урок русского языка в 6 классе по теме: "Имя прилагательное"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Урок обобщения и систематизации знаний учащихся по теме "Имя прилагательное"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russ.yaz_6_kl.doc | 101 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Облепихинская ООШ»
Урок русского языка в 6 классе
Подготовила: Кобелькова С.Н.
2012 год
Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное»
Тип урока: повторительно – обобщающий
Используемые технологии: элементы технологии дифференцированного и проблемного обучения, технология теста.
Форма организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная работа, работа в парах, фронтальная работа.
Цели: 1) познавательный аспект: углубить и обобщить знания, полученные при изучении темы (синтаксическая роль прилагательных, разряды, степени сравнения; орфограммы: не с прилагательными, н и нн в прилагательных, дефисное и слитное написание слов прилагательных, морфологический разбор прилагательных»;
2) развивающий аспект: развивать мыслительно – речевую деятельность, память;
3) воспитательный аспект: воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: индивидуальные карточки, распечатка текстов, тесты, записи на доске.
Ход урока:
Организационный момент.
Давайте ,друзья, улыбнемся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы? Тогда - за работу!
Удачи желаю всем вам!
1. Активизация знаний детей. Формулирование темы и целей урока.
У нас очень много гостей, и они попросили рассказать об учениках моего класса. Подберите слова, которые характеризуют вас. Вы какие ученики? ( умные, настойчивые, упрямые, внимательные).
Можно ли объединить эти слова по какому – либо признаку? Сформулируйте тему нашего урока. Эта тема вам знакома или она нова для вас? Сформулируйте цель нашего урока.
Сегодня у нас необычный урок. Мы будем путешествовать по удивительной стране, которая называется «Имя прилагательное», но чтобы проникнуть на первую станцию мы должны выполнить задание.
2. Закрепление изученного материала.
Работа с текстом.
Давайте прочитаем тексты и сравним их. Вы должны ответить на такой вопрос, в какое утро вы бы хотели отправиться путешествовать и почему?
Текст №1
С утра небо ясно; заря не пылает пожаром: она разливается румянцем. Солнце мирно всплывает под тучкой, свежо просияет и погрузится в туман…
Текст №2
С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло – багровое, как перед бурей, но светлое и приветливо – лучезарное свежо просияет и погрузиться в лиловый туман.
Что помогает писателю сделать утро таким привлекательным? Какова же роль прилагательных в речи?
(украшают нашу речь, делают ее более образной и привлекательной)
Творческая работа
- Ребята, а сейчас вам нужно самим попробовать украсить текст прилагательными
Весна.
Пригрело…………………… весеннее солнышко. На ……………………… полянке начал
таять снег. С пригорка по ложбинке побежал …………………. ручеек, наполнил до
краев………………………… лужу. Перелился через край и дальше в лес побежал.
Что ж, можно сказать имени прилагательному похвальное слово. Поэтесса Шкарова так охарактеризовала роль прилагательных:
Определяю я предметы,
Они со мной всегда приметны,
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.
Итак, все приличия соблюдены. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Мы двигаемся вперед на первую станцию, которая называется «Синтаксическая»
Проблемный вопрос: как вы думаете, с каким заданием нам придется встретиться на этой станции? ( с синтаксическим разбором предложения)
Записать предложение, сделать его синтаксический разбор. К доске пойдет…
Тиха украинская ночь.
Какова же синтаксическая роль прилагательных?
Продвигаемся дальше и попадаем на станцию «Сравнительная».
Проблемный вопрос: Как вы думаете, что здесь интересного, какая особенность прилагательных таится?
Запишем прилагательные – милый, тонкий, красивый; образуйте от них по цепочке степени сравнения. Как образуются степени сравнения имен прилагательных?
А можно ли образовать степень сравнения от прилагательного стеклянный? Почему?
Ребята, а ведь ответ на этот вопрос помогает перебраться на следующую станцию – «Разрядную»
Проблемный вопрос: Как вы думаете, что мы будем повторять на этой станции?
Вспомним признаки разрядов имен прилагательных с помощью игры «Конструктор»
Работа в парах
У вас на партах лежат карточки, на которых записаны теоретические сведения о разрядах прилагательных. Соберите эти карточки так, чтобы у первой пары получились признаки качественных прилагательных, у второй- относительных, у третьей- притяжательных.
