Готовимся к ЕГЭ. Пунктуация. Теория и практика.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Королева Светлана Евгеньевна

Данный материал поможет повторить и обобщить теоретические сведения по пунктуации в 11 классе, закрепить навыки на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ege._punktuatsiya.doc260.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ Г. ВЛАДИМИРА

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13»

Готовимся к ЕГЭ.

Пунктуация. Теория и практика.

Подготовила учитель

русского языка и

литературы

Королева Светлана

Евгеньевна

ВЛАДИМИР

2013

ЕГЭ. А 20.

Пунктуация в предложениях с однородными членами.

Запятая ставится:

Запятая  не ставится:

1. Между двумя или более однородными членами, не соединенными союзами:

Звуки росли, крепли, полнели, становились всё более и более властными, захватывали сердце объединенной и замиравшей толпы

1.Между  однородными членами, связанными одиночными соединительными или разделительными союзами (и, да (=и), или, либо):

Лодка качнулась, поднялась и исчезла.

Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись.

2. Между  однородными членами, соединенными повторяющимися соединительными и разделительными союзами (и – и; ни – ни; да – да; или – или; либо – либо; то – то; не то – не то):

И берег, и море молчали.

В знакомой сакле огонек то трепетал, то снова гас.

2. Внутри групп однородных членов, соединенных попарно:

Дети собирали в лесу лечебные травы и ягоды, грибы и орехи.

3. Между  однородными членами, соединенными противительными союзами а, но, да (=но):

Он (ребенок) был тонок и слаб, но ходил и даже бегал свободно по всему дому.

Поворчал он, да и не посмел ослушаться.

3. В цельных выражениях с повторяющимися союзами: и то и сё, ни то ни сё, ни свет ни заря, и так и сяк, и туда и сюда, и голод и холод, ни рыба ни мясо, ни днём ни ночью, ни дать ни взять, ни взад ни вперед, и т. д.:

На другой день ни свет ни заря Лиза уже проснулась

Иван Никифорович был ни жив ни мертв.

4. Перед второй частью двойного союза, соединяющего однородные члены (как – так  и, не только – но и):

Пушкин создал замечательное реалистическое произведение как (не только) в стихах, так и (но и) в прозе.

Примечания.

  1. Вместо запятой для разделения распространенных однородных членов, особенно если внутри них уже есть запятая, может употребляться точка с запятой:

Лаврецкий отстаивал молодость и самостоятельность России; своё поколение приносил в жертву, но заступался за новых людей, за их убеждения и желания.

  1. Если в предложении больше двух однородных членов, а союз (и, да, или) стоит не перед каждым из них, но хотя бы только перед двумя, то запятая ставится между всеми однородными членами, в тои числе и перед первым и (да, или):

Татьяна верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны.

Употребление двоеточия и тире.

Двоеточие ставится:

Тире ставится:

1.После обобщающего слова, перед однородными членами:

Ничего не заметно было оживляющего картину: ни отворявшихся дверей, ни выходивших откуда-нибудь людей, никаких живых хлопот и забот дома.

  Иногда после обобщающего слова в таких случаях употребляются союзы как-то, а именно, вводное слово например и т.д.; тогда за обобщающим словом ставится запятая, а двоеточие употребляется после этих союзов или вводных слов:

В числе посуды привозят много глиняных и стеклянных игрушек, как-то: уточек, гуськов, дудочек и брызгалок.

1. После однородных членов, перед обобщающим словом:

Стол, кресла, стулья – всё было самого тяжёлого и беспокойного свойства.

2. Перед перечислением однородных членов и без обобщающего слова, главным образом в деловой и научной речи:

Собрание постановляет:

1) работу ревизионной комиссии одобрить;

2) вынести благодарность членам комиссии.

2. После однородных членов предложения, если впереди них уже стоит обобщающее слово ( и двоеточие), а предложение не заканчивается этими однородными членами:

Всюду: вверху и внизу – пели жаворонки.

Выполните тесты:

Солнце зашло и серая паутинка легла на тихую землю и тихое небо.

Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

  1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом «и» запятая не нужна.
  2. Сложносочиненное предложение, перед союзом «и» запятая не нужна.
  3. Сложносочиненное предложение, перед союзом «и» запятая нужна.
  4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом «и» запятая нужна.

В июне 1812 года Грибоедов окончил университет и должен был сдавать экзамены на звание доктора права.

Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

  1. Сложносочиненное предложение, перед союзом «и» запятая не нужна.
  2. Простое предложение с однородными членами, запятая перед союзом «и» не нужна.
  3. Простое предложение с однородными членами, запятая перед союзом «и» нужна.
  4. Сложносочиненное предложение, запятая перед союзом «и» нужна.

Слуги в прежние времена носили блюда на званых обедах по чинам и поэтому сидевшие на «нижнем» конце стола гости часто созерцали лишь пустые тарелки.

Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

  1. Простое предложение с однородными членами, запятая перед союзом «и» не нужна.
  2. Сложносочиненное предложение, перед союзом «и» запятая нужна.
  3. Простое предложение с однородными членами, запятая перед союзом «и» нужна.
  4. Сложносочиненное предложение, запятая перед союзом «и» не нужна.

В середине апреля снег повсюду растаял и скоро грязь на горячем солнце просохла.

Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

  1. Сложносочиненное предложение, запятая перед союзом И не нужна.
  2. Простое предложение с однородными членами, запятая перед союзом И нужна.
  3. Сложносочиненное предложение, запятая перед союзом И нужна.
  4. Простое предложение с однородными членами, запятая перед союзом И не нужна.

