«Несклоняемые имена существительные».
план-конспект урока по русскому языку по теме
Цели:
· обобщить знания учащихся по теме «Имя существительное»;
· познакомить с несклоняемыми именами существительными , наиболее часто встречающимися в речи;
· познакомить с происхождением и значением несклоняемых существительных;
· учить правильному употреблению их в речи; способствовать развитию речи учащихся, расширению словарного запаса,
· учить детей исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого имени существительного; обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения;
· развивать орфографическую зоркость; воспитывать интерес к языку, учить работать в паре, в группе, в коллективе.
Оборудование к уроку: компьютер, презентация ,тесты, видео физкультминутка, песенка из радиопередачи «Радио няня»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neskl.sushch.docx | 30.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Несклоняемые имена существительные».
Цели:
- обобщить знания учащихся по теме «Имя существительное»;
- познакомить с несклоняемыми именами существительными , наиболее часто встречающимися в речи;
- познакомить с происхождением и значением несклоняемых существительных;
- учить правильному употреблению их в речи; способствовать развитию речи учащихся, расширению словарного запаса,
- учить детей исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого имени существительного; обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения;
- развивать орфографическую зоркость; воспитывать интерес к языку, учить работать в паре, в группе, в коллективе.
Оборудование к уроку: компьютер, презентация ,тесты, видео физкультминутка, песенка из радиопередачи «Радио няня»
Ход урока:
- Организационный момент.
Учите русский годы к ряду…
С душой, с усердием, с умом. 1слайд.
Вас ждет великая награда
И та награда, в нем самом…
Сегодня мы продолжаем с вами путешествие в страну Морфологию, наш путь лежит в самую древнейшую область, которая называется « Имя существительное»
- Итак, начинаем наш урок русского языка. Откройте тетради, запишите число, укажите вид работы.
- Словарная работа.
- Сегодня на уроке мы с вами узнаем много нового и интересного.
- А начнём наш урок с орфографической разминки. Замените одним словом и запишите:
- Дорога с рядами деревьев, посаженных по обеим её сторонам (аллея)
- Учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и рукописи для общего пользования (библиотека)
- Здание большой станции на путях сообщения (вокзал)
- Специалист с высшим техническим образованием (инженер)
- Занимательный, любопытный, привлекающий интерес (интересный)
- Жилое помещение в доме, имеющее отдельный вход, обычно с передней, кухней(квартира)
- Группа людей, объединённых общей работой, учёбой, общими интересами (коллектив)
- Разговор, обмен мнениями (беседа)
- Прочитайте ещё раз внимательно слова. Какое слово лишнее и почему? (Интересный. Это имя прилагательное). Докажите. Что объединяет другие слова? (Наводящий вопрос: Какой частью речи они являются?) ( Им.сущ ) Докажите .
.Небольшое тестирование, проецируется на доску.
- Обобщение знаний об имени существительном.
- Сегодня на уроке мы продолжаем изучение раздела под общим названием «Имя существительное» Но прежде, чем получить новые знания, вам необходимо вспомнить, всё, что вы знаете о данной части речи. Послушайте задание:
- Подготовьте рассказ об имени существительном, используя следующий план: (слайд)
1. Какого рода бывают имена существительные?
2. Как изменяются имена существительные? (по числам и падежам)
3. Как иначе называется изменение по падежам? (Склонение)
- Итак, что у вас получилось? (проверка)
- А теперь вспомните и дайте полное определение, что такое склонение? (слайд)
- Просклоняйте существительные:
1 вариант – сестра
2 вариант – окно ( ученик).
- Выделите окончания.
( У доски работают 2 человека)
- Проверим, как вы справились с заданием.
- Что изменилось при склонении имён существительных? (окончание)
- Постановка учебной проблемы.
- Как вы думаете, все ли имена существительные склоняются? Прослушаем песню из «Радио няни»
Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре….
А какие ошибки вы заметили?
Ответы учащихся.
5. Решение проблемы. Формулирование темы урока.
Давайте проверим. Прочитайте предложения, записанные на листочках.
В магазине продаются разные пальто. У пальто меховой воротник. К пальто пришиты красивые пуговицы. Мама купила мне новое зимнее пальто. Я доволен своим пальто. Мне было тепло в пальто.
- Что вы заметили?( Во всех предложениях повторяется слово пальто) . Какой частью речи оно является?
- Давайте узнаем , в каком падеже употребляется слово пальто в каждом предложении. Как будем действовать? Что нужно сделать?
слайд №2.
Памятка. Чтобы определить падеж существительного, надо:
|
(Появляется запись на доске:
И.п. – пальто.
Р.п. – пальто.
Д.п. – пальто.
В.п. - пальто.
Т.п.- пальто.
П.п. – в пальто.
- Что вы заметили? Изменилась ли какая-нибудь часть слова? Так какая же особенность у слова пальто? ( Оно не склоняется, те. не изменяется по падежам).
- Как можно назвать существительное, которое не склоняется ? (Несклоняемое).
- Сформулируйте тему нашего урока. (Несклоняемые имена существительные).
5. Физминутка. Видео физкультминутка.
.
Чтение сведений в учебнике, с. 65.
- Какие существительные ещё не склоняются? Почему их назвали несклоняемыми? (Имена существительные, которые употребляются в разных падежах, но при этом не меняют форму слова называют несклоняемые имена существительные). .А в чём ещё особенность этих слов? ( не изменяются по числам).
Б) В русском языке таких слов много. (Слайд )
Шоссе, фламинго, метро, кино, радио, манто, кофе, пианино, какао, жюри, кенгуру, пони, шимпанзе. |
Манто –широкое женское пальто, обычно из норки.
- Прочитайте их. Значение каких слов вам не понятно?
- Чаще всего такие слова иностранного происхождения и чтобы узнать их значение обращаются к словарям. Словари бывают разные (показать печатный вариант, имеющихся словарей). Ну и как вы уже догадались, все эти слова словарные, поэтому их надо заучивать наизусть.
Что мы с вами сейчас и сделаем.
в) Словарная работа.
- Послушайте загадку и догадайтесь, о каком из этих слов в ней идёт речь:
Опоясал каменный ремень
Сотни городов и деревень.
(шоссе)
- Как вы понимаете смысл слова шоссе? (Учащиеся высказывают свои предположения).
(слайд)
- Сравните картинки. На какой картинке изображено шоссе? (Предположения учащихся).
- Это слово пришло к нам из французского языка. Оно обозначает дорогу с твердым покрытием.
- Составьте предложение с данным словом.
Работа со словом:
- Запишите слово.
- Поставьте ударение.
- Определите опасные места.
- Сколько слогов? Букв? Звуков?
Итак, в чём особенность этих слов?
К нам в гости пришел профессор Всезнайка. Демонстрируются 9-11 слайды , где даются пояснения слов: пальто, эскимо, фортепьяно, метро.
- Закрепление нового материала. Самостоятельная работа.
( Дифференцированная работа с карточками)
Вставьте в предложения подходящие по смыслу несклоняемые существительные . Слова для справок: фламинго, пони, шимпанзе. Мы были в зоопарке. Там мы увидели розовых __________________ ,
большого _______________________ . Маленький ___________ был грустным. Бабушке мы рассказали о розовых ______________________, о том как ______________ катал детей по зоопарку, а _________________________ рисовал красками картину. |
Раздели слова в две группы: склоняемые и несклоняемые. Слон, кенгуру, дорога, метро, театр, радио. | |
12-13 слайды. Найдите несклоняемые существительные.
- Итог урока.
- Итак, с какими словами познакомились на уроке?
- Почему он так называются?
- А сейчас я предлагаю вам послушать «Песенку» Аркадия Хайта
Чтобы грамотными стать и писать отлично,
Никогда нельзя менять в падежах различных
Ни кино, ни домино, ни бюро и ни метро,
Ни кашне и ни пенсне, ни шоссе, ни шимпанзе.
Можно песню распевать и в гостях, и дома,
Если только не менять окончанье слова
Ни какао, ни депо, ни кафе и ни пальто,
Ни колибри, какаду, ни жюри, ни кенгуру.
- Домашнее задание: написать рассказ на тему: «В зоопарке», используя несклоняемые существительные, выучить правило .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация: несклоняемые имена существительные
Презентация выполнена для изучение темы в 6 классе "Несклоняемые имена существительные", объяснение нового материала...
Несклоняемые имена существительные
По учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой, Л.Т.Григоряна, И.И.Кулибаба. Русский язык. 6 класс...
Конспект урока русского языка в 4 классе "Несклоняемые имена существительные"
Несклоняемые имена существительные...
Несклоняемые имена существительные
Урок усвоения новых знаний. Учащиеся расширяют представление о роли существительных в речи, узнают, что большее число несклоняемых существительных невозможно разобрать по составу.На уроке предст...
"Несклоняемые имена существительные"
Урок содержит занимательные задания с использованием проблемных ситуаций....
урок русского языка "Несклоняемые имена существительные", 5 класс,ФГОС,
Урок построен в соответствии с критериями ФГОС, предназначен для учителей, работающих в 5 классах по программе М.М.Разумовской...
конспект урока по русскому языку "Несклоняемые имена существительные"
Тема: Несклоняемые имена существительные Тип урока- изучение нового материала. Цели: Образовательная: познакомить с несклоняемыми именами существительным...