Технология разноуровнего обучения как средство воспитания интереса к урокам русского языка.
статья по русскому языку по теме

Дифференцированное обучение на уроках русского языка -  актуальная проблема современной школы. В статье раскрываются практические вопросы дифференцированного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zagorulko_a._a._no1.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технология разноуровневого обучения как средство воспитания

интереса к урокам русского языка

                                                                                              Загорулько А.А.

                                                                                              МБОУ г. Астрахани

                                                                                               «СОШ № 53»

Дифференцированное обучение на уроках русского языка - актуальная проблема современной школы. Как известно, дифференцированное обучение - это работа по одной программе, но на разном уровне сложности в рамках классно-урочной системы с целью развития личности каждого школьника.

Чаще всего учитель работает в классе, где собраны дети с разным уровнем подготовленности, разными способностями. Дети по-разному усваивают материал, по-разному относятся к тому, что надо узнать, понять, усвоить, запомнить. Согласимся с известным психологом Н. А. Мечинской в том, что «эффект обучения зависит не только от его содержания и методов, но и от индивидуальных особенностей личности школьников» [2; 120] Потребность в дифференцированном обучении становится всё более острой, так как школа должна дать возможность каждому ребёнку получить общеобразовательный минимум на уровне его способностей, возможностей и желания. Чтобы достичь данного результата, класс лучше разделить на группы с учётом психологических особенностей, характера каждого ученика.

Таким образом, учитель применяет в своей работе технологию разноуровневого обучения, под которой понимается такая организация учебно-воспитательного процесса, когда каждый ученик имеет возможность овладеть учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне, но не ниже базового , в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности , при которой за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом , творческому его применению.

Ещё К. Д. Ушинский писал: «Такое деление класса на группы, из которых одна сильнее другой, не только вредно, но даже полезно, если наставник умеет, занимаясь с одной группой сам, дать двум другим полезное самостоятельное упражнение».[3;99]

Хотя вопрос о дифференцированном обучении хорошо разработан теоретически, многие практические вопросы остаются открытыми, а именно:

- как организовать учёт индивидуальных особенностей учащихся, как лучше разделить их на подгруппы и установить причины, по которым ребёнок не успевает по предмету;

- как методически правильно построить урок;

- как организовать постоянную работу с хорошо успевающими учениками;

- исходя из каких критериев отбирать материал для каждой группы и как предъявить его;

- как проводить дифференцированные проверочные работы и оценивать их;

Почти каждый класс можно разделить на три групп: ученики с высокими -

- средними - низкими учебными возможностями.

Критериями деления учащихся на группы являются:

- объём имеющихся знаний;

- культура умственного труда;

- способность к самоанализу;

- умение анализировать и обобщать;

- утомляемость от интеллектуальной деятельности;

- уровень работоспособности (желание и умение учиться);

- уровень самостоятельности;

- способность к абстрактному мышлению;

- уровень познавательной активности.

Эти критерии взаимосвязаны, так как уровень самостоятельности учащихся на уроке при организации интеллектуальной деятельности в значительной степени зависит от способности к абстрактному мышлению.

Попробуем проанализировать психолого-педагогические возможности учащихся каждого уровня.

Ученики с высокими учебными возможностями имеют достаточный объём знаний, высокий уровень познавательной активности, способности к абстрагированию, обобщению, анализу. Они гораздо меньше, чем другие, утомляются от активного, напряжённого труда. Такие учащиеся самостоятельны и работоспособны, зачастую предлагают оригинальные пути решения. Главные достоинства этих учащихся - в стабильности и постоянстве.

В эту группу входят и те, кто мыслит «инсайдами», озарениями. В иное время такие дети не проявляют особой активности, но неожиданно для учителя они демонстрируют очень высокий уровень собственных знаний.

Эти ученики начинают скучать на уроке, если изучаемый материал достаточно прост, если учитель занят с более слабыми учащимися. Основными приёмами, стимулирующими учащихся этой группы, можно назвать все проблемные, частично-поисковые и эвристические ситуации, которые создаются на уроках. Можно предложить создавать для учащихся особые ролевые ситуации.

Они могут быть различными. Например, ребята могут подключаться к оцениванию устных и письменных ответов одноклассников, т. е. брать на себя роль « экспертов». На ученика можно возложить роль «наблюдателя», который следит за темпом урока, «мудреца», который подводит итог занятию, «хранителю знаний» и т. д.