Маленькие белые тучки выстилали луне дорогу легкой прозрачной тканью и расступались перед ней.

 Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

  1. Простое предложение с однородными членами, запятая перед союзом И не нужна.
  2. Сложносочиненное предложение, запятая перед союзом И нужна.
  3. Простое предложение с однородными членами, запятая перед союзом И нужна.
  4. Сложносочиненное предложение, запятая перед союзом И не нужна.

Выводы  парадоксальны ( )  и  могут  вызвать  шквал  негативной критики в научных кругах.

Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении.

  1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
  2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
  3. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
  4. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

Управляющему стало жарко () и его лоб покрылся испариной.

Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении.

  1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
  2. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
  3. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Воздух свеж ( ) и на полянке уже не так жарко.

Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении.

  1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
  2. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
  3. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
  4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Телевизор сломался и нам пришлось отнести его в мастерскую.

Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

  1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
  2. Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
  3. Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.
  4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

В вороньей памяти легко сохраняются все тайные уголки со спрятанной ею едой и зимой вороне выживать нетрудно.

Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

  1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
  2. Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
  3. Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.
  4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Весна ( ) и на улице свежо, приятно, зелено.

Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

  1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
  2. Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
  3. Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.
  4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Начинало припекать ( ) и с крыльца падала звонкая капель.

Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

  1. Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.
  2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
  3. Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
  4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

ЕГЭ. А 21.

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.

Обособляются:

 - распространенные определения, выраженные причастным оборотом или прилагательным с зависимым словом, стоящие после определяемого слова;

Утро было прекрасное, солнце освещало вершины лип, пожелтевших уже под свежим дыханием осени.

 - одиночное определение, если стоит после определяемого слова или если оно оторвано в тексте от определяемого слова;

Узорчатые края облаков, пушистые и легкие, изменялись с каждым мгновением.

 - распространенные или одиночные определения, стоящие непосредственно перед определяемым существительным, если они имеют добавочное  обстоятельственное значение;

Удивленный некорректностью собеседника, Иванов замолчал.

 - определения, относящиеся к личному местоимению.

Рассвет сопровождается дождем; мелкий, холодный, он иголками колет лицо.

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастием.

Обособляются

Не обособляются

1. Деепричастия с зависимыми словами, а также два или несколько деепричастий, относящихся к одному глаголу:

Держа кувшин над головой, грузинка узкою тропой сходила к берегу. Порой она скользила меж камней, смеясь неловкости своей.

Солнце, прячась за узкое сизое облако, золотит края его.

От Урала до Дуная, до большой реки, колыхаясь и сверкая, движутся полки.

2. Одиночные деепричастия, если они не имеют значения наречия (обычно они стоят впереди глагола):

Пошумев, река успокоилась, вновь легла в берега.

Грохот, не умокая, катился дальше.

Степь побурела и задымилась, подсыхая.

1.  Деепричастия с зависимыми словами, превратившиеся в устойчивые обороты речи, ставшие цельными выражениями

 ( обычно они стоят после глагола, к которому относятся): спустя рукава, сломя голову, не переводя дыхания и т. п.:

Мальчик бежал сломя голову (очень быстро).

Будем работать засучив рукава (дружно, быстро).

Но: Отец, засучив рукава, тщательно вымыл руки.

2. Одиночные деепричастия, имеющие значение простого наречия, выступающие в роли обстоятельства образа действия

(обычно они стоят после глагола):

Яков шел не торопясь (медленно).

О прогулке он рассказал смеясь ( весело).

3. Деепричастия с зависимыми словами,

 тесно по смыслу сливающиеся с глаголом:

Старик сидел опустив голову. Здесь важно не то, что старик сидел, а что он сидел с опущенной головой.

4. Группы однородных членов, состоящие из наречия и деепричастия:

Мальчик отвечал на вопросы откровенно и нисколько не смущаясь.

Деепричастие и деепричастные обороты, соединенные между собой союзом и, как  и прочие однородные члены, запятой друг от друга не отделяются:

Я оглянулся. На опушке леса, приложив ухо и приподняв другое, перепрыгнул с кочки на кочку заяц.

Во всех остальных случаях деепричастия и деепричастные обороты отделяются запятой от предшествующего им или следующего за ним союза и:

Батареи медным строем скачут и гремят, и, дымясь, как перед боем, фитили горят.

«Орел» наконец пошел, развив ход, и, догнав эскадру, занял свое место в строю.

Выполните тесты:

Дуэль подвергалась критике со стороны мыслителей-демократов (1) видевших в ней проявление сословного предрассудка дворянства (2) и (3) противопоставляющих дворянскую честь человеческой.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

  1. 1,2,3
  2. 1,2
  3. 1,3
  4. 1

Отважен был пловец (1) решившийся в такую ночь (2) пуститься через пролив (3) на расстояние двадцати верст, и важная должна быть причина (4) его к тому побудившая!

