Разработка урока русского языка в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

БАЛОБАНОВА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА

Урок русского языка в 5 классе. Тема "Род имен существительных".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbou.docx638.87 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Кокинская основная общеобразовательная школа»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

 РУССКОГО ЯЗЫКА

ТЕМА: «Род имен существительных».

5 класс

учитель

 Балобанова С.В.

2013 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к плану-конспекту урока

по русскому языку

по теме: «Род имен существительных»

        Данный урок русского языка относится к гуманитарному направлению. Тема урока «Род имен существительных». Урок был дан  в процессе изучения темы «Имя существительное» в 5 классе 18 марта 2013 года. Работа  в 5 классе ведется по учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и др., в соответствии с авторской программой М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского .

        На реализацию данного курса отводится 204 часа (6ч. в неделю).

        Данный курс наполнен темами, которые были известны учащимся из начальной школы, поэтому урок прошел активно. Работая со знакомым материалом учащиеся свободно владеют понятиями.

        Данный урок соответствует типу: урок совершенствования и углубления знаний.

 Использовались следующие этапы:

1.Орг.момент.

2.Актуализация опорных знаний.

     - орфографическая пятиминутка.

3.Словарная работа.

4.Сообщение темы урока.

5.Работа по теме урока.

6.Самостоятельная работа.

7.Итог. Д.З.

Начало  урока  было организованным. Учащиеся к уроку готовы, настрой на урок хороший.

Далее организована орфографическая пятиминутка, которая повторяла безударные гласные. Этот этап плавно подводит к словарной работе, во время которой разбирается не только правописание слова, но и его значение. Отрадно, что это используется систематически. На уроке присутствовали разные формы работы. Была письменная и устная работа. Содержание урока было оптимальным, методы обучения - словесный, наглядный. Формы работы были фронтальными, индивидуальными. Каждый ученик смог ответить и проверить свои знания. Очень плавно  подведены дети к теме урока.

 Использованы разнообразные виды деятельности, а также разные по типу задания. За счет постоянной смены видов деятельности, проведения физминутки, дети не устали, хотя плотность урока была высокой.

Хотелось бы отметить физминутку: очень интересная, способствовала сплочению класса, повышению внимания.

Структура урока  четкая, соответствует типу и целям урока. На каждом этапе подводятся небольшие выводы. Переход от одного этапа к другому - плавный. Каждый  учащийся работает совместно с учителем и самостоятельно. Ученики показывают, что умеют работать с учебником, умеют работать у доски и самостоятельно. Они  активны в течение всего урока.  Показывают умение продуктивно работать, умение наблюдать, делать выводы по увиденному, умение анализировать и обобщать свои знания. Психологический климат на уроке позитивный.  Урок целей достиг.

Замечания: вывод по уроку сделать более четким. Акцентировать внимание именно на теме урока, а не на видах задания. Использовать индивидуальный подход при составлении заданий, учитывая, что в классе есть более сильные дети.

ТЕМА: «Род имен существительных»

ЦЕЛИ:

        РАЗВИВАЮЩАЯ: способствовать развитию речи, мышления.

        ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: совершенствовать умение определять род имен существительных, находить существительные определенного рода.

        ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитывать усидчивость, внимательность, интерес к предмету.

ЗАДАЧИ:

  1. Стимулирование познавательного интереса учащихся по данной теме.
  2. Продолжение знакомства учащихся с существительными разного рода.
  3. Организация работы по дальнейшему развитию знаний и умений через систему письменных и устных заданий.

ТИП УРОКА:  урок совершенствования и углубления знаний.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ:  технология уровневой дифференциации; проблемно-диалогическая технология.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: словесный, наглядный, практический, работа с книгой.

СРЕДСТВА: опорная таблица «Род имен существительных», учебник «Русский язык 5 класс» авторы Т.А.Ладыженская и др., карточки.

ХОД УРОКА.

  1. Орг. Момент.

- Здравствуйте! Садитесь. Приведите в порядок свои рабочие места. Проверьте наличие дневника, учебника, ручек и тетради.