Особо следует сказать о контрольных работах для учащихся с высокими учебными возможностями. Даже обычную контрольную работу можно сделать продуктивной. Например, вызывает заинтересованность и становится поводом для серьёзного разговора о лингвистике как науке вот такое задание:

Отметьте знаком ( + ) в таблице принадлежность понятий (крайняя левая графа) к тем или иным категориям русского языка.

Понятия

категории русского языка

части речи

части слова

Морфоло гические признаки

типы пред -ложений -

члены пред ложений

Имя

прилагательное

Суффикс

Время глагола

ССП

Окончание

Частица

Определение

НС II

Подлежащее

Наречие


На мой взгляд, работа с сильными учениками должна идти не по пути увеличения объёма заданий, а за счёт разнообразия заданий.

Например:

- составление текстов диктантов;

- составление карточек-заданий по изучаемому материалу;

- составление обобщающих таблиц для работы на уроке;

- сочинение лингвистических сказок;

- работа с дополнительной литературой;

- проверка индивидуальных заданий, выполняемых учащимися, которые имеют более низкий уровень подготовки.

Для таких детей должна стать нормой готовность к решению проблемных, поисковых, нестандартных задач и ситуаций, поскольку они потенциально предрасположены к новым, более высоким требованиям в учении.

Ученики со средними учебными возможностями имеют определённый объём знаний, средний уровень познавательной активности, у них сформированы способности к абстрагированию, анализу. При работе с данной группой школьников главное внимание нужно уделять развитию их познавательной активности, воспитанию самостоятельности и уверенности в своих силах, необходимо постоянно создавать условия для дальнейшего развития этих ребят.

Для учащихся данного уровня характерна заинтересованность только в определённых учебных ситуациях, связанных с интересной темой урока или необычными приёмами преподавателя. Таким образом, включение в деятельность связано с эмоциональной привлекательностью, но не подкрепляется волевыми и интеллектуальными усилиями.

Такие ученики с желанием приступают к новым видам работы, однако при затруднениях так же легко теряют интерес к учению.

В этой ситуации внимание учащихся можно "держать" вопросами, но задаёт их не учитель, а сами дети. Можно ввести правило: в конце урока ученики должны задать не менее пяти вопросов по теме урока.

Например, вопросы, заданные учащимся VII класса по теме "причастный оборот", звучали так: " Чем отличается причастие от причастного оборота? "

          " Является ли причастный оборот членом предложения? "

          " Когда причастный оборот не выделяется на письме запятыми? "

          "Когда причастие является главным словом в словосочетании, а когда -зависимым?"

Это несложное задание помогает школьникам вычленять главное и" включаться " в тему на протяжении всего урока.

Необходимо отметить, что этим учащимся зачастую присуща торопливость, поэтому они нуждаются в умении использовать план ответа, рисунки-подсказки, таблицы, опираться на опорные сигналы, создавать алгоритмы того или иного учебного действия. При этом нужно учесть, что учащиеся охотнее пользуются теми схемами, которые они делают сами (или совместно с педагогом).

Для детей со средними учебными возможностями важную роль играет эмоциональная поддержка.

Учащиеся с низкими учебными возможностями отстают от своих сверстников в интеллектуальном и речевом развитии. Они плохо читают, не могут выделить главное в учебной информации, затрудняются в операциях сравнения, обобщения, систематизации, не могут долго удерживать внимание, слабо знают изученный ранее материал, имеют низкий уровень самостоятельности и работоспособности.

Как правило, они пассивны, с трудом включаются в учебную работу. Говоря о таких детях, психолог З.И. Калмыкова утверждает, что "в основе их отставания лежит расхождение требований, предъявляемых к познавательной деятельности школьников, с реально достигнутым ими уровнем умственного развития".[1;36]

Проблема преодоления неуспеваемости - это и психологическая проблема. Ребёнок, испытывающий трудности в обучении, должен иметь щадящий режим работы. Таким школьникам необходимы опорные схема, таблицы.

Этой группе учащихся нужно предъявлять посильные проверочные задания. При объяснении нового учебного материала или во время его закрепления слабым учащимся предлагаются опорные карточки, так как им требуются зрительно - текстовая опора и индивидуальные темы работы. Эти учащиеся нуждаются в более длительном промежутке времени на подготовку и обдумывание ответа; а в момент ответа не стоит перебивать их или задавать им неожиданные и коварные вопросы. Не следует предлагать им заданий, которые требуют быстрого перехода от одного вида деятельности к другому.