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

  1. 1,2,3,4
  2. 1,2,3
  3. 1,2,4
  4. 1,4

Солдаты (1) принесшие князя Андрея (2) и снявшие с него попавшийся им золотой образок (3) навешенный на брата княжной Марьей (4) увидав ласковость, с которою обращался император с пленными, поспешили возвратить образок.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

  1. 1,2,3
  2. 1,2,3,4
  3. 1,3,4
  4. 1,2,4

Ночь темна, но видно всю деревню с ее крышами и струйками дыма (1) идущими из труб(2) деревья(3) посеребренные инеем (4) сугробы.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

  1. 1,2,3
  2. 1,2,3,4
  3. 1,2
  4. 1,4

Он увидел памятью небольшой город (1) освещенный солнцем (2) ослепительные известковые стены и черепичные кровли его домов, фруктовые сады (3) растущие в теплом блаженстве (4) под синим небом.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

  1. 1,2,3
  2. 1,2,4
  3. 1,2,3,4
  4. 1,2

Вентиляционная  шахта (1)  расположенная  над  погребальной камерой фараона (2)  была обнаружена (3)  работавшими в пирамиде археологами (4) совершенно случайно.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

  1. 1, 4
  2. 1, 2, 3, 4
  3. 1, 2
  4. 1, 3

Листок (1) кружась (2) несся вдоль берега вместе с водой ручейка (3) к заросшей камышом и мхом (4) мельничной запруде.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

1, 2

1

3, 4

1, 2, 3, 4

Ребенок (1)  играя (2)  остается  серьезным,  он  воспринимает правила  как  особую  модель (3)  представленных  в  игре (4) жизненных обстоятельств.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

3, 4

2,3, 4

1, 2

1, 2, 3, 4

В самой знаменитой комедии Карло Гоцци «Турандот» героиня (1) давшая клятву (2) никогда не выходить замуж(3) заставляет всех женихов ломать голову(4) над придуманными ею загадками.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

  1. 2,3
  2. 2,3,4
  3. 1,3
  4. 1,2,3,4

Нагруженный грибами и букетами (1) долго я бродил по осеннему лесу (2) с удовольствием вдыхая (3) знакомые с детства (4) запахи.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

  1. 2
  2. 3,4
  3. 1,2
  4. 1,2,3,4

9 августа 1709 года португальский монах Бартоломью Лоренсо Гусмао взобрался на башню Святого Георгия в Лиссабоне, уселся в диковинный аппарат(1) напоминавший лодку с парусом и рулем(2) и на глазах у ошеломленной публики пролетел на этом (3) сплетенном из ивовых прутьев (4) сооружении над центром португальской столицы.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

  1. 1,2
  2. 3,4
  3. 1,2,3
  4. 1,2,3,4

Дорога (1) стиснутая черными чащами (2) и (3) освещенная впереди паровозом (4) похожа на бесконечный туннель.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

  1. 1,4
  2. 1,2,4
  3. 2,4
  4. 1,2,3,4

ЕГЭ. А22.

Слова и конструкции, грамматически не связанные с членами предложения

Содержание А22 определено так:  слова и конструкции, грамматически не связанные с членами предложения.

Что имеется в виду?

В языке есть обращения, вводные слова и сочетания, вводные предложения, вставные конструкции. Все эти явления относятся к теме. Но в КИМах круг языковых явлений сужен. Поэтому и мы ограничимся вводными словами и предложениями. Что о них нужно знать?

Вводные слова

1. Вводные слова не являются членами предложения.

2. Вводные слова грамматически не связаны с членами предложения.

3. То, что  они выделяются запятыми на письме, известно всем. Трудность не в  пунктуации как таковой, а в необходимости такие слова, сочетания слов и конструкции узнавать. Дело в том, что в русском языке одно и то же слово может выступать в разных ролях. Как не перепутать вводные слова с омонимичными им членами предложения? Учимся различать.

  • К счастью, мама не спросила, во сколько я вернулся, и неприятного разговора не было.

 К счастью – вводное слово, выделяется запятой.

  • Посуда бьётся к счастью.

К счастью – дополнение, синтаксическая связь - управление: бьется (к чему?) к счастью.

Попробуйте опустить к счастью. Во втором предложении  без нарушения смысла и грамматической структуры предложения это сделать невозможно.

Значения вводных слов

Эмоции, чувства, оценка

К счастью, к радости, к несчастью, к огорчению, к досаде, к сожалению, к стыду, к удивлению, к изумлению, на счастье, на радость, на удивление, по счастью, по правде, по совести, по справедливости, чего доброго, странное дело, удивительное дело, смешно сказать, не в укор будь сказано

Степень достоверности, возможности, уверенности

Без сомнения, без всякого сомнения, несомненно, безусловно, разумеется, само собой разумеется, бесспорно, конечно, видимо, по-видимому, наверное, верно, возможно, вероятно, по всей вероятности, пожалуй, кажется, должно быть, может быть, может, надо полагать, можно полагать, надо думать, (я) думаю, (я) полагаю, (я) надеюсь, (я) считаю

Источник сообщения

По сообщению …, по сведениям…, по мнению…,  по слухам, в соответствии с …, говорят, сообщают, передают, по-моему, по моему мнению, на мой взгляд, помнится, вспоминается

Последовательность изложения, связность речи

Следовательно, итак, таким образом, значит, наконец, стало быть, далее, кстати, к слову сказать, впрочем, между прочим, в общем, в общих чертах, в частности, кроме того, сверх того, наоборот, напротив, например, к примеру, во-первых, во-вторых (и прочие подобные), с одной стороны, с другой стороны

Активизация внимания собеседника, в том числе с целью установления доверительности

Понимаешь (-ете), знаешь(-ете), видишь (-ите), пойми(-те), поверь (-те), послушай (-те), согласись(-тесь), представь (-те), представь (-те) себе, вообрази (-те), веришь (-ите) ли, знаешь (-ете) ли, повторяю, подчеркиваю, между нами говоря, между нами будь сказано

Мера того, о чём говорится

Самое большее, самое меньшее, самое необычное, самое удивительное,  по крайней мере

Обычность, типичность того, о чём говорится

Бывает, бывало, случается, случалось, по обычаю, по обыкновению , в крайнем случае

Внимание

Вводными словами не бывают слова:

вдруг, будто, как будто, буквально, вдобавок, вряд ли, почти, едва ли, якобы, даже,  именно, ведь, непременно, вот, всё-таки, вроде, обязательно, исключительно, по решению, по предложению, по постановлению, в довершение, в конечном счёте и др подобные.