- Сегодня на уроке вам необходимы внимание, активность, умение использовать имеющиеся знания.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

  1. Актуализация опорных знаний.

- Орфографическая пятиминутка.

- Чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить, вы должны выполнить первое задание: вставить пропущенные буквы: ( спишите с доски слова, вставьте пропущенные буквы, подчеркните вставленные буквы)

ОС..НЬ, Г..ВОРИТЬ, С..СТРА, Т..МНЕТЬ, Н..ЧАЛО, СВ..СТОК, Р..ЧНОЙ, ГР..ЗА, ОТБ..ЖАТЬ, Б..ЛЕЗНЬ, В..СНА, Д..РОГОЙ.

- Проверим работа (у доски 1 человек, вставляет буквы)

- Кто не согласен с ответом?

- Какое правило необходимо было применить, чтобы правильно написать эту работу?

  1. Словарная работа.

- Составим слово.

- Соедините первые буквы слов, в корень которых вы вставили Е, у вас получится слово…

(остров)

- Это слово словарное и его надо запомнить.

- Давайте его запишем.

- Что обозначает слово «остров»?

( остров – часть суши, окруженная со всех сторон водой)

(на доске выставляется рисунок острова)

- подберите к слову остров родственные слова: островок, островитянка, островитянин, островное государство – слова  на доске).

- Сегодня на уроке мы поплывем на остров родственных слов.

  1. Сообщение темы урока.

- Давайте определим род родственных слов (существительных).

- Как вы думаете, как  называется остров, на который мы поплывем?

(Род имен существительных)

- Запишите тему в тетрадь.

- Все существительные на острове разделены на три группы: три рода:

КАКИЕ ЭТО ГРУППЫ?  (м.р., ж.р., ср.р.)

- Как определить род? Какие слова -  помощники применяем, определяя род?

  1. Работа по теме урока.

- Чтобы попасть на остров, надо научиться определять род имен существительных.

- выполним упр.500 (у доски) стр.202.

- пишем внимательно и аккуратно.

- Проведем физминутку.

- Итак, мы выполнили первое задание, но, к сожалению, мы тонем.

- Для этого нам надо выполнить следующее задание: выбросить за борт «лишние вещи».

(раздаю карточки)   

- Задание: выпишите лишние слова из групп.

НОЖИ, ВИЛКА, ЛОЖКИ, СТАКАНЫ (ЧИСЛО)

СТЕКЛО, ПАЛЬТО, СТУЛ, ВЕДРО (РОД)

КУКЛА, МЯЧИК, ЩЕНОК, СВИСТОК (ОДУШЕВЛЕННОЕ)

- Прочитайте, какие слова вы выбросили: из 1 группы, почему и т.д.

- Определим род выписанных слов: вилка (ж.р.), стул (м.р.), щенок (м.р.).

Р.Р. составьте словосочетания со словами (прочитаем).

- Мы подплываем к острову. К.И.Чуковский написал чудесное стихотворение. Я прочту строки из него. А вы скажите, как оно называется?

А посуда вперед и вперед

 По полям, по болотам идет.

 И чайник шепнул утюгу:

 «Я дальше идти не могу».

 И заплакали блюдца

 «Не лучше ль вернуться?»

 И зарыдало корыто:

 «Увы, я разбито, разбито!»

 Но блюдо сказало: «Гляди,

 Кто это там позади?»

 И видят: за ними из темного бора

 Идет – ковыляет Федора.

- Название «Федорино горе».

- Помогите Федоре навести порядок в доме. (ВЕШАЮ ДОМИК)

Разложите вещи по родам (карточки).

- В тетради три колонки: м.р., ж.р., ср.р. Выпишите в нужную колонку в И.п. в ед.ч.

(слова: посуда ж.р., чайник м.р., утюг м.р., блюдце ср.р., корыто ср.р., блюдо ср.р.)

- Прочитайте, как вы разложили вещи

- Проведем физминутку, отгадайте загадку:

Живет спокойно, не спешит

На всякий случай носит щит,

Под ним, не зная страха,

Гуляет… (черепаха)

- Определите род слова черепаха. (ж.р.)

