Урок- игра "Путешествие в страну Местоимений"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Обобщение и систематизация знаний по теме «Местоимение как часть речи». Урок  подготовлен для учащихся 6 класса, может использоваться для обобщения и систематизации знаний по теме "Местоимение как часть речи".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Путешествие в страну Местоимений

Урок – игра

(обобщение и систематизация знаний по теме «Местоимение как часть речи»)

Цели урока: повторить и обобщить материал по теме   «Местоимение»

Задачи.

Образовательные:

•обобщение и систематизирование знаний по теме: «Местоимение»

•контроль и оценка ЗУН по теме: «Местоимение как часть речи»

•расширение кругозора учащихся при выполнении заданий

Развивающие:

•активизация самостоятельной деятельности

•развитие познавательной активности

Воспитательные:

•воспитание коммуникативности

•привитие культуры общения

•воспитание интереса к предмету

Оборудование:

•компьютер

•мультимедийная приставка

•экран

Форма проведения урока: урок-игра.

Учащимся заранее даётся задание: разделиться на две команды, выбрать капитана команды и консультанта.

Ход урока

 Организационный момент.

Подготовка к уроку. Слово учителя.

Дорогие ребята, тема нашего урока - «Обобщение по теме «Местоимение как часть речи». Сегодня вы должны будете показать знания, умения и навыки, которые приобрели на предыдущих уроках: умение находить местоимения в тексте, отличать от других частей речи, определять разряд, указывать морфологические признаки, а также правильно употреблять местоимения в речи.

Итак, отправляемся в удивительное путешествие в страну Местоимений. Сегодня вы ещё раз убедитесь, как удивительно интересен русский язык.

                                Повторение и обобщение. Выполнение заданий.

 (При выполнении заданий конкурса используется компьютерная презентация, в которой даются и задания, и ответы к ним).

Задание 1

(слайд 2)

Учитель включает презентацию, на 1 слайде появляется следующая запись:

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна,

Я заменяю имена.

(Как только ученики прочитывают запись, на презентации на записи появляются стражники и закрывают вход в страну Местоимению, открыть ворота и пройти через стражу можно только правильно ответив на вопросы. После того как учащиеся одной из команд дают правильный ответ, стража уходит, ворота в страну открыты.)

–Почему местоимение имеет такое название?

 (Местоимение так называется, потому что употребляется вместо имени существительного, имени прилагательного и имени числительного.)

–Чем отличается местоимение от этих частей речи?

 (Местоимение указывает на предмет, признак, количество, но не называет их.)

Задание 2

«Кто быстрее»

Задание: За минуту записать все разряды местоимений.

(какая команда быстрее справится, та и получает жетон, жетоны так же выдаются за правильные ответы на вопросы, побеждает та команда, которая наберёт больше жетонов)

Учитель:

–С каким первым разрядом мы с вами познакомились?

Расскажите, что обозначает личное местоимение, приведите примеры.

(Первый разряд – личные местоимения. Личное местоимение указывает на лицо:

1 - я, мы;

2 - ты, вы;

3 – он, она, оно)

–Как изменяются личные местоимения, какими членами предложения они являются? Ответ подтвердить примерами.

(Личные местоимения изменяются по числам и падежам, в 3 лице местоимение он изменяется и по родам. В предложении они являются дополнением и подлежащим).

Задание 3

«Встреча с Вини-Пухом»

Слайд 3

стихотворение Б.Заходера

На днях, не знаю сам зачем,

Зашел я в незнакомый дом,

Мне захотелось кое с кем

 Потолковать о том, о сем.

Я рассказал им, кто, когда,

И почему, и отчего,

Сказал откуда и когда,

И как, и где, и для чего,

Что было раньше, что потом,

И кто кого, и что к чему,

И что подумали о том,

И если нет, то почему?

Когда мне не хватало слов,

Я добавлял то “Ах”, то “Эх”

И “так сказать”, и “будь здоров”,

И “ну и ну”, и просто смех!

Когда ж закончил я рассказ,

То кое-кто спросил: “И все?”

Ты говорил тут целый час,

А рассказал ни то, ни сё!

Задание 4:

(Слайд 4 . Личные местоимения)

Прочитайте выразительно стихотворение.

 Найдите личные местоимения, укажите их падеж.

Заранее, заранее

 Все было решено:

У школьников собрание,

Потом у них кино.

Домой придет

 Мой старший брат,

Он мне расскажет

 Все подряд,

Он объяснит мне,

Что к чему.