Деятельность учителя в классе с преобладанием учащихся с пониженной обучаемостью направлена на создание особой эмоциональной атмосферы уроков, настраивающей на включение школьников в учебный процесс. Тогда рождается цепочка: состояние комфортности, открытости - отсутствие страха - чувство уверенности -ожидание встречи с данным педагогом - ожидание уроков, которые ведёт этот учитель. Так создаются предпосылки для перехода на более высокий уровень.

Итак, дифференцированное обучение предполагает соблюдение следующих условий

- учитель хорошо знает школьника, его индивидуальные и психологические особенности, его сильные и слабые стороны;

- ученики достигли определённого уровня умений самостоятельно приобретать знания;

- в классе есть коллектив;

- свой "образ ученика" учитель должен подвергать критическому пересмотру.

Какова же должна быть схема урока дифференцированного обучения? Она может быть следующей:

1 Совместная постановка задачи.

2 Дифференцированное повторение необходимого материала.

3 Совместное изучение нового материала. (Для учащихся III группы он повторяется в облегчённом варианте. Если материал уже знаком, возможно, что учащиеся 1,11 групп работают по учебнику, а III группа - с учителем).

4 Дифференцированное закрепление.

5 Проверка работы каждой группы с участием остальных учеников.

6 Общая проверка усвоенного материала.

7 Дифференцированное домашнее задание.

Как может осуществляться дифференцированный подход на различных этапах урока? На этапе введения нового материала сильные учащиеся получают задание самостоятельно прочитать литературу, проанализировать текст.

Учащиеся II группы также работают самостоятельно с учебником, затем заполняют таблицы по изучаемой теме.

Слабые ученики нуждаются в поэтапной отработке изучаемого материала и наглядности, поэтому осваивают теоретический материал под руководством учителя, который использует наглядно - опорные материалы.

На этапе закрепления учащиеся выполняют различные виды задания, уровень сложности которых постепенно повышается, так как и слабым ученикам постоянно работать на облегчённом материале нельзя - затормозится их развитие.

Роль учителя в работе с каждой из групп меняется: ученикам I группы, которые работают самостоятельно, он даёт в основном общие указания о требованиях к выполнению заданий, а также о путях и способах выполнения. Ученики II группы получают более детальные комментарии.

Нельзя недооценивать роль самостоятельной работы для учеников III группы. Если их лишить возможности упражняться самостоятельно, они могут привыкнуть действовать только по образцу и только с посторонней помощью.

Но, с другой стороны, они больше остальных нуждаются в постоянной помощи учителя.

Я считаю, что дифференцированное домашнее задание для учеников I группы должно быть направлено на расширение и углубление знаний, умений и навыков, выполнение упражнений, требующих творческого подхода; задание для учеников II группы - на углублённое изучение нового материала. У школьников III группы домашние задания служат закреплению основ изученного и ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Надо сказать, что работа по дифференцированному обучению была бы более эффективной, если бы в программе чётко определялся базовый минимум, который необходимо знать для оценки "3", "4". "5", а в учебниках материал располагался бы поэтапно: для первоначальной отработки темы, среднего уровня трудности и повышенного.

В практике работы школы утверждаются разные формы, методики и приёмы проверки результатов учебной деятельности школьников с помощью разноуровневых заданий. Но какими бы они ни были, они должны реализовать основные принципы контроля: целенаправленность, систематичность, объективность, то есть обеспечивать: - всестороннюю проверку знаний, усвоение всех основных компонентов, их составляющих;

- определение уровня усвоения знаний;

- проверку умений и навыков познавательного и практического характера;

- оперативность проверки и её своевременность;

- не только контролирующую, но и обучающую, и воспитывающую функцию проверки.

При разработке разноуровневых заданий необходимо соблюдать следующие требования :

- воспитательное значение;

- учебная цель;

- какие элементы лингвистического образования имеются в виду;

- необходимо ли это задание;

- почему выбрано именно такое содержание задания, интересно ли оно;

- сможет ли учащийся самостоятельно выполнить данное задание;

- место задания в учебном процессе, как задание связано с предыдущей и последующей работой учащегося;

- что даёт работа над заданием для совершенствования практической подготовки учащихся.

Приведу примеры заданий для разных групп учащихся. Первое упражнение даётся для сильных учащихся; второе - для средних; третье - для слабых.

ТЕКСТЫ ДИКТАНТОВ С РАЗНОУРОВНЕВЫМИ ЗАДАНИЯМИ

на тему «ЖЁЛТЫЙ ВАЛЬС» (VI класс)

                Иней

Глухая пора листопада,

Последних гусей косяки.

Расстраиваться не надо:

У страха глаза велики.

Пусть ветер, рябину занянчив,

Пугает ее перед сном.

