Имеет ли звук значение?
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Разработка вводного урока по теме "Фонетика" в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок по фонетике18.01 КБ

Предварительный просмотр:

Имеет ли звук значение?

Ход урока

1. Орг. момент. «Заморозка» Сколько у нас второстепенных членов предложений?Сколько запятых в предложении «Мама, помоги мне, пожалуйста, сделать домашнее задание!» Сколько знаков препинания в предложении «Костя, где ты был?» ? Сколько у нас главных членов предложения?

2. Учитель: Ребята, мы с вами закончили знакомство с синтаксисом - важнейшим разделом русской грамматики. Чем же мы будем заниматься на последующих уроках? Об этом вы догадаетесь сами, но сначала в тетрадях запишем число и высказывание К.Паустовского: "Слова то шелестят, как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лёд".

Расставьте знаки препинания, объясните ошибкоопасные места. Проверьте себя (на экране появляется записанное предложение). Ещё раз перечитайте высказывание и скажите, что, по мнению Паустовского, сближает звуки природы со словами. Найдите слова, которые передают "звучание" травы, льдинок.

Звуки сопровождают нас всегда и везде. Утром мы просыпаемся и слышим, как тикают часы, как пыхтит чайник на плите, как плещется вода в ванной:

А как вы думаете, сколько звуков на свете? (На этот вопрос ответить нельзя)

Учёные с помощью точной аппаратуры установили, что у одного человека, когда он говорит, звуки бесконечно разные.

3. Итак, вы уже догадались, о чём пойдёт речь?Конечно же, о звуках.Но прежде чем продолжить наш разговор, давайте послушаем Алию, которая расскажет нам об одном великом лингвисте.

Доклад о Бодуэне де Куртене.

Что вы запомнили из доклада Алии?Какие слова показались незнакомыми?

Итак, Бодуэн де Куртене ввёл понятие «фонема». В переводе с греческого языка фонема значит звук.  Посмотрите на карту страны Лингвинии и скажите, в каком разделе науки о языке изучаются фонемы?

Изучением звуков нашей речи занимается раздел русской грамматики, который называется "Фонетика" (на экране высвечивается слово). Это слово произошло от греческого слова "phone" - звук, голос.

Вспомните слова, в состав которых входит этот греческий корень.( Телефон, микрофон, магнитофон:).Правильно, все эти слова так или иначе связаны со звуком. 1 ученик записывает на доске названные слова.

А будет ли слово "фон" родственным этим словам в словосочетании яркий фон? Почему?(разное лексическое значение)

Если единицами синтаксиса являются словосочетание и предложение, то что же является единицей фонетики? Правильно, звуки. Запись в тетрадях-помощницах.

Чем отличается произношение слов "фонетика" и "фонема" от их написания?(запись слов в словарики).

Сегодня на уроке мы поставим такой вопрос: имеет ли звук значение? А отвечать на этот вопрос будем отвечать на протяжении нескольких уроков.

На какие две неравные группы делятся звуки? (Гласные и согласные.)

Чем отличаются гласные звуки от согласных? (Согласные состоят из голоса и шума или только шума, а гласные - из голоса и легко проходят через такие преграды, как зубы, губы.)

А какие фонемы, по-вашему, важнее?

Отгадайте слова, которые записаны на доске (они есть в записанном предложении):

Брмчт (бормочут)

Оаиаю (позванивают)

Какое слово было легче отгадать?

Дети делают вывод, что согласные звуки выражают лексическое значение слова, а гласные звуки придают слову певучесть, мелодичность, т.е. и гласные, и согласные фонемы одинаково важны для языка.

Для того чтобы приблизиться к ответу на вопрос "имеет ли звук значение?", давайте прослушаем шуточное стихотворение, которое подготовили наши ученики

 Б. Заходера "Кот и кит".(Стихотворение читает заранее подготовленный ученик.)

5. А сейчас поиграем в игру "Одна фонема, марш!"

- Из каждого слова выньте по одной фонеме. Сделайте это так, чтобы из оставшихся фонем получилось новое слово, например, горсть-гость.

На экране слова: краска, склон, экран, тепло (каска, слон, кран, тело).

- Теперь добавьте к словам лапа, укус, усы, стол, клад по одной фонеме. Например, роза - гроза. Какие слова у вас получились? (Лампа, уксус, бусы, ствол, склад.)

- Теперь замените одну согласную фонему другой, например, корж - морж. Запишите слова ногти, киска, орёл, галка. Что у вас получилось? (Когти, миска, осёл, палка.)

В чём мы убедились, играя в эту игру? (Каждая фонема имеет значение.)

6. А ещё, ребята, оказывается, звуковой состав слова влияет на наше восприятие. Давайте проверим!

Какая из фонем вам кажется светлее: [ы] или [е]?

Какая фонема, по-вашему, шире: [о] или [и]?

Какая фонема приятнее: [а] или [х]?

Посмотрите на слайд, на котором изображены 2 сестры,  сказочные существа с именами Мамлёна и Жаваруга. На каком рисунке, по-вашему, изображена Мамлёна, а на каком Жаваруга? Почему вы так решили?

7. О свойстве звука выражать чувства говорил ещё М.В.Ломоносов. Это свойство звуков хорошо известно поэтам. Иногда отдельные звуки или их сочетание создают определённый образ. Такой художественный приём называется звукописью(термин и его определение появляются на экране). Давайте рассмотрим несколько строк из стихотворений.Смотрим на экран и вместе читаем:

Люблю берёзку русскую
То светлую, то грустную:

Какое настроение этого двустишья? Какая фонема повторяется и усиливает настроение лёгкой грусти и нежности? (фонема [у].)

Читаем следующие строки:

Швед, русский - колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет:

Какие согласные фонемы рисуют картину битвы? ([р], [ж], [ш].)

Запишите, пожалуйста, определение звукописи в свои словарики.

8. Домашнее задание: подобрать слова для игры "Одна фонема, марш!" или выписать несколько стихотворных строк, в которых встречается приём звукописи.

9.Итак, какой вопрос мы с вами поставили в начале урока?Как мы на него ответим в заключение урока? Подведение итогов урока, выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Классный час: "Каждый ребенок имеет право ..."

Разработка классного часа по теме: "Каждый ребенок имеет право ...". Классный час проходил в форме детского форума. Детям очень понравилась форма работы, да и я достойно выступила на конкурсе "Самый к...

Час общения "Каждый ,право, имеет ПРАВО..."

Час общения "Каждый, право, имеет ПРАВО..."   Цель:Расширить и обобщить правовые знания обучающихся о своих правах, обязанностях, ответственности; способствовать развитию интереса к правовым...

“Каждый ребёнок имеет право”

разработка классного часа в 6-8 классе по правам ребенка....

Конспект подгруппового занятия по коррекции ФФНР у детей с псевдобульбарной формой дизартрии (1 класс) ТЕМА: Звуки [с] и [з]. Этап дифференциации звуков [с] и [з]. ТЕМА: Звуки [ с ] и [ з ]. Этап дифференциации звуков.

Конспект подгруппового занятия по коррекции ФФНР у детей с псевдобульбарной формой дизартрии(1 класс)ТЕМА: Звуки [с] и [з].Этап дифференциации звуков [с] и [з]....

Сценарий «Память... Она имеет начало, но не имеет конца»

Памят                 Память,,, Она имеет начало, но не имеет конца. Вот уже 70 лет нет покоя вернувшимся, ибо каждый из них повторяет: "Я остался в ж...

Игра для выделения гласного звука в начале слова (кроме звука Ы) и соотнесения звука с графическим символом гласного звука (по Бардышевой)

Цель: научить детей выделять первый гласный звук в слове и соотносить звучащий гласный с символом гласного звука.Инструкция: "Надави" голосом на первый звук (как я: аааангел). Какой звук ты ...