Они никогда не выделяются запятыми.

Выполните тесты:

Импровизатор, не привыкший к северному равнодушию (1) казалось(2) страдал… Она отчаивалась в спасении отечества (3) казалось(4) ей, что Россия быстро приближается к своему падению, всякая реляция усугубляла ее безнадежность, полицейские объявления графа Растопчина выводили ее из терпения.

В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

  1. 1,2,3,4
  2. 1,3
  3. 1
  4. 1,2,3

Во времена Шекспира (1) как известно(2) в театре женские роли исполнялись мужчинами.

 В последние дни(3) однако(4) солнце пригревало сильнее и деревья, приукрасившиеся зеленой дымкой, уже приоткрыли почки и выбросили пушистые сережки или прелестные свежие листочки.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

  1. 1,2
  2. 1,2,3,4
  3. 3,4
  4. 1,2,3

Мы (1) разумеется (2) прежде всего вспоминаем Крылова при слове «басня» (3) однако(4) это был не единственный жанр, в котором он работал.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

  1. 1,2
  2. 1,2,3,4
  3. 3
  4. 1,2,3

Рассказ А.П. Чехова «Студент» кончается светло, радостно; ничего (1) кажется (2) за этот вечер не изменилось ни в природе, ни в быту, ни в истории, но жизнь (3) кажется (4) теперь студенту «восхитительной, чудесной и полной высокого смысла».

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

  1. 1,2,3,4
  2. 1,2
  3. 1,3,4
  4. 1,3

Тишина на рассвете не успокаивала, а (1) наоборот (2) усиливала волнение. Мы бежали быстро и (3) возможно (4) скоро скрылись бы, но на нашу беду экипажи пересекли дорогу.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

  1. 1,2
  2. 1,2,3
  3. 1,2,3,4
  4. 2,3,4

Эта операция (1) может (2) спасти жизнь пациенту.

 Сумма  первого  взноса  по  кредиту (3)  вероятно (4)  окажется больше, чем ожидалось.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

  1. 1, 2
  2. 3
  3. 3, 4
  4. 1, 2, 3, 4

Компания несет в последнее время  убытки и (1) похоже (2)  стоит на грани банкротства.

 Я ждал Таню в условленном месте целый час, она (3) однако (4) так и не пришла.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

  1. 1, 2
  2. 1,2,3,4
  3. 3
  4. 3, 4

Только  к  вечеру  мы  вернулись  из  леса,  и  все (1)  буквально (2) валились с ног от усталости.

 Биржи  уже  лихорадит,  и (3)  похоже (4)  завтра  начнется  игра  на понижение.

В  каком  варианте  ответа  правильно  указаны  все  цифры, на  месте которых в предложениях должны стоять запятые?

  1. 1, 2, 4
  2. 3, 4
  3. 1, 2, 3, 4
  4. 4

Все (1)может быть (2) еще и сбудется. Но пока (3) видимо (4) придется потерпеть.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

  1. 1,2
  2. 3,4
  3. 1,2,3,4
  4. 1,2,3

Связь инструмента, композитора и исполнителя (1) несомненно (2) влияет на восприятие зрителей.

 Классические музыканты наших дней стали широко известны (3) причем (4) успех многих из них превзошел успех некоторых поп-звезд.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

  1. 1,2
  2. 3,4
  3. 1,2,3,4
  4. 1,2,3

Образ врага (1) по мнению известного советского писателя Д.Гранина (2) всегда был самым главным в духовной жизни советского человека. Мы не привыкли (3) к сожалению (4) понимать противника, прощать заблуждения, уважать чужие взгляды.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

  1. 1,2
  2. 3,4
  3. 1,2,3,4
  4. 1,2,3

Оконные уплотнители и герметики (1) по мнению разработчика (2) влияют на звукоизоляцию. К тому же они (3) очевидно (4) немного ослабляют вибрацию стекла.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

  1. 1,2
  2. 3,4
  3. 1,2,3,4
  4. 2,3,4

Это само собой (1) разумеется. Я (2) разумеется (3) сделаю все, о чем бы вы меня ни попросили.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

  1. 1
  2. 1,2,3
  3. 1,3
  4. 2,3

Если самолет в пять минут покрыл более тысячи километров (1) следовательно(2) в час он покрывает более двенадцати тысяч километров! Этого(3) не может быть, а значит(4) его нет в Ялте.

В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

  1. 1,2,3,4
  2. 1,3
  3. 1,2,4
  4. 3,4

ЕГЭ. А 23.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Пунктуационное оформление предложений с однородными членами, когда требуется лишь одна запятая, сводится к следующим случаям:

1. Два из трёх однородных членов соединены без союза и:

Белые, красные и жёлтые розы росли перед крыльцом.

2. Две пары однородных членов, соединённых в пары союзами и, да (=и), или:

Книги и журналы, ручки и карандаши валялись на столе в беспорядке

3. Перед второй частью составных союзов не только…, но и; как…, так и; хотя и…, но:

Они были не только удивлены, но и обрадованы.

4. Перед противительными союзами а, да (=но), но, однако

Они были не только удивлены, но и обрадованы.

5. Два однородных члена соединены повторяющимися союзами и…, и…; ни…, ни:

Оркестры играли и на площади, и в парке.

