Урок развития речи в 7 классе
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
написание рассказа по сюжетной схеме и обязательным использованием диалога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_russkiy_7_klass.docx | 18.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык 7 класс
Уроки развития речи
Урок 1
Тема: Сочинение-рассказ по сюжетной схеме.
Цели:
1) Повторить сведения о композиции простейшего рассказа;
2) Вспомнить знаки препинания при диалоге;
3) Развитие устной и письменной речи учащихся.
Ход урока
I. Повторение (актуализация знаний учащихся)
1. Анализ текста, записанного на доске до урока.
Не трогай птицу, она же живая, - сказал Витя.
А мне как-то все равно, - ехидно ответит Петька. Витя постоял несколько минут молча, а потом предложил:
Давай меняться.
А на что?
Ты мне дашь снегиря, а я тебе ножик.
Вот это другое дело.
Вопросы классу
1) Доказать, что это текст.
2) Вспомним типы и стили речи. Какой стиль речи используется в этом тексте?
3) Как называется разговор двух или нескольких лиц?
4) Расскажите, какие знаки препинания ставятся при диалоге. Расставьте знаки препинания в написанном на доске тексте.
II. Работа над темой урока
1. Краткое вступительное слово учителя.
Ребята! Сегодня на уроке мы будем писать рассказ по сюжетной схеме, в которой обязательно нужно вести диалог. А теперь посмотрите на доску и вспомните, что вы знаете о композиции простейшего рассказа.
2. На доске схема композиции рассказа.
3. Беседа.
1) Перечислите элементы композиции рассказа.
2) Что такое вступление? (Начало рассказа, при помощи которого автор вводит нас в курс дела.)
3) Что мы понимаем под завязкой рассказа? (Описание события, которое повлекло за собой развитие действия в рассказе.)
4) Что называется кульминацией? (Это наивысшая точка напряжения в рассказе, описание его главного события.)
5) Скажите, что такое развязка. (Описание того, чем закончились события, изложенные в рассказе.)
6) А для чего служит заключение? (В нем делаются краткие выводы относительно событий, описанных в рассказе, подводятся итоги этих событий.)
7) Ребята, кроме композиционной, есть еще сюжетная схема рассказа. Сейчас мы с вами прочитаем такую схему, по которой и будем писать сочинение. А вы мне скажете, чем она, по-вашему, отличается от самого рассказа.
(Текст сюжетной схемы рассказа заранее написан на доске.)
Чтобы людям было веселей.
Стоял посреди нашей улицы колодец. Как-то пришла ко мне Люся и предложила посадить у колодца цветы, чтобы людям веселей было. Я сомневалась: силы потратим, а цветы не вырастут. Но Люся убедила меня.
Через неделю появились всходы. Каждый день мы поливали их. К лету цветы выросли и расцвели.
Люди приходили к колодцу за водой и любовались цветами.
8) Можно ли прочитанный текст назвать рассказом? (Нет, это только сообщение о фактах, схема рассказа. Чтобы получился рассказ, надо "нарисовать" людей, их поступки.)
9) Понятна ли основная мысль рассказа? (Да. Она подчеркнута в названии. Девочки потрудились для того, чтобы людям их села было радостнее, приятнее ходить по улицам.)
10) Что можно ввести в рассказ, чтобы более ярко донести до читателя основную мысль? (Можно описать улицу и колодец, к которому то и дело идут за водой люди. Обязательно надо описать, как сажали цветы. В схеме сказано только: принялись за работу. И еще надо описать всходы и цветы.)
11) Какая часть текста может быть передана в форме диалога?
а) разговор девочек;
б) возможный разговор у колодца людей, которые "любовались цветами".
12) Работа с таблицей для предупреждения речевых недочетов в сочинении.
Условные обозначения недочетов в сочинениях и изложениях | |
1. П – неоправданное повторение слов | 1. Люда была веселая девочка с веселыми глазами. (Люда была веселая девочка с карими глазами). |
2. Л – неправильное употребление слов | 2. Деревня заимела красочный вид. (Деревня приобрела красочный вид). |
3. Г – грамматическая ошибка | 3. Хорошо потрудилась Люся и Люда. (Хорошо потрудились Люся и Люда). |
4. П_П – нарушена последовательность в изложении мыслей | 4. Ты сделала для меня и для людей радость. Они такие были хорошие, как в сказке. (Вы-растив цветы у колодца, ты принесла людям радость. Ведь эти цветы сказочно красивы.) |
5. Ф – фактическая ошибка | 5. Возле колонки распустились наши цветы. (Около колодца распустились наши цветы). |
6. [ ] – лишнее слово или часть сочинения, изложения | 6. Однажды пришла ко мне Люся с рассадой цветов и предложила мне Люся рассаду цветов посадить. (Однажды пришла ко мне Люся с рассадой цветов и предложила ее посадить). |
7. V – пропуск слова или части предложения | 7. Но я шла и сомневалась. (Но я шла и сомневалась в успехе дела). |
8. Z – не выделен абзац |
III. Закрепление. Несколько учеников (2-3 человека) рассказывают, как они будут писать сочинение.
IV. На 2-ом уроке ребята пишут сочинение.
V. Домашнее задание: сочинение-рассказ по данному сюжету (упр. 402, страница 181.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку развития речи (7 класс). Описание картины С.А. Григорьева "Вратарь"
Презентация для проведения урока развития речи...
Конспект урока развития речи, 2 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока по развитию речи для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Составление рассказа по данному концу "Заморозки"....
"Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.
По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный...
Календарно-тематическое планирование уроков развития речи 2 класс специальной (коррекционной) школы - интерната 8 вида класс специальной (коррекционной) школы 8 видао
Этот материал поможет учителю быстро подготовиться к уроку....
Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"
Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
Типы речи урок развития речи 5 класс
Урок развития речи 5 класс...