А я большая!

Я пойму.

И вот он начал

 Свой рассказ:

Они ползут,

А он им — раз!

А тут как раз

 Она ползла,

А он как даст ему 

 Со зла!

Они ей — раз!

Она им — раз!

Но тут как раз

 Её он спас,

Он был с ней

 Заодно...

Ух, сильное кино!

Нет, видно, я еще мала:

Я ничего не поняла.

Агния Барто. Сильное кино

Какими членами предложения они являются?

Задание 5 «Отгадай загадки». (Слайд 5)

2.Какие 3 личных местоимения, если их соединить, кричат, что они чистые?

(Вы-мы-ты)

1.Какие 2 личных местоимения мешают движению по дорогам? (Я-мы)

3Какое местоимение составлено из двух предлогов? (О-на)

3.В каком местоимении 2 звука, одна буква? (Я)

Задание 6

«Подумайте».

Возвратное местоимение (Слайд 6)

Учитель:

–Какой разряд имеет всего лишь одно местоимение?

(Возвратное местоимение себя)

–Что вы знаете об этом местоимении?

(Себя указывает на того, о ком говорят. Изменяется по падежам, но не имеет И.п.)

Задание:

Поставьте возвратное местоимение СЕБЯ в нужном падеже.

 1.Сегодня  Гарри целый день  просидел  у (…) в чулане под лестницей..

2. Видно было, что тетя Петунья много  лет держала в (…) то,  что

теперь рвалось наружу.

3. Полная  женщина вышла  из  двери под  вывеской  "Аптека", повторяя (…) под нос:

     - Печень дракона по семнадцати сиклей за унцию, совсем обалдели...

4. Да, да, это все очень печально, но держи себя в руках, Хагрид, или нас всех обнаружат, - зашептала профессор МакГонагалл и потянула Хагрида  за (…) .

Задание 7

Уберите 4 лишнее

Вызывается к доске представитель от каждой команды (назначают этого человека капитаны команд), получает конверт с заданием убрать лишнее, кто быстрее справится- тот приносит команде жетон)

Задание 8

«Подумайте».

 (Слайд 8)

Учитель:

–Что вы знаете о притяжательных местоимениях?

 (Притяжательные местоимения указывают на принадлежность, отвечают на вопросы: чей? чья? чьё? чьи?)

– Перечислите притяжательные местоимения.

(Мой, твой, наш, ваш, её, его, их) (слайд 5)

Задание: Прочитайте стихотворение, найдите ошибки, замените неправильные формы притяжательных местоимений правильными.

Как-то раз во дворе из собачьей миски

Пять чумазых поросят кушали сосиски.

Папа к ним подошёл, крикнул возмущённо:

«Так съедите вы у пса весь обед евонный!»

Закричала хрюшка-мать: «Отойди от будки:

Детям надо наполнять ихние желудки».

Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:

«Слушать я уже устал ейные упрёки.

Детям всё прощают тут, дети хрюшками растут,

И такая дребедень происходит каждый день».

А.Хайт

(евонный – его, ихние – их, ейные – её)

Задание  9

Определительные местоимения

Слайд 9

Учитель:

–Перечислите все определительные местоимения.

(Сам, самый, весь, всякий, любой, иной, другой, каждый)

 На слайде появляются фразеологизмы, представители команд по очереди объясняют смысл фразеологизмов, называют использованные в фразеологизме местоимения.

Задание 10

Слайд 10

Учитель:

–Почему вопросительные местоимения так называются? Какие вопросительные местоимения вы ещё знаете?

 (Вопросительные местоимения – это вопросы существительного, прилагательного и числительного, употребляются только в вопросительных предложениях.)

–С каким разрядом можно перепутать вопросительные местоимения?

 (Вопросительные местоимения можно перепутать с относительными.)

–Чем отличаются относительные местоимения от вопросительных?

(Относительные местоимения служат для связи простых предложений в составе сложных. Вопросительные местоимения указывают на вопрос, употребляются только в вопросительных предложениях.)

Задание:

Команды должны придумать по 2 предложения с вопросительными местоимениями, а команда соперников перестроить предложения так, чтобы вопросительное местоимение стало относительным.

 (Читают по очереди, начинают с предложения с вопросительным местоимением.)

Например:

Кто едет на велосипеде? (Кто – вопросительное местоимение.)

Я знаю, кто едет на велосипеде. (Кто – относительное местоимение.)

Задание 11

Слайд 11

Учитель:

–Какие разряды местоимений образованы от вопросительных?

