Создание творческих текстов
статья по русскому языку по теме
Статья о типичных трудностях и о поддержке учащихся в работе по созданию творческих текстов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 13.39 КБ |
Предварительный просмотр:
«Трудно, но здорово!»
Известно, что ученикам трудно дается написание сочинений. В чем заключаются типичные трудности и как поддержать ребят в работе по созданию творческих текстов? Эти вопросы задаёт себе каждый учитель-языковед.
Парадоксальная вещь: творческая работа вызывает, как ни странно, разного рода страхи. Я для себя их обнаружила как минимум четыре. Вот они: «А вдруг я чего-то не знаю?», «А вдруг это будет некрасиво?», «А вдруг это и так все знают?» (страх банальности), «А вдруг это будет неправильно?»
Как же уйти от страхов, блокирующих творческий процесс? Один из приемов – особые вопросы, побуждающие ребенка к тому, чтобы начать думать и писать. Ты боишься, что будет некрасиво, а красиво, по-твоему, это как? А правильно – это как? Ты боишься, что тебе сделают критическое замечание? А если представить, что тебя похвалят, то за что?
С чего же начать? Конечно же с вопросов…
Первый вопрос: о чем ты хочешь сказать? Второй: почему именно об этом? В этом вопросе заложен тот ключ, которым открывается путь к глубине мышления. Когда ребенок старается объяснить: «Почему я хочу сказать именно об этом?» – он начинает лучше понимать собственные ощущения и находить более точные слова. Например, когда я смотрю за окно и вижу зиму, о чем я хочу написать? О том, что выпал снег и мир преобразился? О том, что теперь можно будет кататься на лыжах? Или о том, что снега навалило много, а дорожные службы опять оказались к этому не готовы?
Третий вопрос: как именно ты хочешь высказать свои мысли и чувства, с помощью каких выразительных средств? Ты хочешь написать сочинение-рассуждение, сочинение-описание или сочинение-повествование с элементами описания? Твое сочинение будет написано в художественном стиле или в публицистическом? Отвечая на эти вопросы, ребенок использует понятия стиля, типов речи, что помимо прочего ведет к углублению его знаний предмета.
И четвертый вопрос, который редко задают в школе: с чем бы ты хотел оставить своих читателей? К примеру, ты хочешь, чтобы читатель вместе с тобой восхитился красотой зимы? Чтобы ребята захотели пойти кататься на лыжах? Или ты хочешь привлечь внимание к проблеме уборки городских улиц? Здесь приведены всего три вопроса, уточняющих тему, но обычно их много. И ученик может найти свой, близкий ему вопрос.
Конечно, есть и другие приемы. Например, учитель записывает за учеником его речь, немного ее редактируя, но ничего не меняя в содержании. И когда ребенок видит, что получается связный, целостный текст, его уверенность в своих силах крепнет.
Чтобы стимулировать творческую активность, можно попробовать написать об одном и том же с трех разных позиций. Скажем, как будто о предмете своего рассуждения а) ты не знаешь ничего, б) знаешь плохо, в) разбираешься в нем досконально. Иногда бывает достаточно просто побудить ребенка сосредоточиться на каком-то предмете и записать возникшие соображения..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективность создания творческого пространства для развития творческих способностей и личностных возможностей детей на уроках природоведения и биологии Эффективность создания творческого пространства для развития творческих способностей и личностных
Актуальные вопросы методики преподавания предметов естественнонаучного цикла и географии...
Рабочая программа спецкурса для 8-9 классов "Комплексная работа с текстом.Создание вторичных текстов."
Рабочая программа спецкурса по русскому языку для 8- 9-х классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, с учётом целей и задач Прог...
Графический редактор Adobe Photoshop. Создание анимированных изображений. GIF – анимация. Создание анимированного текста с помощью обрезной маски.
Графический редактор Adobe Photoshop.Создание анимированных изображений. GIF – анимация.Создание анимированного текста с помощью обрезной маски.Цель работы: научить работать с инструментом &laqu...
«Комплексный анализ текста. Роль частей речи в создании авторского текста»
Работа с комплексным анализом текста на примере стихотворения Н.Заболоцкого "Голос в телефоне"....
О создании творческих групп в рамках работы городского творческого объединения на 2017/18 учебный год
О создании творческих групп в рамках работы городского творческого объединения на 2017/18 учебный год...
Приказ о создании творческих групп в рамках работы городского творческого объединения на 2017/2018 учебный год
О создании творческих групп в рамках работы городского творческого объединения на 2017/2018 учебный год...
Элективный курс «Анализ текста». Занятие № 3 «Информативно-целевой анализ текста. Создание собственных текстов».
Повышение лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся. Обеспечить подготовку обучающихся к прохождению государственной (итоговой) аттестации за курс основной общеобразовательной школы....