Урок письма и развития речи "Турпоход по стране Местоимение"
план-конспект урока русского языка (8 класс) на тему

 

Цели:

- обобщить и закрепить изученный материал по теме «Местоимение как часть речи»,

- работать над грамотностью письма,

- обогащать словарный запас учащихся,

- коррекция и развитие творческих способностей, памяти, мышления,

- воспитывать силу воли.

 

План урока:

1. Оргмомент.

2.Сообщение темы  и цели урока.

3. Опрос по правилам.

4.Оформление тетрадей.

5. Словарная работа.

6. Работа над ошибками.

7. Нахождение местоимений в стихотворении.

8. Гимнастика  для глаз.

9. Самостоятельная работа с текстом.

10. Физкультминутка.

11. Работа с учебником.

12. Домашнее задание.

13. Итог урока. Оценка деятельности учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель чтения и развития речи,  письма и развития речи первой категории Зайцева Светлана Ивановна

Урок письма и развития речи. Класс 8

Тема урока:  Обобщение изученного  по теме «Местоимение»

Форма урока: Турпоход

Цели:

- обобщить и закрепить изученный материал по теме «Местоимение как часть речи»,

- работать над грамотностью письма,

- обогащать словарный запас учащихся,

- коррекция и развитие творческих способностей, памяти, мышления,

- воспитывать силу воли.

Оборудование:

 - карточки с заданием, таблица, тетради.

- аудиозаписи песен В.Высоцкого «Вершина», С.Ротару «Вместе дружная семья».

-Магнитофон.

-Презентация, компьютер, проектор.

Оформление доски:

- иллюстрация горных вершин,

- число,

- классная работа,

- тема урока,

-девиз урока.

План урока:

1. Оргмомент.

2.Сообщение темы  и цели урока.

3. Опрос по правилам.

4.Оформление тетрадей.

5. Словарная работа.

6. Работа над ошибками.

7. Нахождение местоимений в стихотворении.

8. Гимнастика  для глаз.

9. Самостоятельная работа с текстом.

10. Физкультминутка.

11. Работа с учебником.

12. Домашнее задание.

13. Итог урока. Оценка деятельности учащихся.

Ход урока.

1. Оргмомент. Приветствие.

2. Сообщение темы и цели урока.

Тема нашего урока:  Турпоход по стране «Местоимение».

Мы должны закрепить  изученный материал. И урок наш будет необычный.  Мы отправимся в туристический поход по стране «Местоимение».  Страна эта большая, она занимает третье место, после существительных и глагола.  Из 30 самых частых слов – 12 местоимение. Путешествовать мы будем, как настоящие туристы. Нас ожидают трудности и серьезные испытания. Надеюсь, что нам  бесстрашным, горячим сердцам молодым- все под силу. Девиз  « Ничто нам не трудно бесстрашным, горячим сердцам молодым».

 ( хором). Отправляясь в путешествие, мы возьмем рюкзак, карту маршрута. В рюкзак мы должны положить слова, которые помогут нам преодолеть преграды.

3. Опрос по правилам.

- Как называются   эти слова?

Мы, они, тебя, нас, вами, вами, их.

- Так что же такое местоимение?  Почему местоимения называются личными?

Чтобы побольше  знать о  местоимении  мы проведем тест. ( Учащиеся  читают вопрос и выбирают правильный ответ.)

- Хорошо. В поход мы с вами готовы. Отправляясь в поход, туристы всегда берут с собой  маршрутный лист. А для нас это будут рабочие тетради.

4. Оформление тетрадей.

Открываем тетради, записываем число, классная работа, тема урока.

- Турист должен много знать, а как же  нам обойтись без таких необходимых слов, как гитара, рюкзак ? А что еще самое главное берет турист в поход?  Правильно. Это компас.

5. Словарная работа.

А что такое компас?

Компас- прибор для определения сторон горизонта.

Задание: Составить  предложение и выполнить  синтаксический разбор.  В предложении должно быть местоимение.

Записать на доске:  Мы в поход взяли компас и гитару.

Итак, в путь!

6. Работа над ошибками.

В походе нам встречаются препятствия.

Давайте их преодолеем вместе.

Посмотрите,  какие ошибки  вы допустили при выполнении домашнего задания. (Работа над ошибками, допущенными  в домашнем задании.)

7.  Дорога становится все труднее и труднее.

Нам нужен  инструктор по туризму. Представляю руководителя нашего школьного туристического кружка.

Руководитель кружка:

- А ну-ка, всем не унывать и только весело шагать.

-Вот мы у подножья горы, удивительная картина открывается нашему взору. Смотря на эту картину,  А.С.Пушкин писал:

Стихотворение «Кавказ» (читать наизусть)

Кавказ подо мною. Один в вышине.

Стою над снегами у края стремнины.

Орел,с отдаленной  поднявшись вершины,

Парит неподвижно со мной наравне.

Учитель:

Друзья, нас ждут испытания.  Взялись за ручки. (Работа в тетрадях)

Задание: Записать местоимения и объяснить правописание, определить падеж. Повторяющие местоимения  записать один раз.

8. Гимнастика для глаз.

В горах очень яркое солнце. Чтобы защитить  наши глаза от ярких лучей, выполним подготовительную гимнастику. Упражнения для глаз.

Проверка работы. Продолжаем работать дальше.

9. Самостоятельная работа с текстом.

Руководитель туристического  кружка:

Можно подниматься в горы. Вперед к вершинам! Поможет  нам В.С.Высоцкий, известный актер, певец, который употреблял много местоимений в песнях. Чтобы оказаться на вершине горы, вам придется назвать личные местоимения в песне.

Звучит песня «Вершина»

( - Нам, мы)

Мы с вами на вершине. По традиции, на покоренной вершине туристы оставляют письмо для будущих покорителей гор.

- Учитель:

Взяли ручки.. (Указать местоимения).

Ты по стр…не идёшь, и нет такой преграды,

Чтобы тебя остановить  могла.

Перед тобой смолкают в…допады,

И отступает л…дяная мгла. (М.Исаковский)

Проверка работы

10. Физкультминутка

Руководитель туристического кружка:

1. В каком местоимении  два звука, но одна буква? (Я)

2.Какие два местоимения  мешают  движению на дорогах? (ЯМЫ)

3.Сколько личных местоимений  в слове  СЕМЬЯ ? (СЕМЬ)

4. Первый слог- личное местоимение, второй-  детская болезнь. Вместе получается слово, обозначающее предмет, который помогает судну держаться на месте?

5. Первый слог- личное местоимение, второй-звук, который издает лягушка. Вместе- овощь.

6. Какое местоимение читается одинаково слева направо и справа налево? (ОНО)

11. Работа с учебником.

Руководитель туристического кружка:

Ребята, у нас очень необычная рыба, чтобы она попала в котелок, надо выполнить задание. Все к костру!

Работа с учебником: упр.164 стр.119

Ребята, послушайте  мое стихотворение:

Утром- так заведено-

Разомкнешь ресницы,

И к тебе придет ОНО

Розовой жар-птицей…

А стемнеет- ОН придет:

Тоненький, смущенный,

Он на цыпочках войдет

Долькою лимонной.

Срок прошел- плывет ОНА

В пелене тумана,

Круглолица и грустна,

Будто Несмеяна…

Учитель: Кто же ОН,ОНО,ОНА?

Учащиеся: Месяц, солнце и луна – это то, что сопровождает туриста в турпоходе.

-Определите род местоимений.

- У какого местоимения род не определяется?

12. Домашнее задание:

Вот мы и подножия горы. Позади нас остались крутые спуски, перевалы, обрывы. Вы- покорители вершин в стране «Местоимений». Свои впечатления от увиденной красоты гор напишите в сочинение-описание по данному началу.

13. Итог урока. Оценки.

Учитель: Наш туристический поход по стране «Местоимение» подошел к концу. Давайте оценим вашу смекалку, ум, находчивость и бесстрашные сердца. (Дети оценивают себя по таблице).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок письма и развития речи в 7 классе коррекционной школы VIII вида на тему "Местоимение как часть речи".

Урок - путешествие. На уроке закрепляется полнятие о местоимении, формируется навык распознавания лица местоимений, умение соотносить местоимения с именами существительными, согласовать их с другими ч...

Проект "Применение игровых технологий для развития и коррекции познавательных процессов на уроках письма и развития речи в 5-6 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида"

Результаты исследований показали, что используя  рабочую тетрадь для учащичся "Лексико - орфографические упражнения и задания при изучении словарных слов" при обучении письму и развитию речи поср...

«Создание условий для выработки грамотного письма на уроках письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида»

«Создание условий для выработки грамотного письма на уроках письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида»...

Использование изодеятельности на уроках письма и развития речи, чтения и развития речи.

Интеграция изобразительного искусства с уроками  письма и развития речи, чтения и развития речи, использование живописных произведений, помогают детям создавать свои яркие художестве...

Конспект урока письма и развития речи в 8 классе на тему: "Местоимение"

        Конспект открытого урока письма и развития речи в  8 «Б» классе с применением новых образовательных технологий на тему: "Местоимение" (обобщающий урок...

Конспект урока письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида на тему : Р/р. Деловое письмо. Анкета.

Цель: познакомить учащихся с деловой бумагой «анкета» и ее структурой.ЗадачиОбразовательные: учить отвечать на вопросы анкеты;Коррекционно-развивающие: корригировать память и внимание; раз...

Урок письма и развития речи в 9 классе по теме "Деловое письмо:заявление"

Тема. «Деловое письмо:заявление»I.Огр.момент-Здравствуйте, ребята!-Садитесь!- Сегодня у нас немного необычный урок.- Кто скажет, чем он необычен? (гости)- Верно.- Но за годы обучения в шко...