Урок- игра "Путешествие в страну Местоимений"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Обобщение и систематизация знаний по теме «Местоимение как часть речи». Урок подготовлен для учащихся 6 класса, может использоваться для обобщения и систематизации знаний по теме "Местоимение как часть речи".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обобщение и систематизация знаний по теме "Местоимение" | 27.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Путешествие в страну Местоимений
Урок – игра
(обобщение и систематизация знаний по теме «Местоимение как часть речи»)
Цели урока: повторить и обобщить материал по теме «Местоимение»
Задачи.
•обобщение и систематизирование знаний по теме: «Местоимение»
•контроль и оценка ЗУН по теме: «Местоимение как часть речи»
•расширение кругозора учащихся при выполнении заданий
Развивающие:
•активизация самостоятельной деятельности
•развитие познавательной активности
Воспитательные:
•воспитание коммуникативности
•привитие культуры общения
•воспитание интереса к предмету
Оборудование:
•компьютер
•мультимедийная приставка
•экран
Форма проведения урока: урок-игра.
Учащимся заранее даётся задание: разделиться на две команды, выбрать капитана команды и консультанта.
Ход урока
Организационный момент.
Подготовка к уроку. Слово учителя.
Дорогие ребята, тема нашего урока - «Обобщение по теме «Местоимение как часть речи». Сегодня вы должны будете показать знания, умения и навыки, которые приобрели на предыдущих уроках: умение находить местоимения в тексте, отличать от других частей речи, определять разряд, указывать морфологические признаки, а также правильно употреблять местоимения в речи.
Итак, отправляемся в удивительное путешествие в страну Местоимений. Сегодня вы ещё раз убедитесь, как удивительно интересен русский язык.
Повторение и обобщение. Выполнение заданий.
(При выполнении заданий конкурса используется компьютерная презентация, в которой даются и задания, и ответы к ним).
Задание 1
(слайд 2)
Учитель включает презентацию, на 1 слайде появляется следующая запись:
Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна,
Я заменяю имена.
(Как только ученики прочитывают запись, на презентации на записи появляются стражники и закрывают вход в страну Местоимению, открыть ворота и пройти через стражу можно только правильно ответив на вопросы. После того как учащиеся одной из команд дают правильный ответ, стража уходит, ворота в страну открыты.)
–Почему местоимение имеет такое название?
(Местоимение так называется, потому что употребляется вместо имени существительного, имени прилагательного и имени числительного.)
–Чем отличается местоимение от этих частей речи?
(Местоимение указывает на предмет, признак, количество, но не называет их.)
Задание 2
«Кто быстрее»
Задание: За минуту записать все разряды местоимений.
(какая команда быстрее справится, та и получает жетон, жетоны так же выдаются за правильные ответы на вопросы, побеждает та команда, которая наберёт больше жетонов)
Учитель:
–С каким первым разрядом мы с вами познакомились?
Расскажите, что обозначает личное местоимение, приведите примеры.
(Первый разряд – личные местоимения. Личное местоимение указывает на лицо:
1 - я, мы;
2 - ты, вы;
3 – он, она, оно)
–Как изменяются личные местоимения, какими членами предложения они являются? Ответ подтвердить примерами.
(Личные местоимения изменяются по числам и падежам, в 3 лице местоимение он изменяется и по родам. В предложении они являются дополнением и подлежащим).
Задание 3
«Встреча с Вини-Пухом»
Слайд 3
стихотворение Б.Заходера
На днях, не знаю сам зачем,
Зашел я в незнакомый дом,
Мне захотелось кое с кем
Потолковать о том, о сем.
Я рассказал им, кто, когда,
И почему, и отчего,
Сказал откуда и когда,
И как, и где, и для чего,
Что было раньше, что потом,
И кто кого, и что к чему,
И что подумали о том,
И если нет, то почему?
Когда мне не хватало слов,
Я добавлял то “Ах”, то “Эх”
И “так сказать”, и “будь здоров”,
И “ну и ну”, и просто смех!
Когда ж закончил я рассказ,
То кое-кто спросил: “И все?”
Ты говорил тут целый час,
А рассказал ни то, ни сё!
Задание 4:
(Слайд 4 . Личные местоимения)
Прочитайте выразительно стихотворение.
Найдите личные местоимения, укажите их падеж.
Заранее, заранее
Все было решено:
У школьников собрание,
Потом у них кино.
Домой придет
Мой старший брат,
Он мне расскажет
Все подряд,
Он объяснит мне,
Что к чему.