Выполните тесты:

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

  1. Он жил одиноко и замкнуто и тосковал днем и ночью.

  1. Гости выпили еще по стакану встали из-за стола и простились с Пугачевым.

  1. Где-то слышится пение ранней птицы да шуршание какой-то ветлы.

  1. Гром уже грохотал и впереди и справа и слева.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

  1. Огонек в башне светился ровным красноватым светом.

  1. Жизнь моя в Белогорской крепости сделалась для меня не только сносною но даже и приятною.

  1. Море вечно и неумолчно шумит и плещется.

  1. Буран крутит швыряет снегом и высвистывает и заливается жутким воем.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

  1. Пускай послужит он в армии да потянет лямку да понюхает пороху да будет солдат.

  1. Теперь уже деревья не заслоняли простора и позволяли видеть небо и даль.

  1. И старшие и мы сами страшно испугались и пришли в смятение.

  1. И в этот самый момент к эшафоту подъехал царский адъютант и остановил расстрел.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

  1. Полно ему бегать по девичьим да лазать на голубятни.

  1. По обе стороны улицы зажглись фонари и осветили лошадь и застывшего на козлах извозчика.

  1. Она подобрала только платок и монету и медленно догоняла его.

  1. Когда-то на острове как белых так и голубых песцов было великое множество.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

  1. Печальные леса утонули в земном мраке и увлекли за собою и тусклые лезвия рек.

  1. Неправдой свет пройдешь да назад не воротишься.

  1. Черкешенка тропой тенистой приносит пленнику вино кумыс и ульев сот душистый и белоснежное пшено.

  1. Во время частых зимних штормов в порту ревели басами океанские пароходы и скрипело от ветра окно.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

  1. Мы собираемся переоборудовать два цеха и готовы самостоятельно финансировать этот проект.

  1. Юля уже спит или просто притворяется спящей.

  1. Начались долгие и серые осенние будни и незаметно растворили в себе воспоминания о лете.

  1. Банк берет на себя ответственность не только за возврат кредита но и за своевременное погашение процентов по нему.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

  1. Вскоре стланик и ольха сменились берёзой и лиственницей.

  1. Дом старосты не отличался ни величиной ни добротностью ни пышностью отделки.

  1. Новый друг постоянно рассказывал ему о повадках зверей и птиц или учил стрельбе из лука.

  1. Человек хочет не только понимать законы природы но и использовать природные силы в своих целях.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

  1. Вечером пошел снег и покрыл белой пеленой скамьи и асфальтовые дорожки парка.

  1. Новые материалы сохраняют свои свойства как при высоких так и при низких температурах.

  1. Вырос дедушкин тополь высоким да стройным.

  1. На конкурсе нужно было читать басню или миниатюру или монолог из пьесы.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

  1. Глядит Лиска в ледяное окошечко да над Зайкой посмеивается.

  1. Снегопад укутал прохожих в белые шубы и дорожки им под ноги белые постелил и сугробы белые вдоль дорожек расставил.

  1. Печеночница обыкновенная растет на свежих дубовых пнях либо на живых старых дубах.

  1. Целыми днями хорошист Пятеркин или завидовал отличнику Звездочетову или строил планы своих собственных побед на всех подряд олимпиадах.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

  1. Многие мои друзья начинали заниматься историей и музыкой и живописью.

  1. Ранней весной ни березки ни липы ни осины на ветерок не отзываются — листьев на них еще нет.

  1. Лиска захватила избу Зайки и не пускала его домой однако Петушок победил Лису и прогнал ее из чужого дома.

  1. Отличник Звездочетов с легкостью побеждал на олимпиадах как по физике так и по математике а в футбол играл плоховато.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

  1. Сады можно разбивать на крышах как с внутренним так и с наружным водоотводом причем уклон крыши может быть даже нулевым.

  1. Воду можно направить в подземную дренажную систему либо даже в построенный на участке водоем — ручей или пруд.

  1. В саду можно проложить тропинки или разбить площадку для отдыха или построить беседку и увить ее виноградом.

  1. При устройстве пешеходных дорожек можно сделать основание из бетона однако песчаное или щебеночное основание предпочтительнее.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

  1. У этого удивительного растения обладают целебными свойствами как плоды так и листья.

  1. И дни и ночи до утра в степи бураны бушевали и ветки снегом заметали и заносили хутора.

  1. Путь преграждают корявые сучья отмерших елей да полосы болотных топей.

  1. Ни на площади ни в домах ни на улицах поблизости не требовалось больше никакого света.

ЕГЭ. А 24.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении и в предложениях с обобщающим словом.

Двоеточие в бессоюзных сложных предложениях.

Двоеточие в бессоюзных сложных предложениях ставится в следующих случаях:

Если вторая часть поясняет содержание первой:

 Легко вставить: а именно, то есть.

Никогда прежде я не видела такой красоты: ветки деревьев казались отлитыми из стекла.

Если второе предложение дополняет содержание первого:

Легко вставить: и вижу (увидел).

Вышла на крыльцо: никогда прежде я не видела такой красоты.

Если второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первой:

Я не могла заснуть: перед глазами вставали образы пережитого дня.

Легко вставить: потому что

Я не могла заснуть: перед глазами вставали образы пережитого дня.

Тире в бессоюзных сложных предложениях.

Тире в бессоюзных сложных предложениях.

Первая часть предложения обозначает время

Легко вставить: когда

Буря прекратилась – отряд двинулся дальше

Факты одного предложения противопоставляются фактам другого предложения.

Легко вставить: а

Делу время – потехе час.

Первое предложение заключает в себе условие, а второе – следствие этого условия.