Порядок творенья обманчив,

Как сказка с хорошим концом.

                                            Б. Пастернак

1)Разберите по составу слова ЛИСТОПАДА, ПОСЛЕДНИХ, ЗАНЯНЧИВ, СКАЗКА, укажите способ их образования. Подберите по два собственных примера с

аналогичным способом образования.

Выпишите слова ПОРА, ГЛАЗА, КОСЯКИ, ВЕЛИКИ, ВЕТЕР, выделив в них корень. Напишите рядом проверочные слова, где это возможно.

2) Разберите по составу слова ЛИСТОПАД, ПОСЛЕДНИХ, ЗАНЯНЧИВ, СКАЗКА, укажите способ их образования.

Выпишите слова ПОРА, ГПАЗА, КОСЯКИ, ВЕЛИКИ, КОНЦОМ, выделите в них корень, рядом запишите проверочные слова.

3) Разберите по составу слова ЛИСТОПАДА, ПОСЛЕДНИХ, ЗАНЯНЧИВ, СКАЗКА, пользуясь планом разбора.

Выделите корень в словах ПОРА, КОСЯКИ, КОНЦОМ,

                           ЗАДАНИЕ ПО СТИЛИСТИКЕ

1) Назовите наиболее удачные, на ваш взгляд эпитеты.

2)Приведите примеры олицетворений.

3) Какое настроение преобладает в стихотворении: грустное или бодрое?

ТЕМА «БУКВЫ 3 и С НА КОНЦЕ ПРИСТАВОК» ( v класс )

  1. Найдите лишнее слово:

низкий, низвергать, ниспадать;

расчёт, растут, раздать,

сжать, здание, здравница;

воззвание, восстание, восток.

2) Выпишите слова, в которых приставки меняют написание в зависимости от того, перед какой буквой в слове они стоят.

Объединил друзей, оттолкнуться руками, сбиться с пути, беззвучно плачет,                                 расстилаться по земле, съезжает далеко, рассчитывать время, испечь пирог,

сделать хорошо, бесшумный мотор.

3) Вставьте буквы, графически объясните их написание.

Во...глас, ра...писание, бе...шумный, ра...жигать, и...кусить, ра...пилить, и...лучать, в...дыхать, в...крикнул, ...бежать.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

ТЕМА «ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ».(VII класс)

1) Подберите антонимы к фразеологическим оборотам: давать волю языку; засучив рукава; повесить нос; за тридевять земель.

2) - Подберите синонимы к фразеологическим оборотам: кот наплакал; висеть на телефоне; звезда первой величины; развесить уши.

- Составьте два простых предложения, употребив в них фразеологические обороты.

3) - Найдите в толковых словарях фразеологизмы, в которых говориться о голове или о глазах.

- Подберите фразеологические обороты, в которых встречаются географические названия; имена собственные.

В заключение необходимо сказать, что дифференцированный подход к обучению приносит положительные результаты:

- уменьшается нагрузка на детей, которым иногда физически трудно учиться в рамках обычной программы;

- решается проблема неуспеваемости, потому что каждый учится так, как может; в классе улучшается психологический климат;

- становится реальностью усвоение каждым общеобразовательного минимума.

Примечания:

Калмыкова З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. - М.,1982. Мечинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. - М., 1989 . Ушинский К.Д. Методика начального обучения.//Избранные произведения. - М.,1968.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока английского языка с учётом технологии разноуровнего обучения по теме «Как дела? Здоровье»

Сценарийурока английского языкас учётом технологии разноуровнего обученияпо теме «Как дела? Здоровье»,проведённого в 6 классе МБОУ СОШ №69 г.Ульяновскаучителем I квалификационной категорииКостиной Еле...

Методическая разработка по английскому языку "Задания на основе технологии разноуровнего обучения"

Методическая разработка по английскому языку "Задания на основе технологии разноуровнего обучения"...

Дифференцировнное обучение как средство воспитания интереса к урокам русского языка

Без специальной организации учебной деятельности не может быть эффективного усвоения знаний.И. С. Якиманская.(Слайд 3)Качество знаний учащихся при традиционной системе обучения давно вызывает всеобщую...

«Дифференцированное обучение как средство воспитания интереса к урокам мордовского языка».

В современном обществе для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты как компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении мокшанского языка п...

«Дифференцированное обучение как средство воспитания интереса к урокам мордовского языка».

В современном обществе для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты как компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении мокшанского языка п...

Статья "Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка с использованием технологии разноуровнего обучения"

Статья "Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка с использованием технологии разноуровнего обучения" (обобщение опыта)...