А я большая!
Я пойму.
И вот он начал
Свой рассказ:
— Они ползут,
А он им — раз!
А тут как раз
Она ползла,
А он как даст ему
Со зла!
Они ей — раз!
Она им — раз!
Но тут как раз
Её он спас,
Он был с ней
Заодно...
Ух, сильное кино!
Нет, видно, я еще мала:
Я ничего не поняла.
Агния Барто. Сильное кино
Какими членами предложения они являются?
Задание 5 «Отгадай загадки». (Слайд 5)
2.Какие 3 личных местоимения, если их соединить, кричат, что они чистые?
(Вы-мы-ты)
1.Какие 2 личных местоимения мешают движению по дорогам? (Я-мы)
3Какое местоимение составлено из двух предлогов? (О-на)
3.В каком местоимении 2 звука, одна буква? (Я)
Задание 6
«Подумайте».
Возвратное местоимение (Слайд 6)
Учитель:
–Какой разряд имеет всего лишь одно местоимение?
(Возвратное местоимение себя)
–Что вы знаете об этом местоимении?
(Себя указывает на того, о ком говорят. Изменяется по падежам, но не имеет И.п.)
Задание:
Поставьте возвратное местоимение СЕБЯ в нужном падеже.
1.Сегодня Гарри целый день просидел у (…) в чулане под лестницей..
2. Видно было, что тетя Петунья много лет держала в (…) то, что
теперь рвалось наружу.
3. Полная женщина вышла из двери под вывеской "Аптека", повторяя (…) под нос:
- Печень дракона по семнадцати сиклей за унцию, совсем обалдели...
4. Да, да, это все очень печально, но держи себя в руках, Хагрид, или нас всех обнаружат, - зашептала профессор МакГонагалл и потянула Хагрида за (…) .
Задание 7
Уберите 4 лишнее
Вызывается к доске представитель от каждой команды (назначают этого человека капитаны команд), получает конверт с заданием убрать лишнее, кто быстрее справится- тот приносит команде жетон)
Задание 8
«Подумайте».
(Слайд 8)
Учитель:
–Что вы знаете о притяжательных местоимениях?
(Притяжательные местоимения указывают на принадлежность, отвечают на вопросы: чей? чья? чьё? чьи?)
– Перечислите притяжательные местоимения.
(Мой, твой, наш, ваш, её, его, их) (слайд 5)
Задание: Прочитайте стихотворение, найдите ошибки, замените неправильные формы притяжательных местоимений правильными.
Как-то раз во дворе из собачьей миски
Пять чумазых поросят кушали сосиски.
Папа к ним подошёл, крикнул возмущённо:
«Так съедите вы у пса весь обед евонный!»
Закричала хрюшка-мать: «Отойди от будки:
Детям надо наполнять ихние желудки».
Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:
«Слушать я уже устал ейные упрёки.
Детям всё прощают тут, дети хрюшками растут,
И такая дребедень происходит каждый день».
А.Хайт
(евонный – его, ихние – их, ейные – её)
Задание 9
Определительные местоимения
Слайд 9
Учитель:
–Перечислите все определительные местоимения.
(Сам, самый, весь, всякий, любой, иной, другой, каждый)
На слайде появляются фразеологизмы, представители команд по очереди объясняют смысл фразеологизмов, называют использованные в фразеологизме местоимения.
Задание 10
Слайд 10
Учитель:
–Почему вопросительные местоимения так называются? Какие вопросительные местоимения вы ещё знаете?
(Вопросительные местоимения – это вопросы существительного, прилагательного и числительного, употребляются только в вопросительных предложениях.)
–С каким разрядом можно перепутать вопросительные местоимения?
(Вопросительные местоимения можно перепутать с относительными.)
–Чем отличаются относительные местоимения от вопросительных?
(Относительные местоимения служат для связи простых предложений в составе сложных. Вопросительные местоимения указывают на вопрос, употребляются только в вопросительных предложениях.)
Задание:
Команды должны придумать по 2 предложения с вопросительными местоимениями, а команда соперников перестроить предложения так, чтобы вопросительное местоимение стало относительным.
(Читают по очереди, начинают с предложения с вопросительным местоимением.)
Например:
Кто едет на велосипеде? (Кто – вопросительное местоимение.)
Я знаю, кто едет на велосипеде. (Кто – относительное местоимение.)
Задание 11
Слайд 11
Учитель:
–Какие разряды местоимений образованы от вопросительных?
