Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным цели
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме
Сложноподчиненные предложения с придаточными цели рассматриваются на примере текста о роли языка в жизни общества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spp_s_pridatochnymi_tseli.docx | 20.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными цели.
Технология проблемного обучения
Сопутствующая тема --Роль языка в жизни общества
Цели:
- Формирование навыка узнавания и характеристики СПП с придаточным обстоятельственным цели.
- Закрепление навыка постановки запятой между частями СПП.
- Совершенствование навыка комплексного анализа текста.
- Формирование умения употреблять СПП с придаточными обстоятельственными цели в своей устной и письменной речи.
- Формирование умения находить пути решения проблемы, формулировать гипотезы.
- Воспитание интереса к изучению родного языка.
Оборудование:
- Презентация
- Карточки с текстами для работы на уроке и для домашней работы.
Ход урока:
- Оргмомент. (слайд 1)
- Подготовка к восприятию нового материала. Постановка и решение проблемы.
-- Запишите под диктовку предложение.
Язык, чтобы оставаться средством общения, должен постоянно развиваться.
(А. Корнилов)
-- О чем говорится в предложении? Определите сопутствующую тему урока.
(Роль языка в жизни общества)
-- Произведите полный синтаксический разбор предложения по схеме на стр. 66.
(пов., невоскл., глав. часть – 1, придат. часть – 2, придаточная часть внутри главной, придаточное со значением цели, союз – чтобы .
[ , ( чтобы ), ].
-- Сформулируйте и запишите тему нашего урока.
(СПП с придаточными обстоятельственными цели)
- Изучение нового материала.
- Самостоятельное изучение нового материала на стр. 104. Составление опорного конспекта «ВОПРоС» (слайд 2)
В – вопросы (зачем? С какой целью?)
О – относится (ко всей главной части)
П – присоединяется (союзы: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы, лишь бы )
Р – разделяется запятой
о
С – стоит (местоположение свободное)
- Лингвистический рассказ по опорному конспекту о СПП с придаточным обстоятельственным цели.
- Закрепление изученного
- Конструирование предложений. (слайд 3)
-- Продолжите начатые предложения.
Мы должны изучать родной язык,
Нужно так относиться к родному языку, чтобы…
С помощью языка передается опыт поколений,
-- Прочитайте получившиеся предложения. Найдите среди них СПП не с придаточным цели (№2). Определите его вид (образа действия). Сделайте вывод.
(Союз ЧТОБЫ – многозначный)
- Комплексный анализ текста.
Зачем нужен язык? Для чего человеку членораздельная речь?
Во-первых, язык нужен для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности. Он нужен как средство общения. Правда, кроме языка, для этой цели могут использоваться и другие средства, например, система знаков, регулирующих уличное движение.
Во-вторых, язык нужен для того, чтобы закреплять и сохранять коллективный опыт человечества, достижения общественной практики. Когда Архимед открыл свой знаменитый закон, то первое, что он сделал, -- сформулировал этот закон в словах, выразил свою мысль так, что она стала доступной для понимания и его современникам, и нам – его далеким потомкам. Когда вы учитесь в школе, вы усваиваете достижения общественного опыта по учебникам, где необходимые сведения изложены в языковой форме.
Наконец, в-третьих, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, эмоции. Например, в стихах человек передает самые сокровенные мысли, чувства, переживания. И все это благодаря языку.
Без языка не было бы самого человека, потому что все то, что есть в нем человеческого, связано с языком, выражается в языке и закрепляется в языке.
А. Леонтьев.
Задания: (слайд 4)
1)Определите тему и основную мысль текста. Согласны ли вы с мнением автора?
2) Определите тип и стиль речи.
3)Произведите различные виды разбора:
1 ряд – фонетический разбор слова ЯЗЫК
2 ряд – морфемный разбор слова ЧЛЕНОРАЗДНЛЬНАЯ
3 ряд – орфографический разбор слова ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ
4) Найдите все СПП, укажите их вид.
5) Выпишите в тетрадь СПП с придаточными обстоятельственными цели, произведите их синтаксический разбор.
Во-первых, язык нужен для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности.
Во-вторых, язык нужен для того, чтобы закреплять и сохранять коллективный опыт человечества, достижения общественной практики.
Наконец, в-третьих, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, эмоции.
[ для того ], ( чтобы ).
- Продолжение текста.
-- Продолжите мысль автора. Составьте еще 2 – 3 предложения на тему: «Зачем нужен язык?», используя СПП с придаточными обстоятельственными цели.
V.Подведение итогов урока.
VI. Домашнее задание (слайд 5)
§ 18
Работа по карточке
-- Прочитайте текст. Напишите, как вы проводите свое свободное время. Для чего занимаетесь тем или иным видом деятельности? Используйте в своей работе СПП с придаточными обстоятельственными цели.
Допустим, человек разносторонне одарен от природы, все мгновенно понимает и запоминает. Но ведь на то он и человек, чтобы непременно спросить: Это просто интересно или это мне для чего-нибудь нужно?» Вопрос о том, для чего нужно то или иное знание, совершенно естественный и законный. И пусть лучше он возникнет раньше, чтобы избежать горьких разочарований в напрасно затраченных усилиях или сожалений о неиспользованном времени.
И. Милославский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок повторения сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными (с использованием ЦОР).
Аннотация урока «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными». Урок проводится после изучение всех видов придаточных обстоятельственных . Я, Марданова Алсу Шамил...
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными
Тема : Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными (закрепление изученного материала)....
Дистанционный урок "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными" (11 класс)
Дистанционный урок "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными" (11 класс)...
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными места
Разработка урока на тему "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными места", цель которого: показать особенности СПП с придаточными места; совершенствовать ор...
Урок русского языка 10 класс (II вид) “ Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными цели».
Урок русского языка для коррекционной школы II вид...
Открытый урок в 9 классе по теме: «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными времени»
Цель: показать особенности СПП с придаточными времени; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.Задачи урока: познакомить с придаточными предложениями времени; учить определять данные ...
Проверочная по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными места, времени, причины и цели».
Проверочная работа содержит 11 вариантов, каждый включает 4 предложения....