассадой цветов и предложила ее посадить).

7. V – пропуск слова или части предложения

7. Но я шла и сомневалась. (Но я шла и сомневалась в успехе дела).

8. Z – не выделен абзац

III. Закрепление. Несколько учеников (2-3 человека) рассказывают, как они будут писать сочинение.

IV. На 2-ом уроке ребята пишут сочинение.

V. Домашнее задание: сочинение-рассказ по данному сюжету (упр. 402, страница 181.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи, 2 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по развитию речи для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Составление рассказа по данному концу "Заморозки"....

"Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.

По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный...

Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"

Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Типы речи урок развития речи 5 класс

Урок развития речи 5 класс...