(Неопределённые и отрицательные)
–Приведите примеры неопределённых местоимений. С помощью чего они образуются?
(Неопределённые местоимения образуются при помощи приставки не -, суффиксов –то, -либо, -нибудь и приставки кое-)
–Приведите примеры отрицательных местоимений. С помощью чего они образуются?
(Отрицательные местоимения образуются при помощи приставок не- и ни-)
Прочитайте текст. Найдите отрицательные и неопределённые местоимения.
Собрались как-то трое друзей и стали спорить, кто лучше сказку расскажет. Первый начал:
- В некотором царстве, в некотором государстве жил Некто. Пошёл он однажды по некоей дороге, нашёл нечто, встретил некоего человека, дал ему некоторую часть от найденного. Что у него осталось?
А второй и говорит:
- Ну что за сказка? Вот я расскажу, так расскажу. В каком-то царстве, в каком-то государстве жил Кто-то. Пошёл он по какой-то дороге, нашёл что-то. Встретил кого-то и отдал часть. А у него что осталось?
Третий посмеялся и сказал:
- Ни в каком царстве, ни в каком государстве Никто не жил. Никто не шёл, никого не встретил, никому ничего не отдавал. Нечего и спрашивать, сколько у него осталось.
(Некотором, некто, некоей, нечто, некоего, некоторую, каком-то, кто-то, что-то, какой-то, кого-то, ни в каком, никто, никого, никому, ничего, нечего)
Шарада
Указательные местоимения
отвечают капитаны
слайд 12
Первый слог – это местоименье.
Слог второй – лягушиное пенье.
Ну а слово само – на природе,
Во саду ли растёт, в огороде
Мой первый слог найдёшь тогда,
Когда в котле кипит вода.
Местоименье – слог второй.
А в целом – столик школьный твой
Задание 13
Слайд 13
Цифровой диктант- код
Чтобы покинуть страну местоимению, необходимо вписать в таблицу зашифрованный код, как только код будет назван верно, игра заканчивается.)
Учитель: Итак, последнее задание - Цифровой диктант!
1 – указательное
2 – относительное
3 – отрицательное
4 – неопределенное
1. А дома отец с матерью встречного и поперечного о детях спрашивали; никто ничего не знает.3
2. Опять на то же место вышла.1
3. Если б знала да ведала – сколько душ погубил невиновных.2
4. В такую ночь невозможно уснуть. 1
5. Ну да нечего делать, прошлого не воротишь.-3
6. Вдруг что-то шлепнуло посреди тихой заводи.-4
7. Худого человека ничем не уважишь.-3
Код: 3, 1, 2, 1, 3, 4, 3
3. Итог урока
Учитель:
– Игра окончена. Подсчитайте, пожалуйста, свои жетоны. Мы от всей души поздравляем команду победителей, настоящих ценителей и знатоков русского языка. А теперь давайте подведём итог нашего урока. (подведение итогов)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок письма и развития речи "Турпоход по стране Местоимение"
Цели:- обобщить и закрепить изученный материал по теме «Местоимение как часть речи»,- работать над грамотностью письма,- обогащать словарный запас учащихся,- коррекция и развитие творческих спос...
Урок- путешествие в страну"Вопросительные местоимения"
Анатация к урокуУрок составлен для учащихся 6 класса, которые только начинают изучать тему «Вопросительные местоимения». Поэтому урок составлен таким образом, чтобы поддерживать интерес к изучению тем...
Обобщающий урок русского языка в 6 классе "Путешествие по стране Местоимений"
Обобщающий урок проводится в форме путешествия по стране Местоимений на волшебном автобусе. Обучающиеся расшифровывают карту и, следуя указанному маршруту, попадают в различные пункты (город Личных ме...
Открытый урок "Путешествие в страну местоимению"
Открытый урок в 6 классе "Путешествие в страну Местоимению" (Обобщение изученного по теме местоимение)....
Конспект урока на тему «Определительные местоимения. Повторение разрядов местоимений»
Урок повторения, обобщения и закрепления знаний, умений и навыков....
Путешествие в страну местоимений
Урок-презентация проектной деятельности учащихся 6 класса по теме "Систематизация и обобщение изученного о местоимении". Собранный материал представляет собой результат творческой рабо...
Путешествие по Стране Местоимений
Конспект урока - презентации проектной деятельности учащихся по теме "Местоимение" с использованием ИКТ (2ч)...