Качественные прилагательные | Относительные прилагательные | Притяжательные прилагательные |
Обозначают такой признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени. Отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие? | Обозначают такой признак предмета, который не может проявляться в большей или меньшей степени. Отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие? | Обозначают принадлежность чего – либо лицу или животному и отвечают на вопросы: чей? чья? чье? чьи? |
Образуют степени сравнения и краткую форму. Могут сочетаться с наречиями очень, чрезвычайно, слишком. | Обозначают материал, из которого сделан предмет; пространственные и временные признаки предмета | Имеют суффиксы –ов/ - ев, -ин/-ын, -ий-/-й- |
Образуют сложные прилагательные путем повтора и прилагательные с приставкой не- | Не имеют степеней сравнения, краткой формы и не сочетаются с наречием очень | Прилагательные муж. рода в И.п. и В.п. ед.ч. имеют нулевое окончание, а прилагательные среднего и женского родов в ед. ч., мн.ч. имеют окончания кратких прилагательных. |
Хорошо! Теоретические сведения мы повторили, а сейчас давайте закрепим это на практике.
Выборочный диктант
Я буду читать прилагательные, а вы должны распределить их по столбикам
К. О. П.
Олений рог, ужасный вид, робкий мальчик, папин нос, душистый цветок, деревянная ложка, легкий портфель, сегодняшний день, прибрежный участок, волчий след, серебряное кольцо.
«Небольшая», так называется следующая станция. Проблемный вопрос: догадайтесь, какая орфограмма живет здесь.( Слитное и раздельное написание не с прилагательными)
Индивидуальная работа по карточкам
Карточка №1
Списать слова, раскрыть скобки и графически обозначить орфограммы.
(Не)широкая, а узкая река, ничуть(не)легкая ноша, (не)вежливый, (не)здоровый, (не)добрый.
Карточка №2
Устно объяснить написание не с прилагательными.
Не правдивый, а лживый, нисколько не интересная книга, нездоровый человек, невзрачный вид, неинтересный фильм.
Пока ребята будут работать по карточкам, мы с вами повторим теоретические сведения.
Фронтальный опрос по карточке
Закончи предложение:
Чтобы определить слитное или раздельное написание НЕ с прилагательным, нужно:
1. Выяснить, употребляется ли слово без НЕ. Если не употребляется, то………..
2. Затем выяснить, есть ли противопоставление. Если есть, то………………
3. Определить, относятся ли к прилагательному слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не. Если относятся, то…………..
Если не относятся, то………………….
Теперь проверим карточки.
Продолжим наше путешествие и следующая станция называется «Оранжевая». Проблемный вопрос: с какой орфограммой нам придется встретиться здесь? (Е и О в суффиксах прилагательных)
- Когда в суффиксах прилагательных пишется буква е, а когда о.
Работа с сигнальными карточками
Я сейчас буду читать словосочетания, а вы с помощью сигнальных карточек должны показать. Какая буква пишется в суффиксах прилагательных е или о?
В парчовом наряде, на Дворцовой площади, по кольцевой дороге, свинцовая туча, плюшевый медвежонок, ключевой водой, песцовый воротник
Физкультминутка.
- Ребята, мы сделаем небольшую остановку, отдохнем и сыграем в самую популярную зимнюю игру. Я называю имя существительное и кидаю снежок, кто снежок поймает, должен образовать от него прилагательное.
Ткач – ткацкий, киргиз – киргизский, черкес – черкесский, Одесса –одесский, резкий, вязкий.
-Как вы думаете, что мы с вами повторили?
-Ребята, а сейчас закройте глаза и представьте, что вы попали в зимний сказочный лес.
Веселые снежинки кружатся в воздухе и тихо - тихо опускаются на стеклянные деревья, на землю.
- Какую картину вы представили? Какие слова вам помогли ее представить? А это простые прилагательные или это выразительные средства языка? ( эпитеты: сказочный лес стеклянные деревья, веселые пушинки).
-Так для чего еще служат прилагательные в речи? (для создания эпитетов).
Мы продолжаем наше путешествие и попадаем на станцию «Железнодорожную»
- Как вы думаете, что мы будем повторять? (слитное и раздельное написание сложных прилагательных).
Самостоятельная работа
Раскройте скобки и устно объясните орфограмму.
(Бледно)лиловый кустарник, (трудно)доступная местность, (широко)плечий юноша, (русско)английский словарь.
Следующая станция «Закодированная»
Здесь поселились прилагательные с одной и двумя буквами н.
Кодированный диктант
Слово, которое я называю вы должны записать в виде н или нн. К доске пойдет………….
Клюквенный, серебряный, кожаный, стеклянный, травяной, ветреный, ранний, деревянный, змеиный.
Нн, н, н, нн, н, н, нн, нн,н.