Черепаха приготовила нам задание.

- Прочитайте слова на полосках

- Определите род существительных и запишите их в три столбика

  М. Р.          Ж. Р.           СР. Р.

/Один ученик у доски расставляет слова в три столбика/.

- Молодцы, справились с заданием, и морская черепаха пропускает нас дальше.

  1. Самостоятельная работа.

- А теперь посмотрим, научились ли вы определять род. Самостоятельно выполните упражнение 501, 502 (по времени).

- проверим выполненное задание.

  1. Д.З. 

- отложите в сторону свои тетради и приготовьтесь записать д.з.

- пар.94, упр.503 (спишите, ставя глаголы, данные в скобках в прош.вр.).

  1. Итог.

- Наше путешествие подошло к концу.

- Подведем итог урока.

- Как называется остров, по которому мы путешествовали?

- Чему учились на уроке?

- Какие слова помогали определять род существительных?

- Отметки.

C:\Users\сергей\Desktop\к уроку\дом федоры.jpg

НОЖИ, ВИЛКА, ЛОЖКИ, СТАКАНЫ

СТЕКЛО, ПАЛЬТО, СТУЛ, ВЕДРО

КУКЛА, МЯЧИК, ЩЕНОК, СВИСТОК

НОЖИ, ВИЛКА, ЛОЖКИ, СТАКАНЫ

СТЕКЛО, ПАЛЬТО, СТУЛ, ВЕДРО

КУКЛА, МЯЧИК, ЩЕНОК, СВИСТОК

НОЖИ, ВИЛКА, ЛОЖКИ, СТАКАНЫ

СТЕКЛО, ПАЛЬТО, СТУЛ, ВЕДРО

КУКЛА, МЯЧИК, ЩЕНОК, СВИСТОК

НОЖИ, ВИЛКА, ЛОЖКИ, СТАКАНЫ

СТЕКЛО, ПАЛЬТО, СТУЛ, ВЕДРО

КУКЛА, МЯЧИК, ЩЕНОК, СВИСТОК

НОЖИ, ВИЛКА, ЛОЖКИ, СТАКАНЫ

СТЕКЛО, ПАЛЬТО, СТУЛ, ВЕДРО

КУКЛА, МЯЧИК, ЩЕНОК, СВИСТОК

НОЖИ, ВИЛКА, ЛОЖКИ, СТАКАНЫ

СТЕКЛО, ПАЛЬТО, СТУЛ, ВЕДРО

КУКЛА, МЯЧИК, ЩЕНОК, СВИСТОК

НОЖИ, ВИЛКА, ЛОЖКИ, СТАКАНЫ

СТЕКЛО, ПАЛЬТО, СТУЛ, ВЕДРО

КУКЛА, МЯЧИК, ЩЕНОК, СВИСТОК

А посуда вперед и вперед

 По полям, по болотам идет.

 И чайник шепнул утюгу:

 «Я дальше идти не могу».

 И заплакали блюдца

 «Не лучше ль вернуться?»

 И зарыдало корыто:

 «Увы, я разбито, разбито!»

 Но блюдо сказало: «Гляди,

 Кто это там позади?»

 И видят: за ними из темного бора

 Идет – ковыляет Федора.

А посуда вперед и вперед

 По полям, по болотам идет.

 И чайник шепнул утюгу:

 «Я дальше идти не могу».

 И заплакали блюдца

 «Не лучше ль вернуться?»

 И зарыдало корыто:

 «Увы, я разбито, разбито!»

 Но блюдо сказало: «Гляди,

 Кто это там позади?»

 И видят: за ними из темного бора

 Идет – ковыляет Федора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"

Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...

разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...

Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия

Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....

разработка урока русского языка 7 класс "Морфологический разбор наречий"

Разработка урока сопровождается презентацией "Морфологический разбор наречий"....

Разработка урока русский язык 6 класс

Данный урок  проводится при изучении темы "Числительное".  Посредством краеведческого материала закрепить практические навыки правильного употребления числительного в речи.  ...

Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.Цель урока:Образовательная:·         обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...