Тема: "Дискусиия" (11 кл, учебник А.И Власенкова, базовый уровень)
учебно-методический материал по русскому языку (11 класс) по теме
На данном уроке учащиеся знакомятся с правилами участия в дискуссии, работают по статье В. Распутина "Ищите женщину", готовятся и участвуют в дискусии по теме "Роль женщины в современном обществе".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Уроки № 26-27
Тема: Дискуссия.
Задачи: познакомить уч-ся с правилами участия в дискуссии, приёмами дискутирования; сформировать начальные умения дискутировать, отстаивать свою точку зрения.
ХОД
I. Проверка дом. задания.
1) Устные выступления с соблюдением правил публичной устной речи: « Языковые и композиционные особенности устного публичного выступления» и «Как подготовиться к устному выступлению».
2) Анализ и оценка учащимися качества выслушанных сообщений с учётом требований, предъявляемых к устному публичному выступлению (оцениваются и выступления, и анализ).
3) Заслушивание толкований лексических единиц публицистического стиля (упр. 176), обсуждение, уточнение толкований.
4) Проверка упр. 183; уч-ся записывают в свои рабочие тетради наиболее удачные, яркие примеры.
II. Дискуссия.
1. Дискуссия - одна из важнейших форм коммуникации, метод решения спорных проблем и своеобразный способ познания. Она позволяет лучше понять то, что не является вполне ясным, не нашло убедительного обоснования.
Дискуссия - это серия утверждений, которые высказываются по очереди несколькими лицами. Цель дискуссии - достигнуть определённого согласия её участников по дискутируемому вопросу.
Дискуссию не надо путать с полемикой, цель которой не достижение согласия, а победа одной из спорящих сторон, утверждение одной из точек зрения.
2. Чтение материала учебника на стр. 167. Запись «Правила ведения дискуссии»:
Правила ведения дискуссии
- Критикуй не оппонентов, а их идеи.
- Цель дискуссии не в определении победителя, а в консенсусе.
- Все участники должны быть вовлечены в дискуссию.
- Выступления должны проходить организованно, с разрешения ведущего.
- Каждый участник должен иметь право и возможность высказаться.
- Обсуждению подлежат все без исключения позиции.
- В процессе дискуссии участники могут изменить свою позицию под воздействием фактов и аргументов.
8. Подведение промежуточных и конечных итогов необходимо.
3. Попробуем составить для самих себя руководство «Памятка участнику дискуссии»:
Памятка участнику дискуссии
- Прежде чем выступать, определи четко свою позицию.
- Проверь, правильно ли ты понимаешь суть проблемы.
- Внимательно выслушивай оппонента, затем уже излагай свою точку зрения.
- Помни, что лучшим способом доказательства или опровержения являются бесспорные факты.
- Не забывай, что лучшим способом убедить противника является четкая аргументация и безупречная логика.
- Спорь честно и искренне, не искажай мыслей и слов своих оппонентов.
- Говори ясно, точно, просто, отчетливо и своими словами, а не по «бумажке».
- Имей мужество признать правоту оппонента, если ты оказался не прав.
- Никогда не навешивай «ярлыков» и не допускай уничижительных высказываний, перепалок, высмеивания.
- Заканчивая свое выступление, подведи итоги и сформулируй выводы.
III. Работа с текстом статьи В. Распутина «Ищите женщину» по заданию, данному к статье.
Фрагмент из статьи В. Распутина «Cherchez la femme» (Ищите женщину)
Жертвенность и целительность сердца были настроением женщины и в просвещенных кругах вплоть до середины и даже за середину прошлого века, о чем свидетельствует русская литература, всегда умевшая чутко уловить внутренние общественные звуки. Ольга Ильинская надеется победить лень Обломова, Вера у Гончарова же в «Обрыве» рассчитывает смягчить губительный нигилизм Марка Волохова, Соня Мармеладова у Достоевского, готовая на все, чтобы спасти от отчаяния Раскольникова, по бескорыстному сложению своей нравственной фигуры достойны памятника; коли и литературным героям дарованы теперь эти почести – чей еще образ мог бы служить указанием на величие женщины!
(…) От женщины в обществе всегда зависело так много, и роль ее настолько особенна, что мы еще по-настоящему и не заглянули в эту роль и, быть может, чувствуем ее только интуитивно. Мы все ждем чего-то от женщины, каких-то желанных изменений и, не дождавшись, не дав себе даже труда осознать, чего мы ждем, снова и снова не удерживаемся от саркастического «ищите женщину» - в каждой отдельности и во всех бедах вместе.
(…) Без малого сто лет назад полностью забытая ныне писательница Н.А. Лухманова выпустила книгу рассуждений и очерков о современной ей женщине под названием «Черты современной жизни». … Вот лишь один отрывок (не забудем, что писано это женщиной): «Душа, мысль и спокойствие исчезли с лица современной женщины, а с ними исчезла и духовная прелесть, составляющая настоящую красоту женщин. Тревога, жадность, неуверенность в себе, погоня за модой и наслаждениями исказили, стерли красоту женщин. Прибавьте к этому чуть не поголовное малокровие, нервозность, доходящую до истеричности, фантазию, граничащую с психопатией, и новый бюрократический труд, к которому так стремится современная женщина…» - и – «…глядя на портреты прабабушек, говоришь: «какие красивые лица». Любуясь витриной модного фотографа наших дней, восклицаешь: «какие хорошенькие мордочки». «Это зло, - подхватывает Розанов, - и слишком (…) Ибо какова женщина, такова есть или очень скоро станет вся культура».
«Миротекущая» - так издавна называли женщину. Призванная давать жизнь, она призвана была создавать вокруг себя такие условия, такой мир, чтобы произведенная ею новая жизнь могла развиваться правильно. Охранительность – вот сущность женщины. Уют, тепло, ласка, умерение, утоление, верность, мягкость, гибкость, милосердие – вот из чего женщина состоит. Окормление семьи, оприятие мужа, воспитание детей, добрососедствование – круг ее забот. (…) Главой семьи считался мужчина, но вела семью женщина, и как бы ни была она в прошлом унижена и угнетена, ее роль в доме всегда признавалась значительней. (…) …роль женщины по складу характера … - жертвенная. «Но я другому отдана, я буду век ему верна», - ее судьба, и от брака по любви, от жизни, от которой она получала, а не отдавала, она чувствовала как бы неудобство, вину, потому что привыкла добиваться благополучия по капле. «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет», - и это в характере русской женщины, но основная ее служба была в целительности сердца. Это служба скрепляющего раствора в любой кладке, которая без раствора развалится, и это служба тыла в любом продвижении вперед, которое без тыла провалится.
(…) Смысл всяких потрясений за последние века заключается в жажде требовать и брать силой после того, как начинают давать, в неумении удовлетвориться необходимым и нежелании отдавать труды, чтобы безболезненно осваивать достигнутые свободы, прежде чем добиваться новых, в буйной страсти к полной развязности, к языку ультиматумов и бомб. Словно бешенством заболевает общество и, пока не перебесится, пока не нанесет себе страшного урона, не захочет принять никаких уступок, уступки лишь разжигают его ярость, а захватив в конце концов все, удовлетворив свою страсть, когда наступает время созидания, оказывается неспособно к нему и небрежно. (…) Раскрепощенная и свободная от старых пут, вышедшая из тесных четырех стен и взошедшая на самые верхи общественной пирамиды, плотной государственной массой шагающая по утрам равноправно с мужчинами в цеха, лаборатории, стройки и учреждения, соперничающая с ним умом и мускулами, громкая, целеустремленная, активная, передовая – она, следовало ожидать, должна быть счастлива: нет ни одного занятия, ни одного мужского подвига, которые бы остались для нее недосягаемыми.
(…) Женщину совратили публичной значительностью (…); духовность она заменила социальностью, мягкость и проницательность особого женского взгляда – категоричностью, женственность – женоподобием, материнство – болезненным детоношением…, семейственность – непрочными связями. (…) Женщина все заметнее превращается в функцию, слагаемое… Реальность погоняет ее на службу за рублем, в детсад за ребенком, в очередь за молоком, и «неделя как неделя» одна за другой промелькивают перед нею в жилистых социальных усилиях по инерции продолжающегося самоутверждения. Редко слышит она: «любимая», «родная», «единственная», а все больше: «гражданка», «партнерша», «мужичка». (…)
Задание:
На основе данной статьи подготовьте рабочие материалы для участия в дискуссии о роли женщины в современном обществе.
Для этого разделите лист тетради на две половины: в первой - записывайте мысли, ёмкие по содержанию обороты, отдельные слова, которые вам потребуются для раскрытия «главного и великого призвания» женщины; во второй - мысли, слова, обороты, которые потребуются при характеристике «неприглядного портрета» современной женщины.
На отдельной странице коротко запишите те мысли, которые подсказывают выход из создавшегося положения, те требования к женщине, которые оздоровят общество.
IV. Дискуссия на тему «Роль женщины в современном обществе». Дать оценку выступлений уч-ся в ходе дискуссии.
V. Дом. задание.
1) Упр. 222, 223 (на выбор).
2) Доп. задание: упр. 224, 225 (на выбор).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовые задания по обществознанию для 10 класса по теме "Общество и человек" (по учебнику Л.Н.Боголюбова. Базовый уровень).
архив содержит три варианта тестовых заданий по обществознанию для 10 класса по теме "Общество и человек" (по учебнику Л.Н.Боголюбова. Базовый уровень). тесты составлены по типу ЕГЭ. Архив содержит та...

Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д. Угриновича базовый уровень
Рабочая программа базового курса рассчитана на 1ч. внеделю. Преподавание курса ориентировано на использование учебного ипрограммно-методического комплекса, вкоторый входят:Н.Д. Угринович «Информатика ...

Уроки № 19-20 в 10 классе по Власенкову (базовый уровень)
Тема "Состав слова (морфемика) и словообразование" -2 часа...

Уроки №25-28. Самостоятельные части речи (учебник А. И. Власенкова, базовый уровень, 10 класс)
Уроки № 25-26, 27-28 (продолжение)...

Уроки №48- 49. Текст. Признаки текста. Межфразовая связь. Типы речи (учебник Власенкова, базовый уровень, 10 класс)
На уроках повторяются и расширяются понятия о тексте....

Календарно -тематическое планирование по информатике и ИКТ (РАСШИРЕННЫЙ КУРС) для 10-11 класса на основе учебника «Информатика и ИКТ». Базовый уровень учебник для 10 класса/ Н. Д. Угринович
Некоторые темы, присутствующие в кодификаторе ЕГЭ в нем либо отсутствуют, либо представлены недостаточно. К числу таких тем относятся: системы счисления, логика, алгоритмизация, программир...