- Сценка «Загадка помогла».
Надя и Витя учатся в параллельных 6 классах. Из школы они часто идут вместе.
-Сегодня мы писали диктант,- рассказывает Надя.
-Трудный? - спрашивает Витя.
Нет! Правда, встретились прилагательные с суффиксами - АН, -ЯН,- ИН и некоторые девочки написали одну букву Н, а я не ошиблась, написала два Н.
Витя даже остановился от удивления.
- Да ты что? Прилагательные с суффиксами -АН, -ЯН, - ИН пишутся с одним Н!
- Не волнуйся, Витя. В диктанте были слова - исключения: деревянный, стеклянный, оловянный. А они пишут с двумя Н.
- Как же? – спросил Витя.
- Очень просто. Есть загадка об оконной раме:
Поля стеклянные,
Межи деревянные,
Ручки оловянные.
- Вот здорово! – воскликнул Витя. – Я постараюсь запомнить эту загадку, ведь в ней все три прилагательных – исключения.
- Ребята, думаю, что эта сценка поможет вам лучше запомнить правописание не с прилагательными.
Мы подходим к концу нашего путешествия, попадаем на станцию «Морфологическая»
Проблемный вопрос: какое задание здесь затаилось?
Работа с учебником.
- Откройте учебник. Из упражнения 342 давайте выберем любое прилагательное и сделаем разбор. Прокомментирует……..
- Мы подходим к концу нашего путешествия. Напоследок вы должны решить тест
Работа с тестом
1. Прилагательное обозначает:
а) предмет;
б) признак предмета;
в) действие.
2. Прилагательное может изменяться :
а) по родам;
б) лицам;
в) временам.
3. В предложении прилагательное может выполнять роль:
а) подлежащего;
б) сказуемого;
в) определения.
4.Указать прилагательное в сравнительной степени:
а) высокий;
б) глубочайший;
в) лучше.
5. Указать составную форму превосходной степени сравнения:
а) более снежная;
б) самая умная;
в) интереснейшая.
6. Прилагательные этого разряда обозначают такой признак предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени:
а) качественные;
б) относительные;
в) притяжательные;
Ключ к тесту: б); а); б), в); в); б); а). 1. Б; 2.А; 3.В; 4.В; 5. Б; 6.А
- Теперь проверим, на доске написаны ответы. Кто не допустил ошибок? Кто допустил 1 – 2 ошибки?
3. Итог урока. Домашнее задание
Итак, вот и конец нашего путешествия. Благодаря тому, что вы хорошо отвечали, благодаря дружбе мы благополучно его завершили. Сейчас запишем домашнее задание: упражнение 339 (1 вариант), упражнение 341 (2 вариант). Ребята, я довольна как вы сегодня работали и я поставлю такие оценки………..
4. Итоговая рефлексия
Наш урок подошел к концу. Подберите по одному прилагательному, выражающему ваше впечатление от урока.
Приложение к уроку
Тест
1. Прилагательное обозначает:
а) предмет;
б) признак предмета;
в) действие.
2. Прилагательное может изменяться :
а) по родам;
б) лицам;
в) временам.
3. В предложении прилагательное может выполнять роль:
а) подлежащего;
б) сказуемого;
в) определения.
4.Указать прилагательное в сравнительной степени:
а) высокий;
б) глубочайший;
в) лучше.
5. Указать составную форму превосходной степени сравнения:
а) более снежная;
б) самая умная;
в) интереснейшая.
6. Прилагательные этого разряда обозначают такой признак предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени:
а) качественные;
б) относительные;
в) притяжательные;
Закончи предложение:
чтобы определить слитное или раздельное написание НЕ с прилагательным, нужно:
1. Выяснить, употребляется ли слово без НЕ. Если не употребляется, то………..
2. Затем выяснить, есть ли противопоставление. Если есть, то………………
3. Определить, относятся ли к прилагательному слова: далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не. Если относятся, то…………..
Если не относятся, то………………….