Легко вставить: если

Задумаю – реки упрячу под лед.

Употребление двоеточия в предложении с обобщающим словом.

Двоеточие ставится:

1.После обобщающего слова, перед однородными членами:

  Иногда после обобщающего слова в таких случаях употребляются союзы как-то, а именно, вводное слово например и т.д.; тогда за обобщающим словом ставится запятая, а двоеточие употребляется после этих союзов или вводных слов:

Ничего не заметно было оживляющего картину: ни отворявшихся дверей, ни выходивших откуда-нибудь людей, никаких живых хлопот и забот дома.

В числе посуды привозят много глиняных и стеклянных игрушек, как-то: уточек, гуськов, дудочек и брызгалок.

2. После однородных членов предложения, если впереди них уже стоит обобщающее слово ( и двоеточие), а предложение не заканчивается этими однородными членами:

Всюду: вверху и внизу – пели жаворонки.

3. Перед перечислением однородных членов и без обобщающего слова, главным образом в деловой и научной речи:

Собрание постановляет:

1) работу ревизионной комиссии одобрить;

2) вынести благодарность членам комиссии

 

Выполните тесты:

Дальше большим полукругом расположился на солнцепеке город: разноцветные дома то шли ровными рядами, сопутствуемые круглыми деревьями, то криво сползали по скатам, наступая на собственные тени.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

  1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

  1. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения

  1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает содержание первой части.

  1. Содержание второй части бессоюзного сложного предложения противопоставляется содержанию первой части.

Внизу было хорошо, но наверху еще лучше: меня особенно поразила чистота и глубина неба, сияющая прозрачность воздуха.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

  1. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения

  1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чем говорится в первой части

  1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

  1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части

Все ему далось: он мило пел, бойко танцевал, рисовал, писал стихи, весьма недурно играл на сцене.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

  1. Обобщающее слово стоит перед однородными членами

  1. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чем говорится во второй части

  1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части

  1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части

В 1821 году Петербург был ошеломлен: в журнале появились без подписи стихи, в которых под видом «перевода с латинского» был дан уничтожающий портрет всесильного царского временщика Аракчеева.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

  1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чем говорится в первой части

  1. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения

  1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части

  1. Вторая часть поясняет, раскрывает содержание первой части

Все в нем нравилось Арбузову: веселый характер, щедрость, утонченная деликатность, выдающаяся даже среди артистов, которые вне манежа — допускающего по традиции некоторую жестокость в обращении — отличаются обыкновенно джентльменской вежливостью.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

  1. Обобщающее слово стоит перед однородными членами

  1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает, поясняет содержание первой части

  1. Первая часть сложного бессоюзного предложения указывает на условие того, о чем говорится во второй части

  1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части

На последние деньги  купили  самое  необходимое:  непромокаемые охотничьи  спички  на  парафине,  английского  пороху  в  плотно  закрытой  жестянке, дроби  разного калибра.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

  1. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

  1. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

  1. Первая часть сложного бессоюзного предложения указывает на условие того, о чем говорится во второй части.

  1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

Художественная  хронология «московских  глав»  романа М. А. Булгакова «Мастер  и  Маргарита»  относительно прозрачна и не вызывает  споров:  по  мнению  большинства исследователей,  события  развиваются  во  время Страстной недели.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

  1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

  1. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

  1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

  1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию тому, о чём говорится в первой части.

Понадобится  помощь  при строительстве  или  какой-нибудь инструмент — обращайтесь ко мне, не стесняясь.

Как объяснить постановку тире в данном предложении?

  1. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время или условие совершения того, о чём говорится во второй части.

  1. Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.

  1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

  1. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными одной частью речи, при отсутствии глагола-связки.

Миллионы людей по всему миру любят начинать свое утро с чашечки горячего кофе: его аромат, вкус и бодрящий эффект сделали этот напиток неотъемлемой частью современной жизни и нашей культуры.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

  1. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чем говорится во второй части.

  1. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

  1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

  1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат того, о чем говорится в первой части.

Более ранние историки писали о доблести, славе Рима — Тацит зорко и честно исследовал террор и тиранию.

Как объяснить постановку тире в данном предложении?

  1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает смысл первой части.

  1. Подлежащее и сказуемое в простом предложении выражены одной и той же частью речи — именем существительным.

  1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения по содержанию резко противопоставлена первой части.

  1. Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.

Солнце дымное встает — будет день горячий.

Как объяснить постановку тире в данном предложении?

  1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

  1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит вывод из того, о чем говорится в первой части.

  1. Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.

  1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставляется содержанию первой части.

В одном месте по причине ветра случилось совсем уже невероятное происшествие: продавец детских воздушных шаров был унесен шарами на воздух.

Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении.

  1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

  1. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

  1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.

  1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.

ЕГЭ. А 25.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Запятые ставятся в следующих случаях:

Придаточное предложение отделяется от главного:

Когда она вошла в комнату, я встал.

(Когда…), [     ].

Я встал, когда она вошла в комнату.

[     ], (когда…).

Придаточное отделяется от главного запятыми с двух сторон, если находится внутри главного:

Вчера, когда раздался звонок от Ивана, я был занят.

[   , (когда…),   ].

Однородные придаточные, соединённые без союза, разделяются запятой:

Он знал, что учительница позвонит маме, мама будет крайне недовольна, ему влетит.

[     ], (что …), (        ), (        ).

Однородные придаточные соединены повторяющимися союзами, запятые ставятся так же, как и при однородных членах:

Он знал, что учительница позвонит маме, и что мама будет крайне недовольна, и что ему влетит.