 (Неопределённые и отрицательные)

–Приведите примеры неопределённых местоимений. С помощью чего они образуются?

 (Неопределённые местоимения образуются при помощи приставки не -, суффиксов –то, -либо, -нибудь и приставки кое-)

–Приведите примеры отрицательных местоимений. С помощью чего они образуются?

(Отрицательные местоимения образуются при помощи приставок не- и ни-)

 

Прочитайте текст. Найдите отрицательные и неопределённые местоимения.

Собрались как-то трое друзей и стали спорить, кто лучше сказку расскажет. Первый начал:

- В некотором царстве, в некотором государстве жил Некто. Пошёл он однажды по некоей дороге, нашёл нечто, встретил некоего человека, дал ему некоторую часть от найденного. Что у него осталось?

А второй и говорит:

- Ну что за сказка? Вот я расскажу, так расскажу. В каком-то царстве, в каком-то государстве жил Кто-то. Пошёл он по какой-то дороге, нашёл что-то. Встретил кого-то и отдал часть. А у него что осталось?

Третий посмеялся и сказал:

- Ни в каком царстве, ни в каком государстве Никто не жил. Никто не шёл, никого не встретил, никому ничего не отдавал. Нечего и спрашивать, сколько у него осталось.

(Некотором, некто, некоей, нечто, некоего, некоторую, каком-то, кто-то, что-то, какой-то, кого-то, ни в каком, никто, никого, никому, ничего, нечего)

Шарада

Указательные местоимения  

отвечают капитаны

слайд 12

Первый слог – это местоименье.

Слог второй – лягушиное пенье.

Ну а слово само – на природе,

Во саду ли растёт, в огороде

 Мой первый слог найдёшь тогда,

Когда  в котле кипит вода.

Местоименье – слог второй.

А в целом – столик школьный твой

Задание 13

Слайд 13

Цифровой диктант- код

Чтобы покинуть страну местоимению, необходимо вписать в таблицу зашифрованный код, как только код будет назван верно, игра заканчивается.)

Учитель: Итак, последнее задание - Цифровой диктант!

1 – указательное

2 – относительное

3 – отрицательное

4 – неопределенное

1.        А дома отец с матерью встречного и поперечного о детях спрашивали; никто ничего не знает.3

2.        Опять на то же место вышла.1

3.        Если б знала да ведала – сколько душ погубил невиновных.2

4.        В такую ночь невозможно уснуть. 1

5.        Ну да нечего делать, прошлого не воротишь.-3

6.        Вдруг что-то шлепнуло посреди тихой заводи.-4

7.        Худого человека ничем не уважишь.-3

Код: 3, 1, 2, 1, 3, 4,  3

3. Итог урока

Учитель:

– Игра окончена. Подсчитайте, пожалуйста, свои жетоны. Мы от всей души поздравляем команду победителей, настоящих ценителей и знатоков русского языка. А теперь давайте подведём итог нашего урока. (подведение итогов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок письма и развития речи "Турпоход по стране Местоимение"

Цели:- обобщить и закрепить изученный материал по теме «Местоимение как часть речи»,- работать над грамотностью письма,- обогащать словарный запас учащихся,- коррекция и развитие творческих спос...

Урок- путешествие в страну"Вопросительные местоимения"

Анатация к урокуУрок составлен для учащихся 6 класса, которые только начинают изучать тему «Вопросительные местоимения». Поэтому урок составлен таким образом, чтобы поддерживать интерес к изучению тем...

Обобщающий урок русского языка в 6 классе "Путешествие по стране Местоимений"

Обобщающий урок проводится в форме путешествия по стране Местоимений на волшебном автобусе. Обучающиеся расшифровывают карту и, следуя указанному маршруту, попадают в различные пункты (город Личных ме...

Открытый урок "Путешествие в страну местоимению"

Открытый урок в 6 классе "Путешествие в страну Местоимению" (Обобщение изученного по теме местоимение)....

Конспект урока на тему «Определительные местоимения. Повторение разрядов местоимений»

Урок повторения, обобщения и закрепления знаний, умений и навыков....

Путешествие в страну местоимений

Урок-презентация проектной деятельности учащихся 6 класса по теме "Систематизация и обобщение изученного о местоимении". Собранный  материал представляет собой результат творческой рабо...

Путешествие по Стране Местоимений

Конспект  урока - презентации  проектной деятельности учащихся по теме "Местоимение" с использованием ИКТ (2ч)...