Качественные прилагательные | Относительные прилагательные | Притяжательные прилагательные |
Обозначают такой признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени. Отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие? | Обозначают такой признак предмета, который не может проявляться в большей или меньшей степени. Отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие? | Обозначают принадлежность чего – либо лицу или животному и отвечают на вопросы: чей? чья? чье? чьи? |
Образуют степени сравнения и краткую форму. Могут сочетаться с наречиями очень, чрезвычайно, слишком. | Обозначают материал, из которого сделан предмет; пространственные и временные признаки предмета | Имеют суффиксы –ов/ - ев, -ин/-ын, -ий-/-й- |
Образуют сложные прилагательные путем повтора и прилагательные с приставкой не- | Не имеют степеней сравнения, краткой формы и не сочетаются с наречием очень | Прилагательные муж. рода в И.п. и В.п. ед.ч. имеют нулевое окончание, а прилагательные среднего и женского родов в ед. ч., мн.ч. имеют окончания кратких прилагательных. |
Текст №1
С утра небо ясно; заря не пылает пожаром: она разливается румянцем. Солнце мирно всплывает под тучкой, свежо просияет и погрузится в туман…
Текст №2
С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло – багровое, как перед бурей, но светлое и приветливо – лучезарное свежо просияет и погрузиться в лиловый туман.
Весна.
Пригрело…………………… весеннее солнышко. На ……………………… полянке начал
таять снег. С пригорка по ложбинке побежал …………………. ручеек, наполнил до
краев………………………… лужу. Перелился через край и дальше в лес побежал.
Карточка №1
Списать слова, раскрыть скобки и графически обозначить орфограммы.
(Не)широкая, а узкая река, ничуть(не)легкая ноша, (не)вежливый, (не)здоровый, (не)добрый.
Карточка №2
Устно объяснить написание не с прилагательными.
Не правдивый, а лживый, нисколько не интересная книга, нездоровый человек, невзрачный вид, неинтересный фильм.
Самоанализ урока
русского языка в 6 классе, проведенного Кобельковой Светланой Николаевной
Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное»
Тип урока: повторительно – обобщительный
Урок был выстроен с использованием элементов технологии дифферинцированного и проблемного обучения, где дети могут самореализоваться в очень короткий отрезок времени.
Считаю, что тема урока хорошо сформулирована и доведена до учащихся.
Целеполагание осуществлено совместным сотрудничеством учителя и детей. Оно организовывалось с помощью беседы. Учителем были поставлены и решались следующие задачи:
- углубить и обобщить знания, полученные при изучении темы (синтаксическая роль прилагательных, разряды, степени сравнения; орфограммы: не с прилагательными, н и нн в прилагательных, суффиксы ск и к, дефисное и слитное написание слов прилагательных, морфологический разбор прилагательных»;
- развивать мыслительно – речевую деятельность, память;
- воспитывать интерес к русскому языку.
Содержание вполне соответствует теме и цели урока.
На уроке осуществлен правильный подбор материала и видов деятельности для различных этапов урока, раскрыта практическая значимость изучаемого материала; использована система заданий, предусматривающих самостоятельность и творчество учащихся в их выполнении.
Работа над проблемными вопросами способствовала развитию таких качеств личности, как любознательность, вдумчивость, сообразительность, самостоятельность, стремление к творческому поиску.
На уроке были использованы парная, индивидуальная форма работы. Применяемые методы и приемы обучения соответствовали содержанию и целям урока, возрасту и уровню подготовленности учащихся.
Время на уроке использовалось рационально. Был создан благоприятный психологический фон, дети работали в атмосфере эмоционального комфорта, создавая себе ситуацию успеха. Во время общения чувствовался оптимизм учителя и детей.
Думаю, что цели урока достигнуты через плодотворное сотрудничество, о чем говорят результаты рефлексии. Считаю, что урок был интересен для учащихся, т.к. на уроке были проблемные и эмоциональные ситуации.
Ключ к тесту
1) Б; 2)А;
3)В; 4) В;
5) Б; 6)А
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка 5 класс полные и краткие прилагательные
Конспект урока русского языка в 5 классе "Полные и краткие прилагательные". Урок - изучение нового материала, учащиеся самостоятельно выявляют такую группу...
Конспект урока русского языка "Обобщение изученного по теме Имя прилагательное" с презентацией
Конспект урока русского языка 6 класс по теме: "Обобщение изученного по теме Имя прилагательное" с презентацией...
Интегрированный урок русского языка и литературы по теме "Имя прилагательное. Повторение"
Урок для 5 кл...
Урок русского языка в 6классе по теме "Имя прилагательное"
Урок развития речи проводится как обобщающий урок в конце изучения данного раздела школьной программы....
Урок русского языка. 6 класс. Степени сравнения имён прилагательных.
Конспект урока, презентация, рабочий лист. Урок предполагает самостоятельную работу учащихся....
урок по русскому языку 5а класс по теме "Имя прилагательное"
план-конспект урока...
Методическая разработка интегрированного урока русского языка и географии по теме «Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного» (урок – экскурсия)
Методическая разработка интегрированного урока русского языка и географии по теме «Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного» (урок – экскурсия)...