[     ], (что…), и (что…), и (что …).

Придаточные предложения со сложными подчинительными союзами потому что, благодаря тому что, ввиду того что, вместо того чтобы, для того чтобы, после того как, в то время как и др. подобными отделяются от главного одной запятой, которая ставится на границе главного и придаточного предложения:

По мере того как он рассказывал, я всё более и более недоумевал.

(По мере того как…),[     ].

Я всё более и более недоумевал, по мере того как он рассказывал.

[     ], (по мере того как…).

Я, по мере того как он рассказывал, всё более и более недоумевал.

[   (по мере того как…)    ].

Сложные союзы могут распадаться на две части, если:

1) перед ними есть отрицательная частица не:

2) перед ними есть частицы лишь, только, именно и др., выражающие ограничительное значение:

Внимание:

 Союзы тогда как, словно как, даже если, лишь когда не разбиваются.

Если рядом два подчинительных союза, то между ними ставится запятая во всех случаях, кроме тех, когда это сложные союзы с то.

  1. Она не ответила потому, что испугалась.
  2. Она ответила только потому, что испугалась.

Нужна запятая: Они решили, что, если наутро будет хорошая погода, они поедут за город.

Запятая не ставится: Они решили, что если наутро будет хорошая погода, то они поедут за город.

Придаточные определительные с союзным словом который. Запятая после союзного слова который не ставится. Это правило работает, даже если слово который входит в состав деепричастного оборота:

Я не знаю, как реагировать на ситуацию, выхода из которой не вижу.

Мы расположились на берегу озера, берега которого заросли брусникой.

Это правило, узнав которое ты избежишь множества ошибок.

(Запятая после деепричастного оборота узнав которое не ставится).

Выполните тесты:

В романе «Игрок» (1) действие (2) которого (3) разворачивается в Западной Европе (4) исключительно сильны автобиографические мотивы.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

  1. 1,2,3
  2. 1,2
  3. 1,3
  4. 1,4

Пушкин крайне заинтересовался рассказом П.В. Нащокина и принялся за составление планов, а вскоре и за писание романа (1) герой (2) которого (3) в первоначальном плане (4) фигурирует под фамилией Островского, измененной затем на Дубровского.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

  1. 1,2,4
  2. 1,2,3
  3. 1
  4. 1,3

Деревья (1) возле (2)которых (3) мы расположились (4) одиноко возвышались среди открытого поля, которое было засеяно рожью и гречихой.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

  1. 1,2,3
  2. 1,2
  3. 1,2,3,4
  4. 1,4

Когда в 1807 году раненный в сражении под Гейльсбергом Батюшков (1) попал в Ригу (2) он поселился в доме мясоторговца Мюгеля (3) жена и дочь (4) которого выхаживали больного.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

  1. 1,2
  2. 2,3
  3. 1,2,3,4
  4. 1,3

Устройство народных чтений (1) во время (2) которых преподаватели показывали картинки (3) с помощью «волшебного фонаря» (4) было основной формой внешкольной работы сельских учителей дореволюционной России.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

  1. 1,2,3,4
  2. 1,2,3
  3. 1,4
  4. 4

Экономические параметры работы предприятия (1) при изменении (2)  которых (3)  автоматически  корректируется  и  заработная  плата (4) должны быть заранее согласованы с профсоюзом.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

  1. 2
  2. 1, 3
  3. 1, 4
  4. 1, 3, 4

Керосиновая лампа (1) яркости (2) которой (3) едва хватило бы для маленькой комнаты (4) освещала только центр обширного пространства зала.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

  1. 1
  2. 2
  3. 1,3
  4. 1,4

Говорят, что двенадцать знаков  зодиака (1)  на  каждый (2)  из  которых (3) приходится  по  тридцать  градусов  зодиакального  круга (4)  были изобретены в Вавилоне в пятом веке до нашей эры.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

  1. 1, 4
  2. 1, 3, 4
  3. 1, 3
  4. 2, 3, 4

Создатели документального сериала «Голубая планета» (1) сделали новый фильм (2) невероятные по красоте пейзажи (3) которого (4) поражают воображение.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

  1. 1,4
  2. 2
  3. 2,3
  4. 1,2,3,4

В детстве (1) главным сокровищем в нашей квартире был для меня книжный шкаф (2) содержимое (3) которого (4) властно притягивало меня.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

  1. 1,2
  2. 2
  3. 2,4
  4. 1,2,3,4

ЕГЭ. А 26.

Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью

Обрати внимание:

Наибольшие сомнения вызывают случаи, когда рядом оказываются подчинительный и сочинительный союзы.

Где и почему

Запятая  ставится

Запятая  не ставится

Если рядом оказываются союзы и и сколько, и  и когда, и и прежде чем, и и чтобы, и и какой  и др. подобные        

Комната была пуста, и, сколько я ни старалась рассмотреть её, темнота не позволила мне этого сделать (нет второй части двойного союза то, так или союза но)        

Комната была пуста, и сколько я ни старалась рассмотреть её, но темнота не позволила мне этого сделать (есть вторая часть двойного союза то, так или союз но)

Если рядом оказываются союзы что и хотя, что и когда, что и если

Меня удивляло, что, когда ни позвонишь, его нет дома (нет то, так, но)        

Меня удивляло, что когда ни позвонишь, то его нет дома (есть то, так или но)

Перед то, так и но        

Всегда        

После союзного слова который        

Я не знаю, как реагировать на ситуацию, выхода из которой не вижу (в предложениях с союзным словом который)

Выполните тесты:

Туман стал так силен (1) что (2) несмотря на то (3) что рассветало (4) не видно было в десяти шагах перед собою.

 (Толстой Л.Н.)

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

  1. 1,4
  2. 1,2
  3. 1,2,3,4
  4. 1,2,4

К ним (часам) все так привыкли (1) что (2) если бы они пропали (3) как-нибудь чудом со стены (4) грустно было бы, словно умер родной голос и ничем пустого места не заткнешь. (Булгаков)

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

  1. 1,2,4
  2. 1,4
  3. 1,2
  4. 1,3,4

Человек меняется (1) и (2) чтобы представить себе логику поступков литературного героя или людей прошлого (3) надо представлять себе (4) как они жили, какой мир их окружал. (Ю.М. Лотман)

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

  1. 1,2,3
  2. 1,2,3,4
  3. 1,2
  4. 1,3,4

Он (Пьер) узнал (1) что(2) когда он, как ему казалось, по собственной своей воле женился на своей жене(3) он был не более свободен, чем теперь(4) когда его запирали на ночь в конюшню.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

  1. 1, 2, 3, 4
  2. 1, 2
  3. 3, 4
  4. 1, 3, 4

Вся моя мысль в том (1) что (2) ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу (3) то людям честным надо сделать (4) только то же самое.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

  1. 1,2,3
  2. 1,2,3,4
  3. 1,3
  4. 2,3

Егор Иванович  третий  час  вел  нас  по тайге (1)  и (2)  чтобы  не заблудиться (3) время от времени поглядывал на компас (4) хотя и без него старик всегда умел выбирать правильное направление.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

  1. 1, 2, 4
  2. 2, 3, 4
  3. 1, 3
  4. 2, 3

Занавес опустился (1) и (2)  когда в зале зажегся свет (3)  то стало видно (4) насколько взволнованы лица зрителей.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

  1. 3, 4
  2. 1, 2, 3
  3. 1, 3, 4
  4. 1, 2, 3, 4

В лесу полная тишина (1) и (2) если прислушаться (3) то услышишь (4) как падают сухие листья.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

  1. 1, 2, 3, 4
  2. 1, 4
  3. 1, 3, 4
  4. 2, 3

Дети были настолько убеждены во всемогуществе своего вожака (1) что (2) когда он посмотрел на небо (3) и дождь прекратился (4) ничуть не удивились.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

  1. 1,2
  2. 1,2,3
  3. 1,2,4
  4. 1,2,3,4

Дедушка решил срочно выехать в Москву (1) чтобы (2) когда понадобится (3) он был рядом с нами (4) и смог оказать помощь без промедления, в ту же минуту.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

  1. 1,2,3
  2. 1,2,4
  3. 2,3,4
  4. 1,2,3,4

Уже на стадии проектирования специально разработанная программа рассчитывает точные размеры будущего здания и «сообщает» их компьютеру (1) и (2) когда на стройплощадку поступают полностью «раскроенные» детали дома (3) строители уже ничего не дорабатывают и не подгоняют (4) потому что нумерация частей дома в соответствии со схемой сборки помогает им избежать ошибок.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

  1. 1,3
  2. 2,3,4
  3. 1,2,3
  4. 1,2,3,4

Часа в четыре погода начала портиться (1) с востока начал надвигаться туман (2) и (3) хотя ветра еще не было (4) море сильно волновалось.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

  1. 1,2,4
  2. 1,2,3
  3. 1,3,4
  4. 1,2,3,4

Вечерами они сидели на диване и смотрели телевизор (1) и (2) даже если не было ничего интересного (3) хорошо было просто сидеть рядом и смотреть на экран (4) словно там показывали самое увлекательное кино на свете.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

  1. 1,4
  2. 3,4
  3. 1,2,3,4
  4. 1,3,4

Я уверен (1) что (2) когда художник почувствовал положительного героя (3) и начинает его лепить (4) он вообще не задумывается о его недостатках.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

  1. 1, 2, 3, 4
  2. 1, 2, 4
  3. 1, 4
  4. 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционный курс: "Готовимся к ГИА по русскому языку(теория и практика)"

Здесь учащиеся найдут таблицы и схемы, которые помогут сдать экзамен....

Готовимся к ЕГЭ. Орфография. Теория и практика.

Данный материал позволяет обобщить и  повторить теоретические сведения по орфографии и закрепить  навыки правильного написания....

Готовимся к ЕГЭ. Теория и практика (Задания А1 - А12).

Данный материал поможет выпускникам подготовиться к ЕГЭ: повторить теорию  и закрепить знания  при выполнении тестовых заданий....

Программа элективного курса по русскому языку "Русская пунктуация (теория и практика)"

Данная авторская рабочая программа элективного курса для учащихся 10 – 11 классов разработана с учётом новых требований ФГОС второго поколения. Базируется на программно-методических материалах по рус...

Теория и практика создания человеческого капитала в системе А.С. Макаренко и в современной воспитательной практике

Исследовательское эссе, посвященное творчеству и педагогическому опыту А.С. Макаренко...

Успешные практики реализации дополнительных общеразвивающих программ ("Теория и практика журналистики")

На протяжении 6 лет автор данной статьи реализует на базе МБУДО "Дом детского творчества" г. Заинск Республики Татарстан свою авторскую программу "Теория и практика журналистики" для обучающихся 14-18...

ГОТОВИМСЯ к ЕГЭ. Грамматические нормы русского языка. Теория и практика.

ГОТОВИМСЯ к ЕГЭ. Грамматические нормы русского языка. Теория и практика